Александр Галич

19 октября 1918 года, ровно сто два года назад, родился на территории современной Украины Александр Галич.

Он писал и пьесы, и сценарии, но в истории  оставил свой след как автор-исполнитель своих песен, которые превратили его в диссидента и вынужденного эмигранта.

Настоящая фамилия поэта – Гинзбург. Отец работал экономистом, мать тоже не являлась творческим человеком, но сын стал им. Хотя, кто знает, стал бы он поэтом и драматургом, если бы семья из Екатеринослава (будущий Днепропетровск, а ныне просто Днепр), где он родился, не переехала в 1920 году сначала в Севастополь, а затем в 1923 году в Москву? Но это случилось.

Вначале Александр писал пьесы для театра. Потом перешёл на киносценарии , а с 1960х годов – на авторские песни.

Чем больше Галич писал произведений, тем больше его не любили власти того времени, ибо произведения эти были необычными.

Нелюбовь выразилась в исключении его сразу из двух творческих союзов: писателей и кинематографистов.

В 1974 году Александр Аркадьевич эмигрирует. И там же, в Париже, в декабре 1977 года погибает от удара электрического тока.

Кто знает, возможно, до сих пор имя Галича было бы под запретом, если бы не перестройка. В ходе её, в 1988 году, его посмертно восстанавливают в обеих творческих союзах. Чуть позже, уже в новой России, посмертно восстанавливают в российском гражданстве. На доме в Москве, где он проживал, устанавливают мемориальную доску.

Произведения Галича нынче свободно издаются и читаются всеми слоями общества. Что касается меня, то мне интересны его два стихотворения, переложенные на музыку.

Речь идёт о «Когда я вернусь» и «Ошибка».

Первое стихотворение – это доказательство того, что поэт не собирался всю жизнь находится  вне Родины, которую любил. Однако судьба не позволила ему вернуться.

Второе стихотворение – это, по сути, поэтический памятник всем советским воинам погибшим без вести на полях  сражений, и в тех же окопах «похороненных».

 На первый взгляд, такого быть не должно. Но до сих пор поисковые отряды находят останки советских воинов.

Единственно, что мне не нравится в «Ошибке», так это  название песни и слова  «Где полегла в сорок третьем пехота без толку, зазря». Гибель даже одного бойца не была на войне напрасной, поскольку приближала общий наш День Победы. Война не бывает без жертв. Возможно, и встречались случаи, когда по ошибке командиров гибли солдаты. Достаточно посмотреть художественный фильм 1956 года «Солдаты», снятый по произведению Некрасова «В окопах Сталинграда». Но обвинять всю «ПЕХОТУ», что она «полегла без толку, зазря» ни в коем случае нельзя. К сожалению, «слов из песни не выкинешь».

А вот слова песни «там по пороше гуляет охота, трубят егеря» - это справедливый упрёк ныне живущим. Прошло 75 лет с той войны, и давно пора  обследовать все сто процентов мест боёв, найти все останки солдат и перезахоронить их с воинскими почестями. То есть, исполнить свой долг перед павшими воинами, благодаря которым мы сегодня живём под мирным небом и говорим на родном языке. А не на немецком.

 Низкий поклон всем участникам Великой Отечественной войны, как не вернувшимся с неё, так и ушедшим от нас уже в мирное время. И двойной поклон ныне живущим фронтовикам!!!

19.10.20 г.


Рецензии