Отшельник глава 5

Глава 5
Враги народа


{
"Однажды ГПУ пришло к Эзопу
и взяло старика за *опу.
А вывод ясен:
не надо басен!"
}
"Николай Эрдман: Эзоп и ГПУ".


В приподнятом настроении Игорь шёл вдоль Волги домой. Он не замечал времени, поскольку его мысли были заняты Лилией. Он чувствовал, что эта красивейшая из всех девушек уже успела завладеть его сердцем. Парень с удивлением осознал, что каждый день он просыпается с мыслью о том, что сегодня он снова увидит Лилию.


В половине двенадцатого он был дома. Быстро перекусив тем, что оставила мать, Игорь лёг спать, но сон не шёл. Он продолжал думать о Лилии, мечтать о завтрашней встрече, представлять, как познакомит её с родителями. Сна не было. Решив, что лучше постоять на свежем воздухе, чем без толку лежать в кровати, он потихоньку встал, натянул трико и отправился на балкон. Выйти на него можно было из кухни или из комнаты, где сейчас спали родители. Старшее поколение спало крепко, так что Игорь, особенно ничем не рискуя, решил закурить, чтобы успокоиться и в конце концов уснуть. Парень стоял и с удовольствием курил, пуская дым в ночную прохладу. Он услышал, как на улице появилась машина. Она неторопливо ехала, негромко рокоча мотором и шурша шинами. Потом она свернула и скрылась во дворе.


"В наш двор заехала, - подумал Игорь отстранённо, - Интересно, это к нашему дому или 335-ому?


Сигарета закончилась, но парень не уходил, наслаждаясь прелестью летней ночи. В ночной тишине особенно чётко вдруг послышались шаги. Некто обошёл дом и остановился прямо под их балконом.


- Дри-и-и-и-и-инь! - внезапно донеслось из прихожей дребезжание звонка, - - Дри-и-и-и-и-и-инь! Дри-и-и-и-и-и-инь! - позвонили в дверь уже настойчивее.


В комнате родителей зашевелились. Отец встал, натянул штаны, влез в тапочки и неторопливо зашаркал ими в направлении входной двери, в которую, помимо звонка, ещё и начали сильно стучать.


- Кто там? - спросил отец. Игорю не было слышно, что ему ответили. Он решил тоже пойти и узнать, кто среди ночи названивает в квартиры честных советских граждан.


- Открываю! - сказал отец каким-то охрипшим голосом и, повернувшись в сторону зала, где спал с женой, крикнул, - Галя, вставай!


Дверь распахнулась и в прихожую вошли люди в форме.


- Старший лейтенант НКВД Куртинов, со мной сержанты Антонюк и Гришин. Вы гражданин Соколов Иван Фёдорович?


- Да! В это время из зала вышла жена.


- А вы, получается, гражданка Соколова Галина Андреевна?


- Да! А в чём дело?


- У нас есть ордер на ваш арест и проведение в квартире обыска. ОЗнакомьтесь. Гришин, сбегай за понятыми!


НКВДшник показал ордера отцу, затем вся семья, в том числе и младший брат Игоря, были отправлены на кухню. Через 5 минут в квартиру вернулся Гришин с понятыми, после чего начался обыск. Он продолжался около двух часов. В результате были изъяты все бумаги отца, а так же все книги и журналы. А ещё НКВДшники забрали все драгоценности родителей, все отложенные деньги, разве только пощадили копилку Игоря, чем несказанно его удивили. Около 4-х часов утра обыск был закончен, соседи-понятые (муж и жена Крапивины) отпущены, а сотрудники НКВД покинули квартиру, забрав с собой Ивана Фёдоровича и Галину Андреевну. Игорь и Артём остались одни.


Долго, очень долго они сидели на кухне и молчали. Удар был так силён, что просто не было слов, не было эмоций, не было сил что-то говорить.


- Игорь! - через целую вечность прошептал младший брат, - ведь этого не может быть, чтобы папа с мамой!.. Ведь этого же не может быть?


- Да нет, конечно. - ответил Игорь, - Мы же всё знаем, всё понимаем.


- А что же тогда?


- Думаю, что это просто ошибка. Разберутся, выяснят и отпустят домой. - сказал он, сам, однако, слабо веря в такой счастливый исход. Он уже был достаточно взрослым для того, чтобы понимать, никто никого никуда не отпустит. Сколько соседей по двору, по дому и даже по подъезду исчезло, как будто их никогда не было. А ещё он помнил, как на родственников тех, кто остался, смотрели люди: очень неодобрительно, если не сказать хуже. Он помнил, как та самая Крапивина, которая была сегодня у них за понятую, кричала своей дочке в окно:


- Катя! Ка-а-атя! А ну отойди от него! - визгливо кричала она, увидав, что её маленькая дочка играет с ровесником Лёшей, у которого отца забрали НКВДшники, - Отойди от него, я тебе говорю. Разве ты не знаешь, что он из семьи врага народа? Не надо тебе с ним играть?


