Лия Ахеджакова

Эта актриса за годы своей театральной и киношной карьеры запомнилась зрителям исполнением ролей второго плана, а последние годы больше русофобскими высказываниями.  Это она публично старается обвинить наш народ во всех грехах, покаяться. Сама она уже не раз это делала, даже её фотография, когда она просит прощения, стала мемом.  Но давайте посмотрим, как складывалась жизнь и карьера Лии Ахеджаковой.

Лия Меджидовна Ахеджакова, российская театральная и киноактриса, обладательница званий «Заслуженная артистка РСФСР» и «Народная артистка Российской Федерации», известна широкой публике характерными ролями.

Творческое наследие актрисы насчитывает почти 5 десятков театральных ролей и более 70 названий художественных фильмов и сериалов, среди которых такие всенародно любимые картины, как «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Москва слезам не верит», «Служебный роман», «Старые клячи».

Лия Ахеджакова родилась в украинском Днепропетровске летом 1939 года. Она выросла в театральной семье. После переезда в Майкоп ее мать Юлия Александровна играла в труппе Адыгейского драматического театра. А отчим Лии, Меджид Салехович, адыгеец по национальности, был главным режиссером этого театра.

У близких Лии было слабое здоровье: мама и тетя болели открытой формой туберкулеза. По семейной легенде, 10-летняя девочка решилась написать письмо Иосифу Сталину. В этом слезном обращении она просила помочь ее семье и прислать редкое по тем временам лекарство. Неизвестно, увидел ли письмо адресат, но необходимые медикаменты были доставлены. Мать Лии Меджидовны скончалась в 1990 году от онкологического заболевания.
Несмотря на творческую атмосферу внутри семьи, отчим Лии был категорически против того, чтобы падчерица продолжала семейную театральную династию. Когда девочка окончила школу, Меджид Салехович настоял, чтобы она поступила в Московский институт цветных металлов и золота и получила «приличную» профессию.

Лия Ахеджакова послушалась. Но спустя 1,5 года учебы студентке стало понятно, что дорога, по которой она идет, ведет в никуда. Она бросила вуз и с первой попытки поступила в ГИТИС имени А. В. Луначарского, который закончила в 1962 году.

В молодости актриса выступала в амплуа травести в Московском театре юного зрителя. Невысокий рост и хрупкое телосложение девушки (при росте 153 см ее вес не превышал 52 кг) как нельзя кстати пришлись для исполнения ролей в постановках для детей.

На подмостках ТЮЗа Лия Ахеджакова провела более 10 лет, сыграв в десятке спектаклей. Наиболее примечательной ее ролью того времени стал образ Женьки, главной героини спектакля «Мой брат играет на кларнете» по мотивам повести Анатолия Алексина. В этой простой и пронзительной драме образ любящей и чрезмерно опекающей сестры раскрылся особенно остро благодаря актерскому таланту Лии Меджидовны.

В 1977 году Лия Ахеджакова начинает работать в составе труппы театра «Современник». Здесь она задержалась на половину своей жизни. Здание на Чистопрудном стало для нее вторым домом, где продолжает играть и по сей день.
Первой действительно громкой работой актрисы стало исполнение сразу 4 главных ролей в эпатажной постановке «Квартира Коломбины» режиссера Романа Виктюка по мотивам одноименного произведения Людмилы Петрушевской.

Лия Ахеджакова сыграла множество разноплановых ролей в пьесах по мотивам классических произведений вроде «Мелкого беса» Федора Сологуба, «Виндзорских насмешниц» Вильяма Шекспира или «Предупреждения малым кораблям» Теннеси Уильямса. Кроме того, она участвовала в спектаклях частной антрепризы, таких как «Персидская сирень», которую драматург Николай Коляда написал специально для любимой артистки. В 2015 году репертуар актрисы пополнился ролью Эсфири в антрепризном спектакле «Мой внук Вениамин», который был создан по пьесе Людмилы Улицкой.

