Ну, да. я не самодостаточен...

Ну, да. Я не самодостаточен и плохо переношу критику. А равно и пустоту в ответ на своё творчество.

Недавно посмотрел видео, где выступал психолог Владимир Яковлев. Он хорошую вещь сказал: лучше с собой не воевать, а договариваться. Ну, а в самом деле, сколько я себя сам ругал, ломал, пытался переделать, сколько я тратил сил НЕ ТУДА?

Сейчас как раз перечитываю свои дневники за 2018-19 гг. - чего я только там ни писал: "надо идти сквозь боль", "надо радоваться за других...", "тренироваться в любви", "быть солнышком и праздником" (на работе, в семье, в волонтерской среде и т.п.) Ничего не вышло - кроме ощущения упадка, усталости, надрыва.

И не могло выйти. Дело не в том, что кто-то хороший, а кто-то плохой. Дело в том, что если среда для тебя чужая, то, сколько ни старайся, своим ты там не станешь. Будешь биться, как рыба об лёд, будешь писать людям письма и пытаться донести свою позицию, будешь стараться всё делать "правильно", - и всё хуже и хуже будешь себя чувствовать, и всё хуже будут относиться к тебе.

Не надо, не надо тратиться там, где перестали ценить. Талант и творческая энергия - слишком хрупкие и дорогие вещи. Лучше сказать себе честно: да, мы стали чужими. Это не обязательно врагами, нет, можно и нужно с уважением, - но уже с выстраиванием регламента, дистанции и границ.

И - самое главное - пусть душа отдохнёт, продышится, восстановится, оживёт. Чтобы незримым магнитом к вам притягивались СВОИ. Я давно вынашиваю задумку написать пособие "Техника безопасности для творческих людей" - так вот, один из ключевых пунктов будет звучать так: "Позаботьтесь (ну, или хотя бы задумайтесь) о том, чтобы у вас было хорошее, поддерживающее, верящее в вас окружение. Молитесь о нём, вкладывайтесь в него, просите Высшие Силы о ниспослании его - вам".

Потому что не может творческий человек быть самодостаточным, он нуждается в постоянном пополнении. В поддержке, в подпитке - для отдачи.

Поэтому с некоторых пор я очень внимательно отношусь к тому, с кем вместе делать концерт, творческую встречу, кого добавлять в друзья. Потому что очень важно, будем ли мы созвучны, или будем только терять силы друг на друге.

И критика... Я лично понял, что критика бьёт в первую очередь по талантливым людям - в силу того, что они уязвимы, часто сомневаются в себе. А тех, кто восполняет отсутствие таланта нахрапистой самоуверенностью, критика не пробьёт никак.

А если вам кто-то скажет, мол "критика - лучшая помощь", спросите у них: "А можно я вам тоже буду помогать?" (19.10.20.)


Рецензии