Лыковы были таежными крестьянами!

Друзья!

Кто из нас не знает про Агафью Лыкову? Про таежную семью староверов, затерявшейся в хакасской тайге. Исход старообрядцев Лыковых- самоизоляция длиною в 300 лет.
В Сети нашел канал https://zen.yandex.ru/id/5edbc605b9e5d6569ed15dbc, где собраны десятки интересных историй об этих отшельниках. «Занятные истории обычных вещей» ведет автор-женщина, не назвавшая своего имени. Она очень серьезно углубилась  в занятную историю  русских староверов.
«…Оказывается, изначально предки Лыковых проживали ни много, ни мало - в Нижегородской губернии. Но, после религиозных реформ патриарха Никона в середине XVII века и раскола церкви, тысячи старообрядческих семей снялись с привычных, родовых мест и отправились за новой долей. И Лыковы не были исключением: перебравшись через Уральские горы, облюбовали себе место на берегу притока Тобола - реки Исеть. Известно, что прадед Карпа Лыкова родился уже на Тоболе. Но гонения продолжались, и старообрядцы уходят дальше, на Алтай, в долину реки Иши, обосновавшись в староверском же поселке Карагайка.
До нынешних дней дошли сведения, что Лыковы свои взгляды на общественный строй и религию не скрывали и открыто высказывались и в адрес царя, и церкви. В итоге в конце XIX века строптивых староверов приказом властей снова выселяют с обжитых мест, и они уходят еще глубже в Сибирь, а точнее в долину реки Большой Абакан, основав недалеко от целебного источника заимку Тиши. Переселяется на Абакан и отец Карпа Лыкова Осип Лыков. Исход к новому месту был делом очень трудным, приходилось нести с собой весь скарб, инвентарь, вести скотину. Люди шли с детьми, младенцев несли на руках. Но дошли, облюбовали новые места и начали все сначала».
Все…сначала!? Какая же сила духа была у гонимых царской властью людей!
При коммунистах все обернулось иначе, но не менее трагично!
«…После первых публикаций Пескова читатели "Комсомолки" стали присылать столько подарков, что они хранились не только в избушке, но и под навесом: в основном инструменты всех сортов, а кто-то прислал зонтик. Когда журналист объяснил Агафье назначение непонятного предмета, отшельница долго хихикала, видимо, представляла себя с этим самым зонтиком в тайге.
Отец Ерофея прислал в подарок старенькое ружье, попросив принять "как милостыню". Староверы приняли, и Агафья начала охотиться с ним, причем довольно удачно. Песков заметил, что Лыкову тоже хочется попробовать, хоть ни слова не сказал об этом, и Василий Михайлович сам предложил старику пострелять, поставив в качестве мишени старый кед. Карп Осипович попал в него и радовался своему выстрелу как ребенок, а Агафья тут же прибрала ружье, приговаривая, что нечего зря "порох" переводить.
Сами публикации, как я уже писала, Агафья с отцом не читали, но, видимо, геологи им пересказали или прочли. И, когда Песков спросил, как они относятся к тому, что люди в миру знают о том, как они живут в тайге, Лыков ответил, что они решили: ничего в том плохого нет. (Но публикации все же хранили в поленнице, а не в избушке) ;
Во многих комментариях поднимался вопрос о двойственных стандартах семьи старообрядцев: что-то они считали возможным принимать в качестве подарков, а что-то нет. Читая материалы для статьи, я нашла абзац, где Песков прямо говорит об отношении Карпа Осиповича к мирской помощи: они принимали ее как последнее средство, без которого никак (права была читательница, предположившая этот вариант). И тот факт, что все чаще приходилось принимать такую помощь, очень печалил старика Лыкова. Под конец он сам признавал, что без нее они выжить уже не смогут. Я думаю, что и Агафья сейчас это тоже понимает - возраст уже не тот.
Интересным мне показался вопрос о том, обновлялся ли семенной фонд. И оказалось, что картошка не обновлялась ни разу, но, тем не менее, урожай Лыковы всегда собирали хороший, и клубни до сих пор хорошие. Из наблюдений журналиста и Назарова (врача, посещавшего Лыковых) я узнала, что огород обычно удобряли сжатой травой, которая потом перепревала в кучах. Кроме того на гряды набрасывали на гряды ветки березы и кедра. И сразу вопрос о домашних животных: их не держали, потому что "не было племя". А вот, узнав, что "в миру" есть закон о браконьерстве, Лыков очень переживал, как им быть, ведь без рыбы они не проживут. Песков с трудом успокоил старика, пообещав поговорить в районе, чтобы Лыковым дали разрешение. (На мой взгляд, очень любопытный факт, говорящий об уважительном отношении главы семьи к закону.)
