Гл. 8 Цель

     Первоначально, когда писал этот раздел, он назывался  не «Цель», а «Смысл жизни», и я старательно и обоснованно выводил формулу смысла, возвращался к предыдущим разделам, объяснял их последовательность, логическую связь, показывал необходимость и даже неизбежность вывода. Я очень старался и, когда закончил, был просто счастлив. Получилось последовательно, стройно  и даже красиво. Я ликовал, правда, по примеру Архимеда голым не бегал и не вопил, но эйфория  была не меньшей.
    Но позже, когда давал читать рукопись друзьям и знакомым, они совсем не разделяли моего восторга. Я кипятился, доказывал, повторял аргументы, а они, хотя и не спорили, даже соглашались, но при этом пожимали плечами, как бы говоря: «Ну, и что?». Тогда задумался, почему они относятся к решению главного вопроса философии с таким безразличием.
    Понимание пришло не сразу, но пришло. Я осознал, что сам не понимал очевидного.
     Во-первых, большой интерес может вызвать только красивая мысль или утверждение, при этом она отнюдь не должна быть верной, но яркой, красивой, броской – обязательно. А решение, которое предлагал я, было до банальности простым.
   Во-вторых, сознание даже ярого атеиста остается в корнях теистическим (теос, деос – Бог). Мы в большинстве своем верующие и ждем чуда. Не важно, что кто-то убежденно не верит в Бога, значит, он верит в мировой разум, космический дух, переселение душ или во что-нибудь еще. Большая часть людей подсознательно убеждена, что есть некая высшая сила и решение вопроса смысла жизни связывают с постижением именно этой силы.
   А в-третьих, истина большинству людей не нужна, люди жаждут не истины, а счастья.
    Потом задумался над тем, почему Вернадский, подойдя вплотную к решению главного вопроса философии, не сделал последнего шага, даже полшага, ибо его учение о биосфере неминуемо вело к тому же решению. И пришел к выводу, что он не сделал этого умышленно – рано, социальное сознание не было готово это принять. Боюсь, что и семьдесят лет спустя оно также не готово.
     И еще вспомнил стихи Бориса Пастернака:
     В родстве со всем, что есть, уверясь
     И знаясь с будущим в быту,
     Нельзя не впасть к концу, как в ересь
     В неслыханную простоту.   
        Но мы пощажены не будем,
        Когда ее не утаим.
        Она всего нужнее людям,
        Но сложное понятней им.
     И наконец, вспомнил о титулованных доцентах и профессорах философии, которые узнав, что их обошел какой-то дилетант, причем даже не кандидат и вообще человек со стороны, непременно получат расстройство пищеварения. На такой антигуманный шаг я не пошел и решил не показывать вывода формулы смысла жизни. Я полностью переделал этот раздел, убрал все логические построения и оставил одну очевидность. Так лучше. Впрочем, кто внимательно прочитал предыдущие разделы, без большого труда может найти решение и сам. Оно несложно, оно буквально лежит на поверхности.

