Рассказ Венгерские истории конечно-конюшня

               
     Да, надо немедленно дать информацию в СМИ о последних событиях в Чечне. И вот осталось составить по возможности ещё два ёмких предложения и информационный бюллетень будет готов. Подполковник Федотов, заместитель начальника пресс-центра объединённой группировки федеральных войск в Чечне, то есть мой заместитель, через несколько минут передаст информационный бюллетень журналистам в Ханкале и продиктует по телефону ЗАС дежурному по главному управлению внутренними войсками МВД России
для передачи в СМИ.
    В дощатое сборное помещение рядом с вагончиком, кабинетом на колёсах командующего объединённой группировкой в Чечне генерал-полковника Куликова,  названное громко пресс-центром, вошёл дежурный офицер:
      - К командующему прибыли руководитель группы содействия ОБСЕ в Чечне Мессарош и из правительства национального возрождения  Чечни Хаджиева Зорин. Можно их привести к вам до
 прихода командующего ?
      Я передал Федотову информацию для СМИ, наброски плана и предложений командующему. И через несколько минут уже знакомился с Зориным и Мессарошем.  Владимир Зорин оказался не из правительства Хаджиева, а был первым заместителем руководителя территориального управления федеральными органами власти в Чечне Семёнова. Небольшого роста, заметно располневший, внешне добродушный, несколько даже вальяжный, с усами и русой бородкой он был больше похож на приват-доцента или профессора с дореволюционных университетских фотографий, чем на современного правительственного чиновника. Шандор Мессарош, высокий, поджарый, смуглый, черноволосый и кареглазый венгр был слегка озадачен моим
приветствием на его родном языке:
           - Ёо напод киванок! Ходь вадь? (Добрый день! Как дела?)
   Месарош улыбнулся и ответил, а скорее деликатно уточнил на очень хорошем русском языке:
           - Здравствуйте, вы наверное, бывали в Венгрии?
        Я пояснил, что мне довелось жить и работать в Венгрии и объяснил Зорину и Мессарошу, что командующего пока нет и до его прихода предложил пообщаться и выпить чаю.
        Пока гости пили чай и просматривали свежие московские газеты, я, одновременно с оказанием гостям внимания, занялся прочтением документов, оставленных мне командующим для ознакомления в отдельной папке.
         По записям в журнале регистрации приемов и встреч заметно, что по числу «временно поверенных» и представленных в Чечне иностранных представителей, которые активно посещающих Ханкалу значится и Шандор Мессарош, глава представительства ОБСЕ в Чечне. Какие цели преследует он здесь, где льется кровь и гибнут люди, гражданин прежде дружественной и союзной, солнечной Венгрии ?  Прекрасно говорит по-русски. Кто он? Бывший военный ? Разведчик ?
     Или бывший дипломат, сотрудник венгерского Министерства иностранных дел, получивший шанс удержаться на международной уровне и  получить средства на жизнь для себя и своей семьи благодаря рискованной, опасной командировке в Чечню?  А может он «перековался» и подался в сотрудники западных спецслужб ? И новые хозяева его судьбы ставят ему другие задачи, чем те, которые ставились в социалистической Венгрии по укреплению венгеро – советской дружбы?  Вот знать бы только какие это задачи ? Тогда можно и предугадать как с ним работать и общаться. Надо попробовать «раскрутить» знакомство и сблизиться с Шандором Мессарошем информационно на теме  «Венгрия» !   
     Венгр – это характер и это знают настоящие истинные этнографы и историки народов Европы. Около тысячелетия соседние государства-соседи и народы пытались захватить благодатную территорию Венгрии с её немногочисленным населением. В определённый период истории это получилось у турок, но покорить и сломить венгерский народ, его дух, волю и самобытность  не удавалось никому и никогда. Венгры – это не только один из самых весёлых, но и один из самых свободолюбивых и воинственных народов Европы.
     Я понимал, что даже теоретически прямо или косвенно совершенно не имею права задавать вопросы господину Мессарошу о его политической ориентации и симпатиях к России, ведь мы, вся страна, вначале Советский Союз, а затем Россия, молча «проглотили» предательство лидерами нашей страны Горбачёвым и Ельциным всех наших друзей, партнёров и союзников в Восточной Европе. Наши лидеры надеялись, что мировой прокуратор и судья одновременно - США щедро заплатит им тридцать серебряников, даст не мерянные льготные кредиты, самые лучшие высокие технологии за предательство и отречение от своих идей и за предательство тех, кого мы приручили, кто поверили нам и кто пошёл за нами в поисках всего гуманного и справедливого. А мы объявляли их на вечные времена друзьями.
