Ворон

Незадолго до рассвета А. проснулся на диване в своей квартире на 21-м этаже высотной башни. Его разбудил громкий и резкий звук хлопающих крыльев. Открыв глаза, А. с изумлением обнаружил на окне огромного черного ворона, который, поблескивая бусинами глаз, смотрел на него. Ворон, словно был здесь хозяин, спрыгнул с подоконника на паркет и прошагал на середину комнаты. А., как будто под гипнозом, неотрывно глядел на ворона. Наконец птица пронзительно и пугающе каркнула и сквозь это карканье понеслась хриплая речь. «Эй, ты, найди жену себе до заката, а если не найдешь, то, вернувшись в дом, больше не выйдешь отсюда». Ворон умолк, и внимательно смотрел на А. Видимо, ворон почувствовал, что произвел необходимое воздействие, потому что через минуту он опять закаркал: «Отправишься в город и найдешь жену себе, и родится у вас ребенок». Птица замолчала, принялась изучать обстановку комнаты, бесцеремонно прошествовала к журнальному столику, заглянула под шкаф и наконец снова вспорхнула на окно. Там ворон оглянулся, и хрипло произнес, как будто прежнего было недостаточно: «Не выйдешь!». Прокаркал и улетел, исчез, превратившись в точку на фоне сереющего неба. «Черт! – подумал А. – Разве такое бывает?».

Уснуть он уже не мог, и до самого восхода размышлял над этим диким происшествием. Когда взошло солнце, А. оделся, выпил чаю и вышел из дома. У него не было никакого ясного плана, и он решил заговаривать с каждой женщиной, которая ему встретится. В истинности слов ворона он почему-то не сомневался, к тому же вещие птицы не обманывают.

Хотя город был большой, А. долгое время шел по пустым улицам и никто не встречался на его пути. Возможно, это был слишком ранний час и воскресенье, но людей на улице не было совершенно. «Странно, город как будто вымер!» – подумал он. Задача ворона казалась ему невозможной, но он старался не думать об этом и продолжал свой путь. По прошествии часа А. наконец увидел в конце широкого проспекта одинокую женскую фигуру. Эта первая женщина была довольно интересной. Она сидела под каштаном на лавочке в белом плаще и с распущенными длинными волосами. А. подошел к ней, улыбнулся и занял место рядом, попробовав заглянуть ей в глаза. Женщина ничего не ответила и продолжала смотреть куда-то в синее небо.
– Можно спросить вас, – обратился к ней А. – Кого вы там высматриваете?
Женщина помолчала, а потом повернулась и с серьезным лицом произнесла:
– Я жду аппарат, который заберет меня отсюда.
Ответ женщины показался А. странным.
– И как выглядит этот ваш аппарат? – спросил А, тоже всматриваясь в небо.
– Я этого не знаю. – произнесла женщина в белом и замолчала.
А. не знал, как продолжить разговор, пауза затянулась.
– Вам что здесь не нравится? – спросил наконец А.
– Нет. Как может здесь вообще что-то нравится! – возмутилась женщина.
Она становилась все более нервной, впрочем эта нервность даже делала ее привлекательной.
– Вообще-то мне здесь многое нравится, – сообщил А. – Не все, конечно, есть одна вещь, которая мне не нравится – визиты черных птиц по утрам – но я бы не хотел, чтобы меня отсюда кто-то забирал.
Женщина окинула А. таким взглядом, словно столкнулась с полным идиотом, и снова уставилась на пустое небо. А. почувствовал себя очень неуютно. Он все же решил попытаться в последний раз:
– Простите, а что вы будете делать, если ваш летающий аппарат не прилетит?
На этот раз женщина ничего не ответила и даже не взглянула на А., по-видимому, решив просто игнорировать его.

