Обычная жизнь. Ч. 1

 Тётя Лена, так зовут эту маленькую женщину с натруженными руками и добрыми,
когда-то красивыми чёрными, а сейчас выгоревшими, но по-прежнему живыми глазами.

 Вы не думайте, что у этой бабушки, имеющей трёх дочек пенсионерок,
шесть внуков и шесть правнуков, разменявшей девятый десяток не та память, и не тот ум.

 Она всегда точно знает какого числа будут вылупляться цыплята,
сколько денег у неё в кошельке на данный момент,
помнит даты рождения и смерти своих родных.
Её острому уму можно позавидовать, а рассказы можно слушать бесконечно.

- Когда я была маленькой, а я была старшей среди четырёх сестёр и брата,
заболела наша мама, у неё отнялись ноги.
 Она долго лежала в больнице, а меня, одиннадцатилетнюю оставили за старшую. Приходили родственники, соседи, помогали, чем могли.
Брат чуть младше меня пас корову, овец, бычка.

 Отец наш работал ездовым в колхозе, уходил рано утром, приезжал поздно,
мы, дети, друг друга нянчили.

 Тяжкое было время. Нам ещё повезло, отец вернулся с фронта, а другие бедовали сильно, выживал народ, кто как мог.

 Мы против других жили легче. Из трофейной шинели нам с братом пошили пальто,
ещё и с каракулевыми воротниками. Отец сапожничал, справил нам чеботки(сапожки),
мы были хорошо одеты по тем временам.

 Тяжёлое время было послевоенное, голодали люди, много сирот оставалось без отца.

 Со мной за партой девочка сидела, я не могла смотреть в её голодные глаза, всегда делилась тем, что давали из дому.
 Потом мы долго не виделись, когда встретились, то обе плакали,
вспоминали своё детство.
Она меня сестрой назвала, подарила красивый отрез на платье.
 Я тоже подарок ей сделала.

 Что о себе рассказывать, замуж вышла в 17 лет, тогда двадцатилетние
 уже считались старыми девами.
 Мужа полюбила за красоту, а ещё на гармошке играл.
 Все девчата за ним бегали, а он меня выбрал.

Три дочери у нас родились, все выучились, замуж выдали их, живут хорошо.
 Зятья меня балуют, покупают мне всё, думают - я вечная.

Когда поженились, трудно было. Иван мой старший в многодетной семье,
я тоже не из богатых. На скале дом построили, сами и глину таскали,
и воду из речки, камни, всё сами.
 Не за что нанимать было, да и стыдно, молодые были, крепкие.

 В те времена каждый клочок земли был на вес золота. Люди кормились с земли,
а сейчас поля зарастают бурьяном. Мы на скале построились,
не было в селе свободного участка земли.

 Не знают люди беды сейчас, не ценят, что имеют.

 Сейчас только ленивые и больные тяжело живут,
отвыкает молодёжь от труда(не все, конечно), хотят много и сразу.

 В нашу молодость к тунеядцам приходили под ворота с духовым оркестром,   
играли, чтобы всё село слышало.

 Воров в селе не было, уходя из дому двери веником подпирали.
Раз веник под дверьми, -хозяев дома нет.
 Оставь сейчас дом открытым.

Люди были другие, и помогут, и в горе, и в радости друг друга поддерживали.

 Теперь каждый по своим домам. Заборы возвели: и сами никого не видят, и их никто.

 Хорошо сейчас жить: и пенсию дают, и одежды в шкафу полно, куда мне наряжаться.
Раньше хоть в церковь ходила, теперь ноги болят, не дойду.

 Много историй поведала тётя Лена:и о мучениях евреев в войну,
и об обвале горы, но это в наших следующих рассказах.

 Будьте здоровы тётушка Лена и долгих вам лет.

Продолжениеroza.ru/2020/10/22/1050


Рецензии
Очень душевно, вся история страны - как в капле воды в жизни этой достойной женщины. С теплом, Илья

Илья Бахмутский   07.11.2020 20:39     Заявить о нарушении
Спасибо,Илья.-Прошлый век-это и наша жизнь и история-и жизнь уходящего поколения.Вам здоровья и успехов.

Ольга Негру   08.11.2020 08:44   Заявить о нарушении