В гостях у протестантов

   Кто знает, чем знаменит небольшой гордок,  в прошлом деревня, Шропшир графства Шрузбери в Средней Англии? Напоминаю: это место рождения гения-натуралиста Чарьза Дарвина с его бессмертным трудом «Происхождение видов», из-за которого не утихают дискуссии и сегодня. Второй факт, вороятно,  известен мало кому. Подсказываю: в этой деревне жила  старушка, которая настойкой наперстянки в ХVII  лечила водянку. Наперстянка в течение 100 лет (с 1650 г по 1746 г) была даже  включена в английскую фармакопею, но затем была из нее исключена из-за чатых случаев отравления. Лишь в 1776 году английский врач Уильям Уизеринг открыл, что наперстянка – сердечное средство, действие которого обусловлено содержащимися в листьях гликозидами. Этот год стал триумфом в утверждении лекарственного препарата, используемого и сегодня.
 
   1994 год. Я, молодой профессор, заведующий кафедрой терапии, с бурными научными планами, несмотря на кризис в стране и материальные проблемы в семье, неожиданно получил приглашение принять участие в научной конференции  клинических биохимиков Великобритании. Материалом, который было бы не стыдно напечатать в сборнике конференции, я располагал, но где взять валюту на саму поездку?  В письме, адресованом в оргкомитет конференции, я посокрушался, что искренне тронут приглашением, но моя месячная зарплата в данный момент эквивалентна 8 долларам США. Ответное письмо из Великобритании меня просто потрясло. Некто Майкл Хорворст сообщил, что оргкомитет возьмет на себя все расходы по моему перелету и проживаию в гостинице. Вот в силу каких обстоятельств мне и выпала удача оказаться в Англии.

   В аэропорту Хитроу меня встретил улыбчивый, лет 35,  среднего роста, человек с огненной шевелюрой. Усадил в машину, включил магнитофон с записью оперы «Аида» и повез меня, как оказалось, в Шропшир. Уже через 2 часа вся семья Майкла, высторившись, встречала меня у дома: жена, худенькая, рыжеволосая милая женщина и двое застенчивых детей – сын Ник и дочь Люси. Мне выделили комнату на втором этаже, и через час просили спуститься к столу. Не предполагая, какой будет встреча, я захватил с собой две бутылки закарпатского коньяка, из которых у одной оторвалось горлышко при погрузке-разгрузке багажа (то-то так замечательно пахло содержимое моего чемодана). Вторую я, смутившись, поставил на стол. К сожалению, подарков для детей у меня не оказалось.

   Детям я почему-то понравился, и они не отходили от меня до тех пор. пока мама не позвала их спать. Они с интересом спрашивали о моих детех: ходят ли в школу, какими игрушками играются, умеют ли рисовать. Особенно тронуло их, что в доме у меня живет собака да какая – ирландский сеттер, а кличка его – Ральф.

   Утром следующего дня, в воскресенье мы после кофе с бутербродами отправились в церковь. Церковь представляла собой просторный, без каких-либо украшений, побеленный зал, а на стене за помостом, откуда обращался к пастве методист, был только черный деревянный крест. Методист любезно представил меня окружающим, которые поприветствовали меня аплодисментами. Затем взял на руки новорожденного ребенка, которого впервые принесли в церковь, и пошел по рядам его показвать со словами: «Знакомьтесь, это - Джек». Дети, явившиеся в церковь с родителями, с шумом бегали между рядами парт, швыряли в прихожан игрушки, но никто не посмел их урезонить.

Наконец началась служба. После проповеди методист назвал номера  трех псалмов, которые будут петь прихожане, и полилась божественная музыка и задушевное пение. В книжке, которую берут с собой на службу прихожане, содержится около 700 псалмов, которые называют гимнами. Как можно запомнить мелодию каждого из них? Оказывается, мелодии к псалмам писали лучшие композиторы, среди которых Бах, Гендель, Моцарт.  Вот почему так трогательно их исполнение.

   К моменту окончания службы в зал закатили два огромных котла с кофе. Прихожане разобрали чашки, сахар, молоко и неторопливо повели между собой разговоры кто о чем. Подошли и ко мне, задавали вопросы о семье, о жизненных трудностях. В разговорах и поведении прихожан поражала сдержанность, доброжелательность, уверенность в будущем.

   После возвращения из церкви все взрослые и дети заняли место за столом.
Майкл прочитал благодарственную молитву, в которой были слова благодарности богу за мирный день, за доброе здоровье семьи, за еду, посланную богом.

   На следующий день мы с Майклом отправились на конференцию, проходившую в Бирмингеме. Почетным председателем и спонсором конференции была сидевшая в инвалидном кресле баронесса, тепло поздравившая участников форума. После программных докладов конференция продолжила свою работу на узеньких пароходиках, напоминавших салон самолета, двигавшихся по каналам Бирмингема. Вечером для участников конференции была устроена дискотека с известным вокально-инструментальным ансамблем. До чего же раскрепощенные биохимики были далеки от чопорных англичан. Майкл танцевал так азартно,  что потерял кошелек с деньгами, который я почему-то обнаружил у себя под ногами.

   На следующий день я прощался с Англией из окна самолета, вылетевшего из Хитроу в Киев. А через 2 недели я получил письмо от Майкла, благодарившего за оказанную мной честь участвовать в национальном научном форуме. В конце письма было дорисовано сердечко с надписью «С любовью. Люси». Впервые я получил объяснение в любви от столь юной женщины. В конверте я обнаружил 20 фунтов Великобритании с портретом королевы. В последующие 10 лет мы обменивались с Майклом рождественскими поздравлениями, и в его письме обязательно  были 20 фунтов.

   Заработная плата моя постепенно возросла до 150 долларов в месяц, и я просил Майкла уже не высылать мне деньги, сославшись на бедность окружавших меня людей, действительно нуждавшихся в помощи. Как это обычно бывает, наши дружеские отношения постепенно прекратились, но теплые воспоминания о милой семье английских протестантов и сегодня греют мою душу.


Рецензии