Смушкевич Яков Владимирович

Смушкевич Яков Владимирович (Вольфович) 

Родился 1 (14) апреля 1902 года в местечке Ракишки Новоалександровского уезда  Ковенской губернии, Российская империя (ныне город Рокишкис, Литва) в семье бродячего портного (по другим данным - ломового извозчика). Еврей. Учился в хедере, окончил 3 класса начальной школы. В 1915 году его семья эвакуировалась в Вологодскую губернию. Жил на станции Няндома, работал извозчиком, грузчиком в Вологодском порту. 
В РККА с 1918 года. 
Участвовал в гражданской войны с 1918 года по 1920 год. 
В конце 1918 года был назначен на должность комиссара в 1-м Минском коммунистическом батальоне, который вошёл в состав Западной армии.
В боях на Западном фронте был ранен в руку.
В начале 1919 года в боях под Барановичами получил сабельное ранение ноги и был взят в плен польскими войсками. Содержался в Вильненской тюрьме «Лукишки», тюремное заключение продлилось тринадцать месяцев. Весной 1920 года ему удалось осуществить побег: спрятавшись в прачечной среди бельевых корзин, он был вывезен с территории тюрьмы.
Вернувшись в расположение частей Красной Армии, был зачислен рядовым бойцом в 144-й стрелковый полк. В июле 1920 года, уже в качестве политрука роты, участвует во взятии Сморгонского укреплённого района. В бою за Пултуск заменил раненого комиссара полка.
Летом 1921 года был назначен помощником военного комиссара 36-го полка 4-й Смоленской стрелковой дивизии. 
В сентябре 1922 года поступил на правовое отделение факультета общественных наук Белорусского университета.
В сентябре (октябре) 1922 года перевелся на работу в авиацию - на должность организатора партийной работы 9-й авиаэскадрильи в городе Смоленске. Освоил в авиачасти лётное дело и стал сам летать.
С августа 1923 года был политруком в авиаэскадрилье в Минске, с февраля 1928 года — комиссаром 43-й авиаэскадрильи во 2-й авиабригаде, расквартированной в Витебске, с весны 1930 года — заместителем начальника политотдела 2-й авиабригады.
В ноябре 1931 года стал командиром и комиссаром 2-й авиабригады. 
Окончил  1-ю  Качинскую военную  школу  летчиков  им.  Мясникова  в 1932 году. 
28 ноября 1935 года ему было присвоено воинское звание «комбриг».
В 1936 году стал командиром и военным комиссаром 201-й легкобомбардировочной бригады им. Совнаркома (с мая 1936 года - 40-я легкобомбардировочная бригада) Белорусского военного округа. 
Участвовал в национально-освободительной войне в Испании с 15 сентября 1936  года по 17 июня 1937 года в качестве командира группы советских авиаторов, старшего военного советника при командующем  ВВС республиканской Испании, командующего ПВО Мадрида. 
Имел псевдонимы «Генерал Дуглас» и «Андре» («Андрэ»).
Летал на самолетах И-15, Фиат-32, Дрегон-Рапид, Дуглас, Потез.

     «…На аэродром приехали Я. В. Смушкевич и П. И. Пумпур. Они решили лично произвести разведку. Мне впервые довелось наблюдать за взлетом Смушкевича  -  «Дугласа», как его называли в Испании. После запуска мотора он дал полный газ, удерживая самолет на тормозах. Затем отпустил тормоза и, не поднимая хвоста производящего разбег «чато», на коротком расстоянии оторвал его от земли, немного  выдержал самолет над землей, чтобы набрать скорость, заложил глубокий крен и виражом начал уходить вверх. Этот взлет показал, на что способен И-15. Он не требовал большой длины площадки для разбега и мог взлетать в направлении горы или  другого препятствия, уходя от него крутым разворотом. Это было очень важно в условиях горной местности Испании…»      
     (Из книги «Ленинградцы в Испании»)

