Шкатулка с секретом

   «Мама, а в детстве можно влюбиться? - спросила меня восьмилетняя дочка. Я, как обычно перед сном, подошла сказать ей «Спокойной ночи» и вдруг такой неожиданный вопрос!
 - Можно, - ответила я, целуя кудрявую макушку дочери.   
 - А у тебя была такая влюбленность? - не унималась она.
 - Мне нравился одноклассник, но это была просто симпатия. А вот в меня был влюблен один мальчик!
 - Ой, мамочка, расскажи!
 - Что это тебе перед сном захотелось поговорить на такую тему? Какой-то мальчик оказывает знаки внимания?
 - Да. Мой сосед по парте,  - загадочно улыбаясь ответила дочка и продолжила после паузы, наблюдая за моей реакцией. - Он по-настоящему оказывает мне знаки внимания! То ручку предложит какую-нибудь красивую, то угостит шоколадкой или бананом. Он мне много чего уже подарил. И от мальчишек защищает!
 - Какая ты у меня скрытная! Столько времени молчала! Что сегодня произошло? - спросила я, присев на постель рядом с дочкой.
Она погладила своего любимого пушистого зайца и, со вздохом, произнесла:
 - Он сказал, что я ему нравлюсь. Это и есть влюбленность?
 - Возможно. Или просто симпатия. А как ты к нему относишься?
 - С ним интересно разговаривать... Мне нравится его забота... Он, наверное, как друг... Не знаю! - и дочка пожала плечами.
Я рассмеялась, обняла свою девочку и сказала:
 - Когда к тебе придет влюбленность — ты ее почувствуешь! - и положила руку на сердце, - Вот здесь! Оно все скажет. А пока  - у вас симпатия! Пора спать, мое солнышко!
 - Мама! Расскажи мне про мальчика, влюбленного в тебя. Что ты чувствовала?
 - Хорошо. Мне было 14 лет, когда я с отцом  поехала к бабушке, его маме, в деревню. Там было очень классно! На просторном лугу собиралось много детей. Мы очень интересно и весело проводили время. Тогда не было гаджетов, просто играли на открытом воздухе. Один из соседских мальчишек, который был на год младше меня, всегда оказывался рядом. Он не проявлял заботу, как твой сосед по парте, не совершал по-отношению ко мне никаких героических поступков, но его взгляд часто был обращен именно на меня. Он смотрел так, будто я — чудо природы или небожитель.... Никто никогда больше так на меня не смотрел!
 - Даже мой папа? - тихо спросила дочка.
 - Даже папа... Когда наступил день нашего отъезда, то на вокзал пришли четыре человека: бабушка и трое моих новых друзей, среди которых был тот мальчик.  Я стояла в вагоне поезда и махала им рукой на прощание. В его глазах стояли слезы. Тогда я поняла, что он ко мне чувствовал... Потом были письма. В первом — он сразу написал, что влюблен. Мы переписывались почти два года.
 - А потом? - прошептала дочка.
 - Я неоднократно писала, что испытываю к нему только симпатию и очень благодарна за такое трепетное отношение ко мне. Потом наша переписка  постепенно сошла на нет. С моей стороны не было взаимности. Сердце молчало.
Я закончила свой рассказ. Дочка смотрела на меня и в ее взгляде читалась надежда на продолжение. Она прервала паузу:
 - И вы никогда больше не виделись?
 - Никогда. Но до сих пор помню тот взгляд на перроне вокзала... Я сохранила его письма, по-детски наивные, наполненные теплом и влюбленностью. Не глубокой любовью, а именно влюбленностью!  Они мне дороги..., несмотря на многочисленные орфографические ошибки!
Последние слова я произнесла рассмеявшись, пытаясь скрыть нахлынувшую грусть. Дочка сначала нахмурилась, а потом улыбнулась и сказала:
 - Ты дашь мне их почитать?
 - Мое правило: личная переписка находится под грифом «Совершенно секретно»! Но... я сделаю исключение для тебя, когда ты станешь немного постарше и если не передумаешь. А теперь — спать! Доброй ночи!