Как-то в комментариях зашел разговор о количестве изб. Кстати, я тоже не понимала, зачем на заимке аж три избы, когда много лет вся семья ютилась в одной и очень крохотной. Оказывается, вторую избу начали строить еще сыновья. Когда они умерли, Лыков долго печалился из-за недостроенной избушки. Видимо, Песков тоже, как и мы, не понимал причины и задал Карпу Осиповичу прямой вопрос. Ответ старика в очередной раз сломал мое представление о нем - из-за Агафьи. Отец надеялся, что удастся "залучить" какого-то "доброго христианина", а изба уже будет готова. Заодно отец с дочерью рассказали, что приходил на заимку какой-то жулик. Сказался старовером, помогал Лыковым. Но оказалось, аккуратно выведывал, нет ли на заимке золота и собольих шкурок. А когда узнал, что нет, ушел и, слава Богу, что не причинил вреда Лыковым.
Кто-то из читателей просил меня узнать про лекарственные растения, которыми лечились старообрядцы все эти годы. Агафья рассказала, что знает более трех десятков растений: как их приготовить и при каких заболеваниях применять. Но больше всех о лекарственных травах знала Наталья. Среди лечебных растений, которые она назвала, были ревень, чистотел, репейник и крапива. Последней Лыковы лечились от удара, надсады, увечья, но после ее приема, по словам Агафьи, нужно "беречься". Папоротник пили от испуга. Пыльцой грибов-дождевиков лечили грыжи, но пыльца эта очень ядовита для глаз. Раны и порезы заливали смолой ели, пихтовой серой, ольховые шишки употребляли при простуде, а зверобой вообще от многих болезней полезен. (Хочу отдельно предупредить, что не стоит сразу испытывать на себе непроверенные рецепты Лыковых!) А вот зубы лечили молитвой, если же не помогало, то дышали над паром горячей картошки. А вот вопрос журналиста о том, как вырывали, никто не понял: "Зачем вырывать?" Так что можно сделать вывод, что не вырывали ни разу».
…И все же коварный вирус,  неосторожно занесенный в тайгу приезжими,  подкосил семью Лыковых.От него не нашлось снадобий!
Уцелела лишь одна Агафья! Она и сегодня живет там, в глуши , где могилы ее родных и предков! Пожелаем же ей крепкого здоровья и долгих –долгих лет непростой отшельнической  жизни!
Вл.Назаров

**************
1.КАК АГАФЬЯ ЛЫКОВА ОДНА СМОГЛА ПЕРЕСЕЛИТЬСЯ НА НОВОЕ МЕСТО, ИЛИ О СИЛЕ ДУХА НАШИХ ЛЮДЕЙ
Оказывается, в 1987 году отец и дочь Лыковы переселились на новое место. Вернее, на старое. А еще вернее - вернулись туда, где жили до того, как ушли в самую глухомань. Стоянка тоже на Еринате (честно говоря, я не очень ориентируюсь именно в тех местах, если б была карта, лучше всего топографическая, но увы - нету.????? Так что будем без нее). Лыковы перебрались туда, потому что на новом месте и климат помягче (дольше длится теплый сезон, место закрыто от северных ветров, и больше времени для созревания культур), земля родит лучше (чернозем), да и, как я поняла, к людям поближе.
Узнав об этом, Игорь Павлович Назаров (врач, долгое время наблюдавший Лыковых) решил навестить отшельников и в начале сентября группа из 4-х человек выехала в Абакан. Читая заметки Назарова, в который раз убеждаюсь, что никто на заимку вертолеты специально не гоняет (ну, кроме, может быть власть имущих - им "попутного" вертолета ждать не с руки). Остальные, желающие попасть на заимку, терпеливо ждут "попутки". В тот раз, когда Песков и Назаров одновременно попали к Лыковым, им пришлось ждать несколько дней.
Получается, те читатели, кто подсчитывал стоимость рейса, могут не волноваться - не летают к ней вертолеты специально. Мы как-то не подумали, что ведь там тайга, и до многих точек (например до тех же геологов) можно добраться только воздухом. Так что летчики берут визитеров на борт только тогда, когда летят в ту сторону, причем часто даже не садятся: вертолет просто зависает над косой и на нее же сбрасывают грузы (бывало и так, что грузы при этом ломались.??)
