10 заповедей эпохи X

Точнее, это мои советы от всей души, разумеется тем, кто захочет им внимать...
...Почему нашу эпоху я назвала «Икс», скажу честно – не знаю.
Не буду утверждать, что в нашей жизни много загадок, потому что это далеко не так – всё уже давно отгадано, а если появляется что-то новое, на мой взгляд, это люди сами пудрят себе мозги. Но эпоха по моему мнению всё-таки ознаменована иксом. Именно потому, что мы нашли многое из того, что искали, стали лучше понимать и себя, и людей, и те обстоятельства, в которых оказываемся. В то же время понимаем, что жизнь наша состоит из разных обстоятельств, ситуаций и того, что принято называть веянием судьбы. Хотя и судьбу мы тоже норовим вычислить, раскрыть, понять, чтобы как-то уметь влиять и на неё. В общем, все неизвестные раскрыты. И я тоже открыла в нашей эпохе многое для себя...
В первую очередь научилась понимать чужие ошибки и делать какие-то выводы именно из них. Согласитесь, так проще, чем набивать шишки самому, и впрочем именно к этому всегда призывали нас учителя прошлых эпох. Отсюда и заповеди.
Ведь каждая эпоха неизменно диктует свои правила, и если прежние истины, принятые во времена Христа, выучены уже назубок, пора поговорить о новых, продиктованных новым временем. Хотя цель у них – вовсе не добродетельная жизнь, к которой призывали прежние, а достижение успеха и благополучия, гармонии и процветания.
Знаю, многие мои современники не любят навязанных им советов, предпочитая утверждать во всём свою правоту, считать себя идеалом и эталоном. Я никому не навязываюсь. Заранее прошу у таких людей простить моё доброе желание поделиться со всеми своим опытом и своими наблюдениями, ибо каждый в конце концов вправе быть по-своему глупцом, совершать ошибки и жалеть об этом...
      
Итак, заповедь первая и по сути – главная: Не ленись.
Один мой знакомый, его зовут Рафик, не работает уже давно. В какой-то момент уволившись с работы, он принял для себя решение не портить свою жизнь обременительными нудными занятиями, не терять время, а наслаждаться каждой минутой своего бытия. Занялся бизнесом. На каком-то этапе помогал своим друзьям пугать должников. В общем, деньги всегда понемногу имелись и на скромную жизнь вполне хватало. Однако постепенно эта жизнь становилась ещё скромнее.
Рафик стал покупать самые дешёвые продукты, одеваться в дешёвых магазинах, пересел со своей приличной иномарки на велосипед. Даже подружек своих он уже не мог куда-либо пригласить, и придумывал разные глупые отговорки, чем он таким важным занят, чтобы не тратиться на подарки и цветы по праздникам. Бизнес его тем временем постепенно угас вовсе.
Не оставалось ему ничего другого, как рассчитывать теперь на своих родителей. Рафик поселился у них, стал жить на их пенсию. Подыскивал работу, понимая, что вроде как это необходимо. Вскоре даже что-то нашёл. Я порадовалась за него и поинтересовалась, что это за должность, которая пришлась ему по душе.
- Охранником на водоканале, - ответил он.
- А что там охранять? - спросила я.
- За насосами посматриваю, чтобы не вырубило воду, - поведал он, - график удобный, сутки через трое и делать ничего не надо.
Да, когда «делать ничего не надо» – самая главная козырная определяющая хорошего рабочего места.
- Зарплата какая? - спросила я ещё, поборов скромность.
- На жизнь хватает, - пожал он плечами, - да и недалеко от дома, на проезд не тратиться.
Конечно, хорошо, когда хватает на жизнь. Вопрос в том – что это за жизнь.
В последнее время мне вообще очень часто встречаются безработные ленивые люди. Возьму другой пример – Фларис. От природы он прямо-таки альфонс, любит свободный образ жизни, лёгкость и ни в чём не хочет напрягаться.
- Сколько тебе лет? - спрашиваю его.
- Сорок шесть, - отвечает он.
Думаю, в такие годы человек мог бы уже стать директором фирмы, если бы постарался. Одна моя знакомая стала. Рассказываю обоим этим товарищам о ней.
...Вместе мы в юности занимались в студии журналистики. Она была амбициозная, старательная, но бездарная. В общем – журналистка из неё не получилась. После школы она закончила курсы секретарей и пошла работать. Заинтересовалась продажами, стало получаться, тогда выучилась на товароведа. А с мужем не повезло – попался из разряда бездельников. Настя, так зовут девушку, работала шесть дней в неделю, а в остальное время занималась домашними делами, помогала свекрови в саду, во время отпуска делала ремонт...