Высокое актерское мастерство и преданность театральному искусству были отмечены рядом наград. Так, помимо званий заслуженной и народной артистки, Лия Ахеджакова была награждена орденами Почета за заслуги в области культуры и искусства и «За заслуги перед Отечеством». Кроме того, журнал «Театрал» дважды – в 2008 и 2013 годах – награждал Лию Меджидовну премиями. Женщина также является лауреатом Царскосельской художественной премии.

Первые фильмы с участием Ахеджаковой эксплуатировали ее травести-амплуа. Так, поначалу актрисе доставались роли мальчиков. Но фильмы-сказки для детей постепенно сменились серьезными работами. Артистка освоила образ трогательной женщины с чудинкой, появившись в картинах «У самого Черного моря», «Двадцать дней без войны», «По секрету всему свету...». В драме «Журавль в небе...» Лия сыграла в актерском ансамбле с Александром Демьяненко и Людмилой Зайцевой. Ей досталась роль потенциальной невесты главного героя, которого бросила жена.

Прогремевшая на всю страну новогодняя комедия «Ирония судьбы, или С легким паром!» стала своеобразной точкой отсчета в кинокарьере артистки. Лия Ахеджакова проснулась знаменитой. С легкой руки Эдьдара Рязанова она превратилась в звезду отечественного кинематографа.
Кажется, с момента выхода этого знаменитого кинохита ни один Новый год не обходится без трансляции комедии. Подружки героини Барбары Брыльски Нади, которых блестяще сыграли Лия Ахеджакова и Валентина Талызина, и сегодня «заглядывают» в каждый дом, чтобы принести отличное новогоднее настроение.

Уже через 2 года искрометная роль секретарши Верочки в «Служебном романе» Эльдара Рязанова сделала из Ахеджаковой культовую фигуру. Ее персонаж был узнаваем, а фразы растащили на цитаты. За работу в этом кинохите актриса была награждена Государственной премией имени братьев Васильевых.

Как ни странно, этой талантливой артистке редко доставались ключевые роли в фильмах. Тому были свои причины: слишком яркий и узнаваемый типаж перетягивал внимание зрителя на себя. Кроме того, в ролях второго плана Лии Меджидовне не было равных. Ее талант раскрывался в полную силу независимо от величины ее образа и количества экранного времени. Ахеджакова на протяжении нескольких десятков лет пользуется неизменным успехом у зрителей, публика воспринимает ее игру с теплотой и любовью.

Очередная яркая роль второго плана появилась в репертуаре актрисы в 1979 году. В киноленте «Москва слезам не верит» Лия Ахеджакова сыграла директора клуба по интересам Ольгу Павловну, которая выполняла миссию свахи. Оскароносная картина Владимира Меньшова с Верой Алентовой, Ириной Муравьевой, Раисой Рязановой и Алексеем Баталовым стала в СССР культовой. В Союзе ее посмотрели 85 млн зрителей.
В 80-е годы фильмография артистки расширилась ролями в спортивном фильме «Восьмое чудо света», комедии «Куда исчез Фоменко?», мелодраме «Мама Ануш». Один из ярких драматических образов Ахеджакова воплотила в драме «Софья Петровна» о мытарствах простой советской женщины, которая становится жертвой красного террора. Главных героев в экранизации сыграли Анна Каменкова, Вера Глаголева, Нина Усатова. Лия исполнила роль жены арестованного врача.

В 90-е Ахеджакова нечасто появлялась на экране, но сумела оставить свой след в кинолентах «Сукины дети», «Московские каникулы», «Вино из одуванчиков».

Лия Ахеджакова была дважды за свою творческую биографию удостоена премии «Ника» в номинации «За лучшую роль второго плана». Эти награды пришли к ней после выхода фильмов «Небеса обетованные» и «Изображая жертву».