В этот раз группе повезло и попутный вертолет вылетел почти сразу. Очутившись на косе, гости пошли по еле заметной тропке наверх. Вскоре они встретили Карпа Осиповича, вышедшего им навстречу и не спеша направились на заимку. Первое, что они увидели, подходя - новенький лабаз. Только представьте себе - он был поднят на столбах на высоту около 4-х метров и укреплен среди деревьев. И этот лабаз Агафья построила и подняла наверх ОДНА!! Не знаю, как у вас, а у меня это просто в голове не укладывается.
На самой поляне гости увидели множество поваленных и срубленных деревьев, и расчищенное пространство под грядки огорода. Все это Агафья сделала одна, об этом сказал сам старик Лыков. Только новую избу сложили отшельникам лесники. Даже переезжала Агафья одна. Вернее, по ее рассказам она много раз ходила на Каир (в поселок) просить вертолет, и два раза ее на вертолете все же подбросили, а остальное - сама, 35 (!) раз сходила туда и обратно (понятно, что не с пустыми руками). Даже Ерофей помочь с переездом отказался, только дом помогал поставить. (Была, все же, какая-то там история, уж и не знаю, может, правда, лучше все собрать и написать, чтобы не множить и без того разные слухи?)
Не знаю, как вас, а меня эта история с переездом просто потрясла. Расстояние в один конец - около 20 км. Агафья ходила одна, зимой и ранней весной -по заснеженным горам и через речные полыньи, таща груз за плечами. Огромные, сорокалетние деревья она пилила тоже одна, ручной пилой, сваливала их на склоне горы и там распиливала на части. Чтобы все успеть и приготовить гряды к посеву, часто приходилось работать и ночью. Вдобавок у Агафьи сильно воспалился глаз, поэтому видела она плохо, только под ногами. Старик Лыков пришел на новое место в конце зимы, шел четверо суток (с больной ногой), ночуя у костра. Агафья же, завершив "переезд" две недели лежала, не вставая. А потом они жили в маленькой старой лачуге 2 на 2 метра, продуваемой из всех щелей, дожидаясь, пока возведут избу.
У меня, как и у Назарова, возник один и тот же вопрос: почему геологи, так часто говорившие, что взяли шефство над отшельниками, не помогли им переехать?! И еще: насколько силен дух и воля к победе у наших людей. Какие там кони на скаку и горящие избы? То, что совершила Агафья, на мой взгляд гораздо сложнее.
https://zen.yandex.ru/id/5edbc605b9e5d6569ed15dbc
**********************

2.ПОЧЕМУ ТАЕЖНАЯ КАРТОШКА ПОБИЛА ЛУЧШИЕ МИРОВЫЕ СОРТА, ИЛИ ОГОРОДНЫЕ СЕКРЕТЫ ЛЫКОВЫХ
В продолжение разговора, начатого предыдущей статьей о том, как Агафья в одиночку расчищала участок для "новой-старой" заимки, я хочу рассказать, как готовил землю под пашни и избу Карп Осипович, когда привел семью на Еринат в первый раз много лет назад, а самое главное - поделиться наблюдениями Лыковых о том, как увеличить и сохранить свой урожай.
Место под заимку староверы выбирали, ориентируясь на деревья: народные примеры говорят, что березы, осины и ивы растут на хорошей, плодородной почве. Пробные посадки на южном, открытом склоне подтвердили, что выбор был удачным. А чтобы расчистить землю, Лыков не просто спиливал огромные деревья, а потом выкорчевывал неохватные пни. Он поступал хитрее: очищал от земли и подрубал корни, а ветер и солнце завершали за него работу. Поваленные деревья скатывались по склону вниз.
Для вспашки Лыковы пользовались мотыгами, причем, что интересно - для разного типа почвы использовались разные формы мотыг: для плотной почвы, вспахиваемой впервые - более широкая, а для мягкой - более узкая и легкая. Не знаю, как вам, а мне поневоле вспоминаются споры помощников с Агафьей, когда она утверждала, что надо обрабатывать землю мотыгой, а не лопатой. Все воспринимали эти требования как капризы вредной отшельницы, а у нее за спиной стоял сорокалетний опыт обработки этой самой земли, причем проверенный практически.
