Воскресение. Толстой. Даты и топонимы

   
Статья была опубликована:Виноградова О. Н. Мифичность ключевых дат и топонимов в романе Л. Н. Толстого «Воскресение» / О. Н. Виноградова // Современный взгляд на науку и образование: Сборник научных статей. Ч. III. – Москва: Издательство «Перо», 2019. – 168 с. – С. 97-100.

     Аннотация: Время и пространство в романе Л.Н. Толстого «Воскресение» – вымышленное, мифопоэтическое, сакральное. Особенное значение приобретает дата 28 апреля (пятница) и воскресенье, следующее за этой датой и соотносящееся с христианским празднованием Пасхи. Две столицы России – Москва и Петербург – образуют единое мифологическое место – символ служения Маммоне. Это два полюса, где движение от одного к другому выражает, по мысли Толстого, степень приближения человека к Богопознанию.  Дата окончания романа, проставленная в тексте: «16 декабря 1899 года» [4, т. 32, с. 445] указывает на предстоящее, по мысли автора, всеобщее воскрешение.

     Ключевые слова: Л.Н.Толстой, «Воскресение», дата, Пасха, воскресенье, столица, Сибирь, мифичность.

      Знакомясь с романом Л.Н. Толстого «Воскресение» [4, т. 32], читатель ощущает правдоподобность описываемых автором событий, почти документальность.
     Но при внимательном рассмотрении оказывается, что время и пространство в произведении – вымышленное, мифопоэтическое, сакральное. Варианты рукописей романа «Воскресение» дают представление о том, как эволюционировал замысел Толстого: от почти документальной «Коневской повести» до поучения, структурно близкому к Евангелию [1], с изложением учения Толстого о Боге. Ближе к завершению работы над произведением образы героев, эпизоды, даты, места действия приобретают мифичность, сакральность.
     Известно, что Толстой правил роман даже в то время, когда он уже начал издаваться, и правки включали в себя и редактирование дат. Первая дата (день суда над Масловой), которая фигурирует в окончательном варианте произведения – 28 апреля. Год не указан.  По черновикам можно проследить, как Толстой подбирал «подходящие» дату и место действия.
    Так, в ранней редакции суд над Масловой состоялся в 1883 году в Петербурге после Крещенья, 18-го числа [4, т. 33, с. 17-18]. В следующей редакции – 3 апреля 1876 года в городе Москве [4, т. 33, с. 21-22]. Далее – 22 апреля в Москве [4, т. 33, с. 25], в следующей редакции – 28 апреля в Москве [4, т. 33, с. 95], где конкретизируется тюрьма – «таганская». В окончательном варианте романа Маслову доставляют в суд из «губернской» тюрьмы  28 апреля неизвестно в каком году, а упоминание города отсутствует. Суд происходит в пятницу. По тому, что председательствующий «…получил записку от швейцарки-гувернантки, жившей у них в доме летом и теперь проезжавшей с юга в Петербург, что она будет в городе между тремя и шестью часами ждать его в гостинице «Италия» [4, т. 32, с. 21], можно предположить, что город все-таки Петербург, однако  далее в тексте неоднократно утверждается, что Нехлюдов поехал в Петербург [4, т. 32,  с. 241, 267], где осуществлял планы, «составленные в Москве» [4, т. 32, с. 285], и в конце концов приехал в Москву [4, т. 32, с. 304]. Казалось бы, зачем такая запутанность и исчезновение четкого указания города в I главе I части романа, как это было в большинстве ранних редакций? Связано это, скорее всего, с тем, что Толстой намеренно хотел «отойти» от документальности произведения, а две столицы России – Москва и Петербург – преобразились у автора в единое мифологическое место – символ пресыщенности, беспамятства о Боге, символ служения Маммоне. Столица, с каким бы названием она ни была, – воплощение пороков и бездуховности. То, что Нехлюдов на суде «прозрел»,  не зря представляется ему «случайностью» [4, т. 32, c. 77]. Следовательно, безымянный город явился для главного героя отправной точкой в поиске Бога случайно.  То, что и Москва, и Петербург – единое сакральное место, косвенно доказывается и тем, что  концепт Сибирь, по мысли Ю.В. Шатина, тоже является в романе Толстого мифопоэтическим [5]. Так, Ю.В. Шатин пишет: «…в отличие от многих писателей последней четверти ХIХ в. Толстой не испытывал этнографического интереса к реальной Сибири. В тексте «Воскресения» городское пространство Сибири упоминается дважды: в одном случае это Томск без каких-либо коннотаций, в другом – некоторый губернский город, конечная точка путешествия Нехлюдова. Строго говоря, этот губернский город географически невозможен: он расположен на правом восточном берегу могучей сибирской реки. Все три губернских города – Красноярск, Иркутск и Якутск, как известно, находятся на левых берегах Енисея, Ангары и Лены. Губернский город, где завершилось путешествие Нехлюдова, – плод художественной фантазии Толстого» [5, с. 12].
    Таким образом, два места действия в романе – столица (Москва и Петербург) и Сибирь – символизируют два полюса, где движение от одного к другому выражает степень приближения человека к Богу.  Если столица – обилие материальных благ и разврата, то Сибирь – место, где человек расстается с материальными благами и, по мысли писателя, обретает Бога.
    В сущности, такие же метаморфозы – от конкретики к мифологизации – претерпевают и даты ключевых событий, которые сакрально связаны с названием романа.
