Детство за колючей проволокой пьеса для школьного

                Нина   Евгеньевна   Белякова               
               
                ДЕТСТВО     ЗА     КОЛЮЧЕЙ     ПРОВОЛОКОЙ
               
                Пьеса  для  школьного   спектакля

   Действующие   лица:         
 
  Отец – офицер   Красной   Армии;
  Мать – учительница   русского   языка   и   литературы;
  Девочка - (их   дочка) – первоклассница   с   01.09.1941   года;               
  Жители   города   Орла,   попавшие   в   облаву   в сентябре   1941   года, 
  увезённые в фашистскую Германию;   
  Узники   концлагеря;
  Кошечка - (ученица   2-4   класса);
  Фрау - содержательница   кафе   для   немецких   офицеров.

  Содержание  спектакля:
Сцена   1.   Прощание
Сцена   2.   Облава на толкучке в г. Орёл
Сцена   3.   В   телячьем   вагоне  на  маршруте  Орёл - Берлин
Сцена   4.   На   чердаке «Кафе для немецких офицеров»
Сцена   5.   В   концлагере
Сцена   6.   Кукла из Франции
Сцена   7.   «Орлиная   семья»

Сцена   1.   ПРОЩАНИЕ.
      Звучит   вальс.   Вокзальные   шумы.   Выходят   трое:   Отец  ( в   военной   форме   с   чемоданами   в   руках),   Мать   (в   летнем   костюме   с   дорожной   сумкой)   и   семилетняя   Девочка с плетёной корзиночкой.
Отец:   Ну,   вот   вы   и   в   городе   с   названием   Орёл.   (Высвечивается   кадр   с   видом   довоенного   Орла. 22 июня 1941 года. Утро.)   Теперь   у   меня  есть   Орлица   и   Орлёнок.   Пойдём   в   наше   новое   гнездо!
Девочка:   Как?   На   дерево?
Мать:   Папа   шутит.   Он   хотел   сказать:   «Будем   осваивать   наше   жильё   в   доме   среди   деревьев». Там папе дали квартиру на нас троих. Он для тебя уже  оборудовал уголок. Там ты будешь учить уроки, читать книги, рисовать, играть…
Отец:   Смотри,   вон   там   наш   дом,   направо   от   него   -   школа.  Ты   будешь   учиться   в   первом   классе.   Мама   будет   учить   детей   и   нас   с   тобой   правильному   русскому   языку.   А   здесь   сливаются   две   реки:   Ока   и   Орлик. (Идут   кадры   с   летящими   немецкими   самолётами,   раздаются   звуки   бомбёжки).
Мать:   (в   ужасе)   Что   это?   
Отец:   Это - война!   Простите,   мои   дорогие   девочки!   Я   должен   быть   в   военкомате.   Самолёты,   наверное,   летят   бомбить   мосты   и   заводы.   У   вокзала   тоже   находиться   очень   опасно.   Идите   к   нашему   дому,   там   есть   бомбоубежище!   Прощайте!   (Поспешно   прощаются.   Отец   на   ходу   надевает   пилотку).   Бегите,  бегите   отсюда и поскорее!   Ключи от квартиры …Я всегда буду помнить о вас!  И держитесь всегда вместе!
Девочка(зрителям):   Мы   больше   не   увидели   папу   и   не   узнали,   где   он   сражается.   В   сентябре   1941   года   город   Орёл   захватили   фашисты.   (Звучит   отрывок   из   немецкого   марша).
Сцена   2.   ОБЛАВА.
           На   экране   -   один   из   видов   города.  На сцене «Толкучка». Стоят горожане с вещами, приготовленными для обмена:  часы, цветные  шали, отваренная картошка «в мундире», круто сваренные яйца и др.   Бегут   молодые   люди,   кричат:   «Облава!   Облава! Полицаи!   Прячьтесь!».   (Следом   бежит   Девочка.  В руках у неё кукла в нарядном платье).
Девочка:   Мама!   Мамочка!   Отпустите   мою   маму,   негодяи!   Мама,   я   хочу   быть   с   тобой!   Я   боюсь   оставаться   одна!   Мамочка,   возьми   меня   с   собой…( Роняет куклу,  убегает).
     Слышен   голос   Матери:   «Руки,   руки,   протяни   руки!   Наступи   на   колесо   машины,   влезай,   пока   тебя   не   обнаружили! Прячься за мою спину, не высовывайся, а то опять тебя  прогонят!»     (Слышен   шум   движущегося   грузовика,   затем   раздаются   звуки   поезда).
