Универсум зеркала

У одной женщины в доме было старое и большое зеркало. Женщина была одинокой, ни детей, ни мужа у нее не было. Зато были три кошки, которые и составляли все ее общество. Зеркало было таким же старым, как дом, и никто не знал, когда его повесили в прихожей. С виду это было совершенно обычное зеркало, разве только стекло, толстое и в мелких трещинках, навевало мысли о кринолинах, каминах и париках. Однажды зимой женщина тяжело заболела, так что даже не могла кормить своих кошек, которые жалобно мяукали, бродя по пустым комнатам. И вот на пятый день, как женщина слегла в постель, в дверь дома постучали. Женщина удивилась, ведь ее уже несколько лет никто не посещал, и решила, что не будет вставать с кровати и спускаться на первый этаж, чтобы узнать, кто стучится в дом. По-видимому, так и не дождавшись ответа, гость ушел, однако на следующий день примерно в то же время в дверь снова постучали. На этот раз, решив поинтересоваться кто это, женщина встала с кровати и спустилась вниз. Когда она открыла входную дверь, на пороге никого не было. «Странно! – подумала женщина».

На следующий вечер повторилось то же самое. Женщина отчетливо слышала стук, но, спустившись, вновь никого перед дверью не обнаружила. «Это уже переходит всякие границы! – воскликнула она. – Наверное это соседские мальчишки решили досаждать мне». Эта мысль успокоила ее, однако ненадолго, потому что как только она добрела до спальни и уже села на кровать, внизу вновь постучали. «Ну, нет! – сказала она сама себе, – в доме есть звонок, а они упорно продолжают стучать. Варвары!». Но стук продолжался и продолжался, так что наконец женщина не выдержала и стала тихо спускаться с лестницы. Стараясь не шуметь, она на цыпочках подкралась к двери и насколько могла резко распахнула дверь. Ветер и снег ударили ей в лицо. Перед ней по-прежнему никого не было. С досады она громко хлопнула дверью, выругалась и уже собиралась подняться по лестнице, как вдруг заметила в большом зеркале в прихожей нечто совсем несуразное. Там отразилась фигура маленькой девочки в кремовом платье с кружевами. Лишь на секунду обернувшись, девочка побежала куда-то вглубь и скрылась за стеной. Женщина остановилась как вкопанная, не зная, что ей делать. Никакой девочки в прихожей рядом с ней не было, да и не могло быть! Женщина подождала, всматриваясь то в прихожую, то в ее отражение, потом подошла и тихонько дотронулась до зеркала. При этом не произошло ничего особенного, и ее шершавые пальцы уперлись в прохладную стеклянную поверхность. Покачав головой, женщина поковыляла наверх, но на третьей ступеньке вдруг оглянулась. Когда ее взгляд опять упал на зеркало, она тут же застыла на месте: там отражалась все та же девочка в кремовом платье и не просто отражалась, а пристально и даже с каким-то укором смотрела на нее, при этом в реальной прихожей ее не было, в чем женщина несколько раз удостоверилась, внимательно оглядев пространство вокруг себя. Женщине показалось, что так прошел час. Некоторое время девочка изучала ее, но едва женщина сделала шаг в сторону зеркала, как та повернулась, вприпрыжку побежала куда-то вглубь и скрылась там, где кончался коридор.

С этих пор женщина стала десять раз на дню подходить к зеркалу и ждать, не появится ли там снова маленькая девочка. Два дня по ту сторону зеркала не происходило ничего, но на третий девочка появилась. Теперь она уже, кажется, узнала женщину, по крайней мере она не убежала, как раньше, когда та подошла ближе. Женщине эта девочка показалась знакомой, хотя она и не могла вспомнить, где же она ее видела.

Через несколько дней зеркальная девочка настолько привыкла к женщине, что позволила себе притащить откуда-то резиновый мяч и принялась весело играть с ним. Она со всей силы ударяла его о пол и смеялась, когда мяч подпрыгивал над ее головой. Впрочем, женщина не слышала смеха, и все происходило как в немом кино. Пока женщина наблюдала за игрой девочки, ее неожиданно посетила догадка: она стала признавать в этом ребенке саму себя, и чем дольше она смотрела, тем сходство становилось очевиднее. «Это что же значит? Что я вижу саму себя в прошлом? – подумала женщина». Ее охватила тоска, которая с каждой минутой становилась все мучительнее. Девочка же в зеркале, напротив, шалила и заливалась смехом, так что женщина даже поймала себе на том, что как будто начинает слышать отдаленный детский смех. Грусть женщины была вполне объяснима, поскольку, наблюдая ребенка по ту сторону зеркала, она ощущала, насколько сама она ужасно стара.

Чтобы не расстраивать себя, она решила больше не подходить к зеркалу. Для нее казалось гораздо спокойнее заниматься кошками и продолжать жить по давно заведенному распорядку. Однако уже через три дня она не выдержала и сказала себе: «Пойду посмотрю, что происходит в зеркале, возможно, я узнаю что-то еще». Она поставила напротив зеркала табурет и стала ждать. Прошло довольно продолжительное время, прежде чем в отражении что-то поменялось. Сначала, в зеркале пробежала забавная такса, а потом из-за угла выглянул и тут же скрылся какой-то усатый мужчина в старомодном пиджаке. «Это уже что-то новенькое! – подумала женщина, – не предполагала, что там целый питомник!».

Вскоре появилась и та самая девочка, но теперь разодетая в матросский костюмчик, а рядом с ней – молодая и красивая женщина в красном платье, которую, по всему можно было принять за ее мать. Потом вновь откуда-то пришел усатый мужчина, уже с ёлкой в руках. Поставив ее посреди комнаты, он удалился и вернулся с огромной коробкой, которая была полна игрушками: большими и маленькими шарами, звездами, фигурками животных, серебряным дождиком, гирляндами и огромными конфетами. Тут же высыпало и множество других персонажей: пять или шесть детей и столько же взрослых. Та самая красивая женщина – мама девочки в матроске – захлопала в ладоши, и все со смехом принялись водить хоровод.

