Фонарь

Ночь надвигалась неслышно, всякий раз выплывала, словно полупьяный сторож, откуда-то из-за холма. Одна за одной смолкали птицы. За какие-то полчаса наступала совершенная темнота. Оставался только скрип фонаря, который висел на столбе и раскачивался под ветром. По этой дороге никто не ходил, и фонарь часто думал: «Зачем меня поставили здесь?». Там в конце дороги, где виднелись огоньки домов, вот там строители должны были бы поставить его, но установили здесь. Это было очевидной ошибкой! И самое главное – фонарь не горел. К единственному столбу, на котором он висел, даже не были подведены провода.

Фонарь постоянно мечтал. Ночью ему снилось, что главный архитектор города распорядился проложить новую трассу и фонарь получил работу: его подключили к сети, и он осветил собой заброшенный пустырь. Но то были сны. Может быть, когда-то эту недостроенную дорогу и хотели протянуть до пляжа, но потом что-то отменилось, и дорога оборвалась на краю оврага. По ней и вправду почти никто не ходил.

Фонарь очень смутно представлял свое назначение. В действительности, хотя ему и снилось, что он освещает окрестности, фонарь никогда не знал, что значит гореть. Его просто поставили здесь и потом благополучно забыли. Так что относительно природы света у фонаря было очень превратное мнение. Но больше всего его снедало одиночество, рядом с ним не было ни одного другого фонаря, даже ни одного дома, где могли бы зажигаться лампы. Так проходила его жизнь. Несколько раз рядом с ним случались происшествия наподобие поломки грузовика, а однажды он даже стал свидетелем ограбления, когда у какой-то девушки недалеко от него отобрали сумочку. Фонарь очень злился. Он знал, что если бы только он мог освещать путь, ничего подобного бы не случилось!

Так прошло несколько лет, но вот однажды прибыли строители. Они провели измерения местности и стали строить здание. Постепенно оно росло, и вскоре к Фонарю от дома протянули провода. Наконец в один из вечеров на фонарь подали ток. Это свершилось! То, о чем так долго мечтал фонарь, произошло. Он был без ума от радости. В первый момент фонарь даже совершенно ничего не понял. Внутри него вдруг что-то вспыхнуло, запело, он почувствовал, что ему стало жарко. Все это было невероятно новым. Ничего подобного ему не приходилось испытывать раньше. Однако по прошествии нескольких дней радость фонаря сменилась сначала беспокойством, а потом и усталостью. Он стал думать: «Как вольготно было жить раньше!». Раньше с ночью приходило отдохновение, теперь же он не мог спать, лишь едва успевал вздремнуть днем. «Нет, нет, – стал жаловаться фонарь – это слишком сильно, внутри меня теперь такое напряжение, я живу на пределе своих сил!» Порой ему даже приходила мысль о том, что было бы неплохо вернуть все, как раньше.

По дороге вечерами стали ходить люди. На фонарь они совершенно не обращали внимания, просто шли себе, даже не подняв на него головы. «Странно, – возмущался фонарь, – эти люди совсем не замечают меня! Они думают, что мне нечего делать, как только освещать их путь». Так постепенно фонарь возгордился, и в один из вечеров, обидевшись на то, что никто не замечает его, он перестал светить. Только и всего. Он полагал, конечно, что теперь все сойдутся и начнут упрашивать его, чтобы он снова зажегся, и тогда он, пожалуй, согласится, но этого не случилось.

Через день к фонарю подъехала большая машина. Из нее вылез электрик, приставил длинную лестницу к столбу и снял фонарь. Да, фонарь заменили, и на его место повесили новый. Это был уже другой фонарь, современной формы, с большим светоотражателем и мощной лампой, которая теперь освещала не только дорогу, но и лужайку вокруг.

© Андрей Троицкий


Рецензии