Новогодний Голубой огонек 1965 года

1965 год в моей жизни был особенный. Во-первых, в этот год я окончил среднюю школу с очень хорошим аттестатом – всего 3 четверки, остальные пятерки, да и то 2 из четверок поставили мне незаслуженно, что я и показал, сдав на пятерки все экзамены при поступлении в Хабаровский медицинский институт, в том числе по химии и за сочинение, по тем предметам, где школьные учителя поставили четверки.  Так что второе вытекало из первого, и о нем я уже сказал – с такими оценками на вступительных экзаменах я стал студентом мединститута. А третье-это мое признание в своей симпатии к девочке из нашего класса, которой, как оказалось, я тоже нравился.

Как иногороднему мне должны были дать общежитие, но сказали обождать, к новому году должны были достроить третье по счету общежитие медицинского института, но самое близкое к учебному корпусу. Должны были дать и стипендию, но не дали, сослались, что на члена нашей семьи из четырех человек приходилось больше 70 рублей на одного. Еще бы, ведь мои родители долгие годы жили и работали на севере, и зарплаты с северными надбавками были высокие. Но высокие были и цены в магазинах в нашем северном поселке.  Ну да бог с ним, хотя мне было обидно. 28 рублей мне бы точно не помешали.

Началась учеба и я понял, что институт не школа, где я учился играючи, выполняя дома только письменные задания,  все остальное хорошо усваивал из объяснения учителя на уроке. А тут лекции по данной теме еще не было, а на семинарских занятиях уже спрашивали.  Так что приходилось читать учебники. Но больше всего меня доставала анатомия, где надо было знать  названия всех костей, мышц, отверстий и бугорков по латыни.  Я не вылезал из задолженностей по разным темам.

К тому же мне каждый день приходилось тратить не менее полутора часов на дорогу в институт и столько же обратно, до бабушкиного дома, где я жил эти полгода до Нового года.  Причем  полчаса я должен был идти пешком, и это по ветру, который в Хабаровске дует почти постоянно. Именно в те месяцы я понял изречение «промерзнуть до костей».  Я до этого жил на севере, где 50-ти градусные морозы зимой не редкость, но там нет этих пронизывающих до костей ветров.  Причем три раза в неделю я ходил на тренировки по волейболу, которые проводились с 9 до 11 часов вечера. Пока помоешься под душем, соберешься, дойдешь до трамвая, которые в эти часы ходят очень редко, пройдет минут 30-40,  так что домой к бабушке я добирался около часа ночи. А утром в 5-45 бабушка меня уже будила.

Наконец-то пришли ноябрьские праздники, где мне надо было обязательно принимать участие в демонстрации, так как я должен был нести какой-то транспарант.  Вернув его в институт, я помчался на железнодорожный вокзал, чтобы поехать в Благовещенск, где жила моя школьная симпатия.  Два дня в Благовещенске и у меня снова продолжились занятия.  Но все рано, неумолимо приближался Новый год.

В те годы новогодних десятидневных выходных не было,  лишь 1 января можно было не ходить на работу, а студентам на занятия. Экзамены должны быть только в феврале, так что 2 января я должен был быть на занятиях.  Новый год считается домашним праздником,  меня никуда не пригласили, поэтому я собрался встречать Новый год в частном доме вместе с бабушкой, дедушкой, их младшим сыном Володей, который всего на один год старше меня.  Поэтому сразу после занятий я поехал на трамвая  до последней остановки первого маршрута «Химфармзавод» и далее пехом потопал в сторону Ильинки, где и жили мои родственники. Мои земляки хорошо знают эти места.

Моя бабушка, хохлушка по национальности и крестьянка по происхождению, прекрасно готовила. К тому же у них было домашнее хозяйство – корова, свиньи, куры, утки, большой огород,  в котором все родственники помогали убирать урожай. Так что праздничный стол ломился от яств.  Одно было непривычно на Новый год – не было елки, к которой я так привык за время жизни в родном поселке.  Но зато был телевизор, которого не было на моей малой родины в те далекие годы.  Вот у этого телевизора за просмотром новогоднего «Голубого огонька» мы и провели часть новогодней ночи.

Недавно я нашел на YouTube запись этого новогоднего голубого огонька и внимательно  посмотрел часовую передачу. Своими свежими впечатлениями от просмотра я и хочу поделиться.

