Куда мы пришли?

С IV века нашей эры, особенно со времён правления римского императора Константина I Великого, Вселенская Церковь, обольщённая богатствои и властью, отошла от чистоты первохристианства. С 538 года средневековое папство стало произносить слова против Всевышнего, угнетать Его святых, возмечтало отменить у них праздничные времена и закон, и святые оказались преданными в его руку до 1798 года (Дан.7;25). Реформация решилась «нАчать процесс перестройки» католицизма, чтобы сделать католицизм «с человеческим лицом». «Процесс пошёл» и привёл к протестантизму. Дальше всех в этом очистительном движении зашли анабаптисты.
 
Анабаптизм зародился в Швейцарии как критика цвинглианства, требовавшая более далеко идущих реформ в Цюрихе. Поддерживая вначале цвинглианскую критику нерешительности реформаторской деятельности Лютера, анабаптисты впоследствии подвергли критике и самого Цвингли. Движение Швейцарских братьев (как сами себя назвали анабаптисты) возглавил сын влиятельного члена городского совета Цюриха, один из руководителей богословской школы, открытой Цвингли в Цолликоне, вблизи Цюриха, Конрад Гребель, основываясь на многих местах Священного Писания, в частности на книге Деяний Апостолов, где (Деян.2;37,38,41), услышав проповедь Апостола Петра, люди «умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Пётр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа вследствие прощения грехов и получите дар Святого Духа... Итак, охотно принявшие слово его крестились». Для того, чтобы креститься, людям надо было услышать слово благовествования, охотно принять его, умилиться сердцем, спросить: «Что нам делать?», покаяться для прощения грехов и в процессе крещения пообещать Богу быть Ему верными, добрыми, не ленивыми и не лукавыми рабами. «Что из этого» - спросили анабаптисты – «может совершить младенец?» и ответили: «Ничего». Покаяние и крещение должны осуществляться людьми в сознательном возрасте, в добровольном порядке, а принятое в католичестве крещение младенцев идёт вразрез с Писанием. Следовательно, людям, крещённым в младенческом возрасте, желающим заключить завет с Богом, необходимо перекреститься. Основными признаками анабаптизма (перекрещенства) стали призыв к крещению по вере в сознательном возрасте, отрицание централизованной церковной организации, отрицание присяги, военной службы, отказ подчиняться правительству в сферах, противоречащих религиозным убеждениям. Гонения на анабаптистов, вызванные их богословием, возросли в результате Крестьянской войны в Германии.

24 февраля 1524 г. в швейцарской общине Шлайтхайм в кантоне Шаффхаузен группа Швейцарских братьев приняла Шлайтхаймское исповедание, ставшее главным вероисповедным документом анабаптистов Швейцарии и Южной Германии. Автором исповедания считается Михаэль Заттлер.  В Исповедании отрицается крещение младенцев, утверждается крещение верующих в сознательном возрасте; допускается отлучение членов церкви, решившихся следовать за Христом, но вернувшихся на путь греха, и не раскаившихся после наставления со стороны церкви; устанавливается причащение лишь для принявших крещение в сознательном возрасте и живущих согласно заповедям Христа; устанавливается отделение церкви от государства; устанавливются правила избрания священнослужителей; устанавливается христианский пацифизм; запрещаются всякого рода клятвы и присяги. Бальтазар Губмайер, видный деятель анабаптизма, критиковал декларируемые в Исповедании принципы отделения церкви от государства и непротивления злу. Швейцарские братья направили текст Шлайтхаймского исповедания для ознакомления Ульриху Цвингли и Жану Кальвину, но Цвингли и Кальвин отвергли Исповедание.

Анабаптисты  подвергались жестоким гонениям, во время которых ни католические ни протестантские владыки не проявляли к ним жалости. Анабаптисты восходили на костры и эшафоты десятками с удивляющей современников стойкостью, которую Лютер объяснял сатанинским наваждением.

Менно Симонс (ок.1496-1561) был католическим священником с 1524 г., оказался под влиянием сторонников радикальной Реформации, трудов Лютера и Эразма Роттердамского. В 1530 г. Менно признал, что взгляды анабаптистов на крещение более соответствуют Библии, нежели взгляды католиков, Лютера и других лидеров Реформации. Симонс утверждал, что миллитаризм Мюнстерской коммуны противоречит библейскому христианству, призванному нести мир, а не войну. В 1536 г. Менно перешёл в анабаптизм, в 1537 опубликовал трактат «О духовном воскресении», в 1538 – сочинение «О новом творении», в котором написал, что католическая церковь подменила собой Христа, скрыв Его за пышным церемониалом, но в Царствие Божие войдут лишь те, кто, став новым творением, сохранит верность Христу. В 1539 г. Симонс опубликовал «Размышления над 24-м псалмом» и «Объяснения христианского крещения» с изложением богословия и практики крещения ранних анабаптистов. В следующем 1540 г. был издан главный труд Симонса «Основания христианской веры», в котором было дано систематическое изложение вероучения. Последователей Менно Симонса стали называть умеренными анабаптистами или меннонитами.

В 1609 г. в Амстердаме под влиянием менонитов возникла первая община баптистов, характерная особенность вероучения которых добровольное сознательное крещение верующих взрослых людей, имеющих твёрдые христианские убеждения, рождённых свыше, отвергшихся греховного образа жизни. Из всех догматик баптистская ближе всего к догматике первохристианства. Поэтому я, франконский еврей, помчался в колыбель анабаптизма и родину Шлайтхаймского исповедания Шлайтхайм, что в Швейцарии, в кантоне Шаффхаузен, и служу неподалёку в баптистской церкви в Шопхаиме.

Современная Церковь – лаодикийская, находящаяся в глубоком обольщении. Склонная к компромиссам, она ни холодна и не горяча. Она думает, что она богата, разбогатела и ни в чём не имеет нужды, и не знает, что она несчастна, жалка, бедна, слепа и нага. Для того, чтобы обогатиться, она нуждается в очищенном огнём золоте; чтобы одеться - в белых одеждах, чтобы видеть – в глазной мази. Она нуждается в покаянии (Отк.3;14-19). Сегодня, в какую бы церковь мы не пришли, мы попадём в  лаодикийскую. Как нет совершенных людей, так нет и совершенных церквей. Это не значит, что нам следует избегать церковь, - это было бы ошибкой и превозношением, но нам, приходя в церковь, следует понимать куда мы пришли.


Рецензии