   На следующий день я возвращалась с работы пешком. Мне захотелось прогуляться по улицам, усыпанным падающими осенними листьями. Легкий ветерок подхватывал их, небрежно бросая под ноги прохожих. Некоторое беспокойство витало в моем сознании после вчерашних воспоминаний. Неожиданно вечернее небо расплакалось и заморосил дождик. В этот момент я оказалась рядом с магазином «Антиквар» и мне захотелось войти туда, чтобы не мокнуть на улице. В помещении, заполненном старинными вещами, никого не было. Когда я открывала дверь, то зазвенел колокольчик, висевший над входом, и пару минут спустя появился старичок- продавец с аккуратной седой бородкой. У меня сразу возникла ассоциация с «Лавкой чудес» и волшебником, в роли торговца. Мы кивнули друг другу в знак приветствия. Продавец деликатно молчал, наблюдая, как я с интересом рассматриваю вещи. Я бродила, как по музею, чувствуя особый запах старины и понимая, что в каждом предмете таится своя история. Мой взгляд замер на деревянной шкатулке небольшого размера и в сердце возникло волнение. Старичок сразу спросил:
 - Показать?
 - Да, - ответила я, не зная почему меня привлекла именно эта, невзрачная вещица.
 - Шкатулка дубовая, с бронзовыми вставками, - объяснил мне продавец.
Он открыл крышку, показал вещь со всех сторон, а потом добавил с печалью в голосе:
 - Должен заметить, что хозяева, мягко выражаясь, несколько запустили это произведение искусства. Ручная работа мастера 19 века! Уж поверьте мне на слово, девушка! Я знаю толк в предметах старины! Дуб - это дерево, которое питает энергией. Положите руку. Чувствуете тепло?
 - Да. Очень приятные ощущения!А сколько стоит шкатулка?
 - Недорого. Смешные деньги!

   Когда я вышла из магазина с покупкой в руках, то дождик уже закончился. Шкатулка досталась мне практически даром. И этот факт меня приятно удивил.

 - Солнышко! Принимай подарок! Очень интересная и полезная вещь!- радостно сообщила я, переступив порог своей квартиры. В прихожую сразу прибежала дочка и обняла меня.
 - Смотри! - я развернула упаковку и показала шкатулку, - Будешь сюда складывать свои драгоценности! Только попросим папу привести эту вещицу в надлежащий вид.
Дочка чмокнула меня в щеку:
 - Спасибо!
В это время из кухни появился муж, который готовил ужин:
 - О чем вы хотите меня попросить?
 - Папа! У меня теперь есть настоящая шкатулка!
 - Вижу... Ух, ты! Она дубовая! - восхитился муж, который увлекался резьбой по дереву и даже вырезал игрушки для дочки.
 - Да! Это работа 19 века! Она старенькая! - ответила я, снимая верхнюю одежду, - Верни ей, пожалуйста, первозданную красоту!
 - Верни, пап! Ты же умеешь! У тебя золотые руки! - присоединилась дочка, ласково прижавшись к отцу.
Муж покрутил шкатулку в руках и сказал:
 - Я ей верну и красоту, и молодость. Пойдем, подлиза! Будешь помогать! - он подмигнул мне, уводя дочку в свой кабинет и задал резонный вопрос:
 - Сколько стоит этот раритет?
 - Ты удивишься, но я заплатила реально смешные деньги!


