Рассказ о неизвестном герое

Хорош городок Карловы Вары. Красивый, ухоженный. Дома словно увеличенные копии с картинок детской книжки. По центральной улице за экскурсоводами,  неспешно плетутся группы туристов. После осмотра города они картечью  разлетаются в магазинчики и кофейни. Слава богу, этого предостаточно. В те годы, о которых пойдет рассказ, русская речь была слышна повсюду. Рубль еще позволял россиянам  зарубежные путешествия.

 Маленькое кафе. Одна официантка. Конечно, знающая русский. И  директор, или  назовите его метрдотелем,  тоже знает русский. Официантка знает русский лучше. Она среди русских посетителей целый день крутится. Зато  опыт у  метрдотеля больше, чем у официантки. Мигом понимает ху из ху.  Вот  за столиком  две  русские дамы.  Среднего возраста. Даже под пятьдесят. И дальше все понятно.  По их посадке, по тому, как они заказывали, ясно, что это не старые подруги. Вероятно, познакомились во время экскурсии. Хорошо одеты.  С бижутерией,  следят за собой.  Обе  без мужчин. Одинокие. Короче, встретились  родственные души.
 
Женщины улыбаются друг другу. Как славно пить  кофе с бисквитами, за столиком в уютном кафе. Кофе портит цвет лица?  Бисквиты полнят? Но по случаю посещения Карловых Вар это  позволительно. Как хорошо сидеть в тепле и уюте, смотреть на  моросящий дождик за окном и разговаривать о жизни. Так и тянет на душевные разговоры. Увы, всего не расскажешь, времени не хватит. На личные  развлечения,  магазины и кафешки, экскурсовод выделил полтора часа. А потом  по коням в Прагу. Автобус ждет на площадке. Там где паркуются экскурсионные  автобусы.

 Перед окончанием трапезы нужно еще посетить туалет. Конечно, по очереди.  Потому что в этом миниатюрном кафе и туалет  миниатюрный.  В женском отделении только одна кабинка. Первая прошла, оставшаяся приглядывает за  ее сумочкой. Первая  вернулась допивать кофе. Пошла вторая.

  И вот та, что ждет за столиком, чувствует, что новая знакомая подозрительно долго   не возвращается. А ведь, наверное, не напрасно стращали байками про туристические поездки. Всякие  тут фрукты попадаются. Она на всякий случай проверила свою сумочку. Все на месте. Не может же подруга  просто исчезнуть, чтобы не платить. Это мелко. Не может быть, сумочку то оставила.  Проверяет сумочку подруги. Там и кошелек и бижутерия, и телефон. Так в чем дело?

 И тут она из-за своего столика видит, что возникает какая-то суета, какое-то замешательство среди персонала. Она берет обе сумочки и идет на поиски подруги. И выясняет, что та выйти из кабинки не может. Замок заело. И это печально, не только для затворницы, а для всех присутствующих. И для персонала тоже. Женщинам приходится пользоваться мужским туалетом. Пусть, временно. Но это создает неудобства. Мужчинам невозможно пользоваться писсуаром.

 И метрдотелю не по себе. Зашел в туалет.  Подергал дверь. Не поддается. А он отвечает тут за все. Но, конечно, хуже всех той, что томится в кабинке. Она чуть не плачет. Задыхается. Кабинка глухая. Не кабинка, а пыточная камера. И самое неприятное, что время на исходе. Скоро их автобусу уезжать.

Метрдотель нервничает, потому что в Чехии, как ни странно, администрация несет ответственность за комфорт клиентов. Он стоит около двери кабинки  вспоминает русские слова, успокаивает.  Сообщает, что уже послали за слесарем специалистам по замкам.

 Время идет. Та из приятельниц, что осталась на воле, бросила свой недопитый кофе и побежала под дождем к автобусу. Предупредить гида. И встретила полное непонимание.  На стоянке метали  громы и молнии.  Сколько ждать1? Они ждут  в духоте автобуса. на свежий воздух – это под дождь.  Напихали прибежавшей полную пазуху, сказали, что семеро одного не ждут, и что нужно совесть иметь.  И  морально побитой та  побежала обратно.
 
