Воскресение. Толстой. Нумерология

Статья была опубликована: Виноградова О. Н. Сакральная нумерология в романе Л. Н. Толстого «Воскресение» / О. Н. Виноградова // Modern Humanities Success / Успехи гуманитарных наук [Электронный ресурс] – Белгород: «Успехи современной науки». – 2019. – № 4. – С. 176-179. – ISSN 2618-7175 (online). – Режим доступа: http://modernsciencejournal.org/release/2019/MHS_2019_4.pdf.

САКРАЛЬНАЯ НУМЕРОЛОГИЯ
В РОМАНЕ Л.Н.ТОЛСТОГО «ВОСКРЕСЕНИЕ»

     Аннотация: Впервые рассматриваются некоторые цифры и числа в романе Л.Н. Толстого «Воскресение», исходя из предположения, что писатель заимствовал структурные и образные элементы из Евангелия.  Цифра 3 – символ воскрешения и умерщвления, она также соотносится с символикой Святой Троицы в понимании Толстого.  Цифра 5 – особенно значимая для Толстого, учение которого базируется на его пяти заповедях. Число 10 ассоциируется с заповедями Божиими, а также с количеством тех, кто им следует. Число 12 символизирует число апостолов, среди которых один  – предатель учения.
     Ключевые слова: Л.Н.Толстой, «Воскресение», Евангелие, нумерология, цифра, число.

