Метаморфозы любви с продолжением

     «Метаморфозы любви» – так называлась моя первая, самостоятельная,  опубликованная  статья. Вышла она в газете «Комсомолец Таджикистана» в 1988 году.  С января 1986 года я работала  в Таджикском театральном обществе.  И в будущем  мечтала стать студенткой театроведческого факультета ГИТИСА им. А.В. Луначарского, а для этого нужно было  показать приемной комиссии свои опубликованные статьи.
     С детства у меня была большая тяга к написательству.  Письмо мне всегда было легче написать, чем позвонить.  Неплохими получались школьные сочинения, очень нравилось вести дневник, доверяя ему свои тайны, мысли и мечты, а после первой неразделенной любви в 14 лет,  я даже начинала писать пьесу о первой подростковой любви, но так и не закончила…
                ***
     В Таджикском театральном обществе, которое впоследствии  стало Союзом театральных деятелей  Таджикистана,  работали очень хорошие и отзывчивые люди, которые переживали за меня, так как я была самой младшей в коллективе, и хотели помочь поступить в институт. 
     Вера Владимировна Дейниченко, сначала взяла меня под свою опеку, а потом  в соавторы отчетных статей о Первом Региональном фестивале театров Средней Азии и Казахстана в Алма-Ате «Навруз-88».
      Главным бухгалтером в Таджикском театральном обществе много лет работала Людмила Валентиновна  (или Люся, как мы ее называли) -  жена  журналиста газеты «Коммунист Таджикистана» Константина Клюткина. Костя работал  в отделе культуры и писал о театре и кино. Люся мужу объяснила ситуацию с моим поступлением, и Костя взялся провести со мной сначала беседу на тему «Как написать статью начинающему автору, чтобы ее напечатали в газете», а потом дал задание написать о каком-нибудь театральном деятеле.
     Я выбрала солиста балета Таджикского государственного академического театра оперы и балета им. С. Айни Игоря Кузнецова. Мне тогда казалось, что о нем несправедливо мало пишут газеты, а он такой талантливый, такой своеобразный и скромный.   Я с самого детства ему симпатизировала после того, как вернувшиеся с его свадьбы мои родители рассказали, что Игорь выбросил обручальное кольцо прямо на свадьбе, когда обнаружилось, что его молодая  жена потеряла своё.  Это необычное происшествие, почему-то,  мне очень запомнилось.
                ***
     Серьезно я  взялась за дело: после мастер-класса от Кости Клюткина, пошла за консультациями к своему папе Курбану Холову,  который больше четверти века прослужил балетному искусству в Таджикском государственном академическом театре оперы и балета  им. С. Айни.
     Мне очень хотелось, чтобы моя будущая статья выглядела, более-менее, профессионально и я стала расспрашивать папу об Игоре Кузнецове:
     - Папа, а как ты думаешь, Игорь Кузнецов талантливый танцовщик?
     - Да, - ответил папа, - у него хорошие балетные данные, красивый высокий прыжок, мягкие ноги. Но, главное, он -  трудяга.
     - Папа, а почему он так мало главных партий исполняет?
     - А что это ты Кузей заинтересовалась? Влюбилась что ли? – рассмеялся папа.
     - Ты что, папа? – возмутилась я. -  Он же женатый! Я про него статью хочу написать.
     - Да? Ну, давай, дерзай! – сказал папа.
Я ещё кое-что  узнала у папы об Игоре, написала вопросы, и отправилась  брать интервью у артиста.
     После беседы с Игорем Кузнецовым я написала, как мне казалось, очень симпатичную статью и понесла её Косте Клюткину. Он прочёл и с улыбкой сказал:
 - Милота! Милота!
И добавил:
- Я хочу тебе сказать, чтобы ты запомнила: если ты что-то знаешь и пишешь об этом, то ты не должна думать, что это знают все. И все разбираются, ну, в данном случае,  в балете. Нужно писать так, чтобы любой человек, даже если он никогда не видел балет,  понял о чем ты пишешь. А ещё лучше – захотел бы это увидеть. Понятно?
     Я кивнула и пошла переделывать. В итоге наших, совместных с Костей, усилий получилась вот эта статья о ведущем солисте балета Игоре Кузнецове:
 