    А теперь, Уважаемый читатель, рассмотрим очевидность. Ранее мы уже детально рассмотрели и человека, и человечество, разложили их на простые составляющие и, в чем, надеюсь, убедил Вас, установили объективные причины их развития и прогресса, а также направленность этого развития - антиэнтропийный  рационализм. При этом появление разума не есть чудо, а лишь качественный скачок в развитии живой материи. Неразумная живая материя развивалась методом проб и ошибок: удачная проба сохранялась, неудачная погибала в процессе естественного отбора. Это надежный, но не быстрый и, главное, слишком расточи¬тельный способ. Появление разума позволило заменить этот способ на более рациональный и экономичный - предварительной оценки результатов действий. Конечно, он прежде всего относится к техносфере - средствам производства и жизнеобеспечения; ноосфере - сфере разума, накоплению и использованию информации, науке; социальной сфере - созданию более рациональных и гуманных норм взаимоотношений между людьми; но касается и биосферы - выведение более продуктивных видов растений и животных и сохранение диких видов, и даже гидро- и атмосферы - охрана внешней среды, таким образом, сознательная целенаправленная деятельность человека ныне охватывает все планетарные сферы и даже космическое пространство.
    Неразумная природа подвигалась к совершенству, как идет домой пьяный, с бесконечными спотыканиями и шараханьями от одного забора к другому, имея цель лишь в подсознании. Или как муравей, а еще лучше два муравья, тянущие добычу. Лишенная разума, она как слепой щенок тычется из стороны в сторону, иногда ползет назад, снова возвращается, тратя неимоверные силы на преодоление там, где до цели напрямую лишь рукой подать. Разум и обязан направить ее на кратчайший путь, но для этого он прежде обязан познать смысл и цель своего появления.
Рискнем?
    Здесь, как ни странно, мы опять подходим к вопросу о смысле жизни, Не новый, и весьма  риторический вопрос.  Кто в юности им не задавался? Все, кого коснулся дух сомнения и жажда познания не могли не задуматься над ним. Это неизбежная болезнь переходного периода духовного роста, первый симптом самосознания: "Кто я такой и для чего  живу? Почему я - это я? Почему чувствую только себя? Как ощущают себя другие? Для чего мы все живем?" Для человека верую¬щего этот вопрос решался просто - нас создал Бог и все в его воле. Точнее он не решался, а перекладывался на высшую силу, высший Божий разум. Для атеиста он был практически неразрешим, точнее не¬постижим, ибо должен был опереться на высший смысл, высшую цель. А что есть высший смысл?
    Но большинство людей, кого это сомнение посетило в юности, потом забывали о нем, появлялись конкретные цели и заботы: семья, дети, заботы о хлебе насущном, о расширении жилплощади и вступлении в дачный кооператив и т.д. Но забывали не все, некоторые продолжали думать и вымучивали такую сентенцию: “смысл жизни в самой жизни” или “смысл жизни в духовном совершенствовании”, что, согласитесь, хоть и коротко, но не слишком понятно. Эпикур изрек такую мудрость: "Наслаждайся жизнью, но помни о смерти". Эта мысль понравилась очень многим, особенно ее первая часть, вторую, все-таки, забывали, а иногда и не знали о ней. Но цель жизни, тем не менее, не прояснялась. Но кто самостоятельно додумывался, что смысл жизни в самой жизни, на этом успокаивался, беда в том, что эту простую мудрость очень трудно довести до других, до нее надо дойти самому, и еще беда в том, что для каждого решившего она имела прежде всего личный смысл, отчего и недоступна другим. Как преодолеть этот барьер, как индивидуальный смысл объединить во все¬общий?
Наверно надо найти то общее, что есть в каждом отдельном индивидуальном сознании, то направление, тот вектор, по которому движется, развивается и совершенствуется жизнь, как каждого в от¬дельности, так и всех вообще. Что же это за направление и к какой цели оно ведет?
   Есть такая легенда, а может исторический факт, я узнал об этом из телепередачи "Что? Где? Когда?", был задан такой вопрос знатокам. Как-то собрал восточный царь мудрецов и попросил их найти и описать все причины, мотивы и побуждения, которыми можно объяснить поступки людей. Вначале мудрецы написали большую книгу, потом переписали ее в одну страницу и, наконец, оставили одно единственное слово. И слово это было "выживание". Знатоки, кстати, дали неправильный ответ - "любовь", но любовь лишь промежуточный этап того же самого выживания. Хотя мне слово "выживание" не нравится, более подходящим и точным представляется - самосохранение. Им я и буду в дальнейшем пользоваться.
    Итак, самосохранение. Все живущее стремится к самосохранению, это весьма банальная истина, которую и доказывать-то нет смысла, К самосохранению стремится собака, убегающая от собачников; кошка, убегающая от собаки; мышь - от кошки, и таракан, улепетывающий от заметившей его хозяйки дома. Это в случае опасности, когда действия самосохранения очевидны. Но простое добывание пищи тоже есть действие, направленное на самосохранение, ибо без пищи, без питания наступает голодная смерть. Отсюда, все разумные человеческие действия, направленные на добывание и производство продуктов питания и других средств жизнеобеспечения имеют конечной целью самосохранение человечества.
     А инстинкт продолжения рода, один из главных мотивов поведения и принцип существования живой материи, тоже есть не что иное, как самосохранение, но не отдельного животного или человеческого индивида, а биологического вида, и не на время жизни одной особи, а до бесконечности. Слово бесконечность я не беру в кавычки, и почему, коснемся позже.
    Даже принцип естественного отбора, основанный на выбраковке и обречении на смерть неполноценных особей и индивидов, имеет своей целью самосохранение популяции.
   Ярчайший пример самосохранения я наблюдаю сейчас под своими окнами. Январь, а Монголия отнюдь не субтропическая страна и мо¬розы утром под тридцать, только к обеду солнце нагревает воздух где-то до минус десяти, но к вечеру опять резко холодает. А бездомные сучки весеннего помета начали щениться. Одна ощенилась под изгородью нашего двора. Щенят было восемь, они пищали и ползали под животом матери, собака лежала свернувшись и не вставала. Через день я увидел двух замерзших щенков, а собака лежала свернувшись, грела остальных и не поднималась. Еще через день погибших стало пятеро, но собака не двигалась. Потом я увидел, как она ела мертвого щенка.
   Содрогнется сердце гуманного читателя и возненавидит он автора за то, что не подкармливал ощенившуюся суку, поэтому не¬много о здешних собаках. Собак очень много, потому что Монголия страна традиционно мясоедная и на помойку выбрасывается много костей. К томy же нынешние, по крайней мере живущие в поселке, монголы далеко не полностью используют забитых животных и на помойку вместе с костями летят головы и ноги: бараньи, говяжьи, лошадиные и верблюжьи, так что кормовая база для собак есть. Собак, как я уже сказал, много, на каждого жителя приходится в периоды расцвета где-то две, а то и три. Поэтому день и ночь стоит лай, грызня - битва за помойку, а в периоды свадеб сущий содом. Полиция периодически отстреливает собак, один-два раза в год. Собаки, естественно, разбегаются, а когда мероприятие считается выполненным и кампания отстрела прекращается, возвращаются снова, так что отстрелы существенно на поголовье собак не влияют, основа - кормовая база: сколько отбросов, столь¬ко и собак. Хотя два-три десятка самых несообразительных попадаются на мушку и гибнут, поэтому тем собакам, которых хозяева считают своими, навешивают на шею разноцветные тряпочки. Но и этих "своих" никто специально не кормит, и ни одной конуры я не видел.
    Ну а что же наша сука? Она поднялась и оставила на время своих щенков только на вторую неделю, в обеденное время, когда  солнце пригрело то место, где она с ними лежала. Щенки уже были зрячими и заметно подросли, эти выживут.
   Но вернемся к закону самосохранения, как видим, он универсален и не требует особых доказательств. Но почему же его тогда не только не изучают, но даже не упоминают о нем ни в средней, ни в высшей школе? Может  он вообще неизвестен по причине своей простоты и очевидности? Вряд ли, но я встретил его описание только у Рона Хаббарда в его “Дианетике”, правда, он рассматривает его бегло в самом начале. Рассмотрим его основные постулаты.
   Динамический принцип существования - выживание. Все действия человека мотивируются исключительно стремлением выжить  - (это мы уже рассматривали).
Принцип опирается на четыре динамики:
   первая - стремление человека выжить ради самого себя и своих симбиотов (симбиоз – взаимоблагоприятное сосуществование различных видов, классов и типов животных и растений и их взаимозависимость, термин биологический, но в данном случае симбиоты - вся жизнеобеспечивающая сфера человека),
   вторая - выживание размножением и сохранением потомства,
   третья - выживание родственных групп (вспомните социальную сферу, выживание одной семьи или маленькой группы людей не дает возмож¬ности сохранения достижений цивилизации)
   четвертая - стремление человека к выживанию для человечества (здесь уже требуется самопожертвование) и выживание человечества с сохранением симбиотов.
    Абсолютная   цель   выживания -  бессмертие, или бесконечное выживание.
    Как видите, все довольно просто, хотя для лучшего понимания третьей и четвертой динамик, надо несколько изменить определение. Звучать оно будет так: каждая   система   стремится  к   самосохранению.
Здесь сразу возникает вопрос: что такое система? А система - это упорядоченная совокупность взаимозависимых элементов, выполняющих общую функцию. Систем великое множество, хотя выполнять функцию, естественно, могут только системы живой материи, системные элементы косной материи просто взаимозависимы по причине химической или атомной связи, но ни к чему стремиться не могут. Но эту тонкость мы рассмотрим чуть позже.
   Любой животный организм есть система взаимосвязанных внутренних органов, скелета, мышц, кожи и т.д., выполняющих функцию жизни; семья есть система, выполняющая функцию продолжения человеческого рода; государство - функцию защиты и упорядочения жизни своих подданных, но, и это надо хорошо запомнить: функция   не   всегда   совпадает   с   главной   целью   системы, ибо главная цель, как уже отметили, самосохранение.  Цель и функция едина у биологических систем (у животных и человека); близки, но уже не едины у семьи, и в случае, если кто-либо из супругов неспособен к продолжению рода, сохранение такой семьи приведет к невыполнению функции - детей не будет.
    У социальных, социально-производственных систем цель и функция бывают прямопротивоположны. Рассмотрим  банальный пример: управленческая система (бюрократия), ее функция - рациональное управление социальной структурой (производством, населенным пунктом), но главная цель - самосохранение - заставляет систему расширяться, усложняться, занимать ключевые позиции технологических процессов, где управление зачастую и не нужно, все это ведет к раздуванию управленческих штатов, возрастанию накладных расходов и тормозит производство, т.е. ухудшает выполнение основной функции. Вообще, бюрократия – высшая форма живой материи, поскольку успешно размножается не только в благоприятных, но и неблагоприятных условиях.
   Очень интересная тема, она, кстати, объясняет бесконечный социальный конфликт на всех этапах жизни человечества, а это говорит о том, что социальная система все еще складывается. У сложившейся системы цель и функция едины, или функция напрямую зависит от цели и ни в коем случае ей не противоречит. А поскольку цель неизменна - самосохранение, необходимо, чтобы и функция служила этой цели.
Кстати, в связи с этим, цель и функция совпадают у криминальных структур, поэтому они столь живучи.
   То, что цель и функция не всегда совпадают, мне пришлось прочувствовать на собственной шкуре, точнее шее. Был в моей биографии один глупый случай. В апреле тысяча девятьсот восемьдесят второго года пришлось мне помогать милиционеру в задержании нарушителей. Согласитесь, поступок нетипичный при нашем средне-статистическом отношении к милиции,  но я гражданин законопослушный, ранее никогда не привлекался и не задерживался, и был свято убежден, что "моя милиция меня бережет". В отделении, куда мы прибыли, меня в суматохе тоже приняли за нарушителя, а когда попытался протестовать, то получил по шее и оказался за решеткой. Правда, очень скоро освободили, но у дежурного капитана, который приложился к моей шее, извинений я так и не добился. Я был возмущен, потрясен и т.д. и решил искать правды - написал заявление в областное управление. Дня через три меня туда вызвали, где со мной беседовал полковник милиции Скворцов (если память не изменяет), он задавал вопросы, я отвечал, и он все неторопливо записывал. Напоследок  сказал, что дело рассмотрит и примет меры. Больше меня никуда не вызывали, да я, признаться, уже поостыл и сам не интересовался. Но позже от знакомого, близкого к тем кругам, узнал, что в отделении по факту заявления было проведено собрание, и все коллеги того капитана единодушно подтвердили, что я был нетрезв, вел себя вызывающе и принятые ко мне меры вполне оправданы. Тогда я понял, что милиция в первую очередь бережет самое себя, а потом уже нас,  законопослушных граждан.
   Но не будем слишком взыскательны к милиции, даже ей не под силу преодолеть мировой закон.
   Итак, цель любой системы - самосохранение. Этот закон даже более универсален, чем Вы думаете, он имеет отношение не только к живой материи, где его проявление очевидно, но и к косной, правда, в последнем случае определяется несколько иначе: всякая система стремится к сохранению своего состояния. Несложный школьный при¬мер: вода в жидком фазовом состоянии - для того, чтобы нагреть или охладить один грамм воды на  один градус, надо добавить или отнять одну калорию тепла. Для того же, чтобы превратить один грамм воды в лед - другое фазовое состояние, твердое кристаллическое, надо уже отнять восемьдесят калорий тепла. А чтобы тот же грамм жидкой воды перевести в газовую фазу - пар, уже необходимо затратить пятьсот тридцать девять калорий. Каждое фазовое состояние стремится к самосохранению.
   Но не будем отвлекаться, а вернемся к живой материи. Живая материя - очень сложная, динамическая, но тоже система; значит, имеет целью самосохранение. Человечество - тоже система, и тоже, несмотря на непрекращающееся самоистребление, имеет целью самосохранение. Отсюда тривиальный вывод - цель жизни в сохранении жизни. Вижу глубокое разочарование на лице Уважаемого читателя, логически будто бы и верно, но не впечатляет, слишком уж просто и даже банально. Да и зачем, собственно, самосохраняться, живи себе на здоровье и радуйся. Конечно, каждому человеку надо остерегаться, чтобы не попасть под машину или еще куда не свалиться, но а человечеству-то чего остерегаться, кроме самого себя. А критически настроенный Читатель тут же может возразить, что-де в разделе "Проклятие рода человеческого" автор, наоборот, доказывал, что войны и взаимоистребление людей в условиях переполнения экологи-ческой ниши объективно неизбежны. Даже странно говорить о самосохранении, если исторической реальностью является взаимоуничтожение. И, тем не менее, взаимоуничтожение,  служит   цели   самосохранения. Это абсурдное на первый взгляд утверждение легко доказуемо, если подходить к проблеме с позиций формальной логики, оставив в стороне эмоции. Во-первых, никакое племя или государство, начиная войну, не ставит цели самоуничтожиться, а совсем наоборот, победить противника и использовать его земли, ресурсы для собственного процветания. Во-вторых, представьте такую ситуацию: на маленьком острове оказались две семьи, ресурсы острова могут прокормить только одну семью, что им делать? Умирать всем за компанию с голода, или по¬пытаться уничтожить соседа? Чтобы выжить, должна остаться одна семья. Подобная ситуация была показана в японском фильме  “Легенда о Нарайяме".  В нем повествуется о жизни деревни позапрошлого века. Маленькая японская деревня с ограниченным наделом земли. Количество детей жители ограничивают очень просто - лишних новорожденных выбрасывают. Семью, в которой много детей, и которые вынуждены воровать, чтобы прокормиться, по решению жителей уничтожают всю. Стариков после семидесяти лет дети уносят на гору Нарайяма, где они должны умереть. Жестоко? По нашим представлениям, несомненно. По их - нет, необходимо выжить, самосохраниться.
       И, в-третьих, несмотря на непрекращающееся взаимоистребление численность населения планеты растет.

