Детство за колючей проволокой пьеса

                Нина   Евгеньевна   Белякова               
               
                ДЕТСТВО     ЗА     КОЛЮЧЕЙ     ПРОВОЛОКОЙ
               
   (Пьеса  для  школьного спектакля и для обсуждения на классных часах)
 
  Действующие   лица:         
 
  Отец – офицер   Красной   Армии;
  Мать – учительница   русского   языка   и   литературы;
  Девочка - (их   дочка) – первоклассница   с   01.09.1941   года;               
  Жители города Орла, попавшие в облаву в сентябре 1941 года,  увезённые в
  фашистскую Германию;   
  Узники   концлагеря;
  Кошечка - (ученица   2-4   класса);
  Фрау - содержательница   кафе   для   немецких   офицеров.
Содержание  спектакля:
Сцена   1.   Прощание
Сцена   2.   Облава на толкучке в г. Орёл
Сцена   3.   В   телячьем   вагоне  на  маршруте  Орёл - Берлин
Сцена   4.   На   чердаке «Кафе для немецких офицеров»
Сцена   5.   В   концлагере
Сцена   6.   Кукла из Франции
Сцена   7.   «Орлиная   семья»

Сцена   1.   ПРОЩАНИЕ.
      Звучит   вальс.   Вокзальные   шумы.   Выходят   трое:   Отец  ( в   военной   форме   с   чемоданами   в   руках),   Мать   (в   летнем   костюме   с   дорожной   сумкой)   и   семилетняя   Девочка с плетёной корзиночкой.
Отец:   Ну, вот вы и в городе с названием Орёл.   (Высвечивается   кадр   с   видом   довоенного   Орла. 22 июня 1941 года. Утро.) Теперь   у   меня  есть   Орлица и Орлёнок. Пойдёмте-ка в наше новое гнездо!
Девочка:   Как?   На   дерево?
Мать: Папа шутит. Он хотел сказать: «Будем осваивать наше жильё в доме среди   деревьев». Там папе дали квартиру на нас троих. Он для тебя уже  оборудовал уголок. Там ты будешь учить уроки, читать книги, рисовать, играть…
Отец: Смотри, дочка! Вон там наш дом, направо от него - школа.  Ты там будешь   учиться  в первом классе.  Мама будет учить детей  и нас   с   тобой   правильному русскому языку. А недалеко сливаются  две реки: Ока и Орлик. (Идут   кадры   с   летящими   немецкими   самолётами,   раздаются   звуки   бомбёжки).
Мать:   (в   ужасе)   Что   это?   
Отец:   Это - война!   Простите,   мои   дорогие   девочки!   Я   должен   быть   в   военкомате.   Самолёты,   наверное,   летят   бомбить   мосты   и   заводы.   У вокзала  находиться тоже очень опасно. Идите к  нашему дому,   там есть   бомбоубежище!   Прощайте!   (Поспешно   прощаются.   Отец   на   ходу   надевает   пилотку).   Бегите,  бегите   отсюда и поскорее!   Ключи от квартиры. Я всегда буду помнить о вас! И держитесь всегда вместе!

Девочка(зрителям):   Мы   больше   не   увидели   папу   и   не   узнали,   где   он   сражается.   В   сентябре   1941   года   город   Орёл   захватили   фашисты.   (Звучит   отрывок   из   немецкого   марша).



Сцена   2.   ОБЛАВА.
          
     На   экране - один   из   видов  города.  На сцене «Толкучка». Стоят горожане с вещами, приготовленными для обмена:  часы, цветные  шали, отваренная картошка «в мундире», круто сваренные яйца. Бегут молодые люди, кричат:   «Облава! Облава! Полицаи! Прячьтесь!».   (Следом   бежит   Девочка.  В руках у неё кукла в нарядном платье).
Девочка: Мама! Мамочка! Отпустите мою маму, негодяи! Мама,я хочу быть с тобой! Папа велел, чтобы мы были вместе! Я боюсь оставаться одна! Мамочка,возьми   меня   с собой…( Роняет куклу, плачет и  убегает).
     Слышен   голос   Матери:   «Руки, руки, протяни руки! Наступи на колесо   машины, влезай, пока тебя не обнаружил полицай! Прячься за мою спину, не высовывайся, а то опять тебя  прогонят!»     (Слышен   шум   движущегося   грузовика, затем   раздаются   звуки   поезда).