Спустя несколько лет её назначили старшим продавцом. Она пошла учится дальше, теперь уже в институт. И в 30 лет стала директором магазина бытовой техники. Избавилась от лодыря-мужа, предпочтя ему такого же успешного и перспективного, как она сама. Вместе они открыли теперь магазин мебели, ездят на дорогих машинах и строят дом за городом.
- Устаёшь? - спрашиваю её.
- От жизни разве можно устать, - отвечает Настя.
Конечно, напряжённая работа не даёт много наслаждаться жизнью, но эти редкие минуты наслаждений стоят того, чтобы ради них поработать...
Так что напрасно Рафик с Фларисом ждут, что всё у них когда-то появится из неоткуда. Не появится! Современная жизнь успех дарит лишь трудолюбивым. А всяческих лодырей отбрасывает подальше – туда, где дешёвые продукты, магазины «Секонд Хенд» и прочее. Кстати, если человек лодырь, таков он во всём
...Встретила как-то в трамвае одну такую особу, от которой по всему салону несло дезинфекцией магазина подержанных вещей. Купив видимо одежду там за смешные копейки, она даже не удосужилась её постирать. Я заметила, как от неё все пересаживались подальше, отворачивались, будто сама жизнь делала её изгоем. Что же, если даже приятные подарки судьбы, которыми можно назвать удачные покупки в «Секонд Хенде», люди принимают с подобной небрежностью, судьба ничего особенного не захочет дарить им больше и в других ситуациях.   

Следующая заповедь: Не халтурь.
В общем-то она логично вытекает из предыдущей.
Халтура, если честно, осуждалась во все времена, а теперь, как ни странно, её развелось чрезвычайно много. Была у меня очень поучительная ситуация.
Записалась я уже в зрелые годы в театральную студию. Умение держаться на публике, подумала я, в какой-то момент может мне пригодиться в жизни. Пришли ещё другие вполне взрослые люди – от вчерашних студентов до пенсионеров. Преподавательница, не учитывая наш здравомыслящий возраст, проводила занятия раз за разом спустя рукава – также видимо она работала и с детьми.
Оплата за каждый час занятий была достаточно высока и вскоре мы начали бунтовать. Сначала тихо шушукались между собой, потом стали задавать вопросы в лоб. А занятия, кстати сказать, проходили следующим образом... Сначала 30-40 минут мы обсуждали новости и настроение, дальше столько же обсуждали, чем будем заниматься сегодня, а после нашу Ларису, так звали преподавателя, хватало ровно на 20 минут, чтобы проделать с нами какое-нибудь упражнение. И вдруг она спохватывалась, что срочно ей надо куда-то бежать, она торопится, опаздывает... В общем отпускала нас по домам. Раз за разом при этом повторяла:   
- Нам ведь и так хорошо вместе: просто собраться, встретиться, поговорить...
Считала видимо, что за разговоры с ней тоже надо платить. И обходились нам такие беседы дороже, чем к примеру, обошлась бы бутылка хорошей водки, если бы мы в конце концов решили лучше собраться с дорогими сердцу людьми и поговорить по душам...
Хотя возможно эта Лариса всей душой верила, что по-своему старается. И верила наверняка, что достаточно помечтать, лёжа на диване, попросить милости у Вселенной и тотчас непременно всё получится. Как оказалось – такое невозможно. Или может она сама любила душевные беседы, которые ей обходились весьма дорого: её карточка скидок в магазине спиртных напитков имела самый большой процент.
...Другая подобная халтурщица тоже из числа моих знакомых некачественно занималась с детьми – родители этих детей всё-таки заставили обманщицу вернуть им уплаченные деньги. Что же, дети есть дети, и они в наши времена золотые. А мы, взрослые, безуспешно старались убедить Ларису, что работает она неправильно. Однако это ни к чему не привело, а породило только её злобу и разожгло большой конфликт. В итоге никаких успехов в жизни она не достигла. Видимо просто Вселенная потребовала у неё в какой-то момент отчёта во всех её делах и также потребовала вернуть то, что она получила авансом как шанс...
Ряды её учеников стали редеть.
Постепенно и вовсе последние самые стойкие бросили это своё увлечение, сочтя его неудачным и в общем-то не слишком нужным для их жизни...
Конечно это примеры наглой и откровенной халтуры, не заметить которые просто не получилось бы. Но в общем-то люди в большинстве своём очень стараются работать. По крайней мере, так всё выглядит со стороны. Хотя может быть кто-то более успешный и работоспособный считает, что это не так.