Примечательно, что эта маленькая, но такая энергичная женщина – одна из любимых рязановских актрис, которые стали широко известными благодаря фильмам мэтра. Лия Ахеджакова появлялась почти в каждом фильме Эльдара Александровича.

В острых трагикомедиях «Гараж» и «Небеса обетованные», где мэтр собрал, кажется, всех своих любимцев – Валентина Гафта, Олега Басилашвили, Ольгу Волкову, Светлану Немоляеву и многих других, Ахеджаковой досталась одна из главных ролей. В эпизоде комедии «Старые клячи» Лия Меджидовна появилась вместе с отцом. В фильме он сыграл ее папу. Снялась артистка и в последнем фильме Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви».

В 2000-х годах Лия Меджидовна переместилась на телевидение. Зрители наблюдали ее работы в сериалах «Пятый ангел», «Горыныч и Виктория», «Узкий мост», «Дорогой мой человек».

В рейтинговой кинокомедии «Любовь-морковь 3» актриса перевоплотилась в маму Марины, музейного работника, которая однажды меняется телом со сватом, отцом Андрея (Владимир Меньшов). Безусловно, не обошлось в комедии и без появления исполнителей главных ролей – Гоши Куценко и Кристины Орбакайте.

Актриса активно участвует в общественной жизни страны. Она неоднократно публично высказывала несогласие с действиями власти, критиковала действующего президента. Лия Ахеджакова назвала судебный процесс над Михаилом Ходорковским политическим, выразила протест против принятия закона Дмитрия Яковлева, а также приняла участие в оппозиционном митинге 2013 года на Болотной площади и на Марше Правды в апреле 2014-го. Ее эмоциональная манера донесения своей позиции часто становится объектом критики среди идеологических оппонентов.

Лия Ахеджакова в 2014 году оказалась в центре украинского скандала. Артистка раскритиковала Кремль за политику в отношении Украины, осудила присоединение Крыма и Севастополя к России, подписалась под обращением в защиту певца и артиста Андрея Макаревича и поддержала Надежду Савченко, что повлекло целую череду скандалов и обсуждений в СМИ и светской хронике.

Летом 2015 года Лия Ахеджакова дала интервью оппозиционному каналу «Дождь», в котором от имени россиян принесла извинения «народу Армении за российскую агрессию».

Критика в адрес Владимира Путина из уст актрисы разделила общество и коллег Ахеджаковой на два лагеря: одни поддержали ее, а другие осудили.
В ноябре 2016 года общество сотряс новый скандал: журналист «Дождя» Павел Лобков разместил на своей странице в соцсети обращение якобы от Лии Ахеджаковой, в котором та запрещала Мелании Трамп и ее мужу смотреть фильмы со своим участием. Многие читатели поверили и разразились кто бранью, а кто комплиментами артистке. Как оказалось позже, Лия Ахеджакова не была автором обращения.

Личная жизнь Лии Ахеджаковой насыщена жизненными перипетиями. Она трижды выходила замуж. Первым мужем был коллега по театральному цеху Валерий Носик. Супруги вместе работали в Московском ТЮЗе.

Второй раз актриса сыграла свадьбу с художником и поэтом Борисом Кочейшвили. Долгие годы на плечах актрисы лежал быт и финансовое обеспечение семьи. Супруг первое время не мог самореализоваться. Когда дела Бориса пошли в гору, и его творчество стало востребованным, между супругами произошел разлад.

В 2001 году Ахеджакова вышла замуж в третий раз. Со своим избранником и будущим супругом – московским фотографом Владимиром Персияниновым – Лия Меджидовна познакомилась, когда ей исполнилось 63 года. Ни в одном замужестве у актрисы не было детей.

Интересно, что о последнем браке актриса долго не сообщала отчиму, который после смерти матери остался ее единственным близким человеком. Однажды Меджид Салехович обмолвился о своем преклонном возрасте и о том, что после его смерти Лия останется одна. Пришлось выложить все на чистоту.

