Человек в мире животных

Человек в мире животных
(мой зоопарк)

"Век живи, век учись!". Мне  не верилось раньше и не хотелось бы верить сейчас в справедливость концовки этой сентенции: "а дураком помрешь..." Неужели опыт мировой цивилизации, освоенный человеком (индивидуумом) не гарантирует ему приобретение здравого смысла в его повседневной деятельности? Дитя природы, "человек разумный", с самого первого дня рождения проходит несколько стадий взросления, этапов  обучения наукам и искусствам, чтобы обеспечить себе и обществу комфортную жизнь.
Для меня до сего времени остается загадкой этот пессимизм: начать "за здравие", а кончить "за упокой." Да, все рождается и умирает. Но все в природе уравновешено: смерти противостоит новое рождение:

Я принимаю жизнь простой моделью мира -
борьба добра и зла в ней основной фундамент
при равновесии разнополярных сил.
Известный физик нам давно провозгласил:
"Любому действию равно противодействие."

Эта формула, третий закон Ньютона, справедлива для всего мироздания, неопровержима для всего живого на планете Земля. Она становится известной на самой ранней стадии обучения человека. Может поэтому быстро забывается? К такому выводу я пришел, ознакомившись с интервью генерал-полковника, эксперта в области геополитики Леонида Ивашова в Доме книги "Молодая гвардия" 1 октября текущего года. Отвечая на вопросы по тематике книги "Опрокинутый мир"  и будет ли его продолжение, автор заявил, что в этом произведении есть раздел "Зачем человек планете Земля". В новой книге "Утраченный разум" он и попытается ответить на этот вопрос.
       Мне думается, что  предварительное название будущей книги раскрывает как раз содержание ответа на мой вопрос. Да, человек явился миру разумным существом. Но в силу разных обстоятельств, на разных этапах своего существования происходит утрата разума.
Но эта первая, на мой взгляд, не самая главная причина, видимая невооруженным взглядом. Ведь жизнь продолжается благодаря появлению выдающихся личностей, создающих препятствия для конечной утраты разума и, наоборот, условия для развития цивилизованного человеческого общества.

В этой связи Леонид Ивашов приводит конкретный пример гениев человечества, которые предотвратили планетарную катастрофу  победой здравого смысла во Второй мировой войне. Это Сталин и Рузвельт, преодолевшие разногласия в принципах социального устройства государств для обуздания идеологии фашизма. Он даже не упоминает Черчилля, третьего представителя "Большой тройки" политиков, создавших устойчивую систему противовесов в послевоенном мире. Причина проста: Уинстон Черчилль после смерти Сталина и Рузвельта сразу примкнул к развязанной США политике "холодной" войны. То есть противостояния двух мировых систем. Это стало началом деградации мирового сообщества.

Деградация личности и общества известна в истории человечества с древнейших времен. Она явилась причиной исчезновения с лица Земли наций, отдельных стран и целых цивилизаций. Мне представляется   интересным провести параллели изменения видов и причины их исчезновения в мире животных. В основе существования животного мира лежит инстинкт продолжения рода. Инстинкт обеспечивает совершенный по замыслу и исполнению цикл рождения нового индивида, его взросления и замены по мере старения и смерти. Человек всего лишь представитель этого мира. Но в отличие от него наделен не инстинктом, а разумом. И потому возомнил себя  царем природы, которому позволено все. Даже нарушение ее законов.

У зверя есть чутье, у человека – чувство,
но зверя он всегда готов убить
лишь спорта ради, может быть, искусства,
чтоб шкуру зверя на пол постелить.
У зверя есть инстинкт. И он сильнее чувства -
потомству жизнь свою дарить.
За самку биться злобно и искусно,
но, победив, соперника щадить.
Инстинкт давно утрачен человеком.
Он может однополого любить.
И не родив дитя, моральный он калека,
пытается природу извратить.

Рассмотрим отдельные примеры последствия таких нарушений. За ними далеко ходить и открывать Америку нам не придется. Всем известно трудолюбие муравья или пчелы. Но не все знают как они живут. Видимый человеку хаос пчелиного роя или муравейника подчинен строгому ритуалу продолжения рода. В отличие от современных жилых небоскребов-человейников, где человек или семья поневоле живут в самоизоляции. Привожу пример пчелиной семьи:

        - Что есть пчелиная семья?
        Одна матка, до ста тысяч рабочих пчел (10 - 15 тысяч зимой) и несколько сотен или тысяч трутней... Единственное назначение матки в улье - кладка яиц (летом до двух с половиной тысяч в сутки. Трутни тоже при деле - "партнеры" матки для оплодотворения яиц. Матка живет от пяти до восьми лет. Рабочие пчелы от 30 до 40 дней. А когда цветут медоносы , вдвое меньше. Старые рабочие пчелы, перегруженные медом и пыльцой, с трудом добираются до летка. Если положить их в леток, они все равно уползут прочь чтобы умереть где-нибудь в стороне и не мешать молодым рабочим пчелам. У молодых жесткий график и строгое распределение обязанностей: чистка ячеек, кормление личинок и матки, создание сот.
        Пчелы-кормилицы за шесть дней своей ответственной работы кормят каждую личинку восемь тысяч раз! Пчелы-труженицы улетают за взяткой за несколько километров от улья. За лето пчелиная семья выделяет три и более килограмма воска и собирает до 150 килограммов меда, из которых до 100 кило уходит на прокорм самих пчел.

