Богема, или Повесть о настоящих раздолбаях

Василич всю свою сознательную жизнь, так или иначе, тяготел к искусству. Начать хотя бы с того что он с младых ногтей был способен к рисованию. Что неоднократно было отмечено учителями начальной и средней школы. А учительница черчения и рисования в восьмом классе, художник по образованию, однозначно сказала:
 - Парень, тебе надо идти в художку…
Потом его способности были цинично использованы классными руководителями при регулярном выпуске школьных стенгазет, которые, в конце концов, начисто отбили у пацана желание рисовать. Но как говорится, шила в мешке не утаишь, и эти способности в любом случае сопровождали его по жизни.
Была конечно и музыкалка, где закончив курс по баяну и получив много полезной интеллектуальной информации тем не менее выбрал путь инженерных технологий, поступив в Казанский химико-технологический институт. Как бы там ни было, но его жизнь, так или иначе постоянно пересекалась с людьми искусства.
И вот по окончании института, прибыв в город юности Н-ск, он естественное дело в первую очередь познакомился с местной богемой в лице главного художника химкомбината с венценосным именем – Георгий и звучной грузинской фамилией - Арчуашвили. Просто общага, где поселился, была рядом с художественной   мастерской, которая обслуживала градообразующую контору, и он узнав как-то по случаю, что там занимаются чеканкой решил, что раз его как любителя это дело интересует, необходимо срочно посмотреть, что там творят мастера. А попав туда, показав свои работы, рассказав, кто он и откуда сразу стал своим человеком в этом демократичном коллективе и однозначно был принят в тесный круг со всеми вытекающими последствиями.
Надо сказать, что в эти вольготные семидесятые годы, в общем, жилось достаточно привольно. Все были вроде при деле, ни кто особо не дёргался по политическим мотивам и как будто жили и не тужили. У всех была работа, какая никакая зарплата и время на всё, в том числе на творчество хватало.
Вот где-то в те далёкие времена и затянуло Василича в богему. Он начал активно принимать участие во всех городских выставках художников со своими чеканками. В то время заниматься чеканкой было модно, можно было и на дому. В молодом городе молодые соседи не очень волновались по части шума за стеной. Мало ли кто там чего стучит. Лишь бы не ночью.
А однажды вдохновлённый эпическим мраморным сюжетом из благословенной Италии он создал свой шедевр в металле - «Леда и лебедь». Увидев творение самодеятельного художника, Георгий величаво скомандовал заму по производству, Рему, который был его правой рукой:
С этой чеканки срочно отлить копию в гипсе! ...
Эта команда для Василича была высшей похвалой!
Ну а далее он просто подружился с художниками по месту проживания. Район этот назывался «Бам», что вполне соответствовало времени, когда строили этот самый БАМ, и это название было хитом, звучавшим повсеместно. Вот именно там Василич и познакомился с двумя  молодыми художниками Володей Никольским и Юрой Галузиным.
Их мастерские располагались на первом этаже стандартной «Хрущёвки» в бывшей трёхкомнатной квартире.
Ну что сказать, тогда антураж в этой обители богемы казался Василичу совершенно обалденным. Там всё свободное пространство занимали картины, какие-то сосуды, старая мебель, засохшие цветы, козявки, живописные корни и разные пеньки, уводившие от мира сего, но в то же время вполне жизненный натюрморт на столе, состоящий из вполне современных бутылок с водкой или пивом благополучно возвращал на грешную землю. Вот где была свобода! Вот где был плюрализм мнений! Все отрывались по полной, не взирая на лица!!!
А потом была незабываемая командировка в Лондон. Он там постигал азы управления технологическими процессами, но, тем не менее, его мятущаяся душа не могла пропустить мимо впечатления о художественных изысках, которые довелось повидать на выставках-продажах художников на улице Пикадилли. Там он провел многие часы, из тех двух месяцев, отпущенных судьбой, впитывая  всю палитру этих сумасшедших откровений, которые навсегда остались в его памяти.
Когда Василич вернулся из Англии, его обуяли идеи конструктивизма. К тому времени он уже имел большую практику исполнения эксклюзивных сувениров для московских бонз, которые ему заказывал генеральный директор. Только позже он  понял, что без этого несколько неприятного для него  этапа не было бы дальнейшего развития и совершенствования его идей.
Его друг Вася, референт генерала, зная об особенностях мышления Василича, предложил, а тот, недолго думая, согласился на проект, который как потом оказалось, стал проектом века. В 1983 году они сделали Дискоцентр. В смысле, само заведение, совершенно новое по смыслу с абсолютно революционным для того времени оформлением. Надо сказать, что концепция получилась удачной. Это было, что называется - попадание в десятку!
Ещё один всплеск творчества был у Василича на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве в 1985 году.
Туда его призвали в результате впечатлений, оставшихся у многочисленных делегаций ЦК Комсомола от посещения города юности Н-ска и общения с его творческой молодёжью. Надо честно сказать, что в то время для него, как в песне пелось, не было преград. Ну делал он свои трёхмерные панно размером метр на метр, а тут предложили три на шесть. Ну и бог с ним. Спроектировал основу, вместо золотистой проволоки взял белый шёлковый шнур, подсветил его светомузыкой, и всё зажило своей, ни на что не похожей жизнью! Толпы молодёжи, посещавшие клуб делегации СССР, который располагался в комплексе ЦДСА (Центрального дома советской армии)  балдели от невиданного доселе зрелища.
Потом его творения ЦК комсомола предложил выставить на Всемирной выставке молодых изобретателей в Болгарии. Василич, по своей серости не умудрённый в подковёрных играх, легкомысленно согласился отправить туда свой триптих, посвящённый космосу. Его как говорится, несло, и он даже в тот год к  немалому удивлению своих друзей охотников, чтобы сотворить задуманное полностью пропустил охотничий сезон, отдавшись своим  несколько безумным в то время идеям.