 
                «МЕТАМОРФОЗЫ ЛЮБВИ»
     Имя Игоря Кузнецова – ведущего солиста театра – хорошо известно в республике и за ее пределами. За двенадцать лет работы на балетной сцене Игорь исполнил многие партии в спектаклях классического репертуара, современных композициях.
     По утрам, когда я иду на работу, встречаю его, спешащего на утренний классический урок. Не могу сказать, что знаю его…  Я наблюдаю за ним. Наблюдаю давно, с того самого спектакля в 1976 году, когда первый раз увидела Принцем в «Щелкунчике» П. Чайковского.  Это была первая большая партия Игоря в Таджикском театре оперы и балета.
     Символично то, что Любовь превращает Щелкунчика в Принца. Любовь к балету, преданность ему превращают начинающего артиста в ведущего солиста. Впрочем, это только говорится - «превращают». На самом деле Игорь ежедневно доказывает свою любовь балету трудом, потому что  не принадлежит к категории «везунчиков», которым роли сами идут в руки. Он завоевывает свои роли.
     Прекрасные природные данные  И. Кузнецова: «мягкие ноги», красивый прыжок – позволили исполнить ему классическую партию Зигфрида в «Лебедином озере» П. Чайковского, о которой мечтают все солисты. Игорь исполнил эту партию исключительно на профессионально отработанной технике. Сам образ романтического принца Зигфрида остался для Игоря чужим.  Артист объясняет это тем, что его собственный характер мало склонен к призрачным мечтаниям. Но Игорь в «Лебедином озере» все же сумел преодолеть себя, полностью перевоплотившись в сказочного героя – юного, влюбленного в девушку-лебедь Одетту, стремящегося силой своей преданности победить злые силы коварного колдуна. Лиричны, нежны, трепетно красивы сцены Зигфрида с Одеттой. А сколько чувства в танце Кузнецова – обманутого Зигфрида, когда вместо любимой Одетты злой волшебник приводит свою дочь Одиллию, пытающуюся отвлечь принца от прежней любви.
     И еще, хочется отметить в исполнении Игоря Кузнецова одно из труднейших па-де-де в балете А. Адана  «Жизель», которое он блестяще танцует вот уже 12 лет (а на сегодняшний день – он единственный исполнитель этого номера в нашем театре).
     В репертуаре артиста есть партии и другого плана. Образ Бога в спектакле «Сотворение Мира» А. Петрова близок ему своей добротой и чуткостью, а что касается хореографии спектакля, то здесь его Бог чувствует себя как в раю – настолько точно совпала хореография балетмейстеров Н. Касаткиной и В. Василева с внешними и внутренними данными артиста. Намного труднее было с рок - балетом  А. Рыбникова «Звезда и смерть  Хоакина  Мурьетты», где Игорь Кузнецов исполняет две роли – Главаря и Смерти.  Спектакля такой хореографии и такого построения в нашем театре оперы и балета не было, и поэтому сначала балетмейстер А. Голышев занимался с артистами современной пластикой балета. Эта роль одна из любимых у Игоря. В ней он совершенно неузнаваем для тех, кто знаком только с его «классикой», и запоминается своей оригинальной пластикой, удивительно подвижным телом.
     Последняя на сегодня работа И. Кузнецова: партия Друга в спектакле на музыку Генри Перселла «Павана Мавра» - хореографической композиции на тему шекспировского «Отелло» - стала большой удачей в творческой биографии артиста. Здесь ему предоставилась возможность столкнуться с трагедией, полной человеческих страстей, постичь и выразить в танце целую гамму чувств: коварство, зависть, ревность, любовь.
     У Игоря Кузнецова есть заветная роль, о которой он мечтает – это Базиль в балете Л. Минкуса «Дон Кихот». Игорю присущи многие черты характера Базиля: целеустремленность, умение радоваться жизни, задорное озорство.
                Н.ХОЛОВА                Наш  нешт. корр. 
(«Комсомолец Таджикистана» 28.09.1988 года)»
    
                ***
     Мне очень нравятся истории с продолжением. Сегодня интернет позволяет узнать много интересного по всем темам. 
     Как же сложилась судьба героя моего  рассказа? Исполнилась ли  мечта Игоря – станцевать партию Базиля в балете Л. Минкуса «Дон Кихот»? Какие партии он еще станцевал? И чем занимается сейчас?
                ***
     Очень много информации я почерпнула из книги известного таджикского искусствоведа Низома Нурджанова «Опера и балет Таджикистана». Эту книгу Администрация Таджикского академического государственного театра оперы и балета им. С.Айни подарила моему папе Курбану Холову.


