Перестройка 11. Коробейники

   По пути в Краматорск Олег Сергеевич заехал в Донецкий обком, получил визу на свое письмо к руководству НКМЗ и поехал к цели. Город понравился. Опрятный, ухоженный, он выгодно отличался от своих замурзанных шахтерских соседей, в которых приходилось бывать. Люди в общении приятные и трезвые, не в пример шахтерам. Завод является градообразующим, каждая семья имеет к нему отношение, и порядок, существующий на заводе, присущ большинству населения.
   Гостиница, в которой забронировали номер заводские знакомые, ничем не отличалась от других городских гостиниц страны. Впечатление такое, что даже персонал в них набирается по утвержденному трафарету и проходит обучение по одним стандартам. Это хорошо показано в фильме «Вокзал на двоих». На стойке регистрации обязательная табличка «мест нет», а в коридорах гуляет эхо безлюдья.
   Однажды Олег Сергеевич поинтересовался, почему в пустые гостиницы не пускают нуждающихся. Все очень просто. Наполняемость в этой системе дивидендов не приносит, а хлопот, начиная с уборки номеров и кончая стиркой белья, предостаточно. Начальство обеспокоено лишь тем, чтобы в любое время был свободный номер на случай звонка от нужных людей. Кроме того все более-менее значимые ведомства имели право на бронь. Попробуй не обеспечь, вылетишь в два счета без выходного пособия.
   Возникло недоразумение с автомобилем. Перед гостиницей оставлять на ночь не полагалось, а на улице да еще с чужими номерами можно было лишиться колес, дворников и радиоприемника. Как максимум – самого автомобиля. Это не потому, что Краматорск такой город. Напротив, в нем чувствовался порядок не в пример российским городам. Просто так было по всей стране. Олег Сергеевич вспоминал, как в молодости на БАМе к нему в столовой на завтраке подошли солдаты срочной службы и по дешевке предложили фары от «Магируса». Он тогда устраивался работать на такой же самосвал, запчастей на них не хватало, поэтому согласился. Когда пришел в гараж положить халявные детали в машину, то увидел, что на ней их как раз и нет.

   Дзюба Николай Иванович, главный технолог цеха, которого начальник отправил на помощь Олегу Сергеевичу, был расторопен и деловит. Сказал, что в их распоряжении два часа, за которые нужно решить вопросы наилучшего использования рекомендаций от обкома. Первая встреча с Генеральным директором завода предопределит дальнейшие отношения. Предложил для начала зайти в профком завода, заинтересовать их возможностями побережья, потом с их участием идти на штурм заводоуправления. Благо, у начальника цеха отличные связи с председателем заводского профкома, вместе учились в институте.
   Профком занимал отдельное трехэтажное здание рядом с заводоуправлением по площади вполне подходящее какому-нибудь республиканскому министерству. Председатель, человек обстоятельный, встретил их радушно. Сразу поинтересовался, как устроился гость, предложил услуги заводской гостиницы и пригласил пообедать, учитывая подходящее для этого время.
   В столовой профкома наскоро обсудили вопросы взаимодействия. Предложения южного гостя хозяина заинтересовали. Он сказал, что готов поучаствовать во встрече с генеральным директором и посодействовать налаживанию рабочих взаимовыгодных отношений.
   На четыре часа с помощью председателя была согласована получасовая встреча.
   Когда Олег Сергеевич зашел в приемную руководителя, то оценил старания своих проводников. Здесь сидел целый штат секретарей, не меньше десятка. Сновали люди, трещали телефоны, грохотали пишущие машинки. Человек, не ориентирующийся даже не смог бы определить к кому подойти, чтобы задать интересующие его вопросы. Но председатель профкома кивнул представительной даме с пышной прической, та махнула молоденькой секретарше, моментально вскочившей за дубовую массивную дверь, и их уже повели в громадный кабинет, на ходу поясняя очередникам, что прибывший товарищ по вызову и надолго не задержится.
   Говорил больше председатель, представляя в выгодном свете намечающиеся перспективы. Одновременно напирая на связи с интересной территорией и удовлетворение пожеланий и рекомендаций собственного обкома партии, он сумел добиться расположения начальника. Тот поручил производственному управлению серьезно проработать вопрос. Встал, улыбаясь, протянул руку для прощания с пожеланием совместных успехов, давая понять, что время истекло.
   Все произошло настолько стремительно, что Олег Сергеевич, не веря своему счастью, прочитал резолюцию начальника уже в приемной. В то же время ощутил себя в знакомой смолоду обстановке. Только на заводах с их четким распорядком и распределением зон ответственности так внятно формулируются задачи и слаженно работают люди.