Сцена   3.   В   ТЕЛЯЧЬЕМ   ВАГОНЕ
    
    На   сцене   появляется   группа   людей,   тесно   сбившихся   в   «кучку».   Они   повторяют   «движение  поезда».   Девочка   и   мать   находятся   впереди   этой   группы.
Девочка:   Мамочка,   куда   нас   везут?   (Из   толпы   раздаётся   голос)
Голос   1  жителя Орла:   Везут   в  фашистскую  Германию…
Девочка:   А   зачем?
Голос  жительницы Орла: Увозят в рабство…
Девочка: В   рабство?!   Нас, что же,  будут продавать?
Голос   2-го жителя Орла:   И покупать будут…Конечно,   в   рабство!   Везут,   как   скот,   ни   воды,   ни   еды.   Набили,   как   сельдей   в   бочке…
Мать:   Так   везли  нас   трое   суток.   Чтобы   девочка   смогла   отдохнуть,   мы   поднимали   руки,  и   она   ложилась на них    хоть   ненадолго…(Группа   держит   спящую   девочку   на   руках   и   движется   под   звуки   идущего   поезда   за   сцену).
 

Сцена   4.   НА   ЧЕРДАКЕ
 
Девочка (Зрителям):   В   Германии   нас   высадили   на   какой-то   станции   и   стали   разделять   на   группы:   мужчин,   женщин,   детей, - всех   отдельно.   Но   мама   спрятала   меня   за   свою   спину,  сняла обручальное колечко  и отдала конвоиру-автоматчику,  и   нам   опять   удалось   остаться   с ней  вместе.
Мать:   Только   бы   вместе,   только   бы   вместе… Господи,   если   ты   есть,   пожалей   меня…   Боже!  Пожалей меня! Оставь   мою   доченьку   со   мной…   (Входит   Фрау   и   манит   пальцем   к   себе   Мать.)
Фрау: Ти есть руссишь? Работать виль, много!… Арбайтен виль!( Осматривает руки у матери. Обращает внимание на зубы)
Мать: Возьмите меня, я   всё   буду  делать! Я на всё согласна! Только   возьмите и мою девочку? Битте! Пожалуйста, я вас очень прошу, умоляю!
Фрау: Девотшка?   Тоже   работать! Играть нет! Нельзья!   (Фрау   протягивает   два фартука и полотенце).   Арбайтен   «Кафее»,   оффицир! Хорошо! Гут!
Девочка:   Так   мы   стали   рабынями.   Кафе  было  открыто   для   немецких   офицеров   с   утра и  до   вечера.   
Мать:   Мне   приходится   перемывать   горы   посуды,   а   вечером   мыть   полы,   стирать,   кипятить,   гладить   скатерти   и   салфетки. До позднего вечера…
Девочка:   А мне вместо школьных уроков  пришлось   убирать   со   столов   посуду,   приносить   сигареты,   цветы,   коробки   конфет   из   буфета.   Бегать   по   поручению   фрау   в   магазины   за   покупками.
Мать:   Мы   сильно   устаём,   но   кормит   нас   фрау   плохо.   Одними   объедками   со   столов,   а   когда   злится,   называет   «русскими   свиньями»,   иногда   может   даже  ударить…   Но   самое   страшное:   мы   ничего   не   знаем   о   своей   Родине…
Девочка:   И   о   моём   папе…   У   меня   нет   ни   книг,   ни   игрушек.   Живём   мы   с   мамой   на   чердаке   среди   старой   мебели   и   тряпья.   Страдаем   от   холода.   Ночью   прижимаемся   к   каминной   трубе,   как  две  Золушки…(Ложится   на   тряпьё)
