Аквариум - Удивительный мастер Лукьянов

             Аквариум – Удивительный мастер Лукьянов.
        Это еще одна песня «Аквариума», прочно связанная у меня с отрезком жизни весна – лето 1999 года. В тот период я уже основательно и безоглядно увлекся творчеством этой группы, и окончательно созрел для серьезного коллекционирования их дискографии. Единственной сложностью в реализации моего увлечения оказался поиск такой музыки. В нашем городе магнитофонных кассет подобной группы практически не продавалось и за новыми альбомами, мне приходилось ездить в соседний город Ставрополь. Случалось это не так уж часто, наверно один раз в пару месяцев.
        В Ставрополе, в самом его центре, напротив ЦУМа располагался магазин «Дом Книги», а там, на первом этаже ютился небольшой отдельчик, можно даже сказать ларек, с огромным (по моим тогдашним, провинциальным меркам) количеством разноплановых, магнитофонных кассет. Их, этих кассет, было так много, что даже такой специфичной группе как Аквариум была выделена целая полка, на которой выстроилось около 20 или 30 кассет с альбомами.
        Когда я впервые увидел всё это многообразие, то сначала ощутил ликование и священный трепет, а потом подумал, что никогда в жизни не смогу купить и переслушать такое количество кассет. Каким наивным я тогда был, конечно купил, переслушал, а когда появился доступ к интернету, накачал еще в десять раз больше. Ну а пока что, тот музыкальный ларек в «Доме Книги» на несколько лет стал для меня настоящей «Аквариумной Меккой», одним из культовых мест Ставрополя. После каждого его посещения я увозил домой одну, две кассеты Аквариума, вгрызаясь в новый звуковой массив со стороны самых ранних альбомов, и постепенно пробираясь к музыкальным творениям времени настоящего. Удовольствие от прослушивания полулицензионных кассет было конечно несколько сомнительным но еще больше смущала их высокая цена, поэтому, если мне удавалось переписать какой-нибудь новый альбом, так сказать на халяву, попросив его у друзей и знакомых, то такое событие я считал  огромной удачей.
        Кассета с альбомом Аквариума «Навигатор», выпущенным группой в 1995 году, оказалась одной из немногих, что я не купил в Ставрополе, а к своей радости нашел и мигом переписал у одной своей знакомой. Мне кажется этой знакомой была девушка Таня Терехова по прозвищу Кармен. Халявный альбом достался мне с явным опережением этапов того кропотливого исследования, что я вел, изучая дискографию Аквариума. В своем путешествии, на тот момент, я приблизился к музыке середины 80-х годов, где во весь рост звучали песни в стиле new-wave, reggae, и поощрялись всяческие безумные рок-экзерсисы. А «Навигатор» встретил меня тихими камерными романсами, сыгранными на аккуратной акустической гитаре, обрамленной аккордеоном, гобоем и скрипками.
        Поначалу я был поражён той эмоциональной атмосферой и тем стилем музыки, что услышал на переписанной кассете.  Я был поражен разительной перемене, произошедшей с группой в сравнении с их более драйвовым звучанием 80-х годов. Этот новый образ, новый стиль, был для меня чужд и непривычен.  Думаю, что все мои тогдашние друзья-приятели, причислявшие себя к рок-тусовке, лопнули бы со смеху, увидев, какую музыку я усиленно пытался понять и расслышать. Но тем не менее, всего через пару дней после начала прослушивания в моем дневнике появилась вот такая запись: «Навигатор просто прелесть. Очень красивые песни.»
        Одной из тех «очень красивых песен» стала композиция «Удивительный мастер Лукьянов», финальный трек с альбома. Для меня эта композиция является, как я уже писал в начале, неким отражением, визитной карточкой вполне определенного временного периода. Едва я слышу полуминутное вступление к песне, этот торжественно - печальных хор духовых инструментов, мое сознание словно бы претерпевает некую трансформацию и настраивается на нужную волну.
        «Мастер Лукьянов» песня о большой любви. О поиске любви. О потере любви. Здесь очень много обращений к героине, к лирическому образу, к «ты».

          Я гляжу на тебя непрестанно…
          Я б уплыл по тебе, как по морю…
          Счастье мое, ты одна и другой такой нету…

        А ещё, кроме общего любовного посыла, на карте этой песни есть некая кульминационная точка, ставшая для меня самым эмоциональным моментом всего произведения. Связана она с двумя сточками в конце 2-го куплета:

          Но народы кричат, и никто не поможет их горю -
          Если только что ТЫ с утешительной ветвью в руке.