Надо честно сказать, что триптих удался. О чём свидетельствовали многочисленные отзывы и благодарственные письма ЦК Комсомола. Но именно тогда, когда его работы не вернулись из Пловдива, а вместо них ему выдали бумажку с печатью ЦК и с надеждой на дальнейшее сотрудничество, вот именно тогда он и потерял самообладание, а если сказать красиво - огонь в его глазах потух.
Он буквально заболел, и в сорок с небольшим лет на своём творчестве негласно поставил крест. Это называлось депрессия. Все его надежды, связанные с продвижением своих идей и творений в Европу и далее разом были перечёркнуты непонятной ему серой прозой комсомольских политических игр и спекуляций.
Правда потом засосала работа, бытовуха, и прочие удовольствия Российской действительности. Всего сразу и не упомнишь.
У него осталась одна отдушина, это охота. Вот там он и провёл остатние до выхода на свободу, в смысле на пенсию, годы. Они мало чем запомнились, кроме чисто семейных дел, женитьбы сына, рождения внуков и прочих житейских радостей.
Потом конечно он вылез из этого мрака. После выхода на оперативный простор, расправил плечи, вспомнил молодые годы и замутил доктрины ещё круче, чем в молодости, возможно где-то совсем запредельные. На основе своих технологий он предложил возводить вантовые покрытия для зданий и сооружений социально-культурного и коммерческого назначения. Провёл презентацию своих идей в Казанском архитектурно строительном университете, получил теоретическое одобрение, но начав дёргаться далее, убедился, что давать кому-то или лизать чего-то, он по своей природе не способен, и после этого просто затих. Начал пописывать мемуары, памфлеты, пасквили и прочее. То-есть однозначно попал в категорию раздолбаев.