Мать: Что с тобой?!
Девочка: Мама, мне   совсем   плохо, я разболелась и не смогу работать… У меня кружится голова…(Входит   Фрау)
Фрау:   Девотшка болен? Заразит! Надо   отправлять   санитар… барак…   Карантин!
Мать:   Умоляю,   не   отправляйте   её   в   санитарный   барак!   Это   опасно… Она   быстро   поправится, она очень   крепкая! Она   сможет   работать!   (Фрау   подходит   к   девочке,   оттягивает   ворот   свитера).
Фрау:   Сыпь   есть? Нейн? Гут!   (Уходит.   Девочка   теряет   сознание.   Ей   становится   всё   хуже).
Мать:   Маленькая   моя! Крепись, пожалуйста, умоляю…   У   меня   нет   лекарства… Что   делать? Чем тебе помочь? Ну, скажи мне   хоть одно словечко… Что мне сделать? (Гладит   девочку, дышит ей на руки…)
Девочка:   (Бредит)  Папа,   папочка!   Мне   так   плохо!   Папа,   купи   мне   котёночка,   принеси   мне   котёночка…   Ну,   пожалуйста… Ты же мне обещал!   Кошечку…   (Бредит).  Папочка!  Купи мне маленького котёночка, ты мне обещал…
Мать:   Котёночка?! Сейчас!   Потерпи   немного…   (Уходит   за   кулисы,   слышен   её   голос:   «Кис,   кис,   кис!»   (Мать   впускает   девочку,   одетую   «кошечкой».   «Кошечка»   мягкими   движениями   подходит   к   больной   девочке,   дотрагивается   лапкой,   гладит   её   и   «мурлычет».   Девочка   открывает   глаза,   протягивает   руку,   гладит   «кошечку»).
Кошечка: Мяу…Мяу… Мур-мур-мур… Почему ребёнок хмур?
Девочка:   Киска,   кисонька,   мурлыка…(Танец   «кошечки»,   девочка   приподнимается   с   постели, ласкает   «кошечку».   Слышится   голос   Фрау).
Фрау:  Болен?  Нейн! Нет   болен?  Виль арбайтен!  Работать, работать! Бистро!   (Кошечка   прячется   за   девочку.   Входят   Фрау   и   Мать.)
Девочка:   Пожалуйста,   не   отправляйте   меня   в   барак!   Мне   уже   стало   легче,   завтра   я   буду   совсем-совсем   здорова.   Я   снова   смогу   работать!   Ихь   вирд   арбайтен! Я буду много работать, хорошо работать!   Гут   арбайтен!   Битте!
Фрау:   Морген!   Завтра   работать!!!   (Уходит. Мать и девочка   обнимаются,      гладят кошечку). «Морген, морген, нур нихь хойте, заген алле фаулен лёйте!»
Мать: Она сказала по-немецки поговорку: «Завтра, завтра, не сегодня, говорят все ленивые люди!» Это – правильная поговорка немецкого народа. Не все немцы – сплошь фашисты… Было много  среди них настоящих философов и революционеров.
Девочка:  Мы не ленивые, мы – бесправные, правда?  Мне,   в   самом   деле,   стало   лучше…   (Мать   уходит.   Слышен   звук   разбитой   посуды   и   крик   разгневанной   Фрау)
Голос Фрау: Руссишен швайн! Русский свинья! Я покажу, как бить господский посуд!   Оффицирр! Хиир!!! Сюда!!! Хирр!
 
