Феномен русского коммунизма в понимании Бердяева
Глобальные замыслы всемирного коммунистического торжества обернулись в конечном счете тяжелым крахом советской системы, но историческая развязка не должна заслонять от нашего внимания тот период, когда идеология коммунизма была на подъеме и обладала мощным внутренним и внешним потенциалом, с которым приходилось считаться всем политическим мыслителям, даже если они придерживались диаметрально противоположных взглядов на природу коммунистических идей.
Убежденным и последовательным оппонентом марксистско-ленинского учения в его советском варианте и коммунистической идеологии в целом всегда выступал крупнейший представитель русской религиозно-философской мысли Н. А. Бердяев, чьи труды, в особенности эмигрантского периода, 20-х – 40-х годов ХХ века, оказали несомненное плодотворное воздействие на формирование нескольких направлений западноевропейской, в основном французской, философии [1–3]. Среди важнейших фундаментальных проблем, активно разрабатывавшихся Бердяевым в годы эмиграции, одно из центральных мест занимала проблема полемики с распространявшимися в западном обществе искаженными представлениями о сущности политических процессов, происходивших в России до революции, и в Советском Союзе после захвата власти партией большевиков, воплотившей на практике стержневые доктрины коммунизма [4].
В предостережении человечества, рисковавшего роковым образом подпасть под гибельную власть выглядевшей на первый взгляд очень соблазнительно коммунистической идеологии, таившей в себе на самом деле разрушительную, антихристианскую и антигуманистическую направленность, Бердяев, сполна испытавший на самом себе жестокую практику советского идеологического авторитаризма, усматривал свою миссию, которую он призван был осуществить во имя спасения Европы и всего мира от коммунистической опасности, бывшей в те времена вовсе не политическим мифом, а совершенно реальной перспективой.
Вот почему именно западным читателям была адресована изданная в 1937 году сначала на английском, а вскоре после этого еще и на немецком, французском, испанском, итальянском и голландском языках [5, с. 5], специально для этих целей написанная Бердяевым книга «Истоки и смысл русского коммунизма», в которой он осуществил подробный и доскональный исторический анализ постепенных этапов становления и укоренения коммунистической идеологии в русской социально-политической традиции, что закончилось в итоге крушением Российского государства – одной из главных и важнейших трагедий во всемирной истории.
Книга Бердяева довольно объемиста, состоит из семи глав, каждая из которых посвящена какому-либо одному аспекту коммунистической идеологии в ее специфически русском проявлении. В рамках данной статьи мы остановимся лишь на одной, заключительной, главе этой книги – «Коммунизм и христианство», дающей детальный и, как всегда в работах Бердяева, глубокий и емкий анализ предпринятой большевиками попытки силовыми методами вытеснить из общественной жизни коммунистической идеологией ненавистный им религиозный дух, поставив заведомо предвзятую политическую доктрину на место духовно-нравственного учения христианской Церкви.
Прежде всего, Бердяев формулирует тезис о принципиальной непримиримости коммунистической идеологии и христианской религии, чем и обусловливались те ожесточенные гонения, которым советская власть систематически и планомерно подвергала служителей Церкви: «Коммунизм, не как социальная система, а как религия, фанатически враждебен всякой религии и более всего христианской. Он сам хочет быть религией, идущей на смену христианству, он претендует ответить на религиозные запросы человеческой души, дать смысл жизни» [5, с. 129].
Как показывал Бердяев, между коммунистической идеологией и религиозной этикой изначально существовала непроходимая пропасть, делавшая невозможным ни сближение, ни тем более мирное сочетание двух этих полярно противоположных типов мировоззрения и мироотношения: «Дух коммунизма, религия коммунизма, философия коммунизма – и антихристианские, и антигуманистические» [5, с.150].