...Один мой знакомый в ответ на мой вопрос, почему у меня не получается продвинуться в жизни и достичь каких-либо особенных успехов, сказал:
- Ты ещё ничего такого не сделала, чтобы тебя заметили.
Хотя, как мне казалось, работала я изо дня в день как неутомимая пчела. Но видимо – со стороны виднее. Или он имел ввиду какие-либо более решительные шаги.
В любом случае, я до сих пор помню школьную графу оценок и строку рядом с поведением, обозначающую прилежание. Не знаю, есть ли в современных школьных дневниках такая, но все наши школьные учителя ставили в этом пункте оценки на своё усмотрение и лишь одна наша классная предложила каждому оценить себя самостоятельно. «Отлично» написали только несколько человек. Остальные видимо понимали, что могут учиться лучше и есть смысл постараться...
Думая обо всём этом, я часто пытаюсь понять, остаётся ли в моих действиях какой-то резерв и можно ли приложить усилия так, чтобы вышло ещё лучше.

Заповедь третья: Совершенствуйся
Помню, когда я училась в школе, мы всегда с любопытством рассматривали старшеклассниц – обсуждали их наряды, подслушивали сплетни про их планы. Была там одна такая звезда, которая привлекала внимание всех без исключения: красивая, яркая, по моде одетая. Родители её торговали на рынке привозными шмотками – можно сказать, имели хорошее привилегированное положение по тем временам. И разумеется – хорошие деньги. Звезда их поэтому часто меняла наряды, которые, как мы полагали, после недолгого ношения попадали снова на рынок.
Вечерами красавица эта занималась в школе моделей и грезила столицей.
Закончила школу, получила аттестат. Уехала сначала в областной цент, видимо денег на поездку в Москву пока не получалось собрать – сразу ведь там наверняка не попасть было ни в какое модельное агентство. Однако в большом городе, находящемся по соседству, тоже не всё пошло гладко – девушка частенько приезжала домой и всегда помогала родителям на рынке. А потихоньку, так незаметно времена менялись...
Хотя может быть кто-то и замечал такие перемены – наиболее проворные старались подстраиваться. Но не все. Не искали новых перспектив и родители нашей звезды. На какое-то время я потеряла её из виду. А когда пару лет назад снова увидела, чрезвычайно удивилась и весьма искренне её пожалела...
Дело в том, что когда стали появляться крупнейшие всероссийский торговые сети, мелкие городские предприниматели начали понемногу сворачивать свой скромный бизнес. Многие и вовсе разорялись, лопались как мыльные пузыри. И звезда наша оказалась на кассе магазина «Пятёрочка» – весьма наглядный пример, как разбиваются мечты. Её должность теперь не требовала каких-либо особенных знаний или образования. Кстати, она так и не выучилась ни на кого.
Первые месяцы в должности кассира вела себя высокомерно, крайне неприязненно относилась к покупателям. Потом поутихла – вероятно появился риск потерять и этот вариант заработка. Кстати сказать, впервые я увидела её без макияжа – теперь она ничем не отличалась от разных других женщин, работающих тут. И наверняка многие бы удивились, что когда-то она  грезила подиумом. Вот и пример, что все наши устремления, из которых складывается судьба, исключительно продиктованы нашими амбициями.
Вскоре звезду покупатели даже полюбили.
Как-то зайдя в «Пятёрочку» перед Новым годом с целью купить мандарины, я растерялась, увидев их аж три разновидности. Люди наполняли ими свои пакеты.
- А какие послаще? - спросила я наугад, не обращаясь ни к кому определённо.
- Леночка сказала, вот эти, - ответили сразу разные голоса и люди кивнули на нашу «звезду», восседающую за кассой.
Вот так училась она понемногу подстраиваться по меняющиеся жизненные обстоятельства. Доводила даже до совершенства свои навыки. Жаль только, что малость припозднилась с этим устремлением, а ведь если бы уловила ветер перемен много лет назад, наверняка иначе использовала бы маячивший перед ней шанс. И родители её, если тоже держали бы нос по ветру, продолжали бы сейчас начатое ими когда-то дело. Хотя – каждому своё. Но работа над ошибками и над своими навыками в любом объёме и на любом месте никому не повредит.

Заповедь четвёртая: Больше работай
Школу я заканчивала в конце 90-х.
Образование тогда особенно не ценилось – все грезили большими деньгами и разными благами жизни, которые были мало кому доступны. Многие мои одноклассники не захотели учиться дальше, а сразу стали искать для себя какой-либо приемлемый вариант заработка. Ребята устраивались охранниками и сборщиками мебели, девчонки – продавцами и официантками, так что в общем они молодцы по-своему: уловив определённый настрой жизни, решили, что если трудиться изо всех сил, всё-таки можно урвать себе хороший кусок. Они не прогадали.