Сцена   4.   В   КОНЦЛАГЕРЕ
    
     На   экране   высвечивается   колючая   проволока   и   надпись:   «Вход   в   лагерь   и   разговор   через   проволоку   воспрещён   под   угрозой   расстрела».   Мать   и   Девочка   находятся   в   разных   сторонах   сцены.

Девочка:   Мама!   Мама!   Я   хочу   быть   вместе   с   тобой!   
Мать:   Девочка   моя!   Тише!   Здесь   нельзя   разговаривать!   Здесь   за   это   расстреливают!   Я   приду   к   детскому   бараку,   приползу   ночью.   Успокойся,   прошу   тебя,   будь   умницей!   Я   буду   приходить   к   тебе,   даю   тебе   слово!   Я   всегда   помню   о   тебе!
Девочка:   Я   хочу   есть!   Я   такая   голодная…
Мать:   Я   что-нибудь   найду,   я   придумаю…   Только   тише,   пожалуйста,   прошу   тебя,   тише…
                (Слышна   автоматная   очередь.   Мать   и   Девочка   расходятся.   Темнеет.   Мать   пробирается   к   детскому   бараку.   У   двери   она   тихо   зовёт   Девочку.)
Мать:   Доченька,   милая,   ты   меня   слышишь?   Тихонечко   подойди   к   двери.
Девочка:   Мама,   мамочка,   я   так   хочу   есть…(Мать   просовывает   в   отверстие   кусочек   морковки).
Мать:   Съешь   сейчас   же!   (К   двери   приближается   целая   группа   детей,   они,   молча,   протягивают   руки   с   просьбой   поделиться.   Девочка   откусывает   кусочек   и   даёт   откусить   самым   маленьким   детям).
Дети:   Ещё,   ещё,   ещё…  Кушать,   эссен…   Гебен   зи   мир,   битте!   Ихь   вилль   эссен!
Мать:   У   меня   больше   ничего   нет…   Я   приду   завтра,   ночью.   Что-нибудь   принесу…
Девочка:   Мамочка!   Поговори   со   мной   немножко…
Мать:   Ты   помнишь   нашего   папочку?   Не   забывай   его.   Он   обязательно   нас   найдёт,   он   нас   освободит.   Красная   Армия   всё   равно   победит   фашистов. Она сильная.   Верь   в   это.   И   помни,   что   папин   город   -   это   Орёл.   А   наша   страна – это   Советский Союз.  Не забудешь?  Советский   Союз,   Россия!   Не   забудешь? Всё время повторяй русские слова! Орёл, школа, класс, азбука, учёба, Родина, Отечество… Не забудешь?
Девочка:   Никогда!  (Повторяет шёпотом русские слова…) Папочка, офицер, Красная Армия, Москва, Родина, Россия, Советский Союз… Я хочу домой!  (Не может сдержаться и горько плачет) Как хорошо мы жили в Советском Союзе… Какие красивые у меня были куклы…(Вытирает слёзы)
                (На   экране   высвечивается   барак   в   концлагере)