А взять его друга Вована Никольского. По молодости тот был так же неудержим в своём творчестве. Его так же разрывало от идей, и он, как говорится, не успевал их записывать, то-есть писать. Многие художники его обвиняли, что он свои картины «строгает как табуретки». Но это была элементарная зависть к человеку, которому даже некогда натягивать холсты, поэтому и писал на мебельном крагисе с красивым названием оргалит. Всё потому, что у него идей было выше крыши, и никаких этих мелочей он просто не замечал. Ему было главное успеть запечатлеть то, что в его мозгах возникало ежеминутно, ежечасно, ежедневно. Не берусь воспроизвести тот шум, который он в своё время наделал в Союзе художников и вообще в среде мыслящего электората, но до сих пор в кругу знатоков фамилия Никольский овеяна мифами и легендами. Его работы разошлись по всему свету. А поскольку при всей его неординарности в миру он всё-таки был типичным раздолбаем, что весьма характерно для великих, то до сих пор так и не поимел ни каталога, ни иллюстраций своих работ, число которых перевалило за пять тысяч.
На фото внизу представлены одна из первых и одна из последних на сегодняшний день достойных творческих работ мастера.
 
 Ну и далее если взять их общего друга, мецената, большого любителя живописи и всевозможных философий - Палыча.
Вроде всё у мужика есть, и бабки, и коттедж, и крутая хата, и не менее крутая машина – а где сатисфакция?!
В своё время всё было отдано производству, ничего не осталось для мирной жизни. Он прошёл долгий и тернистый путь от мастера до главного инженера. Дневал и ночевал во время ремонтов, пусков и перезапусков на заводе. Получил кучу званий и патентов. Объездил всю Россию, ближнее и дальнее зарубежье по производственной необходимости. И тем не менее на сегодня полный песец по всем направлениям. Начиная с политики правительства и кончая личными впечатлениями о семье и школе. Хотя была в нём и философия мысли и анализ политической ситуации, и свой конкретный взгляд на жизнь во всех её проекциях и проявлениях. Но при отсутствии возможности влиять на ситуацию в масштабах, соответствующих его претензиям, он в результате был вынужден просто наблюдать за бардаком, который творился вокруг повсеместно.
 Ну нет консенсуса, нет настоящей расслабухи, нет счастья и смысла в такой жизни! В конце концов не нашёл ничего лучшего, чем кроме поднадоевшего, но кормившего его бизнеса, возглавить группу творческих раздолбаев, и просто примкнувших  к ним любителей оттянуться. Короче, при всех тех регалиях, рацухах и изобретениях, сам однозначно попал в категорию раздолбаев!
Что их объединяло, так это совместные застолья с душевными мужицкими откровениями и разборками. Как-то эти сборища на общем собрании было решено облагородить и назвать ОПГ «Богема».
А по части застолий дело дошло до того, что ряд участников ОПГ зимой, невзирая на мороз и снег, как заправские Ивановцы, с песнопениями и словами на устах:
-Кто рано встаёт, тому бог подаёт! ... выходили в шесть утра на  лыжню в парке имени культуры и отдыха, и пока не рассвело, принимали дозу, чтоб солнце быстрее взошло.
В общем раздолбаи, они и есть раздолбаи. Хотя вроде и манифест читали и даже  как бы с ним соглашались.
А вообще, если задуматься, то никакие проповеди о вреде алкоголя на русского человека не действуют. Тут уж или характер проявится, или какая-нибудь болячка схватит за горло так, что и небо с овчинку покажется. Только в таком случае наш человек, может быть, и задумается и затормозит по части выпивки. Но, к сожалению, такие эксклюзивы бывают не так уж часто.
Наверно потому, что сама жизнь в Российских условиях для всех её участников, будь то последний бомж или первый олигарх не даёт ни каких гарантий на нормальное психологическое существование.
А как известно из многочисленных сериалов – богатые тоже плачут и иногда очень сильно, вполне в соответствии со старой пословицей: – У кого горох не уродился, а у кого жемчуг мелкий…
А поскольку все эти действия происходили на протяжении целого ряда лет, то когда члены ОПГ начали потихоньку по одному уходить в мир иной, в страшных сомнениях и судорогах родился Манифест ОПГ «Богема».
Дискуссия, связанная с обсуждением Манифеста запечатлена на картине одного из основателей направления соц. реализма художника В.А.Серова, вынесенной на обложку данного издания. Полотно называется: «Члены политбюро ОПГ «Богема» В.В. Никольский, В.П. Зуев, Ю.В. Юрасов у В.И. Ленина обсуждают вопрос – Пить, или не пить?…» 
 