 Около двери она увидела слесаря в синем комбинезоне. Он ковырялся в замке.  Ковырялся – ковырялся, потом что-то сказала начальнику заведения.  И ушел.  Начальник перевел.

Замок оказался  сложным. Нужен специальный инструмент. Он пошел в мастерскую. Вернется минут через пятнадцать.

 - Как может быть сложным замок в туалете? Это что банк? – возмутилась подруга затворницы, - Эх вы, Чехия хваленая. Это вам не Россия. В России бы давно открыли.
- В России туалеты лучше? – иронически улыбнулся метрдотель.
- В России,  по крайней мере, такого безобразия не случается.
- Потому что у вас в туалетах на дверях нет замков, - метрдотель знал, что не нужно спорить в клиентами, но следовало  защитить честь страны.
-  А зачем тут замки? Шпингалета не достаточно.
- Так по проекту, - ответил метрдотель.
 - Хреновые у вас проекты, -  сказал ему кто-то из коридора. Оттуда, где уже выстроилась очередь в мужской туалет. 

Расстроенный  метрдотель не стал спорить. Он вышел в зал и налил себе воды.  Подошел мужчина.

 - Давайте,  я попробую, - предложил он по-русски, - Попытка – не пытка.
- Это что значит? – спросил метрдотель. Он не знал такой русской поговорки. И не мог понять, на что русский намекает последними словами про пытку.
 - Это значит, пусть оттуда  выйдут, не мешают. Я попробую.

Метрдотель оставил недопитый стакан с водой на барной стойке и направился  в туалет. Там он застал  даму с двумя сумочками  через плечо, от назойливости которой его уже тошнило. Он услышал, как женщина декламировала, стоя лицом к  двери.  «оковы тяжкие падут темницы рухнут и свобода нас примет радостно у входа» Стихи? Да вроде бы стихи. Странные русские. Не очень  подходящее место и время  для стихов. Лицом к двери. Он не слишком разбирался в русской поэзии, плохо понял, о чем стихи.  Сейчас нужно, чтобы женщина очистила помещение.
   
Незнакомец, вызвавшийся открыть дверь, ждал, когда все выйдут. Когда все вышли, он зарыл за собой дверь из коридора в туалет. Не успели злые языки договорить, что если чешский специалист не смог сладить с замком, то случайный посетитель не сможет и подавно, как дверь распахнулась и  зареванная, но счастливая, затворница вылетела в коридор. Все, ждавшие в коридоре вздохнули с облегчением. Поздравили с  освобождением и  посоветовали вернуться в туалет смыть расплывшуюся тушь. Она ополоснулась кое-как. И побежала рассчитываться за кофе. Она спешила. Понимала, что из-за нее  вся группа задерживается.
 
Советская закваска, подумал метрдотель, увидев, как она торопливо вытаскивает  из сумочки кошелек. Он не стал брать с нее ни кроны. Наоборот, по его указанию, обеим женщинам в виде компенсации за неудобства презентовали по пакетику зерен кофе,  коробку с марципаны  и коробку с  круасанами.  Женщины, не ожидавшие такой щедрости, поблагодарили и убежали.

 В автобусе они, счастливые, сидели вместе. На протяжении всего пути до Праги запах кофе, идущий из их пакетов, раздражал остальных, за свои  неудобства от ожидания не получивших  никакой компенсации.
 
А метрдотель быстро соорудил такой же пакетик для неизвестного специалиста по замкам. Но его нигде не было. Как в воду канул. Странно. ведь женщина с двумя сумками ему говорила что русский откроет дверь. как она догадалась.  Наверняка, была ей известна какая-то  русская тайна. 


Рецензии
почитала с интересом, вроде сюжет не сложный, но в нём есть изюминка загадочной русской натуры... И Вам удалось это уловить и передать!


Людмила Мищенко   02.12.2020 22:09     Заявить о нарушении
Спасибо.но русская натура этого героя в том, что это был вор, умеющий открывать замки и без ключей. А чешский курорт посто целина для такой деятельности.Я так думаю. Я этот эпизод слышал от экскуросовода. Который тоже сам в том месте не присутствовал. Так что остается догадываться. Увидел человек, что жещина в заточении и пришел на помощь. А реклама ему не нужна.

Леонид Колос   03.12.2020 22:49   Заявить о нарушении