Сцена   6.   КУКЛА

Узник   1:   Товарищи,   наша   Армия   подходит   с   боями   к   Берлину!   Скоро   конец   войне!   Но   всех   русских,   кто   выжил,    собрали   в   одном   бараке.   Могут расстрелять…При   малейшем   приближении   немецких   солдат   надо   прятаться   под   нарами   как   можно   глубже.   Укрывать   детей первыми, поглубже к стене, потом молодых женщин, затем женщин постарше, потом мужчин.  Всем молчать по команде.  Закрывать головы, сгруппироваться…
Узник 2. Надо   поставить   наблюдателя   у   дверей,   чтобы   он   заранее  дал условный   сигнал.   
Узник   3:   Я   буду   первым наблюдателем.   У   меня   хорошее   зрение   и   быстрая   реакция.   (Мечтательно) Товарищи!   Птицы   летят…   Весна  1945 года… Как давно мы уже здесь… (Вздыхает.  Звучит   мелодия   песни   «Караваны   птиц», сл.   А.Фатьянова,   муз.Г.Жуковского):
Узник 3-й (тихо поёт, все ему подпевают):
 Караваны   птиц   надо   мной   летят,
 Пролетая   в   небе   мимо,
 Надо   мной   летят,   будто   взять   хотят
 В   сторону   родную,   в   край   любимый.
 Птицы   вы   мои – гуси,   журавли, 
  Донесите   песню,   братцы.
  Если   только   б   вы,   вы   понять   могли,
  Как   без   стаи   трудно   оставаться.
  Полетел   бы   я   в   дом,   где   жил,   где   рос,
  Если   б   в   небо   мог   подняться.
  Разве   может   с   тем,   что   любил   до   слёз,
  Человек   когда-нибудь   расстаться?
Девочка – 2   (Она   подросла   за   четыре   года   войны):   Не   знаете,   когда   нам   дадут   еду?   Мы   так   давно   ничего   не   ели…
Мать:   Потерпи,   родная!   Осталось   совсем   немного…Скоро   война   закончится…
Узник   3:   Наши   войска   подходят   всё   ближе.   Слышите,   как   бьют   пушки?   (Гул   канонады .  Наблюдатель   машет   рукой,   все замолкают,   прячутся под нары.   Раздаётся   автоматная   очередь.   Наступает   тишина).      
Узник   4:   (заглядывает в дверь)   Все   гитлеровцы  погрузились   на   машины   и   уехали.  В  нас   стреляли «гитлерюгенд» -  юные гитлеровцы. Мальчишки боялись отстать. Спешили, им надо было догонять грузовики.     Стреляли наспех, кое-как. Вот поэтому мы остались живы!    О, кто   там?   Эх,   бинокля   нет…   Вроде   американцы.   Начинается   построение.   Надо   идти.   ( Все  уходят,   вскоре   возвращаются   радостные).
Узник   1:   Скоро   победа,   понимаете,   что   это   значит?
Узник   2:   Радоваться   рано.   Теперь   мы   в   руках   у    американцев…   Американская   зона!   Снова   плен!
Девочка - 2:   А   мне   офицер   куклу   подарил!   Смотрите,   какая   она   красивая!   (Прижимает   куклу   к   своей   груди).
Узник   3:   Товарищи,   а   в   каком   классе   должна   учиться   эта   девочка?
Мать:   Если   бы   не   война,   она   заканчивала   бы   четвёртый   класс…
Узник   1:   Да…   Ну,   что   ж,  теперь  надо   приниматься   за   учёбу!
Девочка - 3 (В   зал):   Мои   товарищи   по   концлагерю   составили   расписание…Учили   меня   все:   и   русские,   и   французы,   и   итальянцы,   и   поляки,   и   немцы.   Все   они   рассказывали   о   своих   странах   и   обычаях,   учили  своему  языку… Пели песни…   А   потом  мы  отправились   в   Советский   Союз.
Мать:   Нет,   сначала   американцы   предложили   мне с  дочкой   уехать   за   океан.   Соблазняли   богатой   жизнью.   Предлагали   мне   работу   переводчицы   и   преподавателя   русского   языка   и   литературы. Обещали дать квартиру, потом обещали  целый  особняк.  Предлагали   визу   в   любую   страну,   кроме   Советского   Союза.
Девочка -3:   Но   мы   с   мамой   твёрдо  сказали:   «Нет!   Только   домой!   К   нашим! Нам надо разыскать папу!»  Мама тайно написала письмо Сталину.
Мать:  Написала  обо всём, и как мы оказались в Германии, и как  нам живётся  у американцев, в их зоне.  Я  просила помочь нам вернуться на Родину.  Нам надо найти нашего папочку, дочка так любит, так скучает по нему…И я тоже…
Девочка – 3:  Я потихоньку принесла  письмо уезжающим на родину бельгийским коммунистам, чтобы они передали  его  в советское посольство. Сделала вид, что мне хочется попрощаться с ними…
Мать:  К  нам приехал посол Добрынин. Он требовал отпустить советских граждан, которые были вывезены из Советского Союза ещё в 1941 году, а в 1945 попали в американскую оккупационную зону.  А сейчас уже 1948 год. Почти восемь лет мы были вдали от Родины. За забором из колючей проволоки.  Наконец-то,  мы  смогли   уехать   сначала   в   Москву,   а   потом   в наш   Орёл.      (Идут    кадры   разоренного   войной   города Орла…)