   Федоров Владимир Иванович, начальник четвертого цеха провел его в кабинет, в котором двойное остекление спасало от грохота работающего оборудования. Он совсем не напоминал отдыхающего, легкомысленного пару недель назад человека. Собранный как пружина, на ходу отдавал лаконичные распоряжения, отвечая на звонки сразу по трем телефонам. Показал секретарше на столик, за который усадил Олега Сергеевича. Кофе и ваза с закусками материализовались мгновенно. Попросил подождать Николая Ивановича, который за час пообещал разобраться с упущенными за время сопровождения вопросами. Беседа протекала с отвлечениями на дело.

- Мы бы могли без него пройти на нужный участок, но у меня обновляется допуск. А без него туда не попадешь.
- Как так, начальник не может попасть на участок собственного цеха?
- Да, у нас имеются режимные участки, на которых не имеет значение личность и должность. Там другие правила и другие контролеры.
- То-то на территории видны узлы танковых ходовых систем. Я, раньше работал в горной промышленности на экскаваторах вашего завода. Представлял масштабы завода, но действительность меня убила. Ваш цех больше некоторых заводов. Немудрено, что работаете на оборонку.
- Цех с полным циклом производства и научно-техническим обеспечением. Конструкторские, технологические отделы с лабораториями и обеспечивающими службами. Поэтому нам не сложно было включиться в работу по оказанию помощи в изготовлении товаров народного потребления. Сейчас пройдете с Николаем Ивановичем, посмотрите номенклатуру и все, что отберете, направим в коммерческое управление для включения в план постоянных поставок. Что у вас еще считается большим дефицитом? Можете подбросить идею Николаю, он проработает. Кстати, я на днях разбил лобовое стекло на «Жигулях». Оказалось, что стекольный завод в Дружковке освоил их выпуск. Могу посодействовать, с директором пришлось познакомиться. Отличный парень.
- Буду вечным должником.
- Ладно, это я возвращаю долги. Вы на своем месте нам помогли и мы постараемся не упасть лицом в грязь.
- Как раз я делал, что положено.
- Делать можно по-разному.

   До конца рабочего дня удалось отработать заявку по всем позициям и передать ее в коммерческое управление. До обеда следующего дня было обещано провести все согласования.
   Машину поставили на территорию профкома, сами с Николаем Ивановичем поехали к нему домой на трамвае как Олег Сергеевич не отнекивался.
   Пропуск был оформлен на несколько дней, поэтому на завод Олег Сергеевич проехал прямо из гостиницы к началу рабочего дня. Зашел в профком, получил от председателя сопровождающего и через пару часов уже в четвертый цех был направлен наряд на изготовление первой партии деталей и агрегатов.
   В коммерческом отделе предложили немедленную отгрузку из имеющегося товарного запаса. Олег Сергеевич пожалел, что не пригнал грузовую машину. Чековая книжка была при себе, и он нагрузил полный багажник «Волги» железом, переместив в салон канистры с бензином, которые при его вечном отсутствии на заправках приходилось возить в дополнение к баку.
   На обратном пути заехал на стекольный завод в Дружковке и без особого труда подписал договор о поставках стекол любых модификаций отечественных автомобилей.
   Обратная дорога в четыреста километров заняла весь день, с грузом под завязку не разгонишься. Ехал и думал, что все проблемы в снабжении кроются в нежелании их решать. Прикинул разницу в стоимости содержимого своего багажника между розницей и серым рынком и понял, что может в одночасье стать владельцем новых «Жигулей» даже по спекулятивной цене. Они же с женой стоят в бессрочной очереди и не торопятся, поскольку накоплений не хватает даже на половину государственной стоимости. Понял настороженность коллег. Меряя всех своей меркой, они при виде того, как он легко расстается с добычей, гадают, а сколько же тогда этот выскочка присваивает. Других вариантов в их кругах не допускалось.

   С помощью Мусы Ахмедовича в сопровождении отряженного с ним Ибрагима он так же проник на Черкесский химзавод и обеспечил всеми видами красок свое предприятие.
   Эта поездка была легкой прогулкой по сравнению с украинской.
   Ахмед Мусович созвонился с генеральным директором Цахиловым Захаром Сосланбековичем, основателем завода на месте безвестной, к тому же разгромленной во время войны химической артели. Тот сказал, что вопрос пустяковый.
   Получив в сопровождение верного нукера Мусы, Ибрагима, выехал в Карачаево-Черкесию. К обеду уже были в приемной. Ибрагим, не обращая внимания на очередь, в которой были даже иностранцы – завод поставлял продукцию во все страны СЭВ, прошел в кабинет за двумя дверьми. Тут же раздался звонок и заведующая приемной, коротко ответив, подошла к Олегу Сергеевичу. Из кабинета вышел посетитель, затем Ибрагим и Олега Сергеевича попросили войти.
   Встретил его симпатичный кавказец пожилого возраста со звездой Героя и депутатским значком Верховного Совета СССР на груди как старого знакомого. Тут же вызвал заместителя по коммерции и стал расспрашивать о своем друге. Подошедшему заместителю, армянину, распорядился подготовить договор поставок с пожеланиями получателя и поручил загнать на территорию его машину для погрузки.

