Лики Кукольного Дома жизни 2, 0

Спектакль «Кукольный Дом».
По мотивам пьесы Г.Ибсена.
Наброски к современной трагедии.
Режиссер – Владимир Юров.
Художник – Анастасия Копылова.
Грим – Анна Селиванова.
Художник по свету – Анна Тугушева.
В ролях:
Анна Христич
 Андрей Чулков,
Любовь Островская
Константин Плотников
Богдан Гудыменко
Анна Селиванова
ЦехЪ Театр.  14.10 2020
Спектакль «Кукольный Дом» Владимира Юрова обращает нас к творческому наследию великого норвежского драматурга Генриха Ибсена, в котором пьеса «Кукольный Дом» (1897) занимает особое место, её пространство формы и содержания предоставляет нам возможность увидеть лики новаторства великого норвежского драматурга, оказавшее сильное влияние на мировое театральное пространство. В пьесе «Кукольный Дом» Ибсен открывает всему миру уникальность его критического взгляда на человеческое общество, который является его основным инструментом познания и основой созданного им жанра аналитической драмы. В сюжетном пространстве пьесы «Кукольный Дом» мы видим этот жанр в процессе формирования и эта произведение показывает нам первые драматургические шаги Ибсена в познания мира, которые он воплощает по канонам созданного им жанра. Одновременно сюжет этой пьесы является симбиозом драматургического таланта Ибсена, так как в основе этого произведения присутствует реальная история, которая обретает особые очертания в творческой мастерской великого норвежца.
Юров в своём обращении к этому шедевру драматургии Ибсена сосредотачивает наше внимание на концепции парадигмы человеческого существования, в рамках которой главным фокусом нашего внимания является принцип сценарной предопределённости человеческой роли в жизни общества. С целью раскрытия этой концепции Юров трансформирует сценическое пространство, в котором он направляет наш взгляд на небольшое сообщество, которое сюжето-центрично объединено в округ одной точки-плоскости возникновения и развития событий.  В спектакле эта сложная, многомерная сценическая проекция человеческого общества является плоскостью нашего изучения проявлений принципа предопределенности роли человека, примеры которой находят своё индивидуальное воплощении образах персонажей пьесы.
В первых сценических картинах спектакля Юров открывает нам дверь в пространство существования этого сообщества, в котором витает аура светского благополучия и жизни в зоне эмоционального комфорта. В проекции этой репрезентативной реплики человеческого общества амбиции достижения и расширения персонального благополучия играют главную и решающую роль в формировании парадигма жизни персонажей. Характер этой доминанты общества определяет внутреннее распределение ролей, задаёт функцию вектора направления их взаимоотношений, играет определяющую роль в создании паттерна словесной паутины, которые они плетут с целью достижение личных целей и воплощения собственных амбиций. В проекции жизни этого сообщества распределение ролей и ограничение пространства существования создаёт эффект превращение человека в объект манипулирования.
Сценическое воплощение этой формы и паттерна человеческого существования создаётся через формирование в них визуальных элементов механистической пластики движения, которая в тандеме методом живых масок создаёт образы людей -марионеток. В рамках этого подхода яркость красок их сценических образов подчеркивает предопределённую им эмоциональную реакцию на события и жесткие границы их ролей в обществе. Этот многомерный синтез приёмов и форм подводит нас к пониманию определения пространства жизни персонажей, созданное под влиянием синдрома кукольного дома, лики которого Ибсен видел в окружающем его мире. В этих реалиях человек это кукла-марионетка, управляемой кукловодом, который нивелирует  индивидуальность человека скрыта за маской, за стенками внешней оболочки предопределённого ему образа.
Атмосферу бутафорского благонамеренного существования и процветания в пространстве синдрома кукольного дома разрушает сюжетообразующее событие в формате скелета в шкафу. В этой истории это фрагмент прошлого, который долгие годы  скрывался в глубинах архивов персонажей, где он находился в процессе ожидании момента проявления его на однородной поверхности сюжетного пространство. В спектакле «Кукольный Дом» в этой событийной точке происходит процесс извлечения этого мрачного артефакта прошлого с пыльных, потаённых уголков архива времени и его появление создаёт эффект разрушения однородности среды, при котором нарушается предопределённый порядок вещей, распределение ролей и происходит сбой сценарного плана развития жизни персонажей. Этот мощный эмоциональный фактор в пространстве «Кукольного Дома» приводит к процессу вскрытия внешней оболочки образов персонажей, открытого проявления реальной картины их индивидуальности и внутреннего мира.
В этой сюжетной точке мы получаем возможность изучения диапазона влияния этого события в галерее образов персонажей пьесы Ибсена. В ней в момент наступления этого события потенциал влияния выбивает их из оболочки, предопределённой им роли. В картинах этой сложной жизненной ситуации Юров условно выделяет три проекции влияния события на человеческую жизнь. В рамках этого условного выделения одни персонажи испытывают растерянность и страх утраты комфорт зоны благополучия. Для них существование в рамках «Кукольного Дома» оптимально, в рамках которого их предсказуемая и заранее предопределенная жизнь обеспечивала их всем необходимым. В пространстве влияния этого события мы видим проявления агрессии продиктованной страхом утраты своих привилегий и места на иерархической лестнице.
 В другой проекции влияния этого события мы видим персонажей, которые являют собой иллюстрацию приспособленчества человека, когда персонажи этой истории используют это событие в качестве окна возможности и инструмента достижения более высокого места в жизни или комфортной позиции в иерархии «Кукольного Дома». В рамках этой ситуации они отказываются от своих жизненных принципов и пытаются достичь желаемой цели любыми способами.
Третья проекция влияния события показывает нам лики людей для которых эта ситуация создаёт точку тектонического сдвига, полностью изменяющую пространство их жизни и определяющего их дальнейшее существование и мировоззрение. В этот момент  они осознают, что перешли точку невозврата и более не могут дальше жить в парадигме «Кукольного Дома». Этот излом жизни открывает им иное понимание реалий, открывшиеся им другие картины мира и осознание необходимости перемен играет определяющую роль в их выборе.
Владимир Юров в своём воплощении истории запечатленной в пьесе Генриха Ибсена виртуально приближает эти картины жизни человеческого общества к реалиям нашего времени, в которых стены «Кукольного Дома» остались без изменений, границы их очевидны видны и выполняют аналогичную функцию. Массивные очертания этих стен не ослабли от времени, они создают нам зеркало в котором мы можем увидеть лики трагедии людей общества 2,0.


Рецензии