Оказалось, что этот «Голубой огонек» шел в цветном изображении. В середине 60-х годов в нашей стране, как мне кажется, было лишь черно-белое телевидение, именно в таком изображении я видел передачу ночью с 31 декабря 1965 года на 1 января 1966 года. Сейчас за давностью лет я не помню, когда началась передача, но что мы посмотрели от начала и до конца, помню.  По традиции тех лет в студию на Шабаловке приглашали известных тружеников народного хозяйства, генералов и адмиралов, космонавтов, известных артистов.  Среди последних я заметил Николая Крючкова, Василия Меркурьева, уже в годах,  молодых Кирилла Лаврова, Михаила Ульянова, Евгения Матвеева.  Нет, они не произносили монологи, просто сидели за столиками и еще танцевали.  Среди гостей за столиками были и космонавты Юрий Гагарин, Алексей Леонов и Беляев.  В военной форме с полковничьими погонами. И космонавты, и другие военные из сухопутных войск сидели в повседневных зеленых мундирах, в таких же зеленых рубашках, а вот адмиралы были в парадной форме и выгодно выделялись в своих черных кителях, с парадными погонами и в белых рубахах.

А вот исполняли песни тоже в те годы молодые исполнители, популярные в народе.  Иосиф Кобзон спел «На тебе сошелся клином белый цвет», весь нарядный, в тройке бежевого цвета.  Квартет «Аккорд», который был очень популярен в те годы, спел песенку про пингвинов.  Попавшая потом в  опалу Лариса Мондрус в черном платье спела песню,  название которой я забыл, и молодая Людмила Зыкина спела в своем стиле народную песню.  Пару раз произносила тост Татьяна Шмыга, звезда оперетты.  Песню Арно Бабаджаняна спел Муслим Магомаев, и композитора посадили за камеру и он якобы снимал исполнителя.  В  черном платье пела песню и Лариса Голубкина, ставшая популярной поле комедии «Гусарская баллада».  А Майя Кристалинская спела песню «Аист» сидевшим за столиком молодоженам.  Спели песни  Эдуард Хиль и Полад Бюль-Бюль Оглы из Азербайджана. Марк Бернес спел «С чего начинается Родина», рядом с ним всю песню следовал артист Сафонов. А потом тогдашняя жена Кобзона Вероника Круглова спела под аккомпанемент композитора Оскара Фельцмана его песню «Ничего никому не скажу».

Николай Сличенко сидел за столиком с красивой женщиной, которая, по всей видимости, была его женой. На просьбу космонавта Леонова он спел «Очи черные», посматривая на свою соседку за столиком. А вот Клавдия Шульженко спела «Бабье лето», охмуряя всех мужчин в студии.  Строила глазки аккомпаниатору-баянисту  певица Ирина Бржевская.

Из артистов разговорного жанра были интермедия Аркадия Райкина, небольшой номер с клоуном Олегом Поповым,  мелькал на экране еще один цирковой артист, иллюзионист  Енгибарян,  но кроме бокала шампанского, который он достал из телевизионной камеры, никаких других фокусов не показывал.  А знаменитые в те годы Штепсель и Тарапунька сыграли интермедию про того, как создали министерство по культурному отношению к гражданам.  А куплетисты Павел Рудаков и Станислав Лавров спели сатирические куплеты. Ныне это совсем забытый жанр, а ведь какой злободневный был в советское время, бичевал недостатки очень зло и одновременно смешно.

Было на этой передаче и популярная в те годы трио – Моргунов, Никулин, Вицин. Они изображали скрипачей оркестра, которые увидели, что сидящим за толиками раздают бутылки с шампанским, и оставив свои скрипки, сели за столик. Но вмешательство дирижера Эдди Рознера  заставило из сесть в оркестр и что-то начать пиликать.  По нынешним временам совсем не смешно,  а ведь над «Бывалым», «Балбесом» и «Трусом» в короткометражках угорала вся страна.  Видимо, режиссер этой передачи уступает опытному режиссеру комических фильмов Гайдаю. 

В заключение «Голубого огонька»  певец Лев Барашков исполнил песню Александра Пахмутовой на слова Николая Добронравова, которые сидели вместе с ним за одним стоиком, песню, посвященную космонавтам, «Обнимая небо».  Какие все они были молодые, красивые. Просмотр таких передач для меня как бальзам на душу.  «Голубые огоньки» на нашем телевидении, начавшиеся в 1962 году, всегда собирали у голубых экранов миллионы телезрителей, которые могли увидеть любимых исполнителей популярных песен нашей молодости. 


Рецензии