- Я отправлю с вами краски для дома Мусы Ахмедовича. Он скромный и когда сам приезжает, от всего отказывается. Ваше предприятие я тоже знаю, однажды меня выручили.

   Рассказал, как на машине поехал на море отдыхать. На середине пути возникла неисправность. Водитель причину установить не смог. По пути останавливались на всех СТО, где их обслуживали без очереди, как льготников, но через некоторое время машина начинала барахлить снова.

- На вашей станции есть автоэлектрик-карбюраторщик Алехин. Я его запомнил, хотя уже прошло несколько лет. Это мастер, каких поискать. Мы подъезжали к станции и, когда остановились, из группы перекуривающих возле проходной слесарей выделился один и сказал мастеру по приемке загнать нас на его пост. Водителю сказал, что ничего объяснять не нужно, он по звуку уже определил неисправность. Через двадцать минут мы ехали по маршруту и вспоминали его добрым словом.

   Через пару часов Олег Сергеевич с полным багажником краски и салоном копченостей с мясокомбината, а также ящиками с бутылками местного винпрома возвращался домой. Часть подарков директор попросил передать Алехину.

Личное участие в деле снабжения влекло за собой определенные риски.
Так после одной из поездок Олег Сергеевич перестал на далекие расстояния ездить без водителя.
    В нем прочно сидела сибирская привычка помогать людям в дороге. В Правилах это записано однозначно. За нарушение этого пункта наказывали строго. Работая на лесовозе, он ночью увидел лежащего на обочине человека. Зимой в десятках километров от ближайшего населенного пункта человек в нормальном состоянии так отдыхать не станет. Остановился, подбежал и тут вспыхнул свет фар. За поворотом стоял УАЗ с нарядом ГАИ, которые подбрасывали манекен, чтобы отследить реакцию водителей. Законность такого действия сомнительна, но примечательно, что никто из проезжавших водителей не уехал без попытки оказать помощь. Молва об этом эксперименте разнеслась мгновенно. Профилактический эффект, безусловно, был. 
 
   Здесь также, возвращаясь в очередной раз из Краматорска, ночью в районе Дебальцево увидел на обочине голосующую женщину.  Остановился, окна открыты.  Женщина подошла к передней двери, когда в зеркала увидел, что с обеих обочин выскочили несколько мужчин и кинулись к задним дверям. Нога была на педали сцепления, дал газ и рванул вперед. Женщина, успевшая взяться за ручку двери, откатилась. В окно был слышен мат и перебранка.

   В другой раз при возвращении из поездки на зональную базу, на отвороте в Черкесск увидел на остановке худенького пожилого мужчину, изнемогающего от жары. Пожалев, решил подвезти. Да и в долгой дороге вдвоем веселее. Остановился, пригласил. Пока тот соображал, пока уяснил, что бесплатно и усаживался, из-за остановки выскочили два здоровых молодца кавказской внешности в ослепительно белых рубашках и сели на заднее сиденье.

- Это с тобой?

Мужичонка, явно не в своей тарелке, отрекся.

- Ребята, я вас не звал.
- Да ладно, мужик! Какая тебе разница одного везти или троих. Мы же не бесплатно.
- Я не таксист. Тебе куда?
- Мне в Армавир.
- Хорошо, это по пути. Всех высажу там.
- Брось парень. Не будь жлобом, заплатим. Нам до Курганинска.
- Курганинск в стороне. Деньги я не беру.

   Через некоторое время парни начали посмеиваться, завязалась какая-то неумная пикировка.

- А зря ты парень так себя ведешь. Незнакомые люди за спиной. Вдруг набросятся.
- Если дураки, то набросятся. А умные поймут, что машина опрокинется  и всем хана. К тому же в дальнюю поездку все берут с собой средства защиты.
- Все равно опасно. Ты же не успеешь за них ухватиться. У тебя руки на виду.
- Мне и не надо ни за что хвататься. У меня рычаг переключения передач с пикой на конце. А он всегда в руке.