   Теперь вернемся назад ко второму разделу «Эволюция материи» и вспомним, что главным отличием живой материи от косной является снижение энтропии. Т.е. эволюция материи с целью самосохранения шла и идет путем понижения энтропии среды обитания, что осуществляется использованием накопленной в виде горючих материалов солнечной энергии и использованием, в последнее время, естественной энергии материи (ядерной энергии). Последний этап эволюции - научно-технический прогресс  связан с появлением и утверждением на Земле человека разумного, теперь уже на него возлагается задача сохранения жизни.
    А зачем бы казалось такое усложнение, если самые примитивные формы жизни - водоросли, лишайники, грибки обладают уникальной выживаемостью и появляются везде, где есть вода и температура выше нуля градусов. При этом они, или их споры, выносят охлаждение до минус двухсот пятидесяти градусов - это температура космоса, полное высыхание и жару до ста сорока градусов и жуткую радиацию, в которой любые, более сложные формы, начиная с червей, гиб¬нут. В последнее время обнаружены живые бактерии в кратерах подводных вулканов, которые живут и размножаются при температуре двести пятьдесят градусов по Цельсию и давлении в двести шестьдесят атмосфер (это на глубине более двух с половиной километров). Из известных до сих пор бактерий большинство погибает при температуре выше шестидесяти пяти градусов. Последние открытые бактерии относятся к классу хемотрофных, т.е. им для жизнедеятельности не нужен солнечный свет, они получают энергию и питаются химическими веществами: серой, магнием и железом. Такие формы жизни вполне могут существовать на Венере
   Примитивные формы жизни обладают уникальными способностями самосохранения, т.е. уже удовлетворяют цели системы, но при этом эволюция живой материи идет, на первый взгляд, в противоположном направлении - усложнением видов, увеличением необходимых факторов выживаемости, возрастанием зависимости от внешней среды. Одноклеточной водоросли для жизни достаточно воды и солнечного света, для червя уже необходимы почва с определенной  влажностью и почвенный воздух определенного состава, для млекопитающего нужен специфический ландшафт - луг, лес, где он находит пищу, открытая вода для питья, воздух. На человеке материя делает качественный скачок - человеку кроме естественных ландшафтов нужна искусственная техносфера, т.е. зависимость от внешней среды еще более возрастает, но...техносферу   человек   создает сам, и на высоком уровне ее развития он может стать автономным, независящим от природы. Таким образом, при идеальной техносфере, которая обеспечивает все естественные потребности жизни, он может выжить,  если вся остальная природа погибнет.
    Как может погибнуть вся природа, если мы только что рассмотрели уникальную живучесть примитивных форм? Да очень просто - достаточно нагреть поверхность планеты свыше ста градусов, испарится мировой океан и не выживут никакие жаростойкие бактерии. Или вдруг погаснет Солнце, планета остынет, вода очень быстро превратится в лед, и жизнь остановится. Кто может спастись в подобной ситуации? Только человек, обладающий автономной техносферой.
   Насколько реальна возможность такой глобальной катастрофы? Неизвестно, мы еще слишком мало знаем звезды, чтобы судить о долготе их жизни. Но тем не менее два варианта космической ката¬строфы теоретически возможны: это или угасание Солнца и превращение его в красного карлика, когда поверхность Земли начнет катастрофически остывать, или вспышка "новой", когда фотосфера Солнца может достичь земной орбиты, и тогда мы погибнем от жары. Согласитесь, перспектива жутковатая. Но не будем раньше времени впадать в панику, тем более, что далее увидим: разум и появился именно для того, чтобы живая материя смогла обезопасить себя от глобальных катастроф.
   "Геологическая история Земли есть история катастроф", - так писал французский зоолог и палеонтолог  Жорж  Кювье. С эпохи фанерозоя (эры явной жизни), которая оставила следы жизни на Земле и которой насчитывается полтора миллиарда лет, в геологической истории выделяется тринадцать четко разделенных периодов, характеризующихся своими специфическими осадками и, самое главное, специфическими животными остатками, в каждом периоде был свой животный и растительный мир.
    Протерозойский период, который длился целый миллиард лет и закончился за шестьсот миллионов лет до наших дней, животным ми¬ром был небогат: простейшие одноклеточные, моллюски, кораллы, черви, первые членистоногие,  все животные - водные, суша пока безжизненна.
    В кембрии, пятьсот миллионов лет назад, властвуют трилобиты, что-то наподобие современных домашних мокриц, но размерами аж до метра, и тоже, естественно, обитающие в воде.
    В ордовике и силуре трилобиты хотя и остаются, но по количеству заметно убывают, зато появляются огромные, до двух метров, ракоскорпионы, появляются головоногие моллюски, увеличивается количество рыб.
    В девоне, триста пятьдесят миллионов лет назад, происходит резкое осушение планеты, отлагаются специфические континентальные красноцветные песчаники, жизнь выходит на сушу. Не потому, что в воде плохо жилось, просто многие замкнутые водоемы пересыхают, приходится приспосабливаться к суше.
    В каменноугольном периоде, триста миллионов лет назад, расцветает наземная растительность, появляются леса, которые служат материалом будущих каменных углей. В болотах и озерах ползают и плавают огромные земноводные, травоядные и хищные.
    В пермском периоде, двести пятьдесят миллионов лет назад, опять осушение климата, отлагаются специфические красноцветы и соли. Огромные, чуть ли не километровые пласты солей занимают площадь от Каспийского моря до Северного Урала. Удельный вес соли - полтора, в то время как других пород - два с половиной. Легкие соли постоянно пытаются "всплыть" из-под тяжести перекрывающих их глин, песчаников, известняков, и они всплывают в виде диапиров - столбообразных тел. Там, где диапир выходит на поверхность, образуются соленые озера (Эльтон, Баскунчак). В пермском периоде появляются пресмыкающиеся.
В триасе климат прежний, сухой, прогрессируют пресмыкающиеся, появляется популярный ныне по мультфильмам трицератопс, наподобие носорога, но с тремя рогами и воротниковой пластиной.
         В юре, сто пятьдесят миллионов лет назад, климат влажный, пресмыкающиеся вынуждены жить в болотах и озерах, появляются гиганты длиной до тридцати метров и весом в десятки тонн (диплодоки, бронтозавры). А  моря в это время буквально кишат аммонитами – головоногими моллюсками, что-то наподобие маленьких кальмаров, но живущих как улитка в раковине.   
    В меловом периоде, сто миллионов лет назад, эпоха расцвета динозавров. Климат довольно мягкий, теплый, всюду динозавры: на земле двуногие - преимущественно хищные, и четвероногие рогатые - травоядные; в воздухе огромные нетопыри - птеродактили; в воде - ластоногие динозавры. Но в конце мелового периода, шестьдесят миллионов лет назад они исчезают. Причина их гибели по последним данным связана с падением крупного метеорита, который привел к запылению атмосферы и резкому похолоданию, многочисленным вулканическим извержениям и попутным заражением атмосферы ядовитой двуокисью серы,  в итоге не только нарушение пищевой цепочки, но и разрушение экологической ниши динозавров.
  В палеогене начинается эволюция млекопитающих, появляются птицы, растительность приобретает современный облик, это сорок миллионов лет назад,
    Неогеновый период, двадцать миллионов лет назад. Ландшафты и животный мир близки к современным, климат мягкий, растительность обильная, накапливаются бурые угли и даже нефтяные залежи - Прикаспийская нефтяная провинция.
    Четвертичный период (современный) начинается два миллиона лет назад с глобального оледенения, которое захватывает север Евразии и Северной Америки. Резко понижается уровень мирового океана. Появляются приспособленные к суровому климату мамонты и шерстистые носороги.  Появляется человек.
   "Ну, а где же катастрофы?" - спросит Уважаемый читатель.
    А катастрофы сопровождали начало и конец каждого периода, землетрясения, извержения, наводнения, оледенения, резкие смены климатов, магнитный полюс "гулял" по планете, и еще неизвестно, как вело себя Солнце. Жорж Кювье даже предполагал, что в конце каждого периода жизнь исчезала на Земле полностью, и начинала снова развиваться с началом нового (теория катастрофизма). В общем, жизнь была несладкая, беспокойная, но живая материя приспосабливалась, усложнялась и выживала несмотря ни на что, а если кто-то и сходил с арены, как динозавры, то их место сразу занимали более приспособленные и жизнестойкие,  какими ныне являются млекопитающие и птицы.
   