Сцена   3.   В   ТЕЛЯЧЬЕМ   ВАГОНЕ
      На   сцене   появляется   группа   людей,   тесно   сбившихся   в   «кучку».   Они   повторяют   «движение  поезда».   Девочка   и   мать   находятся   впереди   этой   группы.
Девочка:   Мамочка,   куда   нас   везут?   (Из   толпы   раздаётся   голос)
Голос   1  жителя Орла:   Везут   в  фашистскую  Германию…
Девочка:   А   зачем?
Голос   2-ой  жительницы Орла:   Увозят в рабство…
Девочка:   В   рабство?!   Нас, что же,  будут продавать?
Голос   3-го жителя Орла:   И покупать будут…Конечно,   в   рабство!   Везут,   как   скот,   ни   воды,   ни   еды.   Набили,   как   сельдей   в   бочке…
Мать:   Так   везли  нас   трое   суток.   Чтобы   девочка   смогла   отдохнуть,   мы   поднимали   руки,  и   она   ложилась на них    хоть   ненадолго…(Группа   держит   спящую   девочку   на   руках   и   движется   под   звуки   идущего   поезда   за   сцену).
Сцена   4.   НА   ЧЕРДАКЕ
Девочка (Зрителям):   В   Германии   нас   высадили   на   какой-то   станции   и   стали   разделять   на   группы:   мужчин,   женщин,   детей, - всех   отдельно.   Но   мама   спрятала   меня   за   свою   спину,  сняла обручальное колечко  и отдала конвоиру-автоматчику,  и   нам   опять   удалось   остаться   с ней  вместе.
Мать:   Только   бы   вместе,   только   бы   вместе… Господи,   если   ты   есть,   пожалей   меня…   Боже!  Пожалей меня! Оставь   мою   доченьку   со   мной…   (Входит   Фрау   и   манит   пальцем   к   себе   Мать.)
Фрау:   Ти   есть   руссишь?   Работать   виль,   много!… Арбайтен виль!( Осматривает руки у матери. Обращает внимание на зубы)
Мать:   Возьмите   меня,   я   всё   буду   делать! Я на всё согласна!   Только   возьмите   и   мою   девочку?   Битте!
Фрау:   Девотшка?   Тоже   работать!   Играть   нет!   Нельзья!   (Фрау   протягивает   два   фартука   и   полотенце).   Арбайтен   «Кафее»,   оффицир!   Хорошо!   Гут!
Девочка:   Так   мы   стали   рабынями.   Кафе  было  открыто   для   немецких   офицеров   с   утра   до   вечера.   
Мать:   Мне   приходится   перемывать   горы   посуды,   а   вечером   мыть   полы,   стирать,   кипятить,   гладить   скатерти   и   салфетки. До позднего вечера…
Девочка:   А   мне вместо школьных уроков  пришлось   убирать   со   столов   посуду,   приносить   сигареты,   цветы,   коробки   конфет   из   буфета.   Бегать   по   поручению   фрау   в   магазины   за   покупками.
Мать:   Мы   сильно   устаём,   но   кормит   нас   фрау   плохо.   Одними   объедками   со   столов,   а   когда   злится,   называет   «русскими   свиньями»,   иногда   может   даже  ударить…   Но   самое   страшное:   мы   ничего   не   знаем   о   своей   Родине…
Девочка:   И   о   моём   папе…   У   меня   нет   ни   книг,   ни   игрушек.   Живём   мы   с   мамой   на   чердаке   среди   старой   мебели   и   тряпья.   Страдаем   от   холода.   Ночью   прижимаемся   к   каминной   трубе,   как  две  Золушки…(Ложится   на   тряпьё)
Мать: Что с тобой?!
Девочка:   Мама,   мне   совсем   плохо,   я   разболелась   и   не   смогу   работать… У меня кружится голова…(Входит   Фрау)
Фрау:   Девотшка   болен?   Заразит!   Надо   отправлять   санитар… барак…   Карантин!
Мать:   Умоляю,   не   отправляйте   её   в   санитарный   барак!   Это   опасно… Она   быстро   поправится,   она   очень   крепкая!   Она   сможет   работать!   (Фрау   подходит   к   девочке,   оттягивает   ворот   свитера).
Фрау:   Сыпь   есть?   Нейн?   Гут!   (Уходит.   Девочка   теряет   сознание.   Ей   становится   всё   хуже).