...Недавно я встретила одну нашу двоечницу за рулём красивой иномарки. А отстающие всегда по математике ребята, которые разъехались по разным городам, тоже не бедствуют. Но это лучшие примеры.
Ещё был у нас один мальчик с большими амбициями и стремлениями, планировал он превзойти всех. После школы работать не спешил, да впрочем и учиться особенно не рвался. Закончил вечернее отделение техникума, а после заочно – институт. К выбору рабочего места подходил с особой тщательностью. Не соглашался на низкооплачиваемые вакансии, внимательно рассматривал здания и кабинеты, осторожно прислушивался к разным разговорам про начальников и служебные интриги...
В общем, получилось, что до 30 лет он ни дня нигде не работал!
Я особенно не вдавалась в подробности его заморочек, не интересовалась, где он берёт деньги на жизнь, как в общем не зацикливалась на его скверном характере – об этом, если честно, я вообще не знала. Тем временем одна моя знакомая, собираясь уехать на пару месяцев в Москву по разным своим делам, искала управляющего, чтобы оставить его вместо себя. Тогда я предложила ей вот этого Игоря, зная лишь, какой он дотошный, и предполагая, что как следствие этой черты – ответственный.
Игорь ей понравился. Она написала на него доверенность и оставила ключи от офиса... И тут он показал без стеснения, как умеет работать и что подразумевает под хорошей должностью.   
...Встретив его в скором времени в пиджаке и при галстуке в полдень на остановке транспорта весьма недовольного, я изумилась.
- Я ведь начальник, во сколько хочу, во столько и прихожу на работу, - важно заявил он.
Однако, как я давным-давно заметила в жизни, все мои настоящие и бывшие начальники являлись на работу задолго до начала рабочей смены – просто на самом деле у них больше обязанностей и ответственность перед собой и другими.      
Дальше Игорь высказался ещё по поводу необходимости иметь личного водителя...
Я по наивности своей подумала, наверняка он устаёт на работе и потому не хочет тратить силы и время на дорогу. Оказалось – ошиблась. Игорь не работал вовсе. Он просто бесцельно сидел в интернете, играл в игры и раздавал бессмысленные распоряжения сотрудникам.
Моя знакомая, вернувшись из Москвы, буквально офонарела от того кошмара, который творился у неё на фирме. Тотчас поспешила избавиться от неадекватного управляющего. Но это оказалось весьма не просто, так как он подал в суд, потребовав зарплату, соответствующую его должности, и ещё зарплату за три месяца вперед, так как его сократили.
- Ты что, не мог нормально работать? - спросила я, разозлившись на него.
- Я работал нормально, - ответил он, - директор ведь всегда делает то, что ему хочется.
Ошарашенная таким ответом, я больше ни о чём не стала с ним разговаривать, поняла – человек не осознаёт смысл работы вообще. Ещё мне было неудобно перед своей знакомой.
- Не бери в голову, я не обижаюсь, - сказала она, - нисколько даже не связываю эту ситуацию с тобой. У каждого своя голова и никогда не поймёшь, что там происходит.
Хорошо, что она проявила себя такой разумной.
...Игорь до сих пор перебивается случайными заработками. Кормит и одевает его старшая сестра, которая получала образование платно и он, припомнив ей это, требует с неё недополученное в юности. Хотя наверняка сестра возместила ему уже всё сполна и на самом деле он просто не хочет и не умеет работать. Однако не нам судить.

Заповедь пятая: Умей договариваться
Пожалуй, это классика. Потому что исстари люди мечтали договориться хоть с самим Дьяволом, лишь бы получить желаемое. Но замахиваться так серьёзно и далеко не надо, достаточно уметь находить общий язык с окружающими людьми и в первую очередь – с вышестоящими.
Здесь я хочу рассказать о своём неудачном примере, как в юности работала я в крупной солидной фирме и как не получилось у меня там достичь хороших результатов... В конце концов, не всё же время критиковать других и обсуждать их ошибки.
Итак, меня пригласили на подходящую должность, однако я никакого представления не имела, как вести себя в коллективе и как там выживать. На первое место ставила свои задачи, которые, как считала, решать следовало любой ценой. Само собой, это правильно – у каждого свои обязанности, ради которых, собственно, ты и приходишь на работу. Проблема в другом – каждое усилие требует определённых затрат времени и таланта. Особенно, если работа эта творческая, каковая была у меня.