    Немногим ранее мы рассмотрели, что наибольшей выживаемостью обладают простейшие формы жизни - водоросли, мхи, грибки, лишайники, бактерии, но природа упорно создавала более сложные формы, на первый взгляд, сильнее зависящие от внешней среды и потому менее жизнестойкие. Если разорвать пополам червя и бросить эти половинки в землю, выживут обе, появятся два травмированных, но живых червя; если же разорвать пополам рыбу или лягушку - они погибнут. Те же самые черви и весь комплекс почвенных бактерий спокойно переносят охлаждение до минус сорока градусов, а потом оттаивают и живут. Ящерица или змея, замороженные до минус десяти градусов, гибнут. Но высшие формы животного мира, на настоящий момент млекопитающие, имея постоянную температуру тела, термозащитную оболочку - шерсть или жировой слой и способность переваривать клетчатку (травоядные), могут жить при температурах от плюс пятидесяти до минус пятидесяти, при этом за счет постоянной температуры тела имеют одинаковую активность при любых температурах внешней среды.
   Как видим, главная приспособляемость высших форм - температурная, пища не так уж важна, поскольку весь комплекс биосферы развивается параллельно, питаться можно приспосо¬биться чем угодно, хоть одними «сникерсами».
    Человек, обладающий кроме естественной биологической защиты еще и средствами техносферы - одеждой, жилищами, воздушными, подводными и космическими аппаратами, может жить в самых разнообразных условиях при температурах от плюс ста тридцати (сауна) до минус двухсот (космос) и в самой разнообразной среде – на поверхности земли и воды, в воде и воздухе и даже безвоздушном пространстве. Человек уже мало зависит от внешней среды, а более от техносферы, от результатов своей сознательной деятельности.
    Тут нелишне вспомнить и идею автотрофности человечества, выдвинутую Вернадским, когда человечеству для существования достаточно будет просто энергии, чтобы производить пищу из косной материи. Как видим, в перспективе человек сможет обойтись и без создавшей его природы, пережить космическую катастрофу.
   Опять катастрофа, но почему именно катастрофа? Неизбежная и самая реальная - это остывание Солнца, хотя по запасам ядерной энергии его должно хватить на миллиарды лет, но срок этот чисто гипотетический, мы еще слишком мало знаем о жизни звезд, возможны и неожиданные сюрпризы. Если проследить развитие живой материи, то четко выявляется уже рассмотренная тенденция к автономности высшей формы - человечества от планетарной зависимости. Земля - колыбель человечества, но она может стать и его могилой. Жизнь развивается именно так, как будто накапливает в себе силы, чтобы покинуть Землю. Тут возможны два варианта: или живая материя в силу закона давления жизни, открытого В.И.Вернадским, стремится в космос для расширения ареала своего обитания, или она "знает" о неизбежности катастрофы и стремится покинуть обреченную Землю в силу закона самосохранения. Впрочем, эти варианты друг-другу не противоречат - расширение ареала обитания тоже есть способ самосохранения.
   А как материя может знать, если она вполне целенаправленно развивалась еще задолго до появления разума?
   Тут мы от материализма переходим к совершеннейшему идеализму, но это самое первое впечатление. Да и собственно какая разница, идеализм или материализм. По-моему,это разделение есть лишь примитивизация философии, идеалисту-Гегелю ничто не помешало стать родоначальником материалистической диалектики, а материалисту-Марксу создать модель идеалистического социального строя.