Словно в полутьме кинозала сидя в прихожей на своей табуретке, хозяйка дома зачарованно смотрела в зеркало. Вскоре там начали происходить совсем уже невероятные вещи: пространство искривилось, сузилось, качнулось – елка вместе с хороводом детишек исчезли, а из группы взрослых остался только какой-то длинноволосый мужчина. Он приблизился к женщине в красном платье, вдруг подхватил ее на руки, с какой-то ненасытностью обнял и начал страстно целовать. Женщина отвечала ему, его руки срывали с нее корсет и пышные юбки. Оба они, уже совершенно голые, упали на ковер и с жадностью переплелись руками и ногами.

Женщина в прихожей вдруг опомнилась. Она почувствовала, что присутствует при чем-то таком, что ей не стоило бы видеть. Но было уже поздно, и, как она не внушала себе, отвести глаза от этой картины она не могла. Вскоре с любовниками произошла странная метаморфоза: их тела сплелись настолько плотно, что уже невозможно было различить, где проходит граница между ними, цвет кожи их стал меняться на глазах, они начали зеленеть, покрылись чешуйками, и вот уже вместо ног и рук можно было различить короткие конечности. Пожилая женщина вскрикнула от ужаса – перед ней вместо двух любовников на ковре извивалась гигантская зеленая ящерица с длинным хвостом. Неожиданно тварь повернулась к ней всем телом – на женщину глянули два круглых глаза. По спине ее прошел холодок. Огромная ящерица, уставившись на нее немигающими глазами, медленно двинулась прямо в прихожую. Женщина завопила от ужаса и закрыла лицо руками.

Ей показалось, она просидела на своей табуретке целую вечность. Ящерица не сожрала ее. В доме стояла полнейшая тишина, ни звука не доносилось снаружи. Через десять минут, со страхом отняв руки от глаз, женщина решилась посмотреть в зеркало. Ящерицы не было, зато она увидела там насмерть перепуганную старуху с седыми волосами и сморщенным лицом, и тут же сообразила: эта старуха была она сама.

Увиденное в тот вечер в зеркале поразило женщину. Она окончательно потеряла способность к здравому рассуждению и не могла ни спать, ни есть. Картины зазеркалья и страшили, и одновременно манили ее. Она вспомнила, что много лет назад один влюбленный в нее мужчина делал ей предложение замуж. Он был очень похож на того длинноволосого, который расхаживал в зеркале и похитил женщину в красном, после чего оба превратились в ужасную ящерицу. «А может быть, – стала размышлять женщина – та девочка в бежевом платье и матроске совсем не я в прошлом? Может быть это моя собственная дочь, так сказать, не родившаяся, которая теперь пришла укорить меня?» Так она размышляла, лежа в своей холодной постели, а некормленые кошки хищно и обиженно мяукали на лестнице. Постепенно одинокая женщина в своих размышлениях стала приходить к странным выводам. Так она с неотвратимостью поняла, что должна во что бы то ни стало попасть туда, по ту сторону зеркала, и рассказать той самой девочке, что она очень сожалеет, что так вышло, что она не стала ее мамой. И даже перспектива столкнуться с ужасной ящерицей ее уже не так пугала, как раньше. «Ну и что! Я же знаю, что на самом деле это не ящерица, а двое любовников». – думала она.

Женщину до того захватили эти безумные мысли, что она днями напролет проводила возле зеркала в надежде найти способ переместиться в зазеркалье. Несколько раз она видела девочку в кремовом платье, которую она теперь считала своей не родившейся дочерью, и всякий раз, как их взгляды встречались, женщина чувствовала грусть в глазах ребенка. Однако, как не пыталась она найти хоть какую-то лазейку на поверхности зеркала, оно везде было однородно-прохладным и твердым. Женщина обследовала каждый квадратный сантиметр стекла, но ничего не обнаружила. Наконец она решила, что все дело в том, что у нее слабое желание. «Не может быть, чтобы туда нельзя было попасть!» – продолжала она наивно рассуждать бессонными ночами.

И однажды она решилась. Она недолго собиралась с духом, поскольку мучительные размышления в течение целого месяца подготовили ее. Если бы в тот момент кто-то находился внутри дома, то увидел бы, как женщина встала на верхней площадке лестницы, долго всматривалась в отражение, а затем что есть силы бросилась через ступень к зеркалу.

Спустя два дня мимо дома пожилой женщины проходил электромонтер. Он заметил, что дверь дома распахнута настежь, а на пороге уже намело небольшой сугроб. Было похоже, будто хозяева дома уехали или ушли куда-то, а дверь при этом закрыть забыли. Зная, что в доме живет одинокая старушка, он решил заглянуть и выяснить, не случилось ли с ней чего. Внутри его встретили три кошки. Электрик обошел все комнаты и даже заглянул на чердак, однако хозяйки нигде не обнаружил. Перед тем, как выйти и закрыть за собой дверь, он обратил внимание, что в прихожей перед большим старым зеркалом валялись домашние туфли, по-видимому, принадлежавшие хозяйке. Было похоже, что она в спешке скинула их, однако никаких других следов ее присутствия электрик более не заметил. Распахнув дверь, он некоторое время ждал – не пожелают ли кошки выйти за порог. Кошки жмурились, водили усами, но покинуть дом отказались. Тогда электрик аккуратно прикрыл за собой дверь и пошел своей дорогой.

© Андрей Троицкий


Рецензии