Папины уроки вождения

С момента написания мною сочинения на тему «Кем я хочу быть» прошло лет 10. Теперь сочинение писал мой двоюродный брат. Но тема была другая: «На кого я хочу быть похожим». Он обсуждений не устраивал, а сам взял и написал. А написал он, что хочет быть похожим на дядю Колю, потому что он добрый, веселый, отличный шофёр, знает о машинах столько всего и с ним всегда интересно. И ещё он написал, что когда вырастет обязательно будет шофёром, таким же, как дядя Коля. Тетя рассказывала нам и улыбалась, она одобряла выбор сына. Дядя Коля, мой папа, действительно был профессионалом.
Он очень любил свою работу и машины. И этой своей любовью заражал всех окружающих.

Знал о машинах очень много, выписывал журнал «За рулем», прочитывал от корки до корки. Мы с ним решали задачи по правилам дорожного движения, которые там публиковали.

Больше всего на свете я тогда любила ездить на переднем сиденье рядом с ним. Дорога расстилалась перед нами, как свернутое полотенце. Мимо бежали деревья, дома, справа плескался залив, мчались навстречу другие машины. Эта живая картинка завораживала. Папа так плавно и легко вёл машину, что мне всегда хотелось ехать и ехать и чтобы дорога не кончалась. Возникало странное чувство покоя и умиротворения. Говорить не хотелось, хотелось просто смотреть на дорогу.

Он учил замечать на дороге все мелочи и на все реагировать.
- Видишь, справа выезжает машина, ему нужно налево, а шофёр смотрит только направо. Мы на главной дороге, и он должен нас пропустить. Но он нас не видит, поэтому притормозим на всякий случай, - говорил он, - вдруг человек чем-то озабочен, так ведь бывает.
Если какая-то машина стояла у обочины, а из-под капота торчала задняя часть туловища водителя, папа останавливался и спрашивал, не нужна ли помощь. Он подвозил всех, кто просил, а иногда и не просил. Автобусы ходили редко, остановки часто представляли собой столб с вывеской. Укрыться от дождя и снега было негде. Ловить попутку было обычным делом. Сейчас мы очерствели и в каждом поднявшем руку видим потенциального бандита. Проехали и забыли.

А ещё он был общественным инспектором ГАИ. Я уже вижу улыбки и ухмылки.
Поверьте, в 60-е годы гаишники взяток не брали и им никто не давал. Это же были люди другого поколения и воспитания. В правах за нарушения прокалывали дырки. 3 дырки это лишение прав.

Общественные инспектора дежурили на дорогах вместе с обычными гаишниками, но бесплатно. Наверное, это была его общественная нагрузка. Нарушители и пьяницы за рулем встречались и тогда. Однажды папа взял меня с собой на такое дежурство. На средне-Выборгском шоссе был опасный поворот - аварийное место, там мы и дежурили. Несмотря на знак, некоторые ассы не снижали скорость, вот их и предупреждали или дырки прокалывали. Я, конечно, не стояла с ними на шоссе, а ходила на озеро купаться. Там были красивейшие места.

Папа никогда не заставлял меня учить правила дорожного движения или знаки, но я их учила сама и очень гордилась этими знаниями.

Первой его машиной, когда он ещё служил, был опель-супер 6, на котором он возил зам. командующего Балтийским флотом. Он вспоминал об этой машине, как о своей первой любви. Потом был самосвал, потом любимый мой «козел» - ГАЗ 69 с брезентовым верхом, чёрными кожаными сиденьями спереди и боковыми скамеечками сзади. На нем он возил директора карьера (предприятия, где он работал). Иногда, когда был свободен, сажал в этот «козел» всех моих друзей и катал нас, мы были счастливы.

Был ещё автобус ПАЗ, потом ГАЗ 51, а потом его любимица Волга ГАЗ 24 ( скорая помощь). О ней папа говорил, как, наверное, раньше крестьянин или воин о своём коне, как о верном и лучшем товарище:
- Ты посмотри, как она идёт, капот чуть вверх, как самолёт на взлёте.

