Плохое имя

В классе солнечно и шумно, учительница, остановив урок, выясняет у детей имена и фамилии родителей, записывая в свой ежедневник. Дети обрадованные, что несколько минут пойдут насмарку,  устроили перестрелку бумажками, и скомканные листы, будто пинг-понговые шарики, перелетают с одного ряда на другой.

Только маленькая еврейка Ада, ожидая своей очереди, не играет, не улыбается, а, наоборот, выглядит подавленно и взволнованно. Её отца зовут Исай. Она всегда стеснялась этого и ото всех скрывала. В классе и так посмеивались над странноватым, хромым, пожилым уже мужичком, хозяином никудышной сапожной будки, иногда приходившим встретить её после занятий.

Она говорила ему:
— Папа, не ходи, я сама дойду.
— Как же сама, дочка, через железную дорогу идти, мало ли что – отвечал отец.

С каждым опрошенным учеником волнение росло, скоро уже её очередь. Ада, так завидовала сейчас, всем им, счастливым, тем, у кого родителей звали обычными, как и у всех, именами. Вспоминалось сегодняшнее утро, мама, натягивавшая ей колготки, пока она спала “ещё пять минуточек”, завтрак на скорую руку, бабушка, бегущая за ней до калитки, с ложкой в протянутой руке и кричавшая:
-Ада, а зохен вей, шо ты так плохо покушала, на, скушай хоть пэнку. Стой, говорю, скушай хоть пэнку, я тебя умоляю  – и норовила просунуть ей в рот ложку с противной молочной пенкой на кончике.

Эх, убежать бы сейчас, туда, домой, зарыться под одеяло и чтобы бабушка ласково приговаривала что-то по-еврейски, что-то родное и непонятное, потому что в семье, только она ещё знала идиш. А на завтра не пойти в школу, притвориться больной, а тем временем, уже забудут про то, что она так и не назвала отцовское имя.
Сердце колотилось всё сильнее и сильнее, потому что она знала, уже сейчас, вот вот…

— Ада, как зовут папу?
Ада мнётся и отворачивается. Хочет что-то сказать, но ей не дает сердце, стучащее, уже кажется, где-то в горле.
— Ада, я к тебе обращаюсь? – повторяет учительница строго, — как зовут папу?
Девочка махает ладошкой и чуть слышно говорит:
— Да… плохо…
— Что значит плохо?
— Ну… Н… у… плохо…
— Говори не выдумывай.
— Ну… плохое имя у него…
Если бы она просто сказала: “Исай”, может быть, кто-то хихикнул, на этом бы всё и закончилось, но тут, класс разом замолк, почуяв что-то интересное, а Ада, потянулась к учительнице губами и шепотом, чтобы только она могла услышать, сказала:
— И… с… Исаа-аа-й.
— Как, как? Говори громче, чего ты там шепчешь?
— Ис-а-а-а-й – шептала она, с едва заметным шевелением губ, почти беззвучно – И с-с-с-аай, Ис-с-с-аа-й.
— Исай, что-ли – строго спросила учительница.
Класс стал медленно выходить из ступора, тут и там послышались голоса:
— Исай, гы-гы-гы.
— Исашка – сапожник, ха-ха-ха.
— Исай – нассай, Исай — поссай, Исай — посрай. Ггы-гы-гы-гы.
— Ну-ка замолчите, оболтусы – кричит учительница – что вам смешно? — нормальное имя, ну нечасто у нас встречается, да, ну и что теперь?

А маленькая Ада садится, опускает голову на парту, отворачивается к стене, загораживаясь руками, в жалкой попытке скрыть слёзы.


Рецензии