Согласитесь, как-то нелепо спешить в переполненном транспорте успеть без опозданий к восьми утра, чтобы именно с этого времени начать творить нечто великое. В шутку сказать, даже если Муза вылетит утром вслед за тобой из подъезда, в переполненный салон автобуса она точно не полезет. А если всё-таки отыщет там свободное местечко, до конце смены, до пяти часов вечера на работе она точно не продержится.
Единственное, что мне нужно было для нормальной деятельности – свободный график. В общем-то я человек весьма дисциплинированный и умею продуктивно организовывать своё время, так что понятно – я бы не ленилась и не халтурила. Только вот вразумительно объяснить это руководству у меня никак не получилось. Да и несколько ленивых сотрудников, воспользовавшись моими доводами, стали весьма необоснованно клянчить для себя каких-то послаблений. В итоге директор мне сказал:
- Уж извини, дисциплина есть дисциплина.
Так что я стала приезжать на работу к восьми ноль ноль...
До одиннадцати утра безропотно выслушивала все новости и сплетни, которые без умолку обсуждали другие сотрудницы в нашем общем кабинете. До двенадцати часов приходилось кому-нибудь в чём-то помогать, а после до часу мы все расходились на обед. После обеда листали свежие газеты и журналы, которые кто-нибудь захватывал по пути в киоске, дальше с часочек все занимались своими прямыми обязанностями. И я тоже. В три часа пополудни у нас был законный чай, а потом, дожидаясь конца смены, мы слушали музыку, лазили в интернете или играли в компьютерные игры...
В общем, вывод такой: либо будь как все, изо всех сил пытаясь вписаться в рамки, называемые дисциплиной, либо, если всё-таки хочешь добиться какого-то значительного успеха, рамки эти придётся сломать. Но как договориться об этом, следует тщательно обдумать. Ведь не каждый человек захочет выслушать и пойдёт на компромисс. А если всё-таки какое-либо соглашение достигнуто – это уже половина успеха.

Заповедь шестая: Уважай планы свои и чужие
Здесь особенно нечего объяснять, и так понятно: уважение – залог любой длительной дружбы, благополучных семейных отношений и уж тем более успешного профессионального взаимодействия. Пример приведу тоже из своего опыта.
Находясь в том возрасте, когда амбиции уже не просто кружат голову, а именно сводят с ума, и понимаешь – многое на самом деле возможно, я задумалась о собственном бизнесе. По сути, уже накопила многие знания, деньги, да и люди все воспринимали меня как взрослого состоявшегося человека...
В общем, мне было 27 лет, когда я отважилась и открыла рекламное агентство.
Первой и главной причиной такого решения было желание независимости и свободы. Казалось мне даже не важным, какую сферу деятельности при этом выбрать. Какое-то время размышляла и решила: логичней делать то, что умеешь и знаешь. В итоге стала выпускать газету. Основной информацией, разумеется, стала реклама. Бумагу я предпочла дорогую мелованную, позволяющую применять яркие краски и броские заголовки – всё по типу красивых глянцевых журналов.
Кстати сказать, серьёзных вложений для этого не потребовалось. Я заплатила только за аренду помещения и за первый номер газеты – деньги эти были у меня накоплены как стартовый капитал, а дальше всё легко пошло само собой...
Но, к сожалению, не только от наших собственных усилий зависит наш успех и благополучие, но ещё и от экономики страны, и даже экономики всего мира в целом. Совсем некстати грянул финансовый кризис 2008 года.
...Газета моя к тому времени выходила уже год, появились даже постоянные клиенты, однако все они враз тоже начали испытывать трудности и от рекламы на время решили отказаться. Мне всё-таки как-то хотелось удержаться в статусе предпринимателя и редактора газеты, потому что отважиться на такой шаг при всех плюсах как ни крути было трудно, и бросать всё начатое спустя год было ужасно жаль.
В это время мне случайно попалась в руки газета для предпринимателей.
Выпускалась она одним из городских депутатов, но качество было так себе: чёрно-белый листок, коряво написанные тексты и куча ошибок. Тогда мне пришло в голову предложить свои услуги, в общем – объединиться... Соглашение, по моим представлениям, могло быть следующим: за мной – труд, а за депутатом – финансы. Информационную площадь я предлагала поделить пополам – их статьи я тоже взялась писать сама, а типография, с которой у меня имелась договорённость о выгодных скидках, согласилась печатать дешевле и этот увеличенный тираж. Рекламу, которую мои клиенты заказывали бы от случая к случаю, планировала размещать тут же – а деньги за неё я брала бы себе. В общем тоже смогла бы как-то выжить.