Своя машина у нас появилась, когда я училась в 6-м классе. Это был «Москвич 401», купленный у вдовы его друга. Деньги взяли в долг у родственников. Дедушка эту покупку не одобрял, считал эту машину роскошью и пустой тратой денег. Но был просто покорён и стал даже фанатом Москвича, когда папа поставил его на эстакаду, снял заднее колесо, пристроил к нему циркульную пилу и распилил кучу дров за смешное время. Дед с бабушкой пилили бы эти дрова целый месяц. Потом он приделал к Москвичу прицеп и привёз сено для бабушкиной коровы. А когда свозил деда в Ленинград по его делам, дед растаял и возлюбил Москвича всей душой.

Но прежде, чем эксплуатировать эту машину, папа перебрал ее всю, заменил старые детали, смазал все соединения, ни один винтик не остался без внимания, даже заменил обшивку салона, а мама с бабушкой сшили новые чехлы на сиденья, в конце старенький автомобиль был покрашен в голубой цвет. Москвич выглядел теперь так, будто только что сошёл с заводского конвейера.

А вот потом папа стал тайком от мамы учить меня вождению. Перед его возвращением с работы я встречала его у шоссе, и мы ехали на место наших тренировок - старую заброшенную дорогу. Он учил меня слушать машину и смотреть сразу во все стороны, плавно нажимать газ и отпускать сцепление. Иногда на наши занятия я брала братика, и для него наступали минуты счастья: папа сажал его перед собой за руль. Учил он нас с удовольствием, никогда не повышал голос.

Экзамен на вождение я сдавала маме. Папа сказал ей, что ее ожидает сюрприз. Посадил нас в машину и повёз на наш с ним «полигон», там он заглушил двигатель, мы с ним поменялись местами, и я поехала. Мама была в шоке! Нет, она не радовалась, она сидела, вцепившись в спинку сиденья, и с ужасом смотрела на дорогу.
- Людашка, прибавь газку! И можешь переключиться на третью.
- Да мы и так едем очень быстро, - испуганно проговорила мама.
В Москвиче было 3 передачи и задняя. Больше 60 км он не разгонялся. Скорость 70 км в час на нем казалась 2-ой космической скоростью.
- А теперь развернись и обратно.
- Может, ты уже сам поедешь? - робко предложила мама.
- Нет, она справится, - заверил папа.
- И зачем ты это придумал? Самое нужное занятие для девочки! - возмущалась мама.
А меня переполняла гордость: я везла родителей. И вдруг на этой пустой дороге появился мотоцикл.
Мама перепугалась. А папа спокойно сказал:
- Прижмись вправо и продолжай движение.
Каково же было наше общее удивление, когда за рулем мотоцикла мы увидели мою подругу Галку. Сзади сидел ее папа. Галя осваивала папин мотоцикл! Больше всех этому радовался мой папа.
- Вот видишь, - говорил он маме, - не я один такой. Надо жить в ногу со временем.

Через много лет, когда я сдавала экзамен на права, инструктор на площадке (бывший гонщик) спросил:
- Кто Вас учил вождению?
Я назвала своего инструктора из автошколы.
- Нет, это не его почерк.
Тогда я назвала папу и годы своей той учебы.
- Вот, это похоже, это класс, это профи.
Я-то в этом не разбиралась, а ему, наверное, виднее было.
2020


Рецензии
Папа - самый надёжный инструктор во всех жизненных направлениях. И терпения, и мудрости, и такта, и знаний хватало...- ваше повествование воспоминания всколыхнули мои...
Творческих успехов и радости вдохновения вам,Людмила, желаю
С уважением, Альбина

Альбина Алдошина   27.05.2022 22:00     Заявить о нарушении
Большое спасибо, Альбина! Да, когда папы не стало, рухнула стена, защищавшая меня долгие годы.

Людмила Петрова 3   28.05.2022 11:58   Заявить о нарушении
Светлая память с молитвой пусть согревают вашу душу

Альбина Алдошина   28.05.2022 12:34   Заявить о нарушении
Очень хорошо вас понимаю и соболезную. Моего папы тоже уже нет с нами : помним и любим, скорбим и молимся, скучаем ...

Альбина Алдошина   28.05.2022 12:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.