Мать:   Маленькая   моя!   Крепись,   пожалуйста…   У   меня   нет   лекарства…   Что   делать?   Чем   тебе   помочь?   Ну,   скажи   мне   хоть одно словечко… Что мне сделать? (Гладит   девочку,   дышит   ей   на   руки…)
Девочка:   (Бредит)  Папа,   папочка!   Мне   так   плохо!   Папа,   купи   мне   котёночка,   принеси   мне   котёночка…   Ну,   пожалуйста… Ты же мне обещал!   Кошечку…   (Бредит).  Папочка!  Купи мне маленького котёночка, ты мне обещал…
Мать:   Котёночка?!    Сейчас!   Потерпи   немного…   (Уходит   за   кулисы,   слышен   её   голос:   «Кис,   кис,   кис!»   (Мать   впускает   девочку,   одетую   «кошечкой».   «Кошечка»   мягкими   движениями   подходит   к   больной   девочке,   дотрагивается   лапкой,   гладит   её   и   «мурлычет»).   Девочка   открывает   глаза,   протягивает   руку,   гладит   «кошечку»).
Кошечка: Мяу…Мяу… Мур-мур-мур… Почему ребёнок хмур?
Девочка:   Киска,   кисонька,   мурлыка…(Танец   «кошечки»,   девочка   приподнимается   с   постели,   ласкает   «кошечку».   Слышится   голос   Фрау).
Фрау:   Болен?   Нейн!   Нет   болен?  Виль арбайтен!  Работать, работать!   (Кошечка   прячется   за   девочку.   Входят   Фрау   и   Мать.)
Девочка:   Пожалуйста,   не   отправляйте   меня   в   барак!   Мне   уже   стало   легче,   завтра   я   буду   совсем-совсем   здорова.   Я   снова   смогу   работать!   Ихь   вирд   арбайтен! Я буду много работать, хорошо работать!   Гут   арбайтен!   Битте!
Фрау:   Морген!   Завтра   работать!!!   (Уходит.   Мать   и   девочка   обнимаются,   и   гладят   кошечку). «Морген, морген, нур нихьт хойте,  заген алле фаулен лёйте!»
Мать: Она сказала по-немецки поговорку: «Завтра, завтра, не сегодня, говорят все ленивые люди!» Это – правильная поговорка немецкого народа. Не все немцы – сплошь фашисты…
Девочка:  Мы не ленивые, мы – бесправные, правда?  Мне,   в   самом   деле,   стало   лучше…   (Мать   уходит.   Слышен   звук   разбитой   посуды   и   крик   разгневанной   Фрау).
Голос Фрау:       Руссишен   швайн!   Русский   свинья!   Я   тебе   покажу,   как   бить   господский посуд!   Оффицирр! Хиир!!! Сюда!!!
Сцена   4.   В   КОНЦЛАГЕРЕ
     На   экране   высвечивается   колючая   проволока   и   надпись:   «Вход   в   лагерь   и   разговор   через   проволоку   воспрещён   под   угрозой   расстрела».   Мать   и   Девочка   находятся   в   разных   сторонах   сцены.
Девочка:   Мама!   Мама!   Я   хочу   быть   вместе   с   тобой!   
Мать:   Девочка   моя!   Тише!   Здесь   нельзя   разговаривать!   Здесь   за   это   расстреливают!   Я   приду   к   детскому   бараку,   приползу   ночью.   Успокойся,   прошу   тебя,   будь   умницей!   Я   буду   приходить   к   тебе,   даю   тебе   слово!   Я   всегда   помню   о   тебе!
Девочка:   Я   хочу   есть!   Я   такая   голодная…
Мать:   Я   что-нибудь   найду,   я   придумаю…   Только   тише,   пожалуйста,   прошу   тебя,   тише…
                (Слышна   автоматная   очередь.   Мать   и   Девочка   расходятся.   Темнеет.   Мать   пробирается   к   детскому   бараку.   У   двери   она   тихо   зовёт   Девочку.)
Мать:   Доченька,   милая,   ты   меня   слышишь?   Тихонечко   подойди   к   двери.
Девочка:   Мама,   мамочка,   я   так   хочу   есть…(Мать   просовывает   в   отверстие   кусочек   морковки).
Мать:   Съешь   сейчас   же!   (К   двери   приближается   целая   группа   детей,   они,   молча,   протягивают   руки   с   просьбой   поделиться.   Девочка   откусывает   кусочек   и   даёт   откусить   самым   маленьким   детям).