   Попробуем рассмотреть проблему зарождения жизни. В семидесятые годы, когда я учился в институте, считалось, что жизнь на Земле зародилась миллиард, максимум, полтора миллиарда лет назад, сейчас, в девяностые годы, ее возраст увеличивают до трех с половиной миллиардов лет. Вернадский, да и не только он, считают, что жизнь не есть индивидуальная принадлежность Земли, жизнь - явление космическое, и она так же вечна, как и материя. Доказательство самое простое; все живое на Земле происходит от живого, никто не наблюдал появления жизни из косной материи. Более поздние расчеты на основе теории вероятности показали, что случайное сочетание элементов в структуру ДНК - основу живой размножающей¬ся материи, потребует время в миллиард раз превосходящее возраст Земли, который по последним данным насчитывает от шести до десяти миллиардов лет. Таким образом, наиболее вероятно, что жизнь при¬внесена на Землю из космоса, отсюда вывод: живая материя может "знать" о звездных катастрофах, прошлых и будущих, поэтому ее эволюция изначально направлена.
    Тут сразу хочу возразить фаталистам, детерминистам и верую¬щим в неизбежную судьбу. Хоть эволюция живой материи изначально однонаправлена, это отнюдь не значит, что определена судьба каждого человека, Живая материя - слишком большая система, флуктуации (отклонения от этого направления) отдельных ее частей: развитие биологических видов, историческая судьба государств и, тем более, жизнь одного человека никоим образом не повлияют на направленность эволюции, все флуктуации погасятся в статистической совокупности.  Поэтому Вы можете сделать, что угодно: рационально устроить свою судьбу и жить в благополучии, стать преступником и мотать срок на зоне, стать глобальным преступником, затеять войну, уничтожить миллионы людей, материя справится с этими извращениями, и человечество будет развиваться по пути прогресса.  Если же Вы захотите наперекор закону самосохранения уничтожить жизнь на планете,  думаю, у вас это не получится.
    Но вернемся к возможности глобальной катастрофы и обратимся к Библии. Новый Завет завершается Откровением Иоанна Богослова - Апокалипсисом (апокалипсис - откровение (греч.)). Самая, пожалуй, фантастическая часть Святого Писания, в ней рассказывается о конце света и страшном суде. Но при всей фантастичности образов и ситуаций нетрудно просматривается ситуация глобальной ката¬строфы:
"Первый Ангел вострубил, и сделались  град и огонь, смешан¬ные с кровью, и пали на землю, и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела. Второй Ангел вострубил и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью. И умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла. Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей  звезде - полынь; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки" - гл.8, ст. 7-11. И далее "...и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя. И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы. И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих" - гл.9, ст.2-4.
    Несомненная катастрофа, к тому же по нынешним научным представлениям очень напоминающая прорыв озонового слоя и радиационное заражение.
    Апокалипсис - это предсказание будущего, но любая фантастичность имеет в своей основе уже бывшее. Так что кроме обычных извержений, землетрясений и наводнений была на Земле катастрофа и пострашнее. Или на планете, откуда могли прибыть предки людей.