...Два номера газеты таким образом мы выпустили без проблем – красивейшие, интересные. А потом депутат стал хитрить. 
- Зачем мне эта реклама? Она занимает половину газеты, - сказал как-то мимоходом.
Я промолчала, но весьма растерялась.
Реклама на третий номер вся уже была собрана – причём с большим трудом. И тут депутат заявил, что газета теперь будет снова чёрно-белая, причём от моих услуг не отказывался, но подразумевалось видимо, что я всё должна делать бесплатно – просто-напросто чёрно-белую рекламу никто не захотел. Получалось, ему было наплевать и на мои планы, и на планы моих клиентов. Я не стала говорить с ним об оплате моих услуг, просто по сути говорить больше было не о чем...
Пожалела только, что его неуважение разрушило в общем-то вполне перспективный проект.

Заповедь седьмая: Веди учёт деньгам
Рискую спуститься до банального и повторить существующую давным-давно в мире истину, что денежки любят счёт. Как ни крути, однако это действительно так. И продолжая историю про то, как я занималась бизнесом, скажу, что тратила я в то время легко и не задумываясь. Деньги то появлялись, то заканчивались, но я не придавала особенного значения их «текучести».
...Спохватилась только тогда, когда из-за кризиса экономики бизнес мне пришлось свернуть. Денег теперь не стало вовсе. За год работы я не сделала никаких сбережений, не говоря уже о том, что вовсе даже не думала, сколько вообще трачу, ничуть не экономила и не вдавалась в подробности бухгалтерского учёта.
Проходя по магазинам, заметила теперь неожиданную толчею возле ювелирных отделов: предчувствуя возможность инфляции, люди торопились сохранять свои сбережения. Но я поступила по-другому... Закрывая в банке предпринимательский счёт, на остаток средств махнула в Турцию на десять дней...
Стоял уже октябрь и мне удивительно повезло с турецким Бабьим летом.
Вернулась домой, когда уже ощутимо веяло зимой.
Тут я вспомнила про свой зимний гардероб – точнее про то, что он нуждается в серьёзном обновлении. А сапоги я и вовсе выбросила весной, рассчитывая в начале зимы точно купить новые. Покупка такая теперь уже никак не получалась. Срочно мне пришлось устраиваться на работу. Но ведь когда что-либо делаешь срочно, особенно выбирать не приходится – тогда уже соглашаешься на любые условия. Согласилась и я, потому что с первой зарплаты мне предстояло обязательно купить сапоги. Как я подсчитала, до серьёзных морозов я точь-в-точь успевала.
...Только спустя какое-то время узнала я, что такое «финансовая подушка» и для чего она нужна, поняла, что надо экономить при любых даже очень благоприятных обстоятельствах и стала с перепугу вести дневник расходов. Почему с перепугу? Просто в современной жизни очень страшно остаться без денег и в этот момент ощущать, как крайне ты в чём-то нуждаешься. Видимо учитывая эту слабую сторону людской натуры, ловкие дельцы приспособились не скупясь раздавать кредиты. Но я, если честно, большая их противница.
Так вот, относительно дневника расходов, скажу прямо – хорошая и полезная это штука. Изо дня в день, о ужас, я веду его уже одиннадцать лет!..
Многие мои знакомые, когда я рассказываю им об этом, хватаются за голову, полагая, что жизнь у меня с таким дневником весьма скучная, и представляют видимо, как вечерами я разбираю накопившиеся чеки и подвожу дебет. Вовсе нет. Все расходы я суммирую и сортирую по колонкам мысленно в течение дня, а вечером мне достаточно нескольких секунд, чтобы всё это записать. Подразделяю я затраты по видам: проезд, продукты, одежда, парфюмерия, развлечения, подарки и так далее. Порой интересно бывает в конце года увидеть общую сумму и прикинуть в целом, сколько необходимо человеку для в общем-то скромной жизни. Так же определить, что лишнее и на чём есть смысл в следующий раз экономить... Кстати, одна моя знакомая поделилась тревожащей её тайной – воспользовавшись моим методом, она обнаружила, что больше всего тратит на алкоголь и клубы. Что же, каждому своё. Однако она всё-таки решила исправляться.

Заповедь восьмая: Не обижайся
Здесь я хочу рассказать про положительный опыт моей мамы, которая в какой-то период своей трудовой деятельности работала медсестрой.