   Через три дня реставрация шкатулки была закончена. Мои умельцы сотворили чудо: старая вещь обрела новую жизнь. Деревянные поверхности были зачищены и пропитаны масляно - восковой смесью. Даже проявились резные узоры на крышке, которые были прежде затерты. Бронзовые вставки теперь выделялись и блестели. А самое главное, что шкатулка оказалась с секретом! У нее было второе дно, где хранилась желто-коричневая фотография на плотной бумаге с изображением женщины и мужчины. Они смотрели друг на друга и улыбались. На обороте фотографии была надпись: «Моя дорогая жена! Мы с тобой встречаем 20 век в любви и согласии! Хочу, чтобы ты всегда была рядом со мной» и дата: январь 1901год.
Дочка принесла мне этот снимок и восторженно сказала:
 - Мама! Представляешь! Этому фото 100 лет!
Потом приблизила его к своему лицу, что-то изучая, и произнесла задумчиво:
 - Это  и есть любовь?
 - Думаю, что да! Она лучится в их глазах, - ответила я, тоже вглядываясь в лица на фото.
 - А влюбленный в тебя мальчик также смотрел?
 - Немного по-другому. Детская любовь отличается от взрослой.
 - Почему?
 - Некоторые взрослые умеют очень хорошо притворяться!
 - А разве можно притворяться в любви? - с удивлением спросила дочь.
 - Можно. Вот когда папа называет тебя подлизой, то что это означает?
 - Не знаю.
 - А ты подумай!
 - Ну... наверное то, что я говорю с ним ласково и хочу получить для себя что-то..
 - То есть, какую-то выгоду?
 - Я об этом не думала!
 - Конечно, не думала! А вот некоторые взрослые умеют подлизываться или притворяться умышленно, чтобы получить то, что им хочется. Это люди-манипуляторы. Если в любви нет взаимности, то искренний человек, которому отказали, уйдет или предложит остаться другом, что очень не просто в этой ситуации, а человек-манипулятор пойдет на любые уловки, чтобы добиться желаемого. Самое страшное, что добившись взаимности от объекта влюбленности, он может его бросить, отомстив за предыдущий отказ. Так в жизни бывает!
Дочка  молчала. И я пожалела о том, что нагрузила ее детскую психику такой сложной информацией. Но моя девочка подумала и сказала:
 - Это очень неприятно, когда так обманывают. Я хочу научиться отличать таких притворщиков от искренних людей! Мама, есть такие институты?
 - Солнышко, мое! Здесь никакие институты не помогут! Этому научит жизненный опыт и наблюдательность.
 - А в твоей жизни такое было?
 - Я столкнулась с предательством в дружбе, но это уже другая тема. Хватит на сегодня психологии. Пойдем, лучше почитаем по ролям!

   Уложив дочку спать, я еще раз посмотрела на фото. Приятная молодая женщина, с красиво уложенными волосами и в длинном платье, сидела в кресле. Мужчина был старше по-возрасту лет на десять. На нем был одет строгий костюм, а на лице выделялись темные глаза и усы. Внутри меня опять возникло чувство беспокойства. Я взяла лупу и через нее посмотрела на женщину. Ее лицо показалось мне знакомым! Все мои попытки выдернуть из памяти нужную информацию не увенчались успехом...

   Мы посоветовались и решили вернуть фото бывшим владельцам  шкатулки. На следующий день я пришла в магазин «Антиквар». Старичок приветливо улыбнулся мне, как старой знакомой, и спросил:
 - Что-то не так со шкатулкой? Или появилось желание приобрести еще какую-нибудь вещь?
 - Нет, спасибо. Шкатулка теперь выглядит прекрасно, благодаря умению моего мужа!
 - Я очень доволен, что эта вещь попала в добрые руки! Вы пришли, чтобы это сообщить?
 - И это тоже. Дело в том, что шкатулка оказалась с секретом. Там лежала старая фотография. Может хозяева не знали об этой тайне и захотят забрать фото. Это же память! Вы, наверное, оставляете данные людей, сдающих вам вещи? Можно позвонить бывшим хозяевам шкатулки?
Старичок очень внимательно выслушал мою взволнованную речь, немного помолчал, а потом вытащил толстую тетрадь, полистал ее, нашел нужную запись и сказал:
 - Обожаю «амбарные книги», как раньше называли такие тетради! Современная техника меня несколько настораживает! Я сейчас наберу номер и вы все скажите сами. Но... мой жизненный опыт подсказывает, что эта фотография им не нужна, также как и шкатулка.
Абонент отозвался сразу. Я все объяснила. Мужской голос отвечал раздраженно:
 - Эта шкатулка не моя, а бывших владельцев дома, который они продали вместе с вещами. Здание было ветхое, но в хорошем месте. А мне нужен был участок земли в центре города для строительства магазина. Так что сделка купли-продажи оказалась удачной.
 - А связаться с бывшими хозяевами никак нельзя?
 - Послушайте, милочка! Они живут в другом городе! Если бы эти вещи, которые я сдал в магазин, были важны для них, то ситуация выглядела бы совсем по-иному! Это старье, похоже, представляет ценность только для вас!
Я буркнула «спасибо!» и отключила связь. Некоторое время мы с продавцом смотрели друг на друга и молчали. Внутри меня бушевали эмоции протеста. Какое равнодушие! Такую шкатулку можно было отдать в музей, как историческую и художественную ценность! Старичок взял меня за руку и первым нарушил молчание:
 - Увы! Такое бывает! Вы, как и я, трепетно относитесь к предметам, которые созданы человеческими руками. Ведь иногда это бывают единичные, уникальные экземпляры!
 - Я согласна, но....ваш доход зависит от продаж! Если вы будете продавать вещи так дешево, как эту шкатулку, то просто разоритесь!
Старичок лукаво улыбнулся и ответил:
 - Жизненный опыт научил меня разбираться не только в предметах старины, но и в человеческих душах! Я наблюдаю и знаю кому какую вещь за сколько можно продать. Вот смотрите. Что скажите об этом предмете мебели? Ваша оценка?
Он показал на комод, который выглядел очень богато, с резьбой, золотой инкрустацией.
 - Мне кажется, что это — дорогая вещь. Трудно будет найти покупателя!
 - А вот и ошибаетесь! - констатировал продавец и, радостно потирая ладони, продолжил:
 - Эта вещь не старинная и не дорогая, но, благодаря своему внешнему виду она будет продана за очень хорошие деньги! Покупатель уже внес задаток! И таких желающих приобрести помпезные предметы — немало! Так что, деточка, ко мне приходят разные покупатели. Я повторюсь, что доволен нашим знакомством и пусть приобретенная у меня шкатулка служит вашей семье долгие годы.
 - Благодарю вас, добрый волшебник!
 - Почему волшебник?
 - Моя душа так вас воспринимает! ...