    А сейчас вернемся к эволюции живой материи и для наглядности рассмотрим ее в масштабе. Способ, кстати, старый, использовался неоднократно, но другого более наглядного нет.  Итак, пусть те три с половиной миллиарда лет, в течение которых согласно последним научным данным существует на Земле жизнь, представим как один год. Тогда в течение шести с половиной месяцев жизнь существовала на самом примитивном уровне: бактерии, грибки, одноклеточные во¬доросли. Лишь в конце июля (начало венда) появляются более сложные формы: черви, моллюски, кораллы. Восьмого ноября начинается кембрийский период, начало палеозоя - эры древней жизни, животный мир довольно многообразен: уже упомянутые трилобиты, рыбы, моллюски, Двадцатого ноября, в девоне, жизнь выходит на сушу. С двадцать второго по двадцать шестое ноября пышно зеленеют леса каменноугольного периода. Первого декабря завершается палеозой и начинается мезозой - эра средней жизни (мезос - средний). С шестого по двадцать второе декабря появляются, расцветают и вымирают динозавры, с их кончиной начинается кайнозой - эра новой жизни. Это эра млекопитающих, птиц и покрытосемянных растений. Современный, четвертичный период, начинается тридцать первого декабря в двадцать один час тридцать пять минут, в его начале появляется древний человек, еще сутулый, длиннорукий, мохнатый, но уже умеющий изготовлять примитивные каменные орудия.
       Человек современного типа, кроманьонский, которому пятьдесят тысяч лет, в нашем масштабе появляется без семи минут до нового года, т.е. до наших дней. В двадцать три часа пятьдесят девять минут сорок три секунды рождается Христос, и начинается наша эра, летоисчисление современного календаря. За две последние секунды человечество успевает овладеть паровой энергией, а за полсекунды до настоящего момента - ядерной энергией, и выйти в космос. В эти же полсекунды происходит еще одно знаменательное событие - рождаетесь Вы, Уважаемый читатель.
На рассмотренном примере временного масштаба не появляется ли у Вас ощущение, что живая материя спешит, торопится, напрягает все силы, чтобы не опоздать, успеть подготовиться. Но к чему? Наверно к тому, что ей угрожает, глобальной   катастрофе.
       Мрачноватая перспектива? Но я думаю, что она-мы успеем, для того и появился разум.

