Ч. 74 Русских адмиралов воспитали англичане

Предыдущая страница  http://proza.ru/2020/10/18/1108

В то время как русские войска вели первые бои под Лейпцигом 9 октября 1813 года, из Кронштадта отправился в дальнее плавание с грузом, принадлежавшим Российско-Американской компании, шлюп «Суворов» под командованием лейтенанта Михаила Петровича Лазарева.

В 1803 году, после окончания Морского корпуса, Михаила Лазарева, тогда гардемарина, отправили с группой однокашников в Англию.

Никто из гардемаринов, несмотря на преподавание в Морском корпусе английского языка, считавшегося обязательным для моряков во всём мире, не мог и двух слов связать на английском.

В качестве переводчика был мичман Александр Николаевич Бутаков. Он единственный мог изъясняться на английском так, чтобы и его понимали, и он понимал. На каретах молодых людей отвезли в старинный городок Берлингтон, где все остановились в трактире.
 
В столицу Великобритании прибыли 1-го ноября. Предупреждённый заранее российский консул Самуил Самуилович Грейг, брат контр-адмирала Алексея Грейга, определил прибывших в арендованное здание на Голденсквер, в котором они жили все две недели пребывания в Лондоне.

За две недели осмотреть огромный город невозможно, но стараниями сотрудников консульства юношам показали часть главных достопримечательностей столицы. Всё это время русское посольство уточняло с Адмиралтейством вопросы пребывания гардемаринов  в английском флоте.

Потом ещё были остановки в различных городах, где знакомились с местными достопримечательностями, даже побывали в театре. Везде русских юношей принимали очень хорошо.

Много лет спустя друг Лазарева Семён Яковлевич Унковский вспоминал: «В продолжение нашего путешествия почтенные великобританцы показывали всевозможные ласки и услуги. Через несколько времени увидели мы великолепные здания Лондона».

14-го ноября гардемаринов отвезли в Портсмут, где их представили главному командиру порта. Его распоряжением их распределили по кораблям. Если до этого момента вся их поездка воспринималась как  увлекательное приключение и путешествие, то теперь каждый из них осознал ужас своего положения.

Им предстояло оказаться одним вдали от родины, не зная языка, в совершенно чужой среде. Хорошо хоть, что их снабдили словариками. Лазарев был самым младшим по возрасту.

Пять долгих и опасных лет им предстояло провести на чужбине. Об этом периоде в жизни Лазарева упоминают бегло: находился в английском флоте с 1803 по 1808 год.

Пять лет - это много или мало? Столько учат будущих морских офицеров в наше время.

В течение пяти лет дают не только все необходимые для начала службы офицером технические и иные знания, но и формируют основы его мировоззрения, воспитывают будущего руководителя, прививают понимание того, что присяга – это не просто слова на бумаге, а руководство всеми его поступками и убеждениями.

Лазареву было пятнадцать лет, когда он оказался на службе в британском флоте, поэтому можно с полным основанием утверждать, что основное воспитание в качестве моряка Михаил Петрович Лазарев получил у английских офицеров и адмиралов, тем более что ему довелось служить под командованием самого знаменитого английского командующего флотом вице-адмирала Горацио Нельсона.

К слову сказать, вопреки распространённому мнению, Нельсон, как и Кутузов, не носил повязки на глазу, при ранении глаз его сохранился, но зрение в нём было частично потеряно. Впрочем, у нас в стране не знаешь, кто больше знаменит, Нельсон или леди Гамильтон.

Всем русским юношам выдали форму английских мичманов. Они попрощались друг с другом, с Бутаковым и Грейгом и с сопровождающими разошлись по кораблям.

Была и другая группа гардемаринов, в числе которой находились Александр Авинов, Михаил Станюкович, будущие полные адмиралы. Неплохую закалку и знания дали им англичане. Жалование «волонтёрам» платили мичманское, так что их английским коллегам завидовать было нечему.

Русским волонтёрам повезло. Незадолго до их назначения на кораблях королевского флота сумели ликвидировать цингу - благодаря усилиям главного врача флота Гилберта Блейна.

Он сумел убедить Адмиралтейство улучшить диету моряков и ввести обязательное ежедневное добавление к рациону лимонного сока и цитрусовых. До этого английский флот, как и русский, нёс катастрофические потери от цинги.

Все экипажи английских кораблей, по которым распределили русских моряков, имели боевой опыт морских сражений и проведения десантных операций. У них было чему поучиться. Всем гардемаринам довелось понюхать пороху на английских судах.

По-разному сложились их судьбы, и во время службы в английском флоте, и потом, в России. Пётр Поздеев покончил с собой на английском корабле, причина его самоубийства осталась неизвестной. Семён Унковский попал во французский плен.

Одни рано ушли из жизни, как например, Михаил Башмаков, а другие служили долго и занимали высшие посты в российском военно-морском флоте. Все они хлебнули с избытком испытаний и приключений в английском военно-морском флоте, что оставило на них неизгладимое впечатление.

Очень хорошо тогдашняя служба в английском флоте показана в великолепном фильме  «Хозяин морей». В 1808 году началась война между Россией и Англией.

Англичане поступили благородно: дали возможность вернуться с оказией на родину морякам, служившим на британских кораблях. Жаль, что Михаил Петрович Лазарев не был склонен к писательской деятельности.

Семён Яковлевич Унковский написал воспоминания, но его пути со своим другом на британском флоте разошлись.

После британского флота Михаил Петрович продолжил службу на Балтике. В 1810 году главный командир Кронштадтского порта контр-адмирал Фёдор Васильевич Моллер доложил морскому министру адмиралу Чичагову:

«Командир брига «Меркурия» капитан-лейтенант Богданов в особенности  представляет мне, что находящиеся на бриге мичмана Шапирев и Лазарев, во время заморозков и свежих ветров, при подании помощи канонерским лодкам и при спасении людей с разбитого барказа, принадлежащего  шлюпу «Свирь», все поручения по службе исполняли с отличным усердием и равностью,

мичман же Лазарев, отправленный им, г. Богдановым, на барказе с верпом и кабельтовом от Толбухина маяка к северному берегу для подания помощи люгеру «Ганимед», доказал при сём случае совершенную его деятельность, по сему уважению просит о исходатайствовании им монаршей милости».

Что там было с монаршей милостью, мне выяснить не удалось, но все командиры кораблей, на которых служил Лазарев, дали ему краткую, но ёмкую аттестацию:
«Поведения благородного, в должности весьма знающ». Хорошо учили английские командиры!

В 1813 году правление Российско-Американской компании решило, что опасность со стороны французского флота миновала, и поэтому можно отправить в колонии всё, о чём те просят, а назад привести меха и прочее.

Купили шлюп, который назвали «Суворов». У кого его приобрели, я не доискался. Корабельный мастер, главный специалист в Кронштадте Иван Петрович Амосов тщательно обследовал судно и пришёл к выводу, что оно может выдержать кругосветное плавание.

Сначала предложили должность командира «Суворова» капитан-лейтенанту Макарову, опытному морскому офицеру.

Продолжение http://proza.ru/2020/10/21/1146


Рецензии
Здравствуйте, Владимир!
Соглашаюсь с вами:" Хорошо учили английские командиры!"
Но не только от командиров зависели успехи.
Поэтому добавлю: "Хорошо учились русские ученики!"
С улыбкой,

Элла Лякишева   05.01.2022 22:58     Заявить о нарушении
Здравствуйте, дорогая Элла!
Без сомнения, учились хорошо. Но и посылали отличников, а не двоечников!
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   06.01.2022 13:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 22 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.