Важно задать правильный тон!

Галина Храбрая

«ВАЖНО ЗАДАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ТОН!»

Этим вы обратите внимание на себя! Если его не задать, вам незачем тогда
и приходить, а коли уж вы пришли – нанесли, так сказать, «визит вежливости»,
то извольте потрудиться, и задать соответствующий тон своему поведению!

Нужно ли к этому готовиться заранее? Разумеется! А как же! Непременно
и обязательно! Вся ваша жизнь была, есть и будет к этому подготовкой.

Нарабатывайте опыт! В жизни всё пригодится, всё в пользу пойдёт. И, как только
тон будет задан вашему поведению, ищите место, где его можно будет реализовать,
то есть, публично обнародовать, помня, что повсюду живут Божьи люди,
кем бы они ни были, иначе, можно попросту помереть со скуки:

Церковь, религиозная община, любое детское учреждение, трудовая колония, тюрьма,
психлечебница, больница, линейная амбулатория, домоуправление, выставочный зал,
научный лекторий, домашний кружок рукоделия, дом престарелых, клуб ветеранов,
театр-студия киноактёра, пионерский лагерь, ансамбль песни и пляски,
самодеятельный народный хор, кафе, ресторан, и прочие другие места…

Помните, живые люди есть везде, прежде всего надо думать о них, а ни о том,
кем они были ранее, и чем занимаются теперь: «всё течёт, всё меняется»,
надеюсь, к лучшему!

Можно просто выйти на двор, взяв гармошку, и пройтись пальчиками по кнопочкам!
Народ сам вывалит наружу, и в мороз, и в зной, и стужу… всё хорошо, кроме дождя,
его стоит переждать!

Я лично, гуляя в городском лесу со своей собакой, видя, как соседская ребятня,
смущаясь, наблюдает за мной, пытаясь понять, что я там пишу в блокноте, решила
задать тон, организовав сбор мусора и битых стёкол после первомайских банкетов
«на траве».

Сделать это было вовсе не трудно: при очередной нашей встрече, я, вдруг резко
наклоняясь к своей собаке, громко заойкала, осматривая лапку домашнему питомцу,
досадуя, что в неё врезался бутылочный осколок.

Детвору особо уговаривать-то не пришлось, достаточно было «театральных действий»,
к которым меня сызмальства приучила родная мать!

Помните всегда, важно, придти и задать тон! Причём, сразу!
 
Войдя в дом, быстро отыщите глазами, что у людей не так?
Мама моя, видя, какая была у меня «храмовая чистота» в квартире,
отводила назад будильник, говоря при этом строго, со значимостью:

— Э-э, дочь моя, негоже, когда часы бегут вперёд! Зачем ты жить торопишься?

Если же часы у нас отставали хотя бы на полминутки, она также подлетала с порога
к будильнику и подводила стрелки вперёд:

— Плестись, «еле-еле — душа в теле», нельзя, доченька моя,
«надо идти всегда в ногу со временем», так-то!

Подмигивая многозначительно, или заговорщицки прищуривая один глаз, мама задавала
тон всему окружению, высвечивая происходящее событие, а далее, уже по её сценарию,
продолжалась остальная беседа, где находчивая женщина могла сказать всё, с чем
она приехала или пришла, и ей ни в чём не было отказа!

Так мама выбивала в снабжении КРУПНОГО столичного авиазавода спецоборудование,
детали и нужное снаряжение, которое пригождалось при научных испытаниях, как
в зоне военно-режимного предприятия, так и в цеху. У мамы всегда всё было под
рукой, оттого что она умела вовремя задать нужный тон, примирив хронических
врагов, создав им общий интерес на одном поле деятельности!

Люди, как правило, утопают в предвзятостях, а посему их надо уметь примирять.
Мы обязаны приучать себя к деликатной уживчивости! Это возможно лишь, при наличии
полного отсутствия и желания, кого бы то ни было унижать или критиковать.

А началось всё с моего раннего детства! Откуда моей маме было знать, что она
родит цыганёнка? Но, и такое «развесёлое чудо», кстати, успешно развивается,
ежели ему постоянно задвать вовремя нужный тон!

Мама знала об этом, потому рано начала водить меня по театрам, ибо театр – это,
прежде всего, искусная классика, а поскольку мама была молода и очень игрива,
то за ней всегда волочились толпы поклонников, не давая нам даже протиснуться
среди рядов, даря цветы не актрисам, а ей, и это хорошо! На их фоне мне всё
было, гораздо нагляднее!

Папа мой устал бороться, драться и «набивать себе кулаки», по той простой причине
он вынужден был отказаться от походов в театр, занявшись постройкой летней дачки
для себя, где он мог отсыпаться после ночных смен, поцеживать пивко, ставя его
возле дивана на уровень протянутой руки, и «курить прямо в постели», роняя пепел
на одеяло, частенько его прожигая. Одно из таких долго ешё хранилось у нас,
прожжённое в разных местах.