   Дочка обрадовалась, когда фотография вернулась в нашу квартиру. Она даже сделала свое умозаключение по этому поводу:
 - Наш разговор о любви услышала Вселенная и преподнесла мне подарок в виде шкатулки с фотографией любящих людей!
Это было круто! Я подумала: «Какие продвинутые дети в нашем 21 веке!»

      
   Прошло почти три месяца. Однажды мне нужно было срочно добраться в другой конец города и я вызвала такси. Водитель, пожилой человек, оказался разговорчивым. Он поведал мне о своем дачном участке, о посадках, урожае и ремонте дома. Наша беседа плавно перетекла в архитектурное русло. Проезжая по знакомой, центральной улице, я опять почувствовала некое волнение. Когда мы остановились на светофоре, водитель показал рукой в сторону строящегося небольшого здания и сказал, не скрывая возмущения:
 - Вот здесь стоял деревянный дом, с мезонином, похожий на теремок. Весь в резной отделке. Красивый! Старинный! Но хозяева умерли и дом будто умер вместе с ними. Вид стал не приглядный. Наследники живут в других городах. Землю продали уже с развалюхой. Зато место хорошее! Новый владелец дом снес. Теперь строит магазин. А то их мало по городу!
Светофор переключился на зеленый свет. Машина тронулась с места, а я сразу спросила водителя:
 - А вы, случайно, не знаете, чей это был дом? - и затаив дыхание ждала ответа.
 - Конечно, знаю. Еще в 19 веке в нашем городе жила купеческая семья. Очень богатая. Но глава семьи не был скупердяем. Он вкладывал средства в благоустройство города. На его деньги построили школу, мост, театр. Этой семье принадлежали целых два квартала домов! Так вот в теремке жил внук этого купца. Я о нем знал, но знаком не был. Он тоже работал таксистом. Очень общительный был мужик! Заработал сам на этот свой теремок. Родил двоих детей. Но те выросли, разлетелись из родного гнезда. А вот внучку купца я видел часто, потому что мы жили по-соседству. Купеческие дома, после революции, превратили в коммунальные квартиры, а настоящим хозяевам оставили большую по тем временам жилплощадь — целых три комнаты!
Я впитывала каждое слово рассказчика и задавала вопросы, получая нужные ответы. Это было удивительно! Провидение послало мне человека, как связующее звено между прошлым и настоящим. Я родилась в том бывшем купеческом доме, о котором упоминал водитель такси! Там родилась моя мама, а бабушка и дедушка поселились в нем в тридцатых годах 20-ого века. Мне было пять лет, когда родители получили квартиру и мы переехали в новый панельный дом со всеми удобствами, которые отсутствовали в старом. Я словно вернулась в детство...

 - Мамуля! Завтра выходной! Мы поедем к бабушке? - такими словами встретила меня дочка, едва я вошла в прихожую.
 - Обязательно! У меня столько необычных новостей!
 - Расскажи!
 - Сначала запеку для папы мясо.
 - Мам, но ты же его не ешь!
 - Ну и что! Я готовлю для своего любимого человека, а это нормально!