Когда пчелиная семья лишается матки, многие тысячи возбужденных пчел, встревоженные, бегают по улью. Тогда рабочие пчелы обеспечивают появление новой матки. Семья, лишенная матки, гибнет. Ибо врагов и негатива у нее больше, чем позитива. В том числе и человек, изымая плоды труда и сокращая ареал растений-медоносов в результате хищнического природопользования.

Еще сложнее система жизнедеятельности муравейника, обеспечивающая восстановление и продолжения рода. Она настолько сложна, что ученые не имеют однозначного определения способа строительства муравейника. Как, например, молодая самка рыжего лесного муравья закладывает новое гнездо? Опыты показали, что сама она без посторонней помощи не в состоянии построить временное убежище и развести в нем потомство. Она утратила необходимые для этого инстинкты и навыки. Почему же не прекратился тогда род рыжих муравьев?

        Ответ оказался прост: у молодой самки есть множество вариантов поселиться в другом уже имеющемся муравейнике,  даже там, где есть своя яйцекладущая самка. Это странное явление, названное учеными "адопция", то есть "усыновление". Имеются обширные источники описывающие неисчерпаемые способы подобного "разноплеменного содружества" и "взаимопомощи". Особенно интересны примеры приспособленности муравьев "доить" всех "гостей" и "примаков", не утруждая себя поисками пропитания. Они же усердно трудятся на строительстве муравейника, получая за это определенные услуги. "Типовой проект" муравейника предусматривает все условия для воспроизводства потомства, которое обеспечивает самка, откладывая до семи миллионов яиц.
 
        Нельзя при этом не упомянуть, что кроме работяг-муравьев есть разновидности хищников и муравьев-амазонок. У последних саблевидные челюсти служат превосходным оружием. Из-за них же амазонки лишились многих функций жизнеобеспечения:  не могут они ни строить, ни личинок воспитывать, ни добывать провиант. Не способны даже себя накормить. Кормят их чужеродные муравьи-помощники, которые живут в одном гнезде с амазонками. Они же выполняют все другие работы. На  попечении этих воинов лишь охрана гнезда и добыча новых работников. Если их изолировать от помощников, то они быстро умирают от голода, даже при наличии пищи. Ученые предполагают причиной этого утрату амазонками соответствующего инстинкта.

        И самый интересный для сравнения с человеком вид - бродячие муравьи. Все живое в панике бежит от них, даже люди, перед их походными колоннами. Кто может, спасается бегством. Кто не сможет, того ждет лютая смерть. Но и бегство не всегда помогает. Некоторые походные армии муравьев растягиваются почти на километр и наступают подобно тысячам "бешеных волков, идущих лавиной". Откуда и куда они идут? Их путешествия достойны отдельного описания. Но достаточно сказать, что воспроизводство потомства и у них обеспечено при любых походных условиях.

Пора, однако, подвести итоги. Зачем человек планете Земля? На этот вопрос, мне думается, однозначного ответа нет. Так же, как нет на подобный вопрос по любому виду живой природы. Все они представляют собой единую цепочку, каждый являясь составной частью целого. Но разум дан только человеку. И конечно же не для того, чтобы потеряв его, уничтожить себя и даже планету. Леонид Левашов как раз и предупреждает об этой опасности:

- Разум был когда-то заложен в потенциале, его развивали в процессе труда. Сегодня же идут обратные процессы на всех уровнях, и это вот страшно. Мы теряем интеллект как производное высшего небесного разума. Лучшие умы человечества сейчас заняты или созданием новых видов оружия массового уничтожения, или разработкой маркетинговых уловок, чтобы лучше продавать товар. Если не свернуть с этого пути...  нас всех ждёт гибель.

Позволю себе еще одну цитату. Авраам Линкольн, 16-ый президент США, видел подобную опасность и незадолго до своей гибели предупреждал:

- В недалеком будущем наступит перелом, который крайне беспокоит меня и заставляет трепетать за судьбу моей страны... Приход к власти корпораций неизбежно повлечет за собой эру продажности и разложения в высших органах страны, и капитал будет стремиться утвердить свое владычество играя на самых темных инстинктах масс, пока все национальные богатства не сосредоточатся в руках немногих избранных, - а тогда конец республике.

Сегодня мировой капитал это владычество утвердил.

Мне же представляется, что уже появились первые признаки осознания мировым сообществом подобной угрозы. Об этом свидетельствует понимание опасности однополярного мира, который переживает сейчас не лучшие времена.


PS:  Статья написана с привлечением фрагментов текстов по книгам Игоря Акимушкина "Мир животных".


Рецензии