Во время выполнения боевых заданий налетал 223 летных часа, в том числе 115 летных часов - на истребителе И-15. Участвовал в воздушных боях.
После возвращения из Испании продолжал служить в Военно-воздушных силах.
20 июня 1937 года получил воинское звание «комкор».
Окончил курсы усовершенствования начальствующего состава при Военной академии им.  М. В. Фрунзе в 1938 году. 
В 1938 году был назначен на должность заместителя начальника Управления ВВС РККА.
30 апреля 1938 года во время тренировочного полета на новом бомбардировщике Р-10 потерпел катастрофу, поломал ноги, получил ожоги, тяжелые травмы головы и сотрясение мозга. После продолжительного лечения продолжал службу в авиации, хотя  передвигался с помощью палочки.   
Участвовал в боях в районе реки Халхин-Гол с 29 мая по август 1939 года, командовал авиацией 1-й армейской группы. 
В сентябре 1939 года назначен на должность начальника ВВС Киевского Особого военного округа. 
Участвовал в освобождении Западной Украины с 17 по 28 сентября 1939 года.
В ноябре 1939 года присвоено воинское звание «командарм 2-го ранга». 
19 ноября 1939 года был назначен на должность начальника Управления ВВС Красной Армии.
Участвовал в советско-финляндской войне 1939-1940 годов. 
В апреле 1940 года присвоено воинское звание «командарма 1-го ранга».
4 июня 1940 года присвоено звание генерал-лейтенанта авиации.
В августе 1940 года был переведён на должность генерал-инспектора ВВС РККА, а в декабре того же года — помощника начальника Генерального штаба РККА по авиации.
8 июня 1941 года был арестован прямо в госпитале, где проходил курс лечения.
Необоснованно осуждён и расстрелян 28 октября 1941 года в районе поселка Барбыш под Куйбышевым. Место захоронения не известно. 
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1947 года был лишён звания Героя Советского Союза и всех государственных наград. 
25 декабря 1954 года (по другим данным 11 мая 1954 года) был реабилитирован посмертно.
Звания Героя Советского Союза и награды возвращены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 марта 1957 года.

За проявленные мужество и героизм при выполнении интернационального долга комкор Яков Владимирович Смушкевич 21 июня 1937 года был удостоен звания Героя Советского Союза («Золотая  Звезда»  №  29).
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 ноября 1939 года за мужество и отвагу в боях с японскими захватчиками на реке Халхин-Гол комкор Яков Владимирович Смушкевич награждён второй медалью «Золотая Звезда» (№  5).

Награжден двумя орденами Ленина (03.01.1937, 21.06.1937), медалью «ХХ лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии» (1938), а также монгольским орденом Боевого Красного Знамени 1-й степени (18.08.1939).


Рецензии
Олег Александрович, решил свериться а тут:
1) комбриг - пр. НКО 2488 от 28.11.1935.
2) в мае 1936 201 ЛШАБр стала 40 ЛШАБр БВО.
3) он возглавлял "нулевую" группу сов. авиаторов в Испании 33 чел.: отбыли из СССР 11.09.36., в Исп. 15.09.36.
3) Что за "Дракон", это "Дрегон-Рапид", на "Дугласе" он не летал, его пилотами были С.В.Лялин и Рябченко. С DC-2, кстати, забавная история вышла: в ноябре 1 такой прибыл республиканцам из Швейцарии (б/к EC-AGA), так Смушкевич его сразу "приватизировал", как "самый главный авиационный командир". Прозвище "генерал Дуглас", это не его псевдоним, а издевка от обиженных испанцев за его самоуправство.
Во всех документах - псевдоним "Андрэ".
4) Награжден ОЛ 03.01.37. (закр.), второй ОЛ - при присвоении звания ГССа - 21.06.37., а в 1939-м, когда учреждена медаль "ЗЗ" - ему вручили, собственно Звезды.

Ну, где-то так
С ув.

Павел Селезнев   04.04.2021 15:39     Заявить о нарушении
Спасибо, Павел! Все поправки я учел. Хотелось бы получить от Вас рецензии на мои последние статьи...
С уважением,

Олег Каминский   05.04.2021 09:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.