   Мужичонка сидел уже не живой, не мертвый. При подъезде к Армавиру парни снова стали убеждать, что Курганинск это крюк небольшой и дорога все равно выходит на трассу.
Во-первых, Олег Сергеевич этой дороги не знал, во-вторых, перспектива иметь в дороге за спиной непонятно кого его совсем не прельщала. Поэтому он решил по-своему.
   На отвороте в Армавир стоял передвижной пост ГАИ. Олег Сергеевич миновал остановку, подъехал к посту и остановился.

- Выходите.

Пассажир с переднего сиденья вылетел пулей. Парни сидели, пытаясь уговаривать. Тогда он вышел из машины. Волей-неволей, ворча, выбрались и они.
   В это время уже участились случаи разбоя на дорогах, и Олег Сергеевич решил судьбу не испытывать. Да и инструкции поменялись. Сейчас, напротив, не рекомендовали останавливаться в сомнительных местах. К тому же время от времени подвоз пассажиров объявляли нелегальным извозом и привлекали за нетрудовые доходы. Это на личных автомобилях. На государственных, как минимум - злоупотребление.

 Стал брать с собой в поездки водителя Мишу Манукяна. Сам за руль садился только ночью.
   С Мишей тоже один раз попали в историю едва не стоившую им жизни.
   За рулем был Олег Сергеевич. Глухая ночь, движение так себе. Разметка никакая, местами при ближнем свете едешь наугад. В какой-то момент ослепили встречные фары. Перемигивание результата не дало. Скорость за сотню, машина все-таки принадлежит СТО, поэтому в отличном состоянии. Все произошло в считанные секунды. Понял, что встречный стоит на месте. Пытаясь разъехаться, вдруг увидел, что справа стоящий транспорт обходит еще одна машина. Как так можно на двухполосной дороге? Что-то неладно. Экстренное торможение. Так и есть, ослепившая машина стоит на его полосе. Обочина не больше двух метров. Если бы не встречная машина, озадачившая его, то на стокилометровой скорости они бы улетели с дороги.
   Тормозного пути до стоящей машины не хватило, тяжело груженая «Волга» протянула вплотную к ней по обочине еще метров десять и остановилась, зависнув колесом над кюветом. Спасли опыт, хорошее техническое состояние машины и реакция.
   Миша, в ужасе не проронивший и слова, хотел выскочить, но Олег Сергеевич схватил его за руку.

- Тихо! Мы не знаем, можно ли менять развесовку. Можем слететь с дороги.

   В это время к машине подбежал лейтенант ГАИ с истошным криком.

- Куда вы претесь! Уже третья машина чуть не врезалась!
- Не кричи. Посмотри, мы всеми колесами стоим на дороге или нет. Можно нам выезжать назад?
- Выезжай потихоньку и с правами ко мне.

   Только в этот момент Олег Сергеевич расслабился и окончательно осознал, что могло произойти. Миша, глядя на него, увещевающее заговорил.

- Сергеевич, сиди не двигайся. Успокойся сначала. Посмотри на свою ногу.

   Олега Сергеевича трясла крупная дрожь, нога прыгала на педали.
   Когда выехали и вышли из машины Олег Сергеевич увидел, что на его стороне стоит разувшийся на ходу грузовик, в него уткнулся второй, а перед ними машина с включенным дальним светом, ослепляющим встречный транспорт.
   Первое, что он сделал - выключил свет этого автомобиля, а потом обложил со всеми сибирскими навыками подскочившего гаишника.

- Ты что делаешь? Ты же этим не обозначил место аварии, а устроил ловушку для встречного транспорта. При такой разметке никто не понимает куда ехать. Этот грузовик врезался по твоей вине, и я чуть не разбился! Машина с канистрами рванет не хуже авиабомбы. Ты понимаешь, что все это твои художества?

   Тирада с преобладающими выражениями ненормативной лексики вмиг охладила пыл хозяина дорог. Он понял, что своими неумелыми действиями спровоцировал ДТП и чуть не устроил второе, возможно смертельное. Теперь его задачей стало как можно быстрее избавиться от свидетелей. К тому же увидел, что с ним разговаривает не обычный водитель, а неизвестно какого ранга начальник.

- Тише, пожалуйста. У вас все в порядке? Проезжайте если можете, не будем создавать толчею.
- Мы уедем, а ты обозначь место аварии маяками и знаками, а не чужими машинами и человеческими телами.
- Понял, понял. Сейчас сделаем.

   Миша сменил за рулем Олега Сергеевича, и они уехали.

   Решение основных вопросов снабжения позволило предприятию стать бесспорным передовиком в социалистическом соревновании, а знамя навечно поселилось в Красном уголке, став непереходящим.


Рецензии