   В последнее время бытует еще одна версия конца света: что человечество самоистребится или в ядерной войне, или нарушив экологический баланс. И такому пессимизму есть немалые основания: передовой фронт современного научно-технического прогресса связан с военно-промышленным комплексом, в нем сосредоточены лучшие интеллектуальные силы и самые передовые технологии, и все это на разработку и производство средств уничтожения. Но что получается в итоге? Ядерная энергия, использованная вначале в виде атомной бомбы, ныне вырабатывает электроэнергию на атомных станциях;  ракетная техника, тоже первоначально средство уничтожения, позволила человечеству выйти в космос и использовать его в насущных мирных целях: для связи, прогнозов погоды, оценки растительных ландшафтов и т.д. Так что все достижения военно-промышленного комплекса в критический момент могут быть использованы как средства спасения и самосохранения. Технически это может выглядеть как огромный космический корабль, способный вместить достаточно большое число людей, которые смогут сохранить все достижения цивилизации. Корабль с достаточным запасом энергии и биологически автономный, т.е. со своей комплексной кольцевой биосистемой.
   "И вознес меня в духе на великую и высокую гору и показал мне великий город, Святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога: он имеет славу Божию; светило его подобно драгоценному  камню, как бы камню яспису кристалловидному... Улицы города - чистое золото, как прозрачное стекло... И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для своего освещения; ибо слава Божия осветила его, и светильник его - Агнец. Спасенные народы будут ходить - во свете его... И не войдет в него ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни" - Библия, Новый завет, Откровение, гл.21, ст.10,II,21,23,24,27.