«Странно, – думал А., продолжая свой путь по широкому пустому проспекту, – эта женщина ждет чего-то, чего она не знает. Может быть, ей просто ничего здесь не нравится?». Когда солнце было уже высоко и начинало жарить, А. был возле реки, которая протекала через центр города. По дороге он так больше и не встретил ни одной женщины и надеялся, что как раз возле реки в этот полуденный зной ему повезет. Но его ожидания не оправдались, потому что набережная была совершенно пуста. Только в одном месте он заметил седого рыбака, который неподвижно замер у перил. Казалось, что река тоже остановилась, и поверхность воды стала напоминать зеркало пруда. Было душно и жарко. Утомившись, А. присел на каменных ступеньках парапета и загрустил. Он смотрел на отражения облаков на воде, как вдруг у его ног прошла рябь, и из воды вынырнула небольшая шляпка. Это удивило А., который вообще стал думать, что оказался в каком-то дурном и бесконечном сне, который еще к тому же и не ему снился, однако в следующий момент за шляпкой возникла очаровательная женская головка со светлыми локонами. Осмотревшись вокруг, женщина подплыла к парапету и выбралась из воды, мельком взглянув на А. Перед ним предстала русалка в пестром купальнике и набедренной повязке. Она была очень красива, тело ее поблескивало от капель и переливалось в лучах солнца. Ее изящный хвост чуть подрагивал. А. забыл про свою усталость.
– Простите, – он не знал, как начать, – вы здесь живете?
Русалка игриво посмотрела на него и в свою очередь поинтересовалась:
– Что значит здесь?
– Ну, я хотел сказать здесь, в реке.
– Вообще-то я живу в море, – ответила русалка, – а сюда приплыла по одному делу.
– Знаете, – сказал А. – вы очень красивая!
– Спасибо, – ответила морская женщина и улыбнулась.
А. был уже готов воспринять как будущую жену даже и русалку, потому что она все таки была женщина и притом красивая.
– Сегодня я уже встречал одну женщину, – продолжал он, – но она не захотела со мной говорить, потому что ждала летающий аппарат, который должен был ее отсюда забрать, а вы со мной говорите.
Он улыбнулся и посмотрел на ее упругий хвост:
– Знаете, я хотел бы пригласить вас куда-нибудь, – вдруг воодушевившись, сказал А.
– Это интересно, – пропела русалка, – ну, пригласите меня. Только учтите, я не могу надолго покидать воды.
А. посмотрел на нее и задумался.
– А знаете, я мог бы принести нам сюда чего-нибудь выпить и поесть.
– Это неплохая идея! – согласилась русалка.

А. быстро пересек набережную и на соседней улице зашел в кафе. Там он купил два стаканчика кофе и пирожные. Вернувшись на набережную, он застал русалку снова в воде. Облокотившись на нижнюю ступеньку, она наполовину возвышалась над поверхностью реки, и поджидала А. Расстелив две салфетки на гранитной плите, он поставил пирожные и стаканчики на краю и сам сел рядом.
– У меня есть квартира, – сказал А., отхлебывая кофе. – Конечно, я хотел бы пригласить вас к себе в гости, но только я не знаю, как вы сможете туда подняться, ведь вам без воды никак нельзя.
– Да, – ответила женщина, – это абсолютно невозможно! Но зато вы сможете приходить сюда по вечерам и грустить обо мне.
А. удивленно посмотрел на нее.
– Но я не хочу о вас все время грустить, – проговорил он, – вы мне нравитесь, и я хотел бы, чтобы мы жили вместе.
– Это никак не может быть, – ответила русалка, – ведь я не могу жить на суше, а вы в море. Зато, вы каждый день можете приходить сюда, а я буду знать, что вы обо мне грустите. Представляете, кто-то там на берегу любит вас!
А. задумался.
– А как же мы будем с вами видеться? – спросил он.
– Раз в году я буду приплывать сюда. Только я не могу вам сказать точно, в какой именно день, потому что все зависит от погоды.
А помолчал, держа свой кусок торта в руке.
– Но ведь это очень мало, и потом тогда вся наша с вами жизнь превратится в постоянную грусть.
– Совсем нет, – возразила русалка, – напротив, я не буду нисколько грустить, если буду знать, что вы меня ждете здесь и любите. Это же так прекрасно!
А. снова задумался.
– Да, только тогда грустить буду я, потому что если из двоих тоскует только один, то он должен грустить за обоих.
– Это верно, но вы можете притвориться, что грустите, а на самом деле будете радоваться, вам только нужно будет при нашей встрече опустить глаза и сказать, что вам было без меня очень плохо. Этого совершенно достаточно.
– Нет, я не умею делать вид, – сказал А., поднимаясь с гранитной плиты, – я могу либо радоваться, либо грустить, по-настоящему.

Продолжая свой путь по пустынным улицам города, А. думал: «Для этой русалки важно было, чтобы кто-то грустил о ней, и это принесло бы ей удовлетворение. Как мало ей надо! Конечно, я мог бы согласиться и приходить к реке каждый вечер, но ведь для нее все равно, будет ли моя грусть настоящей или вымышленной».