     Роман Л.Н. Толстого «Воскресение» [1, т. 32] – одно из самых загадочных произведений писателя. В 1898 году Толстой, по воспоминаниям Л.О. Пастернака, сказал об этом романе: « Это – лучшее, по-моему, из всего, что я когда-либо написал» [2]. Есть мнение, что произведение «Воскресение» – «закодированное» учение Толстого, структурно и образно ориентированное на Евангелие. В начале ХХI века литературовед Е.Ю. Полтавец [3], [4], [5], [6] заявила о том, что произведения Л.Н. Толстого написаны «сакральным» языком. Исследователь  Е.А. Масолова вслед за Е.Ю. Полтавец также говорит о «сакральности»  произведений Толстого [7, с. 431], обращая внимание на нумерологию. Е.А. Масолова подробно пересчитала и суммировала главы «Воскресения», косвенно доказав соотношение романа Толстого с Евангелием от Матфея [7, с. 427]. То, что Толстой во время работы над романом исправлял числа, подтверждается черновыми редакциями и вариантами «Воскресения». Такие исправления привели даже к хронологической «нестыковке» в окончательном варианте произведения [1, т. 33, с. 369. Примеч. 605]. Дату суда над Масловой Толстой правил трижды. Четвертый вариант даты – 28 апреля – крайне символичен. У Толстого число 28 было любимым. Сын писателя – Илья Львович - свидетельствовал: «Отец не признавал никаких предрассудков, не боялся сам садиться за стол тринадцатым, часто вышучивал разные приметы, но число "28" он считал своим и любил его.
      Он родился в 28 году, 28 августа. 28-го числа вышла в печать его книга "Детство и отрочество", 28-го родился его первый сын, 28-го была первая свадьба одного из его сыновей и вот, наконец, 28-го он ушел из дома, чтобы больше никогда не вернуться» [8].
      Данное свидетельство подтверждает, что Толстой придавал значение нумерологии. Рассмотрим еще некоторые цифры и числа, исходя из предположения, что образ Масловой аллегорически соотносится с образом Бога-сына, соединяющегося с Богом-Отцом; образ Нехлюдова – с образом ученика Христа (Бога-Сына), который становится как учитель; а общность арестантов символизирует проявление Бога-Духа, который объединяет и Бога-сына (Маслову), и Бога-отца (в образе Симонсона) [9].
     Цифра 3. Символ «умерщвления» или «воскрешения». Сам роман делится на три части не только структурно, но и образно: Маслова, Нехлюдов, арестанты. С момента невинной влюбленности в Маслову до момента её совращения Нехлюдовым прошло 3 года (время, за которое Нехлюдов «умер»). После того, как Нехлюдов покидает Маслову, оставляя ей деньги, ей предлагаются 3 варианта дальнейшей жизни. По уголовному делу Масловой судятся 3 человека. В камере, куда Маслова была помещена после суда, было 3 ребенка, что символизировало три дня, после которых Маслова «воскреснет» для Нехлюдова: Нехлюдов видится с ней на третий день после суда. Осужденные Меньшовы, которым первым по просьбе Масловой стал помогать Нехлюдов, сидели в 21 камере (2+1=3) [1, т. 32, с. 175]. Во второй части «Воскресения» трижды упоминается птица петух как символ соблазна, который Нехлюдов преодолевает. Дмитрий Нехлюдов на протяжении всего действия связан интимными отношениями с тремя женщинами, причем у всех трех одно имя – Мария, только в разных вариациях. Арестантов было этапировано шестьсот двадцать три мужчины и шестьдесят четыре женщины [1, т. 32, c. 327]. Если сложить все цифры, то получается  6+2+3+6+4=21 (2+1=3). Можно сложить иначе: 623+64=687; 6+8+7=21; 2+1=3. На полуэтапе «было три одноэтажных жилых дома», и «унтер-офицер подвел Нехлюдова по доске к крыльцу меньшего из домов. Поднявшись на три ступеньки, он пропустил его вперед себя…» [1, т. 32,  c. 381].  Невысокий лохматый старик [1, т. 32, c. 417], который отвечает на вопрос о вере «Вер много, а дух один» [1, т. 32, c. 419], – проявление Бога-Духа в человеческом образе. Глава XXI (2+1=3) о встрече с этим мужиком в третьей части произведения. Перед тем, как повстречать мужика-раскольника, Нехлюдов «…три месяца пребывал в неверии самому себе…» [1, т. 32, c. 410-411].
     Цифра 5. Самая значимая цифра у Толстого, учение которого сводилось к пяти заповедям, изложенным в финале романа. Перед тем, как Катюша Маслова родилась, у её матери умерло 5 детей [1, т. 32, с. 6-7]. Христос для Толстого был обычным человеком, и это подчеркивается тем, что Маслова (образ Христа по Толстому) – шестой ребенок. Если обратиться к Библии, то там повествуется о появлении человека на шестой день с начала творения мироздания. Можно трактовать иначе: по учению Толстого человек становится человеком только при обязательном соблюдении пяти заповедей. Во второй части «Воскресения» Нехлюдов встречается с семейством Шустовых, где, кроме него, присутствует 5 человек. Опять та же символика, но в роли человека рождающегося – сам Нехлюдов. На второе свидание с Нехлюдовым Маслову вызывают из «пятой женской» камеры для уголовных заключенных [1, т. 32, c. 162]. Отношение Толстого к женщинам прослеживается в пяти образах женщин с именем Мария. Движение арестантов по этапу [1, т. 32, c.  314] началось 5 июля. Арестанты делятся на 5 разрядов [1, т. 32, c. 310-311]. Если соотнести цифру 5 с Евангелием, то можно вспомнить притчу о десяти девах со светильниками: 5 дев было разумных, а 5 – неразумных (Мф. 25:1-2). Арестантов тоже можно поделить на разумных и неразумных: они представлены в диапазоне.  Пятеро арестантов по пути умерли [1, т. 32, c. 341]. На полуэтапе «фонарей пять горели около стен, освещая двор». [1, т. 32, c. 381]. Третья часть романа начинается словами: «Партия, с которой шла Маслова, прошла около пяти тысяч верст». Возможно, тут и сакральная цифра 5, а возможно, и «отсылка» к пяти тысячам голодных, которых учил и накормил Христос. Нехлюдов приходит в камеру № 5 к политическим (куда перевели Маслову) [1, т. 32, c. 384]. В тот же день Нехлюдов приглашается к генералу на обед в 5 часов вечера. Понимание того, что надо делать, чтобы построить Царствие Божие на земле, к Нехлюдову приходит при прочтении 5 главы Евангелия от Матфея, из которой он выводит 5 заповедей. Следует добавить, что цифра 5 у Толстого, возможно, связана не только с христианской символикой: цифра 5 – священная цифра в исламе и индуизме, а Толстой, как известно, пытался объединить в своем учении все религии. И еще: любимая дата 28 апреля, о которой уже говорилось, упоминается в романе 5 раз, причем во втором абзаце «Воскресения» – дважды, что и для «невооруженного» взгляда читателя кажется избыточным. Как предположение: Толстой «подогнал» любимую дату к любимой цифре.
     Число 10. Господь дал народу 10 заповедей. Толстой, упоминая число 10, дополнительно указывает, кого имел в виду, создавая образ Масловой – «Христа». Катюша осталась без помощи, одна, с деньгами, которых было «сто двадцать семь рублей» [1, т. 32, с. 8]. Складывая цифры в данном числе, получаем 10. В суде Нехлюдов и Маслова встречаются через 10 лет после последней встречи; присяжных было «человек десять разного сорта людей» [1, т. 32. с. 20], первое свидание с Масловой в тюрьме назначено на 10 часов утра [1, т. 32. с. 129]; Нехлюдов передает Масловой при свидании десятирублевую бумажку [1, т. 32, с.149]. За столом на обеде у Корчагиных (куда Нехлюдов доехал за 10 минут) [1, т. 32, с. 89-90], не считая самого героя, – 10 человек. На полуэтапе в камере политических пьют чай 10 арестантов. Количество обедающих у генерала (семья и гости) [1, т. 32, c. 428], исключая Нехлюдова, – 10 человек.
     Число 12. Символизирует количество апостолов Христа. С именами апостолов связаны антропонимы предполагаемых «сообщников» Масловой: Евфимии Ивановны Бочковой и Симона Петровича Картинкина. Толстой отвергал официальную православную Церковь, полагая, что она извращает учение Христа и обогащается на этом (иначе – «рисует картинки» и «набивает бочки деньгами»), апеллируя к апостольским правилам (имена Симон, Петр, Иван (Иоанн) – имена апостолов). Имя же Евфимия ассоциативно соотносится с именем св. мученицы Евфимии (день памяти 24 (11) июля), предание о которой гласит следующее: отцы церкви, собравшиеся в 451 году на IV Вселенский собор, положили в гробницу великомученицы православное и еретическое исповедание веры и запечатали гробницу. Через три дня открыли и нашли православное исповедание в правой руке великомученицы, а еретическое – у её ног: таким образом св. Евфимия указала на правильное исповедание веры. Толстой, отрицающий православные догматы, намеренно главной обвинительнице Катюши Масловой дал имя Евфимия, указывая таким способом на то, до чего доводит человека официальное православие. Так вот: на вопрос, откуда у Евфимии Бочковой обнаруженные следствием деньги, «она показала, что они нажиты ею в продолжение ДВЕНАДЦАТИ (Выделено мной. – О.В.) лет вместе с Симоном Картинкиным, за которого она собиралась выйти замуж» [1, т. 32, с. 36].  Среди обитательниц камеры уголовников, куда впервые попала Маслова, было 12 женщин. Одиннадцать женщин были действительно невиновны, двенадцатая арестантка убила ребенка и впоследствии сходит с ума. Когда Нехлюдов приезжает в деревню повидать родную тетку Масловой, он заходит в дом к мужику посмотреть, как тот живет. Мужик жалуется на жизнь, указывая на домочадцев: «12 душ» [1, т. 32, с. 210]. В доме Корчагиных, в камере у политических на полуэтапе и на обеде у генерала, если не считать Нехлюдова, находится в отдалении, в соседней комнате, еще по одному человеку: Софья Ивановна – у Корчагиных, Вера Богодуховская – у арестантов, няня – у генерала. Если считать всех, включая Нехлюдова, – получается 12 человек. Толстой, вероятно, указывает на возможность апостольского служения любых людей, среди которых «возрастает» учение Христа (учение Христа символизирует и безымянная маленькая девочка у Корчагиных, и девочки по имени Катя у арестантов и в доме генерала). Символически обнаруживаются и препятствия к восприятию такого учения: излишняя мудрость (значение имени София в антропониме Софья Ивановна), слепая вера, какой её проповедует официальная церковь (значение антропонима Вера Богодуховская), и следование глупому руководству, недоверию себе в вопросах познания Бога (ассоциация с няней).
     Таким образом, трудно поверить в случайность числовых данных в романе «Воскресение»; более вероятной представляется гипотеза о том, что Толстой намеренно обратился к сакральной нумерологии, одновременно наделяя её значимыми для себя символами.