Когда мама поняла, что отсутствие защитника в роли Мавра, ей было на руку,
смекалистая женщина, стала разыгрывать для меня перед усатыми толпами юнцов,
из себя, то гранд даму, то курсистку, то министершу, то избалованную дочку
профессора, короче, все роли, которые только могла тогда изобразить,
чтобы её не арестовали, или не забрали в милицию за «развращение малолеток».

Никто из них не мог понять, кто она и зачем это делает? Мама просто задавала тон!

Я смотрела во все свои цыганские очи на это завораживающее, «выходящее, из ряда
вон действие», и не узнавала своей матери. Ни разу, ни единой «реплики из зала»
от меня в сторону её потуг и стараний, не последовало, но моя неугомонная мать,
решила «не останавливаться на достигнутом», она продолжала выполнять свои «боевые
действия», к чему впоследствии, приучила и меня:

— Тон задашь, его никто уже не перехватит! Главное, не мешкать и ворон не ловить!

Пока мама спрашивала саму себя, неужто, она родила неумёху и дикарку, я молчала,
продолжая наматывать на ус все мамины актерские позиции «женской самообороны».
Память моя оказалась способной к этому промыслу… у цыганок, знаете, она какая?

Шли годы, я росла, развивалась, взрослела, округлялась, а мама, продолжала
версию мини показов, её было ни остановить, только они становились более
сложными. Однажды, наглядное воспитание дочери возымело огромный успех
на одном из моих «дней рождения», куда мама созвала девочек.

Это были мои одноклассницы – ученицы начальных классов. Мама разыгрывала перед
ними, примерно, то же самое, что можно было увидеть в «Летучей мыши», а также
в других, сказочно богатых на женские образы, классических опереттах.

Она прекрасно понимала, что их родители, ни за что на свете,
никогда не отвезут своих угловатых дочерей, ни в один из театров столицы,
а значит, те не увидят и не постигнут ничего из того, что сделает их духовно
богаче, умнее и красивее, главное, женственнее!

Естественно, это дошло до широкого круга общественности, если быть точной,
аж до директора нашей сельской школы, но, имея дочку – круглую отличницу,
для мамы это был лишь очередной плюс: всё вскоре утихло…

Закончилась вся эта фантасмагория, когда я окончательно повзрослела,
и на меня обратили серьёзное внимание педагоги старших классов,
приезжающие к нам из столицы в сельскую школу-восьмилетку преподавать.

Маму вызвала в школу для беседы завуч, строго объявив, прямо с порога,
чтобы та, наконец, обратила внимание на свою уникальную дочь:

— Галя ваша, особенно, сильна в литературе, — сказала она торжественно,
будто сам Пушкин ей позвонил, и велел сообщить об этом. Затем она добавила
многозначительно, что из меня получится очень хороший преподаватель,
что я рождена стать «прирождённым учителем»!

Это были вилы в бок!

Тогда мама в ответ предложила, на будущий год непременно включить её в состав
родительского комитета, в результате чего, она собрала бы с родителей нужную
сумму денег, купила билеты и отвезла старшие классы в театр, где, наконец,
можно было бы увидеть, как надо развивать и культурно воспитывать детей:

— А вы думали, что куря болгарские сигареты «Золотое Руно» на нашей автобусной
остановке, такие девочки, как Галя получаются? Там они тоже, не спорю, проходят
негативное становление «особой роли». Поэтому я предлагаю, возить классами детей
в лучшие театры Москвы! Не в Кино водить детей на массовые просмотры, ни в Цирк
возить, и ни в Зоопарк, а посещать Его Величество Театр! Кино они и в сельском
клубе посмотрят, а цирка у них и дома вполне хватает, а вот театр — это совсем
другое!

Там есть декорации, нужно постоянно переодеваться, гримироваться, мучительно
долго входя в роль! Далее, ночами напролёт учить монологи, помнить и знать
наизусть не только всю пьессу, но и все реплики других актёров, оттачивать
мимику, жесты, уметь делать поклоны, мастерски держать осанку, а в конце
представления, выжатым как лимон, с видом победителя, вновь «выходить на поклон»!

Также, что весьма ни маловажно, надо будет научиться сдерживать свои желания,
уметь терпеть, чего бы то ни стоило. Не шастать между рядами, не сморкаться,
не плеваться, не чихать, громко не разговаривать, вот видите, сколько всего
ещё не хватает для школьников – ваших учеников, а там, в театре им это всё
ненавязчиво преподадут! Наглядное пособие посредством театрального искусства
было изобретено, именно для такого рода случаев.

Не тяните резину, прошу вас, не тратьте времени даром, знайте,
упущенных возможностей не вернуть! На этом, позвольте откланяться…

Жаль, что многого я не увидела! Остаётся надежда на генетику,
которая вписала в магнитную книгу жизни всю нужную грамоту,
и когда придёт ответственное время, страницы её помогут мне считать,
как правильно повести себя в той, или иной ситуации:

Дело было в Анапе, где я репетировала с детьми свой спектакль об Иисусе Христе.
Дети есть дети, сами понимаете: море, солнце, отсутствие родителей – всё это
возымело результат «отбивания от рук» в виду излишней свободы и потери власти
над временем и над собой.