Актриса не любит афишировать личную жизнь, поэтому редко появляется в общественных местах с супругом. Их совместные фото нечасто попадают в объективы репортеров. В интервью Ахеджакова также избегает этой темы, предпочитая беседовать о творчестве.
Лучшей подругой Лии Ахеджаковой является коллега Алла Будницкая, с которой она делит дачу. Актриса долгие годы остается страстным садоводом. В ее саду растут всевозможные экзотические растения.

Сейчас артистка продолжает радовать своих поклонников новыми работами в театре. В кино она снимается нечасто. Но последние проекты с ее участием заслуживают пристального внимания.

В 2017 году Лия Ахеджакова сыграла в международном проекте «Кроткая». За основу современной истории был взят сюжет одноименного рассказа Федора Достоевского. Картина представлена на Каннском кинофестивале. Главную роль исполнила актриса екатеринбургского театра Николая Коляды Василина Маковцева. Лия Меджидовна сыграла правозащитницу.

Ахеджакова также успела посотрудничать с режиссером Кириллом Серебренниковым. Она снялась в биографическом фильме «Лето», который был посвящен одному лету жизни рок-музыканта Виктора Цоя.
В 2018 году фильм попал в конкурсную программу кинофестиваля в Каннах. Главные роли представили Тео Ю, Роман Билык и Ирина Старшенбаум.

Фильмография наиболее известных фильмов с участием Ахеджаковой
1974 – «Иван да Марья»
1975 – «Ирония судьбы, или С легким паром!»
1977 – «Служебный роман»
1979 – «Москва слезам не верит»
1979 – «Гараж»
1980 – «О бедном гусаре замолвите слово»
1989 – «Софья Петровна»
1991 – «Небеса обетованные»
1995 – «Московские каникулы»
2000 – «Старые клячи»
2006 – «Андерсен. Жизнь без любви»
2010 – «Любовь-морковь 3»
2017 – «Кроткая»
2018 – «Лето»

Далее я хочу рассказать об истории поисков, кем же по национальности является актриса.   Достаточно долго о происхождении этой знаменитой актрисы никто не знал, ведь об этом не было особо никаких данных. Поэтому некоторые активисты  решили немного разобраться в этом вопросе. Вот что они написали в интернете:

Родилась девушка в 1938 году, в городе Днепропетровск в УССР. Мать Лии звали Юлия Александровна, которая в конце тридцатых годов выступала в театре им. Горького в г. Днепропетровск.
И хотя есть источники, согласно которым Лия относится к украинской национальности, есть и другая, более веская версия, в которой говорится, что мама Лии все же русской национальности.
А вот с отцом у этой девушки была совсем другая история, так как в 1942 году по определенным данным ее удочерил мужчина по имени Меджид Салехович Ахеджаков. Именно поэтому у Лии такое непривычное для русского человека отчество, как Меджидовна.
Меджид занимал звание главного режиссера в Адыгейской драматическом театре, а его национальность - это адыгеец. А вот имя биологического отца известной актрисы до сих пор никому неизвестно.

Путь поиска происхождения актрисы
У нас было два предположения, почему данная актриса никогда не желала разговаривать о своем настоящем отце. Одно из них - просто она очень знаменита и не хочет, чтобы кто-то знал о ней слишком личное, так как это может принести ряд неудобств и ей, и ее семье.

А второй вариант - это то, что она держит обиду на своего биологического отца. По общеизвестным данным, отец оставил их с мамой примерно в конце 1930-х - начале 1940-х годов.

Первый вариант - женатый режиссер
Если говорить о первой версии, то в ходе изучения информации, не раз натыкался на то, что ее биологический отец был известным режиссером в театре им. Горького. Мы пытались найти списки работников за тридцатые годы, но этого сделать не удалось.
Однако удалось зацепиться за одну известную на то время фамилию - Владимир Ермолов-Бороздин, который и был первым режиссером в этом театре.
Но не все так просто и не все тогда сходится. Родилась Лия в 1938 году, а Владимир сменил место жительства в 1936 году, уехав в Красноярск. Наряду с этим у него была жена - Головина Александра.