Солнце уже клонилось к закату, но А. так больше и не встретил ни одной женщины. Он был на противоположной окраине города и теперь с опасением думал о том, что должен возвращаться ни с чем. Черный ворон и его слова живо возникли перед ним. А. уже хотел повернуть назад, но прежде решил присесть на скамейку и передохнуть. Он ненадолго прикрыл от усталости глаза, и когда открыл их, то увидел прямо напротив него большую женщину в широком платье наподобие туники, которая с любопытством его рассматривала. Ему показалось, что она была не просто большой, но гигантской.
– Извините, – смутился А. и, подвинувшись, предложил женщине тоже сесть на скамейку.
– Ничего, – ответила женщина бархатистым баритоном и медленно, как дирижабль, опустилась рядом.
Почему-то А. подумал, что лавочка может сломаться. Но лавочка не сломалась, хотя и натужно заскрипела под весом женщины.
– У вас все в порядке? – спросила большая женщина, и добавила: – Мне кажется, вы чем-то расстроены.
– Меня постигла неудача. – стал объяснять А., – Я вышел рано утром из дома, чтобы встретить женщину, но тех, что я встретил, они не могли пойти со мной. Они были красивые, это верно, но одна ждала летательный аппарат, а другая могла жить только в воде. А мне очень нужно было найти женщину. Это долго объяснять.
– Вот как! – с интересом отозвалась большая женщина. – Тогда мы встретились с вами не случайно.
– Наверно, все не случайно... – согласился А., – но почему вы так думаете?
– Потому что эта женщина, которую вы ищите – это я!
И гигантша, подвинувшись вплотную, крепко притянула А. к себе.
– Подождите, – А. попытался отстраниться – если честно мне кажется, вам нужен кто-то другой, я сомневаюсь, что мы подходим с вами друг к другу, – тут он немного замялся, – по размерам.
– Что вы имеете в виду? – обиделась женщина, – Вы что хотите сказать, что я толстая?
– Ну что вы! Я просто хотел сказать, что если рядом с вами посадить такого же большого мужчину, то вы будете выглядеть очень изящно.
– Все это ерунда, – решительно надвинулась на него большая женщина, – размер совершенно не имеет значения!
А. с опаской посмотрел на пустынную улицу.
– Знаете, что, – решился он наконец, – мне нужно идти.
В это время он ощутил, как крепкая рука гигантши опустилась сзади на его воротник.
– Как, – возмутилась женщина, – и после того, как вы меня обидели, вы оставите здесь меня одну?
– Я вовсе не хотел вас обижать, просто, понимаете...
А. рванулся вперед и вдруг каким-то образом выскочил из пиджака, который остался в руке женщины. «Ну и черт с ним!» – подумал он и отошел на несколько безопасных метров:
– Видите ли, я занимаю на этой скамейке не свое место, но ведь кто-то же как раз в это самое время ищет именно вас.
А. резко повернулся и быстро зашагал прочь.
– Стой, мы же еще не договорили с тобой! – кричала она ему вслед.

Пока А. разговаривал с большой женщиной, солнце уже скрылось за домами, и теперь только крыши и облака еще освещались красноватыми лучами. «Эта гигантская женщина совершенно разучилась смотреть, иначе бы она поняла, что люди должны соответствовать друг другу», – думал А, идя по пустой улице. Когда солнце село и наступили сумерки, А. понурил голову. «Что же теперь делать? Ведь я должен был до заката встретить свою женщину, а этого так и не произошло!» Одна мысль крутилась в его голове: «Возвращаться или нет домой?».