     В 1989 году в театре была поставлена третья редакция балета «Собор Парижской богоматери» Ц. Пуни, первые две редакции назывались «Эсмеральда» (1953 и 1976 гг), где Игорь Кузнецов исполнил партию Квазимодо. Я видела его в этой роли – это было очень впечатляюще, его герою зрители сочувствовали всей душой.
«…Кузнецов создавал образ измученного человека, испытавшего много горя, умудренного жизнью, наблюдательностью и не растратившего душевной искренности и теплоты при встрече со столь же несчастными людьми. В сцене, когда  Квазимодо выхватывает Эсмеральду из рук палачей и укрывает её в одной из башен собора, герой Кузнецова заботится о девушке, как любящий родитель о своём ребенке. В танце артиста чувствовалась и ласка, и игра с любимым дитём и минуты беспечной радости, забвения всех невзгод. Поднимая Эсмеральду на спину, как маленького ребенка, он словно готов был унести своё сокровище в неведомый край» - написал об Игоре Кузнецове  в своей книге «Опера и балет Таджикистана» известный таджикский искусствовед Низом Нурджанов.
«Другой исполнитель роли Главаря и Смерти – И. Кузнецов  по-своему трактует образ, найдя  для его воплощения также выразительные пластические краски. Добившись графической четкости движений, змеиной гибкости извивающейся фигуры и стремительной динамики, он показывал нечто колдовское, страшного вожака банды злодеев» - Низом Нурджанов «Опера и Балет Таджикистана», с.297, Душанбе 2010 г.
      В 1990 году главный балетмейстер Таджикского государственного академического театра оперы и балета им. С. Айни А. Голышев осуществил свою самостоятельную версию балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта». Впервые таджикские зрители увидели этот балет в 1966 году,  в постановке балетмейстера Серебровской Л.А.  В то время главные партии исполняли Малика Сабирова и Музаффар Бурханов, а единственным исполнителем Тибальда был мой папа Курбан Холов. В 1990 году партию Тибальда исполнил Игорь Кузнецов.
     Мечта Игоря Кузнецова о партии  Базиля в балете «Дон Кихот» сбылась. Он станцевал ее на сцене Таджикского государственного академического театра оперы и балета им. С. Айни.  Он  мог бы еще много партий исполнить  на этой сцене, но началась гражданская война. И балет стал уже никому не нужен…   
 
     Многие  артисты вынуждены были покинуть родной театр и уехать на чужбину. У одних  всё сложилось хорошо, а другие  так и не смогли найти себе применение в чужих краях.
     Из Душанбе Игорь уехал в начале 90-х годов в  г. Йошкар-Олу в Марийский театр Оперы и балета им. Э. Сапаева.
     В ноябре 1995 года в театре состоялась премьера балета «Лебединое озеро» П. Чайковского, где Игорь Кузнецов исполнил  партию Зигфрида. Об этом написала газета «Йошкар-Ола» 11 января 1996 года. Балетмейстер этой постановки заслуженная артистка Республики Марий Эл  Ольга Комлева  на вопрос:
«- Кого бы вы выделили среди всей труппы?», ответила:
«- В первую очередь исполнительницу Одетты-Одиллии Эльвиру Большову, а также Игоря Кузнецова, исполнившего партию Зигфрида, Игорь и прежде знал эту партию […] мне даже трудно кого-то особо выделить, все трудились с полной отдачей».
     В Йошкар-Оле ему было присвоено звание Заслуженного артиста Республики Марий Эл. Закончив карьеру артиста балета, Игорь Кузнецов не ушел из искусства, не ушел со сцены. Любовь к искусству превратила его в драматического артиста.
     И вот уже несколько лет он  продолжает свою творческую биографию в новом амплуа.  Игорь Кузнецов – артист Рубцовского драматического театра. В его репертуаре и сказочные герои в детских спектаклях, и серьезные, характерные  персонажи в очень интересных спектаклях театра.
     Вот такие они - Метаморфозы любви, любви к искусству! Из артиста балета Игорь Кузнецов перевоплотился в прекрасного драматического артиста. В интернете я нашла видео спектаклей Рубцовского драматического театра,  и мне очень понравилось и заинтересовало то, что я увидела. Я открыла для себя Рубцовский драматический театр! Много интересного узнала об этом, одном из старейших театров малых городов. Тем более г. Рубцовск – не просто город для меня. В городе Рубцовске Алтайского края прошла комсомольская юность моего дедушки, уроженца Алтайского края.
Октябрь 2020, Москва
 


Рецензии
Прекрасный материал,Назокат! С какой любовью ты пишешь не только об Игоре Кузнецове,но и о других артистах,балетмейстерах-постановщиках. Для тебя Таджикский театр оперы и балета-родной театр,где блистательно танцевали твои родители-великолепная балетная пара Курбан и Татьяна Холовы.
А вот я не помню Игоря Кузнецова( надо было тебе его фото поставить к этому материалу) и зарисовку твою "Метамарфозы любви" в газете "Комсомолец Таджикистана" тоже не помню. Видимо, упустила я многое в суете жизни,хотя мы знакомы с тобой с 1987 года. Это прекрасно,что память хранит такие удивительные моменты, и о них можно рассказать, спустя многие годы. Пиши,Назичка,это всё для твоей книги. Обнимаю твоя верная Вера Владимировна.

Вера Дейниченко   21.10.2020 15:06     Заявить о нарушении