Мой друг Коля Чистяков

Встречи с некоторыми людьми становятся радикальными событиями в жизни. С Колей Чистяковым мы однокашники, учились в одной группе Р2-72 в Московском энергетическом институте.
  Он был другом и близким товарищем для многих и парней и девушек с нашего курса. Но для меня он был и пример для подражания, и высокой планкой интеллектуального и человеческого измерения.
      В те 70-е годы прошлого века выборы комсорга группы были знаменательным и важным событием.  И получилось так, что мы с Колей вошли в четверку руководителей группы, а в общем то стали лидерами группы Р2-72 сразу и безоговорочно. В группе было несколько армейцев, пришедших на учебу, отслужив в Советской Армии, и мы с Чистяковым были из их числа. Роль играли совсем не важные в институте воинские звания: мы оба с ним были старшими  сержантами.
     И вот прошли первый, второй курс, на которых Коля выполнял роль учителя и воспитателя, потом удивительная поездка – практика во Львов,  где мы удивляли местных «западэнских» стиляг точным знанием песен Битлз, студенческим юмором и раскованности, благодаря продвинутости, в первую очередь Коли Чистякова. Наконец - погружение в настоящую науку, Коля – прежде всего в математику, и наконец Дипломные работы. Радость общения мне была преподнесена и поездкой в зимний стройотряд в Тверскую область, где мы полмесяца, в компании с Чистяковым, валили лес. Тогда модно было учится на "свое", т.е. на пять. Так что Чистяков получил бы красный диплом, да вот зав. кафедры научного коммунизма, тов. Лифшиц заподозрил в Чистякове невосторженность мыслей, и по "Научному коммунизму" (которого, как оказалось потом, не было), мы получили "хор".
  И вот вылетели птенчики из своего гнезда. Коля в МКБ "Кулон" почти сразу стал старшим, затем ведущим инженером, а затем Главным конструктором нового направления – беспилотных летательных аппаратов. Вскоре он становится кандидатом наук,  начальником отдела. В те годы мы группой встречались раз в году в лесу, и видели прежнего Колю, любовались, радовались его успехам. Потом время еще развело нас, и мне повезло – благодаря фото-, а также кино- навыкам, я помогал Коле делать документы, говоря современным языком, по рекламе и документированию первых советских ДПЛА – дистанционно пилотируемых летательных аппаратом, венцом которых стала «Пчела» - первый беспилотник, принятый на вооружение в России  и показавший свои уникальные возможности и в Чечне и других  «горячих» точках. Чистяков отдал этой работе все свои силы. Во всем он был первым, и ему первому пришлось испытать силу скальпеля хирурга на открытом сердце. В те годы Министерство обороны сумело сохранить своего Главного  Конструктора.
   И вот не выдержало  сердце Главного конструктора. Мы, оставшиеся пока на этом свете, его друзья, пришли на похороны. Был жуткий морозный декабрьский день. Последнее место упокоения нашего друга было далеко от окружной дороги. Весь день мы ехали в пробках по скользкому МКАДу, вместе с покачивающимся в середине автобуса ящиком, в котором спал наш незабвенный друг и наконец прибыли к воротам подмосковного кладбища глубокой ночью. Сторож показал тропинку, по которой мы понесли тяжелый гроб. Какой-то провал в заборе, снежные сугробы между крестами и бетонными камнями,  в свете каких–то отдаленных прожекторов – такие прощальные свечи остались в памяти о том декабрьском дне.
   Поминки почти под полночь нисколько не облегчили тяжесть утраты, и обязательные слова, сколь добрые они не были, не облегчили горечь ни в душе верной подруги Татьяны и любимой дочки Леры.
    Прошло несколько лет. Поминали мы Колю и на 40 дней, и на ежегодных лесных встречах, и каждый раз мучались от несправедливости – лучший наш друг, любимый, гордость и пример, такой нужный – ушел так рано.
      Хмурый декабрьский день, какие-то несущиеся к Москве и от Москвы большегрузные  фургоны, автобусные остановки с пронизывающим ветром. Еще метров 500 и я возле того самого пролома в кладбищенской стене, через которую мы протаскивали последний дом Коли.  Запомнится ли тот путь, та тропинка? Нет, вот уже смеркается, уходит последнее солнце, и не могу найти могилки друга. Искал плиты по датам –так нет, время идет так быстро, что казалось – прошло 2 года, а оказывается – 5 лет! Отчаявшись звоню Тане. «–Ты крикни громче: - Коля!» - советует мне Таня по сотовому телефону.
     - Коля, Коля! – раздались хриплые звуки в безлюдном кладбище,  – и вдруг я увидел черную мраморную стеллу с беспилотниками, которым отдал свою жизнь Главный конструктор Николай Чистяков.  Здравствуй, Коля, Друг, извини, что так поздно пришел. Ты в нашем сердце всегда.


Рецензии