    Название романа – «Воскресение» – ассоциируется с главным христианским праздником – Пасхой, которая воспевает воскрешение Христа из мертвых и празднуется в воскресенье весной. Дата 3 апреля (пятница) в ранней редакции романа позволяет соотнести воскресенье 5 апреля с христианским праздником. Однако такая возможность потребовала бы от Толстого «привязывать» и весь текст к определенному году и, соответственно, к фактическим датам. По новому стилю 5 апреля – 17 апреля: Пасха 17 апреля (рядом с временным промежутком написания романа) праздновалась в 1887, 1892, 1898 году. Но такая «четкая привязка» по мере работы над романом перестала соответствовать замыслу Толстого. В конечном итоге он заменяет дату на 28 апреля, когда 30 апреля не может быть Пасхой вообще. Однако в сакральном плане романа  – это именно Пасха, на что указывает «расшифровка» образа Масловой как образа очеловеченного Христа [1, с. 227-234]. Кроме того, в описании воскресного богослужения в церкви упоминается, что на нем было «прочтено дьячком несколько стихов из Деяний Апостолов таким странным, напряженным голосом, что ничего нельзя было понять, и священником очень внятно было прочтено место из Евангелия Марка, в котором сказано было, как Христос, воскресши, прежде чем улететь на небо и сесть по правую руку своего отца, явился сначала Марии Магдалине, из которой он изгнал семь бесов, и потом одиннадцати ученикам, и как велел им проповедывать Евангелие всей твари, причем объявил, что тот, кто не поверит, погибнет, кто же поверит и будет креститься, будет спасен и, кроме того, будет изгонять бесов, будет излечивать людей от болезни наложением на них рук, будет говорить новыми языками, будет брать змей и, если выпьет яд, то не умрет, а останется здоровым» [4, т. 32, с. 135]. Указанное место читается в храмах в пасхальную неделю. Интересно, что эпизод, где дьячок читает о воскрешении, Толстой «вставил» в поздние рукописи: в ранних редакциях чтение дьячком этого места из Евангелия отсутствует.
    Почему повествование начинается с 28 апреля? Кроме того, что, по замыслу Толстого, мифопоэтическим символом возрождения, воскрешения должна быть весна, дата 28 апреля имеет еще один смысл, о котором свидетельствует  сын Толстого Илья Львович: «Отец не признавал никаких предрассудков, не боялся сам садиться за стол тринадцатым, часто вышучивал разные приметы, но число "28" он считал своим и любил его.
    Он родился в 28 году, 28 августа. 28-го числа вышла в печать его книга "Детство и отрочество", 28-го родился его первый сын, 28-го была первая свадьба одного из его сыновей и вот, наконец, 28-го он ушел из дома, чтобы больше никогда не вернуться» [3, с. 244].
    Дата суда (28 апреля, пятница) и первого разговора  Нехлюдова с Масловой в тюрьме вкупе со скандальным описанием тюремного богослужения (30 апреля, воскресенье) ассоциируется с описанием встречи и соблазнения Катюши. Проездом к месту военной службы Нехлюдов заезжает к тетушкам «в конце марта, в Страстную пятницу» [4, т. 32, с. 51] и лишает Катюшу невинности в воскресенье, в Пасху Христову. Опять же нет четких дат, что указывает на то, что даты и место – не более чем миф, но имеющий четкое соотнесение с  ритуальной символикой.  Движение Нехлюдова в романе – движение в поиске Бога; движение с целью «воскреснуть» и «воскресить». Удалось ли героям романа «воскреснуть»? На этот счет много мнений. Толстой как создатель образа Нехлюдова страстно желал, чтобы герой «воскрес»; пытался убедить в этом себя и читателя… Обратим внимание на последние строки романа: «Чем кончится этот новый период его жизни, покажет будущее.
    16 декабря 1899 года» [4, т. 32, с. 445].
    16 декабря 1899 года было субботой. На том, что указанный год – «подход» к границе столетия, акцентировали внимание многие исследователи творчества Толстого; однако на то, что этот день был субботой, никто, пожалуй, сильно не обращал внимание. Но вряд ли Толстой – гениальнейший писатель – завершил свое творение, о котором сказал Л.О. Пастернаку в 1898 году: « Это – лучшее, по-моему, из всего, что я когда-либо написал» [2, с. 167] простой датой фактического окончания романа. А вот вероятность того, что этой датой писатель хотел показать грядущее, по его замыслу,  всеобщее (а не только Нехлюдова и Масловой) воскресение, – очень велика.

Литература

1. Виноградова О.Н. Жанр романа Л.Н.Толстого «Воскресение»: закодированное авторское евангелие // Человек и современный мир. - Владивосток, Эксперт-наука, 2018, № 11(24). - С. 224-255. 
2. Пастернак Л.О. Как создавалось «Воскресение»  // Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников. В 2-х томах. Т. 2. Сост., подготовка текста и коммент. Н. М. Фортунатова. М., «Худож. лит.», 1978. - 671 с. (Серия лит. мемуаров). - С. 165-172.
3. Толстой И. Л. Мои воспоминания / Вступ. Ст. С. А.Розановой; Прим. О. А. Голиненко, Б. М. Шумовой. – М., Правда, 1987. – 464 с.
4. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений Л.Н. Толстого в 90 томах. – М., Художественная литература, 1928-1958. – URL: http://tolstoy.ru/creativity/90-volume-collection-of-the-works/ (дата обращения: 26.12.2018).
5. Шатин Ю.В. Путешествие Нехлюдова в Сибирь. К проблеме инициации // Сибирский филологический журнал. 2016. № 2. – С. 11-15.


Рецензии