Дети:   Ещё,   ещё,   ещё…  Кушать,   эссен…   Гебен   зи   мир,   битте!   Ихь   вилль   эссен!
Мать:   У   меня   больше   ничего   нет…   Я   приду   завтра,   ночью.   Что-нибудь   принесу…
Девочка:   Мамочка!   Поговори   со   мной   немножко…
Мать:   Ты   помнишь   нашего   папочку?   Не   забывай   его.   Он   обязательно   нас   найдёт,   он   нас   освободит.   Красная   Армия   всё   равно   победит   фашистов. Она сильная.   Верь   в   это.   И   помни,   что   папин   город   -   это   Орёл.   А   наша   страна – это   Советский Союз.  Не забудешь?  Советский   Союз,   Россия!   Не   забудешь? Всё время повторяй русские слова! Орёл, школа, класс, азбука, учёба, Родина, Отечество… Не забудешь?
Девочка:   Никогда!  (Повторяет шёпотом русские слова…) Папочка, офицер, Красная Армия, Москва, Родина, Россия, Советский Союз… Я хочу домой!  (Не может сдержаться и горько плачет) Как хорошо мы жили в Советском Союзе… Какие красивые у меня были куклы…(Вытирает слёзы)
                (На   экране   высвечивается   барак   в   концлагере)
Сцена   6.   КУКЛА
Узник   1:   Товарищи,   наша   Армия   подходит   с   боями   к   Берлину!   Скоро   конец   войне!   Но   всех   русских,   кто   выжил,    собрали   в   одном   бараке.   Могут расстрелять…При   малейшем   приближении   немецких   солдат   надо   прятаться   под   нарами   как   можно   глубже.   Укрывать   детей первыми, поглубже к стене, потом молодых женщин, затем женщин постарше, потом мужчин.  Всем молчать по команде.  Закрывать головы, сгруппироваться…
Узник 2. Надо   поставить   наблюдателя   у   дверей,   чтобы   он   заранее  дал условный   сигнал.   
Узник   3:   Я   буду   первым наблюдателем.   У   меня   хорошее   зрение   и   быстрая   реакция.   (Мечтательно) Товарищи!   Птицы   летят…   Весна  1945 года… Как давно мы уже здесь… (Вздыхает.  Звучит   мелодия   песни   «Караваны   птиц», сл.   А.Фатьянова,   муз.Г.Жуковского):
Узник 3-й (тихо поёт, все ему подпевают):
 Караваны   птиц   надо   мной   летят,
 Пролетая   в   небе   мимо,
 Надо   мной   летят,   будто   взять   хотят
 В   сторону   родную,   в   край   любимый.
 Птицы   вы   мои – гуси,   журавли, 
  Донесите   песню,   братцы.
  Если   только   б   вы,   вы   понять   могли,
  Как   без   стаи   трудно   оставаться.
  Полетел   бы   я   в   дом,   где   жил,   где   рос,
  Если   б   в   небо   мог   подняться.
  Разве   может   с   тем,   что   любил   до   слёз,
  Человек   когда-нибудь   расстаться?
Девочка – 2   (Она   подросла   за   четыре   года   войны):   Не   знаете,   когда   нам   дадут   еду?   Мы   так   давно   ничего   не   ели…
Мать:   Потерпи,   родная!   Осталось   совсем   немного…Скоро   война   закончится…
Узник   3:   Наши   войска   подходят   всё   ближе.   Слышите,   как   бьют   пушки?   (Гул   канонады .  Наблюдатель   машет   рукой,   все замолкают,   прячутся под нары.   Раздаётся   автоматная   очередь.   Наступает   тишина).      
Узник   4:   (заглядывает в дверь)   Все   гитлеровцы  погрузились   на   машины   и   уехали.  В  нас   стреляли «гитлерюгенд» -  юные гитлеровцы. Мальчишки боялись отстать. Спешили, им надо было догонять грузовики.     Стреляли наспех, кое-как. Вот поэтому мы остались живы!    О, кто   там?   Эх,   бинокля   нет…   Вроде   американцы.   Начинается   построение.   Надо   идти.   ( Все  уходят,   вскоре   возвращаются   радостные).
Узник   1:   Скоро   победа,   понимаете,   что   это   значит?
Узник   2:   Радоваться   рано.   Теперь   мы   в   руках   у    американцев…   Американская   зона!   Снова   плен!
Девочка - 2:   А   мне   офицер   куклу   подарил!   Смотрите,   какая   она   красивая!   (Прижимает   куклу   к   своей   груди).