Для прояснения и критической оценки ситуации желающим предоставляется возможность ознакомиться с уникальным текстом манифеста, приведённым ниже.

МАНИФЕСТЪ
ОПГ «Богема».

ВСЕ ИМЕЮТ ПРАВО НА ЛИЧНУЮ ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО!
В том числе и Вы.

Преамбула: прочитайте, успокойтесь, и если ничего не поняли, идите отсюда! ...
Пролог: Из донесения секретного агента наблюдения,  проходящего под кодом  «Соколиный глаз » в ФСБ НМР.
Довожу до вашего сведения результаты наблюдения за ОПГ (организованной пьянствующей группировки) под кодовым названием «Богема».
В состав группы входят на постоянной основе:
1. Спонсор-меценат по кличке – «Кучерявый» - главарь (башка);
2. Художник-априматурист по кличке «Вован» (гений, хата его);
3. Танкист-подводник по кличке «Смыловский» (конформист);
4. Сварщик-многостаночник по кличке «Барик» (из народа);
5. Коммунист по кличке «Байгуловский» (маргинал);
6. Художник-портретист по кличке «Рыбак» (нонконформист)
     и примкнувшие к ним:
7. Поэт – песенник  по кличке «Юрок» (ищущий);
8. Профессор по кличке «Академик» (уважаемый);
и масса  другого народа под общим кодовым названием «Пьянствующий электорат».
В ходе наблюдения установлено, что вышеозначенные субъекты в процессе практически ежедневных сходок выполняют следующие действия:
- пьют в невообразимых количествах любой алкоголь, курят всяческую дрянь, едят лук, гадят, осуждают действующие власти и цены на хлеб и керосин. Многие уже видели «Белочку», а некоторые, самые настойчивые, даже гонялись за ней.
Идеологом движения «Богема» является «Кучерявый». Он особенно  циничен, агрессивен, и радикален в выражениях и действиях, особенно в конце акций.
 Достаточно давно не наблюдается «Академик». По-видимому, ушел в глубокое подполье, или пишет пятый том трактата «Все о наблюдении луны».
Также редко появляется предприниматель-авантюрист по кличке «Мишель». Возможно, залег на дно на даче в  Пробудиловке, спасаясь от кредиторов.
Некоторые из участников ОПГ, типа военспеца по кличке «Чапай», уже покинули организацию, и ушли в мир иной. Остальные упорно стремятся туда и с переменным успехом борются за звание ГА ОПГ (Главный Алкаш ОПГ), несмотря на отчаянные вопли и сопротивление близких и дальних родственников.
Господа из полиции нравов и ФСБ НМР! Надо что-то делать! Надо спасать интеллект и генофонд  нации!
P.S. Донесение перехватил и опубликовал в «желтой» прессе и региональных СМИ, с похмела, в порыве раскаяния, короче слил всю контору, поэт-песенник «Юрок» он же  Г.Н. Камско-Задунайский, он же конструктивист – самоучка.
Резюме:      Господа алкозависимые! Дайте работать творческим людям!!! 
А творческим людям необходимо срочно пересмотреть свои взгляды на жизнь и прикинуть, кому сколько осталось!…
Если Вам не нравится этот Манифест, значит, к сожалению, Вы подходите под гриф «ОТРАБОТАНЫЙ МАТЕРИАЛ»…


Рецензии