     Хотя в большой политике, наверное, не было и не будет никогда вечных друзей. Были и будут партнёры, единомышленники и при этом будут отношения старшего и младшего брата. И у старшего брата, иногда высокомерного и чванливого, будет психология и попытка безусловного подчинение младшего брата. Так получилось что и Советский Союз да и немалая часть его граждан на государёвой службе чванливо и свысока проявляли себя в качестве старшего брата по отношению к союзникам в Восточной Европе. Однажды на вокзале «Келети», в Будапеште, группа офицеров, среди которых находился и я, провожала авторитетного кадровика из Главного политического управления Советской Армии и Военно-Морского Флота полковника Колесникова Николая Павловича, который рассказал анекдот:
     -Леонид Ильич Брежнев подарил Яношу Кадару роскошный автомобиль инкрустированный серебром, но с одной особенностью…
     Все, провожавшие полковника Колесникова, с некоторой долей подхалимажа, наперебой, с деланным интересом,  стали расспрашивать: что же за особенность ?
     -Янош Кадар обнаружил что у машины нет руля. Он и сказал Леониду Ильичу что при езде на автомобиле чтобы управлять нужен руль. А Леонид Ильич будто бы ответил: вы поезжайте, поезжайте, не беспокойтесь, а управлять мы будем.
      В то, теперь уже далёкое время, сразу от этого услышанного скверного анекдота появился неприятный в душе холодок и осадок как от чего - то недостойного и легковесного, чего совсем никак не заслуживал мудрый и достойный лидер Венгрии Янош Кадар. Венгрия при его руководстве уверено занимала значимое ведущее положение среди стран социализма, особенно в области сельского хозяйства, которое обеспечивало легко сбор  50 - 60 центров  зерна твёрдых сортов с гектара.
        Венгерское салями были лучшее чем германские и финские, удивительные вина, среди которых - всемирно известное «Токайское».  Венгрия при Яноше Кадаре - это туризм, обеспечивающий количество приезжающих в год больше чем население Венгрии,  массовый футбол – вторая религия для венгров, жилищное строительство и беспроцентные кредиты на строительство для граждан,  великолепное содержание автодорог, производство автобусов «Икарус», серийное производство телевизоров и вычислительных машин фирмы «Видеотон». Более половины лекарств производимых в Венгрии успешно конкурировали с аналогичными лекарствами производителей Западной Европы.
     Венгрия – никогда не была сателлитом с равнением на всё советское, как изображала западная пропаганда. Изучала и  перенимала советский опыт, но порой что то отвергала в наших экспериментах и проводила свои эксперименты. Например, ввела свободный курс обмена форинта на рубль и доллар.
      Влиятельные венгерские  политики и общественные деятели, эпохи Яноша Кадора, считали что после освобождения от фашизма Венгрия впервые в тысячелетней истории получила именно Советский Союз как настоящего  друга, заинтересованного без конкуренции содействовать развитию Венгрии, поддерживая её самобытность, переводы и издание массовыми тиражами  Шандора Петефи, других поэтов, писателей, мыслителей, постановку опперет  композитора Кальмана и других композиторов Венгрии. И Советский Союз всемерно представляла  их через свою мощные и известные на всю планету средства массовой информации, театры и кино.
      В истории сохранилось свидетельства, что после событий 1956 года прошли суды над мятежниками - организаторами   пыток и казней лидеров и функционеров Венгрии - сторонников Советского Союза. Яношу Кадару принесли на доклад и подпись согласие на осуждение и приговор палачу, который пытал его лично и склонял его к измене. Кадар получив ответ что кроме него этот палач ни к кому больше пыток не применял сказал:
   -Я снимаю иск к этому человеку, пусть не будет для него возмездия, пусть живёт и поймёт что он ошибался !
    А в начале 60-х Янош Кадар объявил амнистию всем раскаявшимся участникам мятежа, находившимся в тюрьме. Чтобы примирить гражданское общество Венгрии для дальнейшей умиротворённой совместной долгой жизни и процветания.
    Это, наверное, неплохой пример и для России как поступить с сепаратистами Чечни после их разгрома и установления мирной жизни.
    Затянувшееся прибытие  командующего обязывало меня как - то соблюдать приличия и уделить внимание гостям командующего Владимиру Зорину и Шандору Мессарошу.
     И я рассказал гостям, что мне довелось побывать и жить в нескольких странах Европы, а ещё в детстве, в школе я особенно увлёкся историей, литературой и культурой Германии, мечтал уехать  на родину Шиллера и Гёте, Бетховена и Вагнера. Со временем стал историком – германистом. Но первой страной за пределами моей родины, в которую я приехал была Венгрия, которая и стала навсегда моей первой зарубежной страной - любовью.
       Обращаясь к гостям, а больше всего конечно к Шандору Мессарошу, чтобы добиться его симпатии и расположения, в небескорыстных целях взаимопонимания и возможной поддержки в моей работе, я задал вопрос:
- Вы уж точно знаете, что со времён австро-венгерской империи шло ни кем не объявленное соревнование между Будапештом и Веной ?
    Мессарош с заметным любопытством в свою очередь спросил:
 -И в чём было это соревнование?