Когда уже ночью А. доплелся на свою улицу, то чуть не падал от усталости. Здесь фонари были редкие и деревья вдоль дороги утопали во мраке. А. в нерешительности остановился напротив своей башни – подниматься к себе он все же опасался, по крайней мере ночью. Вдруг в тишине он услышал чей-то негромкий всхлип. Звук долетел до него откуда-то из темноты. А. остановился и прислушался. Вглядевшись в черноту между деревьями, он различил очертания какой-то женской фигуры в платье. Он снова, уже более отчетливо, расслышал вздох. А. подошел ближе – возле дерева стояла стройная девушка. Когда она подняла голову, то на ее глазах блеснули слезы.
– Что случилось, почему вы плачете,? – спросил он.
Почему-то А. вдруг забыл про свою усталость и неудачи.
– Где-то потеряла ключ от квартиры, – ответила девушка, – и теперь, кажется, придется ночевать на улице.
– Никого у вас нет дома, чтобы открыть вам? – спросил А.
– Нет, никого.
– Я помогу вам отыскать ключ. – решительно заявил А., – Где вы его потеряли?
– Я не знаю. – пролепетала девушка, – Возможно совершенно не здесь.
– Да, уж, – заметил А., – если не знаешь, где что-то потерял, то не знаешь и где искать.
Он присел и стал шарить рукой в траве.
– Вряд ли можно найти что-то в такой темноте! – проговорила девушка.
Она уже не плакала, это, видимо, была всего лишь минутная слабость. Они вышли на свет фонаря, и А. всмотрелся в ее лицо. Странным образом, разглядывая девушку, он перестал думать, что сейчас уже ночь, что еще пять минут назад он падал от усталости, что он не исполнил предписания этой наглой птицы, и что стало быть, он, зайдя теперь в свой дом, уже никогда не выйдет из него.
– Знаете что, – начал он вдруг, – а ведь я тоже не могу попасть к себе домой, хотя мы и стоим прямо перед ним.
– Вы что тоже потеряли ключ?
– Нет, не совсем, ключ у меня есть, но дело в том, что со мной приключилась одна странная история с вороном и теперь я не очень-то хочу попадать домой, хотя и могу это сделать. Только я не знаю, как мне быть, потому что у меня все вещи там, – он показал рукой куда-то наверх.
– С вороном? – удивилась девушка, – Что это значит?
А. посмотрел на нее и вдруг почему-то подумал, что не встречал за всю жизнь более красивой женщины.
– Это довольно странное происшествие, и я боюсь, вы сочтете меня сумасшедшим...
– Ничего, рассказывайте! – приказала девушка.
А. вкратце рассказал ей все, что с ним произошло: про ворона, который прилетел на окно ночью, про поиски, про женщину, которая ждала летательный аппарат, про русалку и женщину-гигантшу, от которой ему удалось спастись, и наконец про то, как он услышал плач в темноте, когда подошел к дому.
– Теперь я не знаю, как быть. Если верить этой чертовой птице, то, зайдя в квартиру, я уже не смогу из нее выйти, а это очень меня пугает. Как вы думаете, сколько я смогу продержаться там без еды?
Девушка неожиданно засмеялась.
– А почему вы вообще доверяете этому вашему ворону? Кто он такой? С чего вы взяли, что он сказал вам правду? Вас вообще, как я вижу, легко обмануть!
А. действительно почувствовал себя глупо.
– Но ведь, это может оказаться правдой, и что тогда? – начал объяснять он.
– Знаете что, – заявила девушка, – давайте поднимемся к вам, вы откроете дверь и потом сразу же выйдете назад. Вы сами увидите, что не стоит доверять всяким вещим птицам. Да она вообще вам не приснилась ли?
– Все может быть, – почему-то неуверенно ответил А.

Вдвоем они поднялись к нему на этаж. Он был по-прежнему уверен, что дверь его квартиры, впустив его, уже не откроется перед ним дважды, но почему-то рядом со своей спутницей он перестал испытывать страх умереть от голода в собственной квартире или бояться альтернативы превратиться в бомжа. Вернее, ему вдруг стало это все равно.
– Ну, вот, открывайте! – проговорила она.
Они стояли перед его дверью. На площадке, как назло почему-то перегорели все лампы и, когда двери лифта закрылись, вокруг воцарился полумрак. А. поколебался, с трудом вставил ключ в замочную скважину, дважды повернул против часовой стрелки и наконец толкнул дверь вперед. Внутри было темно и пахло деревом.
– Вы что, боитесь? – голос девушки вывел его из минутного оцепенения.
– Нет! – он тряхнул головой и шагнул в черноту прихожей.
Девушка чуть помедлила на пороге, и этого было достаточно А., чтобы тут же рывком захлопнуть перед ней дверь. Он оказался в полной темноте, но за дверью чувствовал ее присутствие.
– Знаете, – А. повернулся к двери, – я подумал, что не стоит вам заходить вместе со мной, черт его знает эту птицу! По крайней мере вы будете в безопасности.
– Да, что вы за человек! – глухо возмутилась за дверью девушка – и вдруг добавила – Трус!
Он рывком распахнул дверь. Она стояла перед ним и смотрела прямо на него.
– Я не трус, я просто не хотел, чтобы с вами что-то случилось.
Он перешагнул обратно через порог и тут же замолчал.
– Вот видите! – она засмеялась и ее смех заполнил темноту комнат.

Вдвоем они зашли в квартиру. А. нащупал на стене выключатель, и прихожая осветилась желтоватым светом. Только теперь он вдруг понял, какое напряжение испытывал до сих пор. Сам не зная почему, он тоже стал смеяться. Их смех облетел комнаты, разбудив каждый предмет в шкафах и на столах. От хохота у них обоих выступили на глазах слезы, а они все не могли остановиться. Он повалился на пол возле ее ног, ему не хватало дыхания, но он все продолжал хохотать. Она тоже опустилась на пол. Они умолкли. Он лежал на полу, рядом с ней. Он ощутил запах ее пота, который показался ему сладким, так что ему вдруг захотелось лизнуть ее подмышкой.

Перед самым рассветом, когда они, обнявшись, спали на диване под шерстяным пледом, на балкон опустился черный ворон. Он важно прошагал по плиткам, неторопливо почистил перья, что-то проворчал и перепрыгнул через порог в комнату. Минуту он прохаживался возле открытой двери, крутил головой, а затем с шумом расправил крылья и улетел прочь. На бледном небе еще некоторое время чернел его силуэт, но вскоре, превратившись в крохотную точку, исчез совсем.

© Андрей Троицкий


Рецензии