Узник   3:   Товарищи,   а   в   каком   классе   должна   учиться   эта   девочка?
Мать:   Если   бы   не   война,   она   заканчивала   бы   четвёртый   класс…
Узник   1:   Да…   Ну,   что   ж,  теперь  надо   приниматься   за   учёбу!
Девочка - 3 (В   зал):   Мои   товарищи   по   концлагерю   составили   расписание…Учили   меня   все:   и   русские,   и   французы,   и   итальянцы,   и   поляки,   и   немцы.   Все   они   рассказывали   о   своих   странах   и   обычаях,   учили  своему  языку… Пели песни…   А   потом  мы  отправились   в   Советский   Союз.
Мать:   Нет,   сначала   американцы   предложили   мне с  дочкой   уехать   за   океан.   Соблазняли   богатой   жизнью.   Предлагали   мне   работу   переводчицы   и   преподавателя   русского   языка   и   литературы. Обещали дать квартиру, потом обещали  целый  особняк.  Предлагали   визу   в   любую   страну,   кроме   Советского   Союза.
Девочка -3:   Но   мы   с   мамой   твёрдо  сказали:   «Нет!   Только   домой!   К   нашим! Нам надо разыскать папу!»  Мама тайно написала письмо Сталину.
Мать:  Написала  обо всём, и как мы оказались в Германии, и как  нам живётся  у американцев, в их зоне.  Я  просила помочь нам вернуться на Родину.  Нам надо найти нашего папочку, дочка так любит, так скучает по нему…И я тоже…
Девочка – 3:  Я потихоньку принесла  письмо уезжающим на родину бельгийским коммунистам, чтобы они передали  его  в советское посольство. Сделала вид, что мне хочется попрощаться с ними…
Мать:  К  нам приехал посол Добрынин. Он требовал отпустить советских граждан, которые были вывезены из Советского Союза ещё в 1941 году, а в 1945 попали в американскую оккупационную зону.  А сейчас уже 1948 год. Почти семь лет мы были вдали от Родины.В неволе, в рабстве, за забором из колючей проволоки.  Наконец-то,  мы  смогли   уехать   сначала   в   Москву,   а   потом   в наш   Орёл.      (Идут    кадры   разоренного   войной   города Орла…)
Сцена   7.   «Орлиная»   семья
Мать:   В   Орле   мы   сразу   же   обратились   в   военкомат   и   написали  официальный   запрос.
Девочка - 3 ( вздыхает):  Где же мой папа? Он меня не узнает… Мне уже четырнадцать лет... Вдруг, я ему не понравлюсь?
Мать:  Он тебя полюбит… А вот наша   квартира, все вещи и не сожжённая во время   войны часть мебели. Всё это используется женщиной с четырьмя детьми.   
Девочка - 3: Их отец был расстрелян фашистами за связь с партизанами… А где мы будем жить?      
Мать:  Мы   
отправились в школу и стали ютиться в каморке под лестницей вместе со  школьной   нянечкой. У неё все родные погибли…
Девочка - 3:  Мне надо было сдать экзамены сначала за четыре класса, чтобы   учиться в пятом. Потом я за год  прошла  ещё  программу двух классов.  Догнала  своих ровесников! Меня приняли в пионеры, потом я стала комсомолкой. Но мы  ничего не знали о папе, о моём   папочке…
Мать:   К нашему счастью, оказалось, что он - жив! Он был ранен, долго лечился, потом искал нас по всей стране. Наконец-то он получил наше сообщение и вернулся   к нам…   (Быстро   входит   военный   и   бросается   к   ним).
Отец: Мои девочки, мои любимые, мои замученные войной девочки. Мне всё о вас   рассказали!   (Отец   прижимает   к   себе   жену   и   дочку,   потом   поднимает   жену   на   руки   и   несёт   по   сцене,   нашёптывая   что-то   ей   на   ушко).   Теперь   мы   снова   вместе   и   никогда   не   расстанемся!
Мать:   (Впервые   за   весь   спектакль   улыбается).   Теперь мы снова   «Орлиная» семья! Как это было в сорок первом… До первой бомбы, упавшей на город…
Девочка – 3:   Всю   оставшуюся   жизнь   мой   Отец,   возвращаясь   домой  после службы,   поднимал   маму,   носил   её   на   руках,   говорил   ей   самые   ласковые   слова.   (Отец   осторожно   опускает   жену   и   обращается   в   зал).