Этический релятивизм, чрезвычайно свойственный коммунистической идеологии, составляющий ее родовую отличительную черту и даже сознательно ею акцентируемый, вызывал у Бердяева категорическое моральное неприятие: «Коммунисты любят подчеркивать, что они противники христианской, евангельской морали, морали любви, жалости, сострадания. И это, может быть, и есть самое страшное в коммунизме» [5, с. 135]. Именно в таком нравственном нигилизме, сознательно культивируемом в себе носителями коммунистической идеологии, Бердяев не без основания усматривал психологические корни той крайней жестокости, какой характеризовался большевистский режим в советской России.
Особое внимание было уделено Бердяевым проблеме утраты духовности, дегуманизации человеческой личности, оказывающейся в плену у коммунистического политизированного мировоззрения, когда представление о ценности индивидуальной человеческой личности поневоле размывается и утрачивается, уступая место обезличенному массовому подходу с классовых позиций. Человек становится не высшей целью, а всего лишь частным средством, обеспечивающим механизм социального прогресса в коммунистическом его понимании: «Коммунизм в своей материалистически-атеистической форме целиком подчиняет человека потоку времени, человек лишь преходящий момент дробимого времени, и каждый момент является лишь средством для последующего момента. Поэтому человек оказывается лишенным внутреннего существования, жизнь человеческая дегуманизируется» [5, с. 149].
Это обесценивание человеческой личности, а, в конечном счете, и человеческой жизни, закономерно привело к тяжелейшим, многомиллионным жертвам, которые коммунистический Молох бездушно поглотил во имя торжества отвлеченной и дегуманизированной политэкономической доктрины.
Бердяев считал, что здесь дошли до предельной степени выраженности давно уже исподволь накапливавшиеся негативные, антигуманистические по своей направленности тенденции отечественной истории, доведенные большевиками до логического завершения и возведенные в абсолют бесчеловечной государственной политики: «В русский коммунизм вошли не традиции русского гуманизма, имевшего христианские истоки, а русского антигуманизма, связанного с русским государственным абсолютизмом, всегда рассматривавшим человека как средство» [5, с. 149].
Расплатой за такое безграничное насилие над свободной человеческой личностью стала утрата способности к созидательному творчеству, к насыщенной духовной жизни, едва ли вообще мыслимой в условиях существовавшего политического режима всеобщего нивелирования и подавления индивидуальностей. Свою мысль Бердяев заключил в излюбленную им форму афористического парадокса: «Иногда кажется, что советская власть скорее пойдет на восстановление капитализма в экономической жизни, чем на свободу творить духовную культуру» [5, с. 138]. И надо сказать, что у него действительно были основания для такого категорического утверждения.
Единственно возможной и по-настоящему действенной альтернативой коммунистической идеологии Бердяев видел не какое-либо другое политическое учение, каких немало было в 1930-е гг. в европейской интеллектуальной жизни и международной политике, а традиционные нравственные ценности и незыблемые духовные устои, хранимые религией и институированные христианской Церковью. Глубоко и истово верующий человек, проникновенный христианский мыслитель, Бердяев возлагал свои надежды на духовное возрождение общества, способного одолеть антихристианскую и антигуманистическую практику коммунистической идеологии, главным образом на тот потенциал деятельного общественного добра, который заключала в себе Церковь. В этом отношении противоборство с коммунистической идеологией должно было стать отправным моментом, исходной точкой магистрального пути возвращения и обращения человечества к христианской вере: «Проблематика коммунизма способствует пробуждению христианской совести и должна привести к раскрытию творческого социального христианства не в смысле понимания христианства как социальной религии, а в смысле раскрытия христианской правды в отношении к социальной жизни» [5, с. 153].
Чутко улавливая новейшие течения в западноевропейской философской мысли и стремясь органично соединить их с традиционным русским типом религиозного мироотношения, Бердяев провозгласил курс на создание нового нравственно-философского учения, которое объединяло бы в себе одновременно индивидуальное и спиритуальное начала: «Христианство представляется мне соединимым лишь с системой, которую я назвал бы системой персоналистического социализма, соединяющего принцип личности как верховной ценности с принципом братской общности людей» [5, с. 152]. Тем самым удалось бы достичь уравновешенного баланса между общественными идеалами, присущими социализму, не искаженному коммунистической доктриной марксистско-ленинского толка, и религиозными ценностями, завещанными миру христианством. Это новое учение Бердяев называл христианским персонализмом, декларируя приверженность к его основополагающим принципам: «Я являюсь сторонником христианского персонализма, а совсем не индивидуализма, который враждебен принципу личности» [5, с. 146].
