Крабам нравятся только крабы

«Затворники Альтоны» (I sequestrati di Altona). Режиссер Витторио Де Сика по одноимённой пьесе Жана-Поля Сартра, музыка Дмитрия Шостаковича. В ролях Софи Лорен, Максимилиан Шел. Франция, Италия. 1962. Драма.
----
Вообще-то, сейчас этот фильм везде называется «Затворники Альтоны», хотя я точно помню, что когда я смотрел его где-то в середине 60-х, он назвался «Альтонские затворники». Так как-то правильней.
Впрочем, это вообще было удивительное время, когда на экраны выходили почти одни шедевры. И даже те, которые не совсем шедевры, были блестяще переведены и озвучены, особенно, если сравнивать с сегодняшней продукцией. На каждом углу висели огромные афиши «Что идет в московских кинотеатрах», что очень удобно, когда сбегаешь с уроков и идешь на дневной сеанс с дешевыми билетами. Которые, в смысле билеты, в ту пору частенько были большим дефицитом. Скажем, на «Человека-амфибию» я не мог попасть целую неделю, а на «Великолепную семерку», идущую четверным экраном по клубам, билетов не было вообще никогда. Кино в ту пору действительно было важнейшим из искусств, о чем итальянцы замечательно сняли свой «Новый кинотеатр «Парадизо».
Что касается «Затворников», то вообще довольно странно, как мы в ту пору вообще решили закупить эту красивую стильную ленту с роскошными театральными, а не киношными диалогами, снятую по пьесе не слишком любимого нами тогда Ж.П.Сартра. Экзистенциализм, индивидуализм, свобода выбора, бунт индивидуальности…
Конечно, фильм подавался как антифашистская лента, он и был антифашистским, но в нем была еще одна очень важная тема. Тема раскаяния за содеянное во время войны, невозможности жить с грузом страшных воспоминаний… И это – немецкий офицер, нацист, которых у нас принято было изображать исключительно дегенератами и садистами. И вдруг такая знакомая и мучительная достоевщина!.. Которая, замечу, давно уже ушла из нашего искусства. Потому, наверное, что последние сто лет мы всегда и во всем правы, так что и раскаиваться нам не в чем.
Не знаю, как будет смотреться фильм в наше время, я смотрел его очень давно и пересмотрел только для того, чтобы убедиться в том, что первое сильнейшее впечатление было верным. Так и оказалось. Рискните. Витторио де Сика, Шостакович, Софи Лорен – такое встретишь не часто.


Рецензии