 -В великолепии и ухоженности двух столиц, в роскоши дворцов и парков, музеев и памятников античности, в шедеврах градостроительства и мостов.
-И что Вам сегодня интересно ?
-А мне интересно идёт это замечательное соревнование сейчас, в условиях свободной Венгрии?
-В Венгрии сейчас восстанавливается история городов и улиц, создаются новые памятники, музеи, на остальное нужны большие деньги…
-То есть соревнование Будапешта и Вены остановилось ?
-Получается так… А Вы - за Будапешт ?
-Не трудно догадаться…Пять лет моей жизни, много-много раз прогуливался и любовался дворцами, старинными домами и домиками, улочками Буды и Пешта, слушал легенды и сказания у моста Эржибед. А остров Марго, а гора Геллерт, а турецкие бани на берегу Дуная, а халасли, паприкаш…   
   Я спросил Мессароша бывал ли он в городе Сентендре, городе художников и скульпторов Венгрии. И сказал:
-Закрою глаза и вижу сказочный Сентендре, у излучины Дуная, в живописной местности с видом на Будайские горы, а на них грибочки издалека- виднеются многочисленные красивые домики с красными черепичными крышами.
 -Да, Вы любили Венгрию !
 -В России есть песня с удивительными словами: «В разных краях оставляем мы сердца частичку…».  И я оставил в Венгрии сердца частичку.
 -А что Вы делали  в Сентендре ?
- Служил в десантно-переправочном батальоне Южной группы войск и старался изучить венгерский язык.
-И как, получалось ?
-С трудом,  и думал что венгерский самый трудный в мире, пока меня один знакомый, в то время очень уважаемый венгр не убедил что есть языки ещё сложнее венгерского !
-И кто был этот венгр и какой язык был для него самым сложным ?
-Однажды я познакомился с отставным военным дипломатом генералом Козаи. Он жил в Сентендре и был советником в училище имени Лайоша Кошута Венгерской народной армии…
-И Вы были у него в гостях ?
-Нет, в гостях у генерала Козаи я никогда не был, генералы старших лейтенантов тогда в гости не приглашали. А у нас в батальоне он бывал частенько.
-В вашей советской воинской части он тоже был советником ?
-Нет, он очень любил Москву и Россию и приходил пообщаться, вспомнить. Рассказывал, что в молодости совсем и не собирался быть военным дипломатом, он мечтал стать лучшим мастером - стеклодувом в Венгрии. И достиг уже такого мастерства что однажды ночью на свидании подарил любимой девушке Жужике  удивительную чудную разноцветную розу из стекла.
-И она стала его женой ?
-Нет, он стал учиться на военного дипломата, а простая венгерская девушка из рабочих на роль жены военного дипломата не походила.
-А на каком языке вы разговаривали?
-И на венгерском, и на русском, но чаще на русском. Генерал Козаи и сказал мне, что русский - самый сложный. И из-за русского языка он поссорился с женой одного советского генерала и с ним тоже!
-Плохо по - русски комплемент жене генерала сказал ?
-Нет, он тогда только начинал изучать русский язык.
-А он что в командировке изучал русский язык ?
-Нет, он служил в Москве военным атташе посольства Венгерской народной республики.
-Военный атташе Венгрии поехал в Советский Союз не зная русского языка?
-Козаи хорошо изучил английский язык и в начале работал в Англии.
-Ему в Англии не понравилось и его отправили  в Россию?
-Нет, это он и его коллега советский разведчик Евгений Иванов, который соблазнил любовницу премьер-министра Великобритании и через неё узнавал экстра-класса развединформацию, не понравились  королеве Англии.  И Козаи  в 48 часов вернули в Венгрию, а потом министерство обороны Венгрии  отправило в дружеский Советский Союз
-И что было дальше ?
-А дальше всё было хорошо у генерала Козаи, служба в Советском Союзе, дружеской стране, была отдыхом по сравнению с работой в Англии, стране НАТО. Всё было хорошо, пока его не пригласил в гости один советский генерал.
-С официальным визитом ?
-Нет, советский генерал построил одноэтажную просторную приземистую дачу, двухэтажные тогда не разрешали строить. И он отмечал это событие с друзьями и родственниками из Рязани
-И что случилось?
-Жена генерала, женщина, выросшая в рязанском селе, решила показать своим родственникам, из этого села, какие важные люди пришли в гости.
-И генерал Козаи стал важным гостем ?
-Да! Именно так она и сказала: у нас в гостях и иностранный генерал из Венгрии.
-И что было дальше ?
  Жена генерала спросила иностранного гостя - венгерского генерала:
-Товарищ генерал Козаи, как Вам понравилась наша большая дача, ведь правда просторная, большая ?
   Генерал Козаи взял да и ответил:
-О да, конюшня !
-Что было дальше ?
 -Больше года генерала Козаи не приглашали в гости в семью советского генерала, пока он не объяснил что в русском языке есть очень – очень  похожие слова: конечно - конюшня.
   


Рецензии