Синусоида

Обеим сторонам обучения искусству: формальной – обучению художественному творчеству и содержательной – эстетическому воспитанию надлежит уделять внимание постоянно, однако на какой из них делать акцент зависит от возрастных особенностей учеников. Приблизительно с двух лет дети начинают осваивать изобразительную деятельность как одну из человеческих деятельностей, работая в объеме (глине или пластилине) или на плоскости, оставляя на стене или бумаге свои детские каракули. Каракули – бесценная детская деятельность, комплексно ритмизующая речь и руку, организующая мышление ребёнка. Рисование каракулей в присутствии взрослого, беседа взрослого с ребёнком по поводу нарисованного - важный, если не важнейший фактор детского развития. К трём с половиной годам, в большой степени в связи с общением со взрослыми дети начинают видеть в своих каракулях изображение предметов и явлений, и с этого времени их изобразительная деятельность всё в более и более становится одним из способов освоения мира. В норме с пяти лет дети способны и хотят осваивать жизнь через произведения искусства и в собственной изобразительной деятельности. С пяти до десяти лет дети восторженно любознательны, они творцы, поэты и художники. В это время они особенно восприимчивы к эстетически значимым личностным отношениям. В условиях обучения, отвечающего этим потребностям возраста, дети обретают красивые, добрые души. Для детей среднего школьного возраста, напротив, характерен в изобразительном искусстве интерес к ремеслу, к овладению приёмами рисования, лепки и живописи. Это позволяет детям, увлёкшимся изобразительным искусствам совершенствоваться в нём в дальнейшем. Дети старшего школьного возраста уже способны воспринимать искусство как способ эстетического освоения действительности. Это позволяет тем, кто в жизни предпочёл изобразительному искусству другие виды деятельности, совершенствоваться в качестве зрителей, поднимаясь к высотам эстетического освоения социума, природы, Бога и человека. Графически процесс обучения искусству можно рассмотреть вдоль горизонтальной оси, на которой отложены возраста детей. Если на вертикальной оси вверх от «0» откладывать степень интереса к эстетическим значимостям и оценкам, а вниз от «0» к овладению художественными навыками и умениями, то процесс обучения искусству предстанет вначале возрастающей амплидуды синусоидой, простирающейся вдоль горизонтальной оси графика, а в конце кривой, гиперболически устремляющейся вверх к высотам эстетического освоения мира и вниз к глубинам изобразительного мастерства.

Осмысление экспериментальной программы «Изобразительное искусство и художественный труд» пригодилось мне при разработке авторской программы эстетического семейного клуба изобразительного искусства «Эскиз». Это отражено в матариалах к занятиям клуба.


Рецензии