Идеи Бердяева не остались без ответа. К ним внимательно и сочувственно прислушивалась эмигрантская молодежь [6–8]. Серьезное влияние оказали они на эмигрантского критика В. С. Варшавского, воспринимавшего трагическую «родословную большевизма» через призму бердяевской концепции [9].
В какой-то мере последователем и продолжателем Бердяева, давшим оригинальное истолкование его морально-философской программе, стал еще один эмигрантский литератор Н. А. Оцуп, также активно заявлявший о своей приверженности персоналистским установкам в социальной мысли и в искусстве. Развивая положения Бердяева о дегуманистической сущности коммунистической идеологии, он объяснил популярность коммунистических идей на Западе кризисными процессами, пронизывавшими жизнь в буржуазном обществе, чем ловко воспользовались коммунистические пропагандисты: «Использовав для порабощения всё более возраставшее у людей нового века уважение к труду, подменив его организацию и одухотворение механикой и бесчеловечностью, коммунизм бросил вызов: а вы, сопротивляющиеся нам, что вы можете нам противопоставить? Старую демократию с ее жульничеством и зависимостью от биржи? Усталую и развращенную Церковь, в которую вы и сами больше не верите? Вашу свободу, которая, без принуждения и насилия, превратилась в свободу развратничать, упиваться абсурдом в искусстве и лгать в парламентах?» [10, с. 188].
Однако истинная сущность коммунизма, как довелось это осознать и прочувствовать значительной части человечества на горьком и трагичном историческом опыте в ХХ веке, все-таки каждый раз оказывалась намного хуже и вреднее, чем все самые уродливые изъяны и гримасы буржуазного общества. Опасный и коварный соблазн надо было разоблачить и преодолеть во имя сохранения человеческой свободы и нравственного достоинства личности. Именно к этому и призывал христианский персонализм Бердяева, ставший неотъемлемым элементом его историософии [11–12]. Этим и определяется значение его публицистической деятельности по философскому противодействию попыткам дальнейшей политической экспансии коммунистической идеологии в европейском обществе 1930-х годов.
Литература
1. Ермичев А. А. Три свободы Николая Бердяева. – М.: Знание, 1990. – 64 с.
2. Ермичев А. А. Бердяев Николай Александрович // Русская философия: словарь. – М.: Республика, 1995. – С. 42–45.
3. Бронникова Е. В. Бердяев Николай Александрович // Русское зарубежье. Золотая книга русской эмиграции. Первая треть ХХ века: Энциклопедический биографический словарь. – М.: Рос. полит. энцикл., 1997. – С. 77–83.
4. Макаров В. Г. Бердяев Николай Александрович // Общественная мысль русского зарубежья: Энциклопедия. – М.: Рос. полит. энцикл., 2009. – С. 199–203.
5. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. – М.: Наука, 1990. – 224 с.
6. Соколов А. Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-х годов. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 184 с.
7. Варшавский В. С. Незамеченное поколение. – М.: Русский путь, 2010. – 544 с.
8. Терапиано Ю. К. Встречи. 1926–1971. – М.: Intrada, 2002. – 384 с.
9. Варшавский В. С. Родословная большевизма. – Париж: YMCA-Пресс, 1982. – 208 с.
10. Оцуп Н. А. Персонализм как явление литературы // Грани. – 1956. – № 32. – С. 187–198.
11. Гаман Л. А. Историософия Н. А. Бердяева. – Томск: Изд-во ТомГУ, 2003. – 214 с.
12. Волкогонова О. Д. Бердяев. – М.: Мол. гвардия, 2010. – 400 с.
Июнь 2014
Свидетельство о публикации №220102000586