Дети – участники спектакля, опоздав на репетицию, пришли позднее назначенного
срока, и топтались у порога с ноги на ногу, не зная, как поступить.

Даже не обнюхивая их, как это демонстративно, смеясь, делала моя мама,
можно было с уверенностью предположить, что они не только хлебнули холодного
кваску, «пивка для рывка» и креплёного винца, но и покурили, 
затянувшись не раз, и не два.

Я, подойдя вплотную к «сгустку актёров нового поколения», шепнула,
почти не отворяя рта, едва шевеля ноздрями, почти не набирая в лёгкие воздуха:

— Ну, что, покурим? У кого «сигареты есть»? Дайте-ка мне одну!
— Да, нет, мы же на репетицию пришли…

— А почему тогда в обуви стоите, не разуваетесь? Михалыч с 5 утра восемь вёдер
воды на гору поднял, вымыв весь холл, чтобы пылью тут сейчас не дышать!
— Хотите вы сами вымоем в следующий раз?

— Хочу! Только тогда вы не актёры, а уборщики. Актёр ничем не должен быть
занят, кроме того, как входить в образ, иначе это будет ни театр, а туфта.
Вы-то сами, кем себя считаете? Но это уже второй вопрос, если вы мне на первый
не сумеете ответить, второй будет не рентабелен…
— Да, какие мы Актёры? Так, от нечего делать сюда пришли!

— Промежду делом, значит, я правильно вас поняла? Тогда я, с вашего позволения,
кто? Мне ведь сюда специально путёвку выдали, чтобы к вам приехать!

Тут я не выдержала, слёзы градом выкатились у меня из глаз…

— Не надо, не плачьте, сыграем мы вашего БОГА, не переживайте,
мы же видим, не маленькие, как сильно вы ЕГО любите…

Вот! Оказывается, я им не нужна была ни курящая, ни матерящаяся, ни общающаяся
с ними «за пани брата», как это делали некоторые вожатые, достигая и добиваясь
для себя «дешёвого авторитета». 

Мне надлежало, помня детство, стоять, ждать, продолжая СИЛЬНО ЛЮБИТЬ СВОЕГО БОГА,
создав теперь уже для НЕГО свой «театр», куда, так часто в молодости возила меня
моя родная мать.

Представьте себе картину: сидит индусский ребятёнок – почти наполовину цыганёнок,
и с видом печального философа смотрит большущими глазами на мир.

Рядом с ним постоянно пребывает молодая женщина, веселей которой, нет, пожалуй,
никого на всём белом свете. Она пытается, всеми возможными способами, рассмешить
свою грустную задумчивую дочку с помощью щекотки, юмора, смешной мимикрии,
имитации детских голосов героев из мультфильмов и прочими доступными методами,
но всё бесполезно, дочь её крайне скупа на улыбки, смех и болтовню ни о чём:

— Как же ты будешь задавать тон окружению, если постоянно грустна?
— Когда это произойдёт, мама, я сообщу тебе, и приглашу на это посмотреть…

Однажды, приехав в свою Перхушковскую Покровскую церковь и подойдя к Распятию,
я не удержалась и заплакала. Ко мне тотчас подбежали старушки, спросив, не умер
ли кто?
— Умер! — отвечаю я, высушив слёзы платком.
— Кто, мать померла? Или муж бросил…

— В своём ли вы уме? Кто же по этой причине, голосит прилюдно, да ещё в Божьем
храме, привлекая внимание? По родным и близким плачут обычно у себя дома.
— Тогда, чего ты стоишь у Распятия, и слёзы вытираешь красивым платочком?

— Вот именно, у Распятия! По Христу плачу, по Сыну Божьему скорблю! Церковь-то
чья? — Христова! Ну, какие вам ещё ответы нужны? Можно, теперь я задам вопрос?
Скажите, вы зачем сюда пришли?
 — У меня сын болеет, а у неё мать ещё хоть и жива, но старенькая совсем,
мы пришли помолиться, попросить за них!

— А они сами, почему за себя не молятся? К недугующим будет лучше «на дом»
священника пригласить! Я слышала, батюшка Михаил, каждый день в больнице всех
прихожанок посещает, исповедь да причастие им приносит, прямо с просфорой в руку
немощную благословение Божье кладёт. Вы сами, что в приходе сим делаете?
Какой тон задаёте прихожанам? Глядя на вас, что им может в голову втемяшиться?
— Ой! Мы не думали про это!

— Тогда, постойте, минуту уделите, не суетитесь, не бегайте от одного подсвечника
к другому, поплачьте со мной о Христе Спасе. Отцу Его Небесному будет приятно
видеть, что вы о Сыне Его не забываете. ОН тогда САМ вашим детям поможет,
как же вы этого не понимаете? Прости меня Господи!

Везде надобно задавать тон, а в Храме Божьем и подавно! Аминь.

* Х *
 http://proza.ru/2020/10/06/1571
«Успейте чувствами заполнить мир!»


Рецензии