...Пришла она на это место уже в зрелые годы и была достаточно умудрённой различными ситуациями и обстоятельствами. Вакансия появилась, потому что предыдущая сотрудница никак не выносила нападки врача, с которым вместе работала и который был конфликтный по своему характеру. Поссорившись, они не просто молчали целыми днями. Они молчали месяцами! Естественно, это плохо сказывалось на работе. Точнее получалось, работали они каждый сам по себе, не понимая ничего и не помогая друг другу. А ведь врач со своей медсестрой всегда должны взаимодействовать. Такое непонимание стало отражаться на их пациентах: на участке всё больше обнаруживалось тяжёлых запущенных случаев и в общем участок этот в медучреждении значился на плохом счету.
Мама моя, по натуре уживчивая и добрая, мимо ушей пропускала нападки врача, прислушивалась лишь к конструктивным замечаниям. Конечно она тоже отстаивала своё мнение, порой даже возмущалась. Но после любой ссоры никогда не чувствовала себя обиженной, а запросто начинала разговаривать первой. В самом деле, не дети ведь и не в детском саду, чтобы играть в молчанку. Врач сначала растерянно воспринимал такую её манеру, но вскоре они сработались, и постепенно их участок утратил былую дурную славу.
...Конечно, это весьма не просто – не обижаться, когда обидно.
Порой ведь не знаешь, что от обидчика ожидать в следующий момент. Но если единых усилий требует общее дело, тогда деваться некуда и прочь обиды. Хотя даже на своём опыте я убедилась, как это бывает тяжело...
Работая на фирме, где я безуспешно добивалась свободного графика, ко всему прочему в одном кабинете со мной сидела ужасная скандалистка и лентяйка. Я говорю именно – сидела, потому что работой её пребывание там сложно было назвать. От безделья, не зная, чем заполнить время, лишь бы ничего не делать, она целыми днями пила кофе, листала журналы и цеплялась ко мне. Но в то же время очень быстро старалась замять любой конфликт и тотчас же начинала разговаривать первой. Разумеется, спустя какое-то время я перестала воспринимать её всерьёз... Обижалась, но по работе говорила  обо всём, что было нужно. Какие-то проекты и задания руководства мы делали вместе и благодаря нашим компромиссам у нас это получалось.
Однако теперь с этой особой я не поддерживаю никаких отношений.
Также и мама моя не общается с тем врачом, с которым проработала вместе восемь лет. Что же, работа есть работа, а всё-таки дружба это совсем другое.

Заповедь девятая: Не пытайся доказать, что ты не верблюд
Звучит, как мне кажется, смешно. Однако некоторые по наивности своей или по какому-то чрезвычайному самолюбию такую ошибку совершают. Просто порой сами руководители предприятий заводят людей в тупик.
...В таком тупике я тоже оказывалась – всё там же, на той же фирме с моим несвободным графиком. Директор там всеми силами упорно завышал планку своих требований и никто из сотрудников, выполнявших даже свою работу качественно и быстро, не был хорошим – не дотягивал до новой планки, которую для них устанавливали тотчас же.
С более жёстким примером столкнулась я на другом предприятии.
...Это было швейное производство и я там работала менеджером по продажам. Предприятие недавно открылось и всеми способами старалось удержаться на плаву. Помещение занимало экономично небольшое. В одном кабинете помимо нас двоих менеджеров ютились ещё и бухгалтера, и сама директорша. Как раз их разговоры о том, как они старались высосать все соки из рабочего народа, мне и довелось подслушать.
Дело в том, что сначала работа швей оплачивалась окладами. Но вдруг директор сочла, что платит им лишнего и стала искать способ уменьшить зарплату. Вместе с бухгалтерами в итоге они откопали в интернете старые расценки советских времён – дошло вот до такого абсурда! Ввели сдельную схему.
В конце месяца весь швейный цех ревел.          
Зарплату все получили не просто крошечную, а даже в три-четыре раза меньше прожиточного минимума.
- Вы не имеете права! - кричали самые смелые.
- Шейте больше, - требовала директор, - по этой схеме мы на всё имеем право.
Никто, как ни странно, не увольнялся – все правда старались шить больше.
...Приходили пораньше на работу, оставались за рабочими местами на время обеда... В конце месяца снова рыдали, оформляли отсрочки кредитов, просили шить более сложные операции... Первой в итоге вышла из этой гонки пожилая сотрудница, которая работала без должной квалификации – целыми днями она пришивала пуговицы.
- Да на этих вещах просто нет столько пуговиц, сколько я должна пришить, чтобы нормально заработать, - в замешательстве, вдумчиво всё подсчитав, рассудила она.
Все тоже стали задумываться.
В конце концов все до одной швеи с этого предприятия после очередной зарплаты уволились. Само предприятие закрылось...