   На следующий день я опять рассказывала историю таксиста, только теперь своей маме. Она тоже начала вспоминать то, что знала сама и слышала от своей мамы. Оказалось, что до революции купеческая семья жила в добротном кирпичном особняке, в три этажа высотой. А пластинчатые двухэтажные дома, в одном из которых получили комнату мои бабушка и дедушка, и купеческая внучка со своей семьей, прежде занимала прислуга и работники купца. В этих домах, в начале 20 века, были все удобства!
 - Внучка купца была очень веселой и гостеприимной женщиной, несмотря на то, что ее семью лишили всех привилегий. Ее дедушка умер сразу после революции, не выдержав происходящих событий. Бабушка, которая по происхождению была дворянского рода, пережила его всего на несколько лет. Они очень любили друг друга! Все говорили, что внучка похожа на бабушку, как две капли воды.
Я слушала маму и опять, уже в который раз, почувствовала волнение и вдруг сказала:
 - Давай посмотрим старые, бабушкины фотографии.
Моя дочка все время находилась рядом. Я видела, что ей тоже интересно и меня это радовало. Мы листали альбом, а внутри  меня ухало сердце, будто сейчас что-то должно произойти.
 - Вот и она! - облегченно выдохнула я, держа в руках фотографию, на которой было изображение моей бабушки и ее двух соседок.
 - Это внучка купца? - спросила я маму, показав на приятную женщину, стоящую вполоборота. Мама кивнула, а я положила рядом другую фотографию, из шкатулки.
 - Ой! Как они похожи! Только другая прическа и одежда! - воскликнула дочка, - Спасибо шкатулке с секретом!
Моя мама расчувствовалась до слез. Наши разговоры и неожиданный сюрприз окунули ее в детство и юность. Она вспоминала, рассказывала, а мы слушали. Потом, когда уже стемнело, и мы собрались уезжать домой, мама достала из коробочки серебряную брошку в виде цветка, украшенную настоящим жемчугом. Я знала эту вещь. Мама очень трепетно к ней относилась.  И вот эту ценность она протянула моей дочке и сказала:
 - Носи, внученька! Я вас тоже сегодня удивлю, потому что эту брошку мне на шестнадцатилетие подарила та самая женщина с фотографии — наша соседка, внучка купца.

   Вернувшись домой, дочка никак не могла успокоиться. Она прикрепляла брошку ко всей своей одежде, по-очереди, и любовалась в зеркало. Потом подошла ко мне и грустно заявила:
 - Мама! Эта брошка слишком красивая для моей одежды!
 - Конечно, к футболке с джинсами она не подойдет! Тебе нужно купить красивое, нарядное платье.
 - Как у дамы с фотографии?
 - Так. Мне кажется... Дай -ка фотографию!
Я быстро достала лупу и... увидела эту брошку на платье моей загадочной женщины!
 - Круто! Чудеса какие-то! - только и смогла произнести дочь, а потом положила брошку в шкатулку и добавила:
 - Вот она и вернулась домой!... 


   Через пару дней, когда наши эмоции успокоились, мне захотелось поделиться всеми событиями с человеком, который за смешные деньги окунул нас в такой волшебный водоворот событий. Я зашла в магазин «Антиквар». Там были посетители, с которыми общался мужчина моего возраста, но старичка я не видела. Мужчина подошел ко мне и спросил:
 - Вы что-то хотите приобрести?
 - Нет. Я хотела поблагодарить хозяина магазина за удачную покупку.
 - К сожалению... он болен. Это мой отец.
 - Болезнь очень серьезная? - расстроившись спросила я.
 - Сердце не выдерживает. Возраст берет свое.
 - Мне так жаль! А можно передать ему записку? Думаю, что приятная новость придаст сил вашему отцу.
 - Конечно. - ответил мужчина, а я достала блокнот, вырвала из него лист и написала следующее: « Здравствуйте, добрый волшебник! Мы нашли владельцев фотографии из дубовой шкатулки с секретом...». Дальше следовало краткое изложение последних событий и пожелание здоровья. Передавая записку, я сказала:
 - Ваш отец — замечательный человек. Берегите его!
Мужчина кивнул, а я быстро покинула магазин, который без присутствия его хозяина потерял свою особую магию. На улице пошел снег. Ветра почти не было. Я подставила лицо падающим снежинкам и мне, почему-то, пришла в голову мысль, что все мы, люди, —  шкатулки с секретами...
      
18.10.2020г


Рецензии