Семья Соколовых не одобряла такое поведение, а наоборот, продолжала общаться с семьями, пострадавшими от репрессий. Иван Фёдорович даже пристраивал на работу некоторых матерей, оставшихся наедине со своей бедой, поскольку найти заработок им было очень-очень трудно


"Кажется, теперь играть не будут со мной, - мрачно подумал Игорь, - Интересно, выгонят меня с речпорта? Впрочем, вряд ли. Желающих загружать-разгружать было всегда меньше, чем работы."


Как теперь сложится его с братом жизнь? В любом случае, сдаваться он не собирается?


Ближе к шести утра они всё же забылись тревожным сном. Проснулся Игорь около 11-ти. Сжевав без аппетита какую-то кашу и запив её чаем, он отправился на балкон и закурил. Вспомнил, что пару лет назад думал, как было бы хорошо курить себе на балконе, не опасаясь нагоняя от родителей.


"Да уж! Тогда я совсем не это имел в виду", - подумал он.


Брата дома не было. На столе в комнате валялись какие-то книжки. Игорь подошёл и взял ближайшую. "Россейские мифы и суеверия от древних времён до наших дней", - прочитал он на обложке. В качестве закладки была вложена линейка. Парень раскрыл издание на примеченной братом странице и прочитал:


"Русалка - водный, как правило, вредоносный дух. Является персонифицированным духом воды..." Неожиданно для себя Игорь увлёкся. Книгу, видимо, взял в школьной библиотеке Артём, которому, как вспомнил парень, что-то такое задавали по литературе на лето. Помимо мифологических свойст, в издании описывались случаи встреч людей с русалками. В книге эти случаи называли быличками, хотя по мнению парня, являлись они самыми настоящими выдумками. Интереса этим якобы быличкам добавлял тот факт, что заранее нельзя было узнать, чем закончится история. В одном случае смекалистый мужик брал верх над коварной русалкой, после чего она работала на него целый год по дому. В другом случае крестьянский парень едва-едва сохранял свою жизнь, прячась то в круге, то в нарисованном кресте. Достаточно часто герои выходили из встреч с русалками с потерями, теряя кто смех, кто разум, кто способность говорить, а кто и саму жизнь. Последних случаев было, как ни крути, больше. В общем, чтение было интересное и захватывающее, позволяющее отвлечься от тягот сегодняшнего дня.


Взглянув на часы, Игорь быстро заварил чай, перекусил и отправился на работу. Там уже знали о произошедшем в его семье несчастье. Ближе к вечеру его вызвал к себе начальник.


- Вызывали, Андрей Степанович? - осведомился Игорь, заходя в кабинет.


- Да, Игорёк, - тот отложил в сторону бумаги и пристально посмотрел на парня, - Знаю, что произошло с твоей семьёй. Как думаешь дальше жить?


"Сейчас уволит. Выгонит, как неблагонадёжного, и что тогда делать? Ай, хрен с ним, пусть будет, что будет!" - промелькнули у него в голове мысли.


- Не знаю, - ответил парень, - Думаю, может тётя поможет.


- Ты не бери в голову, я тебя выгонять не собираюсь, поскольку сам товарищ Сталин сказал, что сын за отца не отвечает.


- Родители невиновны! - резко перебил начальника Игорь, твёрдо посмотрев ему в глаза.


- Я тебе верю, - сказал Андрей Степанович, - но народ у нас разный, сам знаешь. Время сейчас такое, что люди часто в первую очередь думают о себе. Многие захотят перестраховаться и не поддерживать с тобой прежние отношения, чтобы не подловили на сочувствии семье врага народа. Они не понимают, - понизил он голос до шёпота, - что если захотят на чём-то подловить, то обязательно подловят, будь ты хоть 100 раз верный ленинец. Ладно, я, в общем, не о том. Хочу тебе небольшую подработку предложить. Тут у нас кое-кто дачу строит, ему нужны рабочие. Деньги хорошие, хоть и левые. Левые они потому, что не проходят ни через какие кассы и прочие госструктуры. Но заплатят хорошо. Работа тяжёлая, но и денег дадут прилично.


- Видать, не простой кое-кто себе дачку-то строит? - хмыкнул Игорь.


- Да уж, конечно, не без этого. - подмигнул ему начальник.


- А когда приступать?


- Числа с десятого. К тому времени фундамент застынет, так что и начнут стены возводить. Работать будешь целый день, поскольку нужно быстро всё сделать.