Теперь я всегда очень осторожно отношусь к тем требованиям и рамкам, которые устанавливают для меня другие люди – анализирую, насколько это адекватно. А если что-то идёт не так, в первую очередь прикидываю – во мне ли причина.

Заповедь десятая, она же последняя: В погоне за мечтой, не забывай о мелочах
Хотя есть ли что-то правда мелкое в нашей жизни или всё по-своему важно и ценно, вот в чём вопрос... Конечно многое в сравнении с чем-то другим стоит не на первом месте. А ещё мы сами отодвигаем по своему усмотрению что-либо на второй план. Здесь примеров я могу привести множество. Остановлюсь на некоторых.
Как-то пришла я на праздничное мероприятие, организованное одним из самых крупных и процветающих предприятий нашего города. Едва переступая порог зала, все читали девиз генерального директора: «Не отступать от мечты!» И правда, весь город знал  и все когда-либо работавшие у него – он никогда не отступал. Достиг так невиданных высот успеха!
Но всё же других примеров больше. Примеров, когда мешают разные обстоятельства и казалось бы несущественные дела – они буквально преграждают заветный путь.
...С такими преградами столкнулась одна талантливая особа, с которой я знакома лишь отчасти – с детства мечтала она стать скрипачкой. Учась в музыкальной школе, играла виртуозно и лучше всех, однако поступать в консерваторию не стала, после и вовсе судьба её закинула к нам, в небольшой провинциальный городок, где она вышла замуж, родила детей и осталась навсегда. Казалось бы, отвлеклась на разные мелочи.
А может наоборот – не забыла о них!
Ведь ещё неизвестно, как правильно и как лучше. Может быть всё кажущееся пустяком даже важнее порой наших нелепых детских мечтаний... Играть на скрипке ей ничего всё равно не мешало – и она играет до сих пор: на концертах, частных вечерах, дружеских встречах... В общем жизнь удалась: и мечта её сбылась, и никакие мелочи в своей жизни женщина эта не упустила.
С другой стороны не очень хорошо может получиться, когда думаешь о мелочах намеренно... Один мой знакомый, воспитанный в очень благополучной семье, всегда стремился так же удачно создать семью и сам. Родители его, надо заметить, внешне люди далеко не привлекательные, а парень получился у них вполне приятной наружности: высокий, ценящий стиль в одежде и понимающий, что такое мужской шарм. Засматривался на красавиц, которые занимались в школе моделей неподалёку от колледжа, где он учился сам.
Однако отец дал ему ценный совет.
А может и не очень ценный – есть смысл поспорить.
- В погоне за красавицами, - сказал он сыну, - ты никогда не женишься и превратишься в бабника. Женись на страшненькой, как я вот в молодости женился на твоей маме: у страшненьких запросов никаких нет и тобой дорожить будет.
Парень внял этому совету.
...В скором времени привёл домой молоденькую учительницу из колледжа – она первый год преподавала после окончания института и была старше своего кавалера на пять лет.
- Самое то, - одобрила мама такой выбор, - уже отучилась, образование хорошее и доход имеет, взросленькая, чувствует наверное, что замуж пора, хозяйка точно хорошая будет, да и готовить наверняка умеет.
Они правда поженились.
...Сейчас у этой пары двое детей.
С годами учительница эта стала ещё страшней, причем заметно стесняется своей внешности, её муж – стесняется своей жены. По улице они ходят далеко друг от друга, и он по-прежнему засматривается на красоток из школы моделей, а они, кстати сказать – засматриваются на него. Он, в отличие от своей жены, стал выглядеть ещё лучше – прямо-таки шикарно, презентабельно, купил дорогой автомобиль, так что теперь вполне достоин даже королевы красоты. Однако семья, как внушили ему родственники, это святое, и для себя он решил, что никогда ни за что не разведётся.
В общем, мечта его осталась мечтой, хотя по сути вовсе не была какой-то нереальной. Зато её место заняла простая обычная семья, ничем не примечательный быт. Но всё это наверняка сложилось бы и при других, гораздо более приятных обстоятельствах. И возможно даже жизнь в любви вдохновила бы на другие, более грандиозные свершения.

Это всё, о чём я хотела рассказать.
Может кому-нибудь пригодятся мои истории. Я буду этому очень рада. Если не окажутся они полезными сразу, надеюсь, вспомнятся позднее и тоже помогут в какой-либо момент.
Так что, как все заметили, современные заповеди, которые диктует наш мир, весьма отличаются от тех, что были признаны 2000 лет назад. Следуя им, если ваши цели такие же, как мои, мы вместе покорим мир... А после будем почивать на лаврах. Вот так!   


Рецензии