        Главной тут является фраза «если только что ты…», она оказалась ключом ко всей композиции. Борису удалось пропеть это «ТЫ» с такой интонацией и с такой нежностью, от которой у меня просто перехватывает дух, и уже не вызывает никакого сомнения, что эта «ты», является единственным, уникальным и дорогим человеком на всем свете. Думаю, после этого ключевого слова песню можно было бы не допевать вовсе.


Рецензии
Доброго времени, Денис!
У каждого, безусловно, свое понимание песен Гребенщикова (благо, тексты Бориса Борисыча исключительно богаты словами!). Впрочем, любые стихи да и вообще тексты читаются лишь собственным сердцем, так что...
Но я не об этом.

В 1987 году (а как раз тогда мой мир перестал быть тёмен и пуст, потому что я узнала, что живет в Ленинграде человек, который может творить такие песни!) Гребенщиков участвовал в Музыкальном Ринге (была такая передача, ее по телику показывали!).
И какой-то товарищ (из зрителей Ринга) задал БГ вопрос - почему у него так мало песен о любви? На что 30(с чем-то немногим)-летний Борис, мягко улыбаясь, ответил "А у меня все песни о любви!". Мне, тогдашней десятикласснице, это помнится и по сей день. (Кстати, меня на стихи-ру тоже как-то дяденька один спросил: "Вы же женщина, а о любви не пишете! Почему?" - ответила примерно так же).

Все песни о любви.
Потому что любовь - это свет, единственный свет, который мы, материально грубые, можем дать окружающему. Но, как писал когда-то А.Башлачев "Объясни - я люблю оттого, что болит, или это болит оттого, что люблю", потому и "больные" песни - они тоже о любви.

Жаль, что в последних альбомах БГ куда больше боли, горького стёба, чем в тех, солнечных, которые я помню - все те, которые примерно до 2010.
Бесконечно жаль. Неужели он утратил свой свет? Или это было свойственно только более молодым годам? Или жизнь изменилась так, что его свет в песнях почти угас?

Спасибо за напоминание и понимание!
Всего Вам доброго и дальнейших творческих находок!
PS Для меня в творчестве БГ очень много знаковых песен. Но самая первая, с которой все началось в далёком 1987 году, навсегда, как первая любовь, остается нечто бОльшим. "Это только наши танцы на грани весны..."

Элизабет Симпсон   12.05.2021 13:23     Заявить о нарушении
Здравствуйте Элизабет!
Большое спасибо за столь развёрнутое и душевное послание. Оказывается у вас довольно весомый опыт знакомства и слушания Аквариума. Причём слушания в самом культурном и интеллектуальном городе страны. По хорошему завидую))
Осознанно я стал прислушиваться к Борису Борисовичу только с 1999 года. У меня тогда была полуюнешеская музыкальная группа. Играли и слушали мускулистую рок-музыку. И в какой-то момент я безумно устал от всего этого грохота. Захотелось послушать что-то более загадочное, глубокое и желательно на русском языке. У друга увидел кассету со знаковым названием Аквариум "Акустика. Том 2." И понеслось!!! До сих пор не могу остановиться.
По поводу позднего творчества Б.Б. Действительно юношеского романтизма поубавилось. А ведь согласитесь, так хочется услышать новое "Он слышал ее имя. Он ждал повторения. " А вместо этого получаешь остро социальную трагедию.
Последний три альбома - 2014,2016 2020 гг во всех музыкальных энциклопедиях так и обозначены, как "триптих скорби и безысходности". Это действительно довольно минорная музыка. Но теперь Б.Б., вывалив на нас всё что у него накопилось, опять вернулся к свету и радости.
Настоятельно рекомендую послушать к примеру песни " По утру в поле", "Месть королевы Анны" или альбом "Тор". Слушая эту музыку так и подмывает бросить всё и отправиться с любимой женщиной в долгое кругосветное путешествие.
С уважением Денис.

Денис Ганин   13.05.2021 09:39   Заявить о нарушении
Денис, спасибо большое - и за Ваши живые впечатления, и за Ваши рекомендации!
Обязательно рискну и попробую послушать!

С теплом и пожеланиями доброй весны :)

Элизабет Симпсон   13.05.2021 10:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.