Таким образом, договорённость была достигнута. Тяжёлая работа Игоря не пугала, а возможность заработать в месяц в трое больше, чем за то же время получал его отец, была очень кстати.


После работы Игорь направился к их с Лилией месту встречи, твёрдо решив, что сегодня их свидание будет недолгим, поскольку дома его ждал брат. В прочем, еда в доме имелась, а брательник был уже достаточно взрослым, так что не пропадёт. Лиля уже была на месте, хотя он пришёл вовремя.


- Ты сегодня какой-то не такой. - сразу огорошила она парня, - Какая-то боль у тебя на сердце. Расскажи! Может, я чем-то помогу?


"Вот оно, женское чутьё! - про себя восхитился парень, - неужели это так заметно по моему лицу?"


- Неужели так заметно? - повторил он свою мысль в слух.


- Кому как, а мне заметно. В твоём сердце боль которая не даёт тебе покоя. Я хочу тебе помочь.


Игорь не выдержал и рассказал всё: про НКВД, про арест родителей, про уверенность, что они ни в чём не виноваты, про то, что не знает, как дальше жить, про то, что он лишился двух любимых людей, которые всегда поймут и поддержат его в любой ситуации, которые любят его просто так, про то, что он отвечает теперь не только за самого себя, но и за брата... Девушка слушала, не перебивая, но он знал, он чувствовал, хотя и не мог объяснить каким образом, что она его понимает, она ему сопереживает, она ему сочувствует. В конце концов, он выговорился и ему стало легче. Возникла пауза. Ему больше нечего было сказать, а она молчала, не зная, по-видимому, какие слова будут здесь уместны.


- Это испытание. - наконец, произнесла Лилия, - оно ниспослано оттуда, - её тоненький пальчик указал вверх, - его нужно пройти. Ты хороший человек и ты справишься. У тебя всё получится, поскольку в твоём сердце нет зла. Как и все люди, ты нахватал мелких грешков, но злобы в тебе нет, так что всё будет хорошо.


- Спасибо! - только и сказал Игорь, поскольку раньше не видел Лилию такой серьёзной и даже не представлял, что она может такое сказать. Почему-то он ей верил, хотя и не понимал, что вызывает у него чувство уверенности, что всё будет именно так, как говорит девушка.


- Ты знаешь, - после долгой паузы сказала Лилия, - завтра я не смогу с тобой встретиться. У меня будет одно дело... В общем, девичья тайна, - улыбнулась она.


- Печально! - вздохнул Игорь.


- Но ты не расстраивайся, поскольку в субботу я снова свободна, так что приходи на это же место. Кстати, мои родители уезжают на выходные, так что я могу гулять хоть до утра, мне никто и слова не скажет.


- А как же они оставят тебя одну в городе? - удивился Игорь.


- Они едут в область к одному знакомому, опять там перепьются, а я всего этого терпеть не могу. А одна я не буду, поскольку со мной остаётся старшая сестра. Родители уверены, что она за мной присмотрит, но Наташка у меня правильная сестрёнка, она всё понимает.


- Здорово! - обрадовался парень, - Я, конечно, только за. Тем более, в субботу и воскресенье у меня тоже выходные.


Сегодня их свидание продлилось недолго. Лилия понимала сложность той ситуации, в которой оказался Игорь, за что парень был ей безмерно благодарен. Таким образом, уже в 10 вечера он вернулся домой, где его поджидал Артём.


- Сегодня приезжала тётя из Красноармейска. Она говорит, что мы можем пожить у неё.


- Странно, вроде раньше она не поддерживала с нами никаких отношений. - удивился Игорь.


- У меня создалось впечатление, что она и сейчас неслишком рада тому, что мы будем жить у неё.


- На самом деле, я хотел к ней поехать завтра, - сказал Игорь, - чтобы обсудить все вопросы. В общем, я думаю, что жить будем пока здесь, а если выселят или попробуют в детдом забрать, то тогда и будем переезжать к ней.


- Ну, тебя вряд ли заберут, - вздохнул Артём, - всё-таки тебе почти 17 лет.


- Да, вот в воскресенье уже исполнится, - вздохнул Игорь, - но тебя могут забрать.


- Не, в детдом не хочу! - решительно заявил Артём.


Не волнуйся, - подбодрил его Игорь, - никому я тебя не отдам. Будем жить, денег должно хватить, а там что-нибудь решится. Прорвёмся, братишка!


Продолжение здесь.
http://proza.ru/2020/10/22/897


Предыдущая глава находится здесь.
http://proza.ru/2020/10/21/1082


Начало здесь.
http://proza.ru/2020/10/19/1495


Рецензии