Арсений Тарковский - стихия чуда

 Судьба Арсения Александровича Тарковского многими нитями связана, переплетена с поэтами Серебряного века: Георгием Шенгели, Мариной Цветаевой, Анной Ахматовой, Борисом Пастернаком. Арсений Тарковский и замечательный поэт Мария Петровых стали их достойными преемниками, а в чем-то, по-моему, и превзошли, увидев красоту земных вещей духовными очами.  К сожалению, за пределами узкого круга литераторов и ценителей истинно прекрасного их творчество   до сих пор не получило достойной оценки.
  Арсений Тарковский почти наш современник, во всяком случае для людей моего поколения.  Не вдаваясь подробно в его биографию, мне хотелось бы здесь подчеркнуть отдельные ее моменты и привести лично услышанные мною впечатления двух поэтов и писателей: киевского - Ларисы Пастух и московского - Станислава Айдиняна.
   В Википедии о Арсении Тарковском можно прочитать скупые строчки:   русский поэт и переводчик с восточных языков. Сторонник классического стиля в русской поэзии. Отец кинорежиссёра Андрея Тарковского.
   А вот как говорят знавшие и любящие поэта : цитирую киевского литератора и педагога Маргариту Черненко: «Его слова, его дух, его высота возвращают сердцу настоящее, реальное, плотно ощутимое желание жить, и видеть красоту мира, и трепетать перед его тайной, и стремиться к свету и любви.  В его стихах пульсирует стихия чуда. И она способна выплескиваться, создавать вокруг преображенное пространство».
  Маргарита Черненко рассказывает: "Однажды мне приснилось, что Арсений Александрович подарил мне ветку белой сирени, и буквально через полгода, когда он умер, над его могилой я увидела куст этой белой цветущей сирени. Разве можно после этого не поверить в чудо?».

  Стихи   Арсения Тарковского, кажется, живут в другом измерении - инобытия.

И это снилось мне, и это снится мне,
И это мне еще когда-нибудь приснится,
И повторится все, и все довоплотится,
И вам приснится всё, что видел я во сне.
Там, в стороне от нас, от мира в стороне
Волна идет вослед волне о берег биться,
А на волне звезда, и человек, и птица,
И явь, и сны, и смерть — волна вослед волне.
Не надо мне числа: я был, и есмь, и буду,
Жизнь — чудо из чудес, и на колени чуду
Один, как сирота, я сам себя кладу,
Один, среди зеркал — в ограде отражений
Морей и городов, лучащихся в чаду.
И мать в слезах берет ребёнка на колени.

    Никогда не мыслились Арсением Тарковским  стихи как необходимый источник материального существования. Как известно, первая книга его "Перед снегом" вышла в 1962-ом году, когда поэту было 55 лет.
  Чтобы как-то существовать, ему приходилось добывать "хлеб насущный" поэтическими переводами, а свои стихи, стихи зрелого мастера, складывать "в стол" до лучших времен. Нет, конечно, худа без добра. Зато благодаря Арсению Тарковскому русские читатели смогли познакомиться и прочувствовать красоту и своеобразие восточного стихосложения.
    На долю поэта выпал тяжкий крест: физические и душевные раны, голод и холод, множество смертей и разлук. Но он не сломался, а выстоял и при этом оставил нам изрядную толику лирических шедевров. Например, стихотворение «Свидания» (в последующей редакции «Первые свидания») :

Свиданий наших каждое мгновенье
Мы праздновали, как богоявленье,
Одни на целом свете. Ты была
Смелей и легче птичьего крыла,
По лестнице, как головокруженье,
Через ступень сбегала и вела
Сквозь влажную сирень в свои владенья
С той стороны зеркального стекла.

Когда настала ночь, была мне милость
Дарована, алтарные врата
Отворены, и в темноте светилась
И медленно клонилась нагота,
И, просыпаясь: "Будь благословенна!" -
Я говорил и знал, что дерзновенно
Мое благословенье: ты спала,
И тронуть веки синевой вселенной
К тебе сирень тянулась со стола,
И синевою тронутые веки
Спокойны были, и рука тепла.

А в хрустале пульсировали реки,
Дымились горы, брезжили моря,
И ты держала сферу на ладони
Хрустальную, и ты спала на троне,
И - боже правый! - ты была моя.
Ты пробудилась и преобразила
Вседневный человеческий словарь,
И речь по горло полнозвучной силой
Наполнилась, и слово ты раскрыло
Свой новый смысл и означало царь.

На свете все преобразилось, даже
Простые вещи - таз, кувшин,- когда
Стояла между нами, как на страже,
Слоистая и твердая вода.

Нас повело неведомо куда.
Пред нами расступались, как миражи,
Построенные чудом города,
Сама ложилась мята нам под ноги,
И птицам с нами было по дороге,
И рыбы подымались по реке,
И небо развернулось пред глазами...
Когда судьба по следу шла за нами,
Как сумасшедший с бритвою в руке.

      В конце 2017 года в журнале "Знамя" появилась публикация Галины Доброницкой, в которой высказано мнение , что это стихотворение посвящено Марине Цветаевой.  Да, автор можно сказать провела свое собственное "расследование" и приводит довольно убедительные аргументы. Но скорее все же можно согласиться с дочерью поэта Мариной, что адресат его - Мария Фальц, жившая по соседству с Тарковскими на Александровской улице в Елисаветграде (Кировограде).
   Сам Арсений Александрович отрицал близкие отношения с Цветаевой. Но у него есть целый цикл стихотворений, посвящённых Марине, в которых излиты чувство непреходящей вины перед ушедшим из жизни другом. Он сокрушался потом:
    «Прозевал я Марину, прозевал. И я виноват. Не понял ее трагического характера. Трудно было с ней. Ну, полсердца отдал бы ей. А ей подавай все сердце, и печенку, и селезенку! Она требовала всего человека, без остатка…».

Я слышу, я не сплю, зовешь меня, Марина,
Поешь, Марина, мне, крылом грозишь, Марина,
Как трубы ангелов над городом поют,
И только горечью своей неисцелимой
Наш хлеб отравленный возьмешь на Страшный суд...

     В 1946 году в доме Г. А. Шенгели Арсений Александрович познакомился с Анной Андреевной Ахматовой. Они стали близкими друзьями и  дружба поэтов продлилась вплоть до кончины Ахматовой.
     Над могилой Анны Ахматовой Тарковский сказал: «Никогда еще на долю женщины не выпадало столь мощного поэтического дарования, такой исключительной способности к гармонии, такой непреодолимой силы влияния на сердце читателя».

    Первый брак Тарковского с  Марией Вишняковой распался в середине 30-х годов, когда их дети – Андрей (будущий всемирно известный кинорежиссер) и Марина были совсем маленькими