Отец:   Я   благодарил   и   всегда   буду   благодарен своей жене и горжусь ею!   В  неимоверных  условиях она спасла жизнь и здоровье моего единственного   ребёнка! Мою доченьку!   (Обнимает   жену   и   дочку).
Девочка - 3:   Больше   детей   у   них   не   было. Только я…
Мать:   Доченька наша   закончила   школу   с   золотой   медалью   и   поступила   учиться  в   МГУ, в   Московский   государственный   университет   на   Ленинских   горах, а потом вышла замуж и тоже родила дочку.
Отец: И мы рады, что наша внучка живёт в мирной стране, без войн, без   оккупантов, без голода и страхов.
Мать: А я всё время радуюсь, что у неё много игрушек, умных книг, и её окружают   не злобные с автоматами враги, а хорошие, замечательные друзья! И живём мы в   России!                (Звучит   песня   «Летят   перелётные   птицы»   на   слова   М.Исаковского.  Выходят все участники спектакля.    Все поют.)
    Летят   перелётные   птицы
    В   осенней   дали   голубой,
    Летят   они   в   жаркие   страны,
    А   я   остаюся   с   тобой.
    А   я   остаюся   с   тобою,
    Родная   навеки   страна,
    Не   нужен   мне   берег   турецкий
    И   Африка   мне   не   нужна!
       Летят   перелётные   птицы
       Ушедшее   лето   искать,
       Летят   они   в   жаркие   страны,
       А   я   не   хочу   улетать,
       А   я   остаюся   с   тобою,
       Родная   навеки   страна,
       Не   нужно   мне   солнце   чужое,
       Чужая   земля   не   нужна!
     Торжественно   вносят   флаг   России.   Среди   девочек   в   парадной   праздничной   форме,   стоит   «Девушка – Россия»,   одетая   в   платье   цвета   российского   «триколора»:   юбочка   красного   цвета,   талия – синего,   верх – белый. С ними все участники спектакля.   
Мать:     Идут  белые снеги,  как по нитке скользя,    
          Жить и жить бы на свете, но, наверно, нельзя.
Отец:     Я  не верую в чудо, я не снег, не звезда,    
          И я больше не буду никогда, никогда. 
          И надеждою маюсь, полный тайных тревог, 
          Что хоть самую малость я России помог.
Мать:     Пусть она позабудет про меня без труда,   
          Только пусть она будет навсегда, навсегда.
Девушка – «Россия»:   
          Быть бессмертной не в силе, но надежда моя:
          Если будет Россия, значит, буду и я!
Все   участники   спектакля:    
          Если будет Россия,
          Значит, буду и я!         (Все кланяются.  Кадеты, юнармейцы, солдаты и офицеры отдают честь.)   Конец   спектакля.


        Примечание.  Я написала эту пьесу, потому что училась в аспирантуре и познакомилась с прекрасной женщиной. Мы часто во время обеденного перерыва гуляли по аллеям парка.  Однажды она сказала:
- Вот здесь мы живём с мамой. Папа, к сожалению, умер. Мама пытается бороться с одиночеством. Она почти не выходит из квартиры.  Сегодня задумала испечь пирожки.
Пойдём к нам пить чай?!
- А это удобно? Не помешаем, не потревожим?
- Наоборот! Мама всегда просит пригласить к нам. Ей хочется поговорить, иногда попеть песни. Просит, чтобы почитали стихи. Она любит поговорить о литературе, о писателях, художниках. Пойдём!
   Мы сидели в маленькой кухне, пили чай, уплетали пирожки с разными начинками, хвалили хозяйку. Вдруг, она спросила:
- А хотите мы расскажем Вам о себе? Вы ведь, кажется историк?
   Так я узнала всё то, что попыталась отразить в своей пьесе для современных школьников. Я старалась  точно  восстановить  рассказ матери и дочери о трудных годах их жизни в фашистской и американской неволе.  Пьеса основана на реальных событиях, на реальных судьбах наших советских людей, сумевших выжить в  трудных условиях чужбины, плена, бесправия…
   Я не назвала имена моих героев, потому что давно в условиях перестройки потеряла связь с ними и не могла получить их разрешения. Кроме того, к сожалению, многим советским людям довелось испытать горечь разлуки с родными и близкими, когда не с кем было даже поговорить на родном языке, спеть песню. Много было в нашей стране тех, кого  силой  вывозили в Германию в условия рабства ХХ века…


Рецензии