Во время одного из визитов И.П. Назарова (врача, наблюдавшего Лыковых), с ним приехал доцент Ишимского сельхозинститута В.И. Шадурский, углубленно изучавший земледелие именно в условиях Сибири. И по его мнению, переход на мотыжный способ обработки земли в тех условиях был не просто правильным решением, он свидетельствовал о таланте Лыковых! Вот такие открываются интересные нюансы.??
Сам огород, расположенный на склоне, делился у семьи на нижний, средний и верхний. На нижнем участке они сажали те культуры, которые были устойчивы к низким температурам (горох, репа, лук и озимая рожь), на среднем тоже росли репа, горох и картофель, а на верхнем только картофель. В итоге, такое расположение посевов позволяло Лыковым, во-первых, не рисковать всем урожаем в случае непогоды, а во-вторых, постепенно убирать урожай.
Когда В.И. Шадурский изучил семенной фонд Лыковых, он пришел к совершенно удивительным выводам. Например, "мозговой" горох, выращиваемый староверами, имеет по 7-8 крупных горошин в каждом стручке и приносит по 25-30 стручков на каждом стебле, что значительно превосходит селекционные сорта. По словам Агафьи и Карпа Осиповича, этот сорт гороха не боится холодов, его можно высевать первым, он нетребователен к плодородности почвы и очень питателен. А еще на грядах, где до этого рос горох, хорошо растут другие овощи.
Горох и бобы Лыковы ели свежими и вареными, а репу, которую они выращивали в огромных количествах (по 300-330 ведер) - ели в свежем, тушеном и печеном виде. Пытались старообрядцы выращивать и капусту, но получить семена и сохранить их до посадки они не смогли. Со времен своей юности, до ухода в тайгу, Карп Осипович знал про огурцы, но выращивать их семья даже не пыталась, так как не было домашних животных, а значит не было навоза. Выращивали Лыковы и лук, а вместо чеснока ели лесную черемшу.
Но самым главным в их рационе был, конечно, картофель. После того, как образцы лыковского картофеля были вывезены "в мир" и изучены, ученые пришли к выводу, что по содержанию крахмала этот сорт лишь немного уступает мировому (!!) лидеру, который содержит около 30% крахмала, а в картофеле староверов его 26%. Обычные же сорта типа "Синеглазки" и "Идеала" содержат лишь 14-15%. Кроме того, картошка с таежной заимки намного превосходит эти сорта по урожайности и вкусу.
Точно так же можно сказать очень много хорошего и о сорте озимой ржи и ячменя, выращиваемых Лыковыми. К тому же староверы поделились очень любопытным способом проверки зерна на всхожесть, неизвестный на тот момент науке - зерно бросали в воду, и, если из зерна выходил пузырек воздуха, это означало, что зерно хорошее и всходы будут, а если пузырька нет - то оно мертвое.
Гряды, где выращивались корнеплоды, Лыковы удобряли золой, а пашню, отведенную под зерновые - травой, листьями и хвоей деревьев. Кроме того, семья очень хорошо разбиралась в сроках выращивания культур на одном месте, а также в принципах их чередования. Так, например, по словам Карпа Осиповича "после лука хорошо родятся все хлеба, а после озимой ржи - картошка". Чтобы избежать вымораживания на грядах разбрасывали хвойные лапы, а для дополнительного опыления по рядам растений протаскивали веревку (просто и здорово ??).
Картошку Лыковы выкапывали только после того, как ботва полностью замерзнет, по их словам такой картофель меньше травмируется и лучше хранится. Шадурский подтвердил правильность выводов староверов, рассказав, что в солнечные дни, но в холодные ночи клубни набирают углеводы наиболее интенсивно. Для лучшей сохранности картофель пересыпали луковой шелухой и слоями редьки. Скажу честно - огородник из меня никакой. Возможно, для кого-то то, что я рассказала, не новость, я же сделала следующий вывод: ни один из Лыковых не учился не то, что в сельхозакадемии, а даже в школе. И они всего лишь на основе своих наблюдений достигли таких результатов.
Не знаю, как вам, а для меня Лыковы открылись еще одной, совершенно неведомой ранее стороной, еще раз подтверждающей важность и полезность изучения опыта жизни этой семьи.
https://zen.yandex.ru/id/5edbc605b9e5d6569ed15dbc
********************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
20 октября 2020 года.


Рецензии