Список литературы:
1. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений Л. Н. Толстого в 90 томах. - М., Художественная литература, 1928-1958. - URL: http://tolstoy.ru/creativity/90-volume-collection-of-the-works/ (дата обращения: 26.12.2018).
2. Пастернак Л. О. Как создавалось «Воскресение»  // Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников. В 2-х томах. Т. 2. Сост., подготовка текста и коммент. Н. М. Фортунатова. - М., Худож. лит., 1978. - C. 165-172. - С. 167.
3. Полтавец Е. «Нерешённый, висячий вопрос…» Почему погиб Андрей Болконский? // Литература. 2002, № 29. - URL: http://www.1september.ru (дата обращения: 26.12.2018).
4. Полтавец Е. Завершающий урок по «Войне и миру».  Притча и апория в тексте. Жанр. Смысл названия // Литература. 2002, № 41. - URL: http://www.1september.ru (дата обращения: 26.12.2018).
5. Полтавец Е. «Анна Каренина» в современной школе: «Полнота страдания пустота счастья». Предварительные соображения // Литература.  2003,  № 1. - URL: http://www.1september.ru (дата обращения: 26.12.2018).
6. Полтавец Е. «Война и мир» Л.Н. Толстого на уроках литературы. - М., 2005.
7. Масолова Е. А. Евангельский текст в романе Л. Н. Толстого «Воскресение». - НГТУ - Новосибирск, 2015.  URL: http://poetica.pro/files/redaktor_pdf/1449823550.pdf (дата обращения: 26.12.2018).
8. Толстой И. Л. Мои воспоминания / Вступ. Ст. С. А.Розановой; Прим. О. А. Голиненко, Б. М. Шумовой. - М., Правда, 1987. - 464 с. - С. 244.
9. Виноградова О. Н. Жанр романа Л.Н.Толстого «Воскресение»: закодированное авторское евангелие // Человек и современный мир. - Владивосток, Эксперт-наука, 2018, № 11(24). - С. 224-255.


Рецензии