Если подумать, он мог приехать к маме Лии, тем самым можно предполагать версию, что он мог стать отцом Лии. Тогда девушка не хотела никогда говорить об этом потому, что являлась внебрачной дочерью, что на то время было недопустимо.

Второй вариант - работник сцены
Однажды редакция газеты "Комсомолка" опубликовала статью с биографией актрисы и с данными о ее городе. Со слов местных театралов, в 1937 году у ее мамы был роман с одним из работников сцены, звали его Семен Найхем. По слухам, он и стал отцом Лии.

Есть мнение, что перед войной они разошлись, так как по национальности ее избранник был евреем. Поэтому возможно, что Лия наполовину русская, наполовину еврейка.
К тому же, на то время в городе была мощнейшая еврейская диаспора, да и имя Лия очень часто присваивают именно еврейкам. Еще одно предположение - Лия молчала о папе, так как евреев в СССР особо не любили.
Кто же по национальности Лия Ахеджакова?
В завершение, отвечая на главный вопрос, если вы внимательно читали статью, то вы уже поняли, что скорее всего Лия по крови является русской и еврейкой 50/50.
Однако сама актриса, наверное из-за любви к своему отчиму, относит себя все же к древнему адыгейскому роду.

И вот самые последние сведения лета 2020 года. Актриса Лия Ахеджакова хочет использовать против проголосовавших за поправки к Конституции РФ россиян оружие, но ещё не определилась с выбором. Об этом стало известно интернет-порталу «ИКС ТВ».
«Разные мнения — это не раскол. Просто мы не знаем, какое брать оружие», — заявила Ахеджакова.

Другое дело, по её мнению, люди, которые собирались на Болотной. Их Ахеджакова считает замечательными. Также она заявила, что призывавшие голосовать российские актёры делали это исключительно, потому что вынуждены, а саму Конституцию они «в гробу видали».

Отметим, что по этому поводу одни сочувствуют Ахеджаковой, имея в виду состояние её мозга в преклонном возрасте. Другие же подшучивают — мол, не дай бог, чтоб в 80 лет так же «ахеджакнуло» и в результате ты нёс публично всякую чушь. Напомним, что Ахеджакова обещала стать строителем коммунизма.

Народная артистка России Лия Ахеджакова прокомментировала приговор режиссеру Кириллу Серебренникову, а также другим фигурантам дела «Седьмой студии». Об этом сообщается в Telegram-канале принадлежащего Григорию Березкину издания РБК.
«Честно говоря, настолько запугали, так нервы измотали», — заявила актриса. Она выразила обеспокоенность состоянием отца Сереберенникова, а также здоровьем его коллеги Алексея Малобродского, у которого имеются проблемы с сердцем.
«Они нас всех запугали, чтобы мы знали: «Имейте в виду, вот так с вами будет, чуть что вякните, где не то скажете, против нас пойдете, будет так»», — высказалась Ахеджакова. Она назвала «слишком страшными» последние три года, а также обвинила Министерство культуры России в травле и нарушении законов.
Обвиненного в мошенничестве худрука «Гоголь-центра» Кирилла Серебренникова приговорили к трем годам условного заключения. Другие фигуранты дела также получили условные сроки: Юрий Итин — три года условно, Алексей Малобродский — два года условно.

Ранее также сообщалось, что суд взыскал с фигурантов дела 129 миллионов рублей по иску Министерства культуры. Их признали виновными в рамках уголовного дела о хищении средств, выделенных из государственного бюджета на театральный проект «Платформа». Об этом сообщает "Рамблер".

Во такая она, престарелая актриса и активистка до мозга костей, Лия Ахеджакова.


Рецензии