        И что же получается, все усилия, вся сложность развития, вся энергия воли, все духовные достижения только для того, чтобы спастись, выжить? Никакой тайны, никакой божественной идеи, никакой великой цели?
    Хочется, конечно, чтобы была великая цель, не примитивное выживание, что-то более возвышенное. Ну, а почему сохранение жизни не великая цель? Без жизни нет счастья. Без жизни вообще ничего нет.

         Что же из этого следует?  Следует жить!
          Шить сарафаны и легкие платья из ситца,
          Вы полагаете, все это будет носиться?
         Я полагаю, что все это следует шить.
                С.Никитин

    А теперь, Уважаемый читатель, вернемся к началу раздела и вспомним, что первоначально я хотел его назвать «Смысл жизни», но отказался от первого варианта и переписал под названием «Цель».
     Вообще, если быть точным, у жизни, как у явления, цели быть не может, цель предполагает понимание намерения, т.е. может относиться к человеку, группе людей, которые в силу осмысления намечают эту самую цель. Жизнь же на нашей планете совсем недавно обрела разум, поэтому правильнее будет сказать, направленность развития жизни, ее вектор. Но, что любопытно – появление разума не изменило вектора жизни, он остался прежним – антиэнтропийное совершенствование, а поскольку в нем теперь участвуют разумные люди – антиэнтропийный рационализм (рацио – мысль, лат.).
    В чем эта направленность, куда она ведет, надеюсь, Вам показал. Но понимание направленности, цели, напрямую ведет к пониманию смысла.
    Понятие «смысл» намного шире, а главное, глубже понятия «цель», и тем не менее, если понятна цель до понимания смысла – один шаг, но это трудный шаг, это шаг – вверх, на совершенно иной уровень самосознания.
     Что нужно, чтобы сделать этот шаг, подняться на новую ступень? Совсем немного, но, с другой стороны, неимоверно много. Во-первых отказаться от эгоцентризма, даже не личностного, а человеческого: человек – венец Природы, но он ее дитя и ее часть, и все, что было до человека, продолжается вместе с ним. Во-вторых, надо отказаться от Чуда. Чуда не было, нет и не будет, есть лишь Природа с ее законами и человек, который изучив Природу, может создать больше, чем смогла она.
     Рискните сделать этот шаг, Уважаемый читатель, попробуйте вспрыгнуть на эту ступень, и, если получится, Истина откроется Вам во всей своей блистательной простоте.


Рецензии
Здравствуйте, Борис!

«При этом появление разума не есть чудо, а лишь качественный скачок в развитии живой материи.»

Нравятся мне такие логические приёмы как качественный скачок. Жизнь ещё не само зародилась, а химические реакции уже вовсю идут. И вдруг, бах! – качественный скачёк – появилась жизнь. А затем ещё один – появился разум. Всё естественно, никаких чудес, создателей, богов, инопланетян, сторонних или потусторонних сил.

Это научный подход?

Может всё-таки надо начать с определения, что такое жизнь?

Мне нравится следующее – Жизнь есть открытая система, отличающаяся от сугубо физической системы тем, что в борьбе с ростом энтропии в себе любимой использует физические взаимодействия в качестве информационных. Т.е. обладает неким уровнем осознанности, позволяющим переводить физ взаимодействия в их псих отражения, содержит некий критерий собственного состояния «хорошо/плохо» и умеет сравнивать текущее состояние с критерием и на основе этого выбирает между бежать или сожрать!
Мыслить происхождение и существование жизни без наличия разума невозможно.
Если захотите познакомиться с моими взглядами на смысл человеческой жизни, то милости прошу на мою страничку – «Дорога к Богу -2».

Всего доброго!

Влад Тихонов   23.04.2021 20:08     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.