Женщина у окна

Смотрю на картину Якоба Вреля «Женщина у окна» и возникает чёткое ощущение дежавю. Я видела эту картину. Давно, очень давно.

Но когда? Что меня связывает с этой картиной?

И вдруг, откуда-то из закоулков памяти, выплывает образ моей бабушки, сидящей у окна и зорко следящей за проказницей внучкой, которой всего-то идёт третий год. А на проказы внучка была горазда.

Сколько раз бабушке приходилось кричать деду, чтобы он снял меня с двухметрового забора, отделяющего наш сад от соседского, где жили два вороватых подростка. А мне просто было интересно посмотреть, что там за этим забором.

А потом я залезла на яблоню и провалилась попой между двух веток. Ветки были толстые и крепко меня держали, но вылезти из их объятий я не могла. И опять на помощь прибыл мой дедушка, а бабушке стало плохо и мы отпаивали её валерьянкой. До сих пор помню, как этот запах витал по всему дому. А я с любопытством смотрела, как бабушка падает в обморок точно на диван и начинает охать и приговаривать, что эта проказница, то есть я, сведёт её в могилу.

Помню, а может это мне потом рассказывал дедушка (ну что может кроха в два с половиной года помнить), очень упрашивала показать мне это место, куда должна свести бабулю.

А как-то меня искали всем миром. Пропал ребёнок и всё тут. Бабушка очередной раз меня отругала за что-то и я, недолго думая, пошла на станцию, чтобы уехать на поезде домой к папе и маме. Да не просто так пошла, а взяла с собой краюху хлеба и главное билеты. Старые билеты, с которыми мы приехали. Со станции, а она была недалеко от нашей улицы, меня привёл дедушкин знакомый.

Воспоминания роились в голове, но я никак не могла сосредоточиться на картине. Почему она мне так знакома?

И вдруг вспышка. Мне уже почти шесть лет. Меня опять привезли на всё лето в маленький городок на берегу Оки к дедушке и бабушке. Я вбегаю в комнату, бабушка, как всегда, сидит у окна в кресле, а на стене висит картина, почти повторяющая сюжет в комнате.

Я перевожу взгляд с картины на бабушку, а потом опять на картину. «Это с тебя рисовали, да? — спрашиваю я, — только у нас окно поменьше. А за окном кто? На меня совсем не похожа».

Бабушка рассмеялась. И сказала, что ей подарили знакомые. И это копия известной картины. А подарили, потому что решили, что она действительно похожа на эту женщину.

Этим объяснением я была удовлетворена. Потом даже забыла про картину. И куда она делась при переезде — не знаю.

И вот только теперь, десятилетия спустя, этот образ — бабушка у окна и картина на стене — всплыли в моей памяти. И картина теперь у меня ассоциируется с бабушкой и моим детством. И бабуля мне кричит в очередной раз, чтобы я никуда не залазила.


Рецензии