Гротескный Гитлер в фильме Кролик Джоджо. Рецензия

Бывает, топаешь по осеннему лесу. Под ногами шуршит ковёр из тысяч разноцветных листьев. Жёлтые, золотые, красные. Подгнившие, разорванные и вдруг — бац! Зеленый и такой летний и почти нетронутый позолотой свежий лист. И ты радуешься этой находке. Свежее и живое. Именно таким стал фильм «Кролик Джоджо» для  меня как зрителя. Удивительным и по форме, и по стилистике.

   Часть зрителей поглядев эту вещь поморщатся и вынесут вердикт, что перед ними неудачный фарс. Что не надо было выставлять нам такого Гитлера.  Зачем, мол, из монстра лепить придурковатого остолопа в ядовитых жёлтых шароварах? Совсем нестрашного, смешного, в чём-то даже привлекательного. И все это еще под  музыку «Битлз».

Другая часть зрителей и я в том числе будут смеяться и поражаться такой вот трактовке одного из самых одиозных исторических персонажей. Для меня «Кролик Джоджо» стал этакой каруселью эмоций. Где страх перемежается разряжающим напряжённую атмосферу смехом. Где слёзы и виселицы «фаршируют» тело гротескной поджаренной «тушки» под названием фильм «Кролик Джоджо». Вроде бы фильм как будто снят для детей. Но в то же время в нём поднимаются глубинные вопросы человеческой жизни середины 20 века. Чем люди отличаются друг от друга? Почему одни берут право считать себя выше других? Может ли нацист и еврейка быть друзьями, или только врагами?

  Режиссёр Тайка Вайтити решился взяться за довольно рискованный для своей неплохой репутации проект, надо сказать. Фантастическая история про 10-летнего блондина- нациста с воображаемым другом — малоприятным персонажем и диктатором Гитлером- не кажется кассовым хитом. Скорее, такой тандем заинтересует больше психиатров, нежели серьезную зрительскую массу. А ведь Вайтити имеет в багаже один из лучших проектов Марвел - «Тор. Рагнарёк» и невероятный по умению создания новых вселенных сериал «Мандалорец». И вот он вместо того чтобы и дальше рубить «капусту» на кассовых фильмах, делает изгиб в своей карьере и идёт на морковку, которую так любят кушать кролики. «Кролик Джоджо» - совсем иное кино, и предсказать ему успех никто не мог бы даже в самых радужных снах.

Этот шаг режиссёра оказался оправданным. Вещь получилась на загляденье. Это вообще один из лучших комедийных фильмов и нестандартных одновременно за последние пятилетие.

  В центре повествования судьба 10-летнего мальчика на закате Второй мировой Войны. Голова его напичкана нацисткой пропагандой. Он сжигает книги, верит в бредни, что евреи ходят с рогами и спят как летучие мыши вверх ногами, прикрепившись к потолку ступнями. Джоджо Бетзлер (актёр Роман Гриффин Дэвис) свою роль талантливого мальчика исполнил наивно-трогательно. И это его дебют в кино и классный дебют! Какие глаза он делает, когда один из нацистов рассказывает ему, что русские уже под Берлином и они едят нациков на завтрак.

 В том взгляде и страх, и неверие, и желание спрятаться куда-то под пол от всего этого военного ужаса. Он чувствует, что что-то не так со всей этой нацисткой системой. Но не сразу понимает это, а развивая свою наблюдательность и делая выводы. Нацизм близок к своему краху. Паренек все еще надеется, что кто-то спасет его Германию.  Умильно слышать, как он интересуется у своего приятеля (очень колоритный толстячок Йорки (Арчи Йейтс) кто воюет против Германии сейчас? Ответ: почти весь мир. Европа, русские, американцы, китайцы. Африканцы и проч. А кто за нас? Одни японцы. И заметь, они не шибко то походят на истинных арийцев. Вот какая незадача. Дело Гитлера гибнет на глазах парня.

В целом кинематографический прием, когда самые большие диктаторы подвергаются не очернению, а насмешке, не нов. Вспомним хотя бы «Великий Диктатор» Чарли Чаплина. Тусклая, не смешная, наспех состряпанная отечественная лента «Гитлер капут». А вот в «Кролик Джорджо» актер-режиссёр Тайка Вайтити подал образ Гитлера в крайне гротескной манере. В стиле Чаплина, и даже внешне они весьма похожи. И если мы ищем параллели и дальше, то и киношная мама Джорджо Рози (Скарлетт Йохансон) своим образом отсылает меня к великой Мерлин Монро. Жаль, что ей авторы проекта отрезали такой небольшой кусочек от пирога под названием фильм «Кролик Джорджо». Но и в условиях ограниченного хронометража Скарлет сумела создать образ женщины с Большой Буквы. Философа. Борца. Матери. Между ней и сыном как будто существует некая неуловимая глубинная ментальная привязанность. Она очень женственна при этом в фильме. И — яркая.

Нельзя обойти стороной и вроде бы простенькую роль начальника лагеря нацистов для «правильного» воспитания детей капитана Клензельдорфа (Сэм Рокуэлл). Поначалу это просто карикатура, плоский образ нациста, со странностями, не стоящий и выеденного яйца. И тут — бац!- он оказывается одним из самых многоплановых персонажей. В нём никак не ожидалось мне, как зрителю, увидеть человечность, благородство, находчивость. Он - нацист, но странно, вызывает даже некоторую симпатию.
 
Что касается подруги Джорджо, которую он и не ждал и не ведал увидеть, а тем более подружиться, Эльзы (Томасин Маккензи), то что-то особенное сказать об этом персонаже сложно. Не шибко то разгуляешься в плане проработки пластики образа сидя почти весь фильм за стенкой. Умна и красива,да. Вот и всё, пожалуй.

В целом, фильм «Кролик Джорджо» одна из лучших пародий на диктаторов в кино и реально смешная, глубокая комедия-фарс. Эта вещь подарит зрителю целую гамму эмоций.

10 из 10.    


Рецензии