Сцена   7.   «Орлиная»   семья

Мать:   В   Орле   мы   сразу   же   обратились   в   военкомат   и   написали  официальный   запрос.
Девочка - 3 ( вздыхает):  Где же мой папа? Он меня не узнает… Вдруг, я ему не понравлюсь?
Мать:  Он тебя полюбит… А вот наша   квартира,   все   вещи   и   несожжённая  во   время   войны    мебель   используется   женщиной   с   четырьмя   детьми.   
Девочка - 3:   Их   отец   был   расстрелян   фашистами за связь с  партизанами… А где мы будем жить?      
Мать:  Мы   отправились   в   школу   и   стали   ютиться   в   каморке   под   лестницей   вместе   со   школьной   нянечкой. У неё все родные   погибли…
Девочка - 3:   Мне   надо было   сдать   экзамены сначала    за   четыре   класса,   чтобы   учиться   в   пятом. Потом я за год  прошла  ещё  программу двух классов.  Догнала  своих ровесников!   Меня   приняли   в   пионеры, потом я стала комсомолкой.   Но   мы  ничего   не   знали   о   папе,   о   моём   папочке…
Мать:   К   нашему   счастью,   оказалось,   что   он   жив!  Он был ранен, долго лечился, потом искал нас по всей стране.   Наконец-то   он   получил   наше   сообщение   и   вернулся   к   нам…   (Быстро   входит   военный   и   бросается   к   ним).
Отец:   Мои   девочки,   мои   любимые,   мои   замученные   войной   девочки.   Мне   всё   о   вас   рассказали!   (Отец   прижимает   к   себе   жену   и   дочку,   потом   поднимает   жену   на   руки   и   несёт   по   сцене,   нашёптывая   что-то   ей   на   ушко).   Теперь   мы   снова   вместе   и   никогда   не   расстанемся!
Мать:   (Впервые   за   весь   спектакль   улыбается).   Теперь   мы   снова   «Орлиная»   семья! Как это было в сорок первом… До первой бомбы, упавшей на город…
Девочка – 3:   Всю   оставшуюся   жизнь   мой   Отец,   возвращаясь   домой  после службы,   поднимал   маму,   носил   её   на   руках,   говорил   ей   самые   ласковые   слова.   (Отец   осторожно   опускает   жену   и   обращается   в   зал).
Отец:   Я   благодарил   и   всегда   буду   благодарен своей жене и горжусь ею!   В  неимоверных   условиях   она   спасла   жизнь   и   здоровье   моего   единственного   ребёнка! Мою доченьку!   (Обнимает   жену   и   дочку).
Девочка - 3:   Больше   детей   у   них   не   было. Только я…
 Мать:   Доченька наша   закончила   школу   с   золотой   медалью   и   поступила   учиться   в   МГУ,   в   Московский   государственный   университет   на   Ленинских   горах,   а   потом   вышла   замуж   и   тоже   родила   дочку.
Отец:   И   мы   рады,   что   наша   внучка   живёт   в   мирной   стране,   без   войн,   без   оккупантов,   без   голода   и   страхов.
Мать:   А   я   всё   время   радуюсь,   что   у   неё   много   игрушек,   умных   книг,   и   её   окружают   не   злобные   с   автоматами   враги,   а хорошие,   замечательные   друзья!   И   живём   мы   в   России!                (Звучит   песня   «Летят   перелётные   птицы»   на   слова   М.Исаковского.  Выходят все участники спектакля.    Все поют.)
 
 Летят   перелётные   птицы
 В   осенней   дали   голубой,
 Летят   они   в   жаркие   страны,
 А   я   остаюся   с   тобой.
 А   я   остаюся   с   тобою,
 Родная   навеки   страна,
 Не   нужен   мне   берег   турецкий
 И   Африка   мне   не   нужна!
       Летят   перелётные   птицы
       Ушедшее   лето   искать,
       Летят   они   в   жаркие   страны,
       А   я   не   хочу   улетать,
         А   я   остаюся   с   тобою,
         Родная   навеки   страна,
         Не   нужно   мне   солнце   чужое,
         Чужая   земля   не   нужна!
     Торжественно   вносят   флаг   России.   Среди   девочек   в   парадной   праздничной   форме,   стоит   «Девушка – Россия»,   одетая   в   платье   цвета   российского   «триколора»:   юбочка   красного   цвета,   талия – синего,   верх – белый. С ними все участники спектакля.   
Мать:      Идут   белые   снеги,   как   по   нитке   скользя,   
           Жить   и   жить   бы   на   свете,   но,   наверно,   нельзя.
Отец:    Я   не   верую   в   чудо,   
         Я   не   снег,   не   звезда,    
         И   я   больше   не   буду   никогда,   никогда.
         И   надеждою   маюсь,   полный   тайных   тревог, 
         Что   хоть   самую   малость   я   России   помог.
Мать:      Пусть   она   позабудет   про   меня   без   труда,   
           Только   пусть   она   будет   навсегда,   навсегда.
Девушка – «Россия»:    
           Быть   бессмертной   не   в   силе, 
           Но   надежда   моя:
           Если   будет   Россия, 
           Значит,   буду   и   я!

Все   участники   спектакля:   
         Если   будет   Россия,
         Значит,   буду   и   я!(Все кланяются.  Кадеты, юнармейцы, солдаты и офицеры отдают честь.)   
                Конец   спектакля.
 
       Примечание. 
   Я написала эту пьесу, потому что училась в аспирантуре и познакомилась с прекрасной женщиной. Мы часто во время обеденного перерыва гуляли по аллеям.         Однажды она сказала:
- Вот здесь мы живём с мамой. Папа, к сожалению, умер. Мама пытается бороться с одиночеством. Она почти не выходит из квартиры.  Сегодня задумала испечь пирожки.
Пойдём к нам пить чай?!
- А это удобно? Не помешаем, не потревожим?
- Наоборот! Мама всегда просит пригласить к нам. Ей хочется поговорить, иногда попеть песни. Просит, чтобы почитали стихи. Она любит поговорить о литературе, о писателях, о художниках. Ведь она у меня учительница русского языка и литературы... И вы учительница, я вас познакомлю, она будет очень рада. Пойдём!
   
   Мы сидели в маленькой кухне, пили чай, уплетали пирожки с разными начинками, хвалили хозяйку. Вдруг, она спросила:
- А хотите мы расскажем Вам о себе? Вы ведь, кажется, историк?
 
   Так я узнала всё то, что попыталась отразить в своей пьесе для современных школьников. Я старалась  точно  восстановить  рассказ матери и дочери о трудных годах их жизни в фашистской и американской неволе.  Пьеса основана на реальных событиях, на реальных судьбах наших советских людей, сумевших выжить в  трудных условиях чужбины, плена, бесправия…
   
   Я не назвала имена моих героев, потому что давно в условиях перестройки потеряла связь с ними и не могла получить их разрешения. Кроме того, к сожалению, многим советским людям довелось испытать горечь разлуки с родными и близкими, когда не с кем было даже поговорить на родном языке, спеть песню. Много было в нашей стране тех, кого  силой  вывозили в Германию в условия рабства ХХ века…
   
   У этого примечания есть и небольшое продолжение: однажды в начале 90-х годов,
после митинга в Москве ко мне подошла женщина, поздоровалась и спросила:

- Вы меня не узнаёте? А я вас сразу узнала, когда вы выступали с трибуны.
   Это была Девочка, заметно постаревшая. Ещё бы! Мы не встречались с ней больше 10 лет. Она была опечалена не только тем, что начало твориться в стране. У неё умерла её Мама. Умерла совсем необычно...
   
     Она почувствовала себя неважно после смерти любимого мужа, почти не выходила из квартиры. Однажды ей стало плохо, она подумала, что попало что-то некачественное в пище. Попросила, чтобы дочь вызвала врача на дом, сил уже не было самой идти в поликлинику, сидеть в очередях, ходить по кабинетам, подниматься по лестницам...

- Мама всегда была красива, хорошо одевалась и тут она попросила помочь ей принять ванну с травами, надела красивое бельё и новенький халат, села за стол в гостиной, читая какой-то литературный журнал, ожидая прихода врача.
   
     Врач пришёл недовольный чем-то, посмотрел на свою пациентку и зло бросил Девочке:
- Зачём это надо было вызывать врача на дом к раковой больной?!
- Почему вы решили, что у меня рак? - спросила больная.
- Потому что вижу...
- Странно... Простите, как ваша фамилия?
     Он назвал ей с вызовом какую-то немецкую фамилию.
 
     Больная встала с кресла, в котором спокойно сидела до этого, выпрямилась и бросила ему гневно:
- Даже фашисты не могли меня сломать, даже американцам не удалось лишить меня Родины. И всё-таки убил меня какой-то...фриц!
   
     Она медленно прошла, не говоря больше ни одного слова, в свою комнату, закрыла дверь. Она легла на кровать, повернулась к стене лицом. Она больше ничего не говорила, отказалась есть и даже пить и... умерла. Вот что делала в нашей стране вольница западной перестройки с настоящими советскими патриотами... Полная безнаказанность для пришельцев весь период...

     И вот сейчас я решилась в условиях карантина, когда невозможно съездить в Екатеринбург, поискать героев моей пьесы для школьников, спросить их, всё ли я написала точно, не добавить ли что-то к написанному, я открою, что ВЕРТАШ  ЛИЯ ТИМОФЕЕВНА (В пьесе она - Девочка)преподавала  в университете г. Свердловска на кафедре политической экономии, наверное, до перестройки. Её дочка была в 70-ых годах студенткой. Буду благодарна, если кто-то поможет мне их разыскать!

     Благодарю читателей пьесы и тех учителей, которые ставят её и рассказывают о настоящих Героях - женщинах, которые в неимоверных условиях сохранили жизнь детям войны.
     Мой низкий русский поклон им! Вечная память о тех, кто уже ушёл навечно...
         
     Дитя войны, вдова офицера-ракетчика Нина Евгеньевна Белякова.
    
    
      

   


Рецензии