Матронушка

Перебираю старые фотографии. Всё-таки это удивительно – иметь возможность останавливать мгновения, а позже возвращаться к ним, вспоминая, переживая заново… Иногда чуткому объективу фотоаппарата оказывается доступным что-то, неуловимое обычным взглядом.

Балтика, Калининградская область, конец октября 2016. Вторая половина дня выдалась пасмурной. Временами с плотно затянутого тучами неба сыпался то мелкий, то вдруг становившийся плотным холодный дождь, спрятаться от которого горе-экскурсантам, решившимся на поездку в такую погоду, было совершенно некуда. Угрюмо-серый Балтийск как будто задумался о чём-то своём, совершенно не обращая внимания на происходящее на его улицах.

Наиболее подготовленная часть экскурсионной группы пряталась под зонтами. Экскурсовод подбадривал, обещая, что вот там, попозже, можно будет купить горячего кофе и очень вкусных булочек, а сейчас, может быть, пройдём ещё вот туда… И все, как могли бодро, на это соглашались, ожидая услышать ещё что-нибудь интересное от человека, для которого история родного края была источником захватывающих, непонятных, а часто и просто мистических событий.

Так мы в какой-то момент и оказались под аркой храма. Было холодновато, но сухо, так что можно было сложить зонты и немного спокойно постоять. Экскурсовод тем временем что-то рассказывал про то, что на территории Калининградской области православных храмов изначально не было и, после перехода этой земли России, под нужды церкви использовались здания существующих католических костёлов и кирх. Сложно представить, как «уживались» в одних стенах две веры – одна, пришедшая на смену другой, но так было.

Потом мы прошли внутрь. Экскурсовод закончил свой рассказ и предложил всем осмотреться самостоятельно.

Главный зал храма был освещён только тусклым светом пасмурного дня снаружи да горящими свечами, оставляемыми прихожанами и простыми посетителями перед иконами. Светлые стены и потолок - всё совершенно без привычной глазу жителя центра России росписи. Светлый мощёный каменный пол. Выполненный из тёмного дерева иконостас, своими линиями напоминающий стрельчатые готические формы католических соборов. Вдоль стен такая же тёмная деревянная обрешётка.

Иконостас. Взгляд от входа заметил только общие непривычные очертания, а вот ближе появилось странное ощущение разнородности: взлетающие тёмные готические формы удерживали светлые иконописные лики, так же казавшиеся непривычно вытянутыми вверх. И чисто визуальный эффект дополнялся ощущением разнородности на уровне чего-то более глубокого, может быть энергетического – это как увидеть в темноте две старые, покрытые морщинами, потемневшие от прожитых лет руки, держащие трепетную, зажжённую, светлую восковую свечу.

Вспомнились слова экскурсовода про то, что иконостас в храме оставлен старый, а иконы свозились для него из разных уголков России. И прижилось! Новые символы веры не вытеснили, не поглотили старые, а объединились с ними в одно целое. Помню, что мелькнула тогда мысль, что и то, и другое – христианство, но…
Постояв перед иконостасом, я отправился в обход зала, останавливаясь перед знакомыми образами, вспоминая что-то, наполняясь атмосферой…
Матронушка. Увидев икону на небольшом пюпитре, я, честно говоря, удивился. Так далеко распространилось влияние этой удивительной православной святой! Под иконой стояла небольшая вазочка с так любимыми ею белыми розами. Правда, место было тёмное: поставить свечи перед ликом было некуда, а небольшое оконце было выше и за иконой.

По въевшейся привычке путешественника у меня с собой был фотоаппарат. Фотографировать в храме не запрещалось, чем я, естественно, воспользовался. Без особой надежды, что удастся отразить атмосферу места, но так – на память. Из уважения вспышку я не включал: хорошая оптика умела осветлять изображение в кадре. После съёмки иконостаса с нескольких позиций я вернулся к Матронушке. Почему-то возникло такое желание – сфотографировать именно эту икону…

Походив ещё немного по храму и увидев, что кое-кто из нашей группы уже потянулся к выходу, я остановился и, включив просмотр отснятых кадров, начал смотреть, что у меня получилось. На фото Матронушки я увидел поток света от иконы вверх. Быстро вернулся обратно, чтобы убедиться в том, что солнечные лучи через окно, расположенное выше, не смогли бы создать такой эффект, да и тучи никуда не делись! Но уже с первых мгновений, посмотрев на фотографию, я был уверен, что вижу настоящее чудо!

Убедившись, что светлый лик Матронушки так же погружён в общий полумрак храма, я огляделся, заметил экскурсовода и подбежал к нему, показывая экран фотоаппарата. На что получил спокойный комментарий, что да, тут и не такое бывает…

Вернувшись к иконе, я остановился, вспоминая всё, что мне известно о святой. А потом просто мысленно поблагодарил её за то, что она делала и продолжает делать для людей. Просить чего-то не получалось… да и не хотелось, если честно. Ведь мне было явлено настоящее Чудо!

Постояв ещё, я поклонился лику и отошёл.

По возвращении домой, на «большую землю», снимок на фотоаппарате потерял первоначальную яркость и свет. Но в памяти всё осталось, словно в самый первый момент.

Было ли это чудо, или просто какой-то сбой в работе фотоаппарата? Я всей душой поверил тогда в чудо. Верю и сейчас. Прихожу в храмы, вглядываюсь в лики святых и благодарю их за доброту. А всем своим любимым и близким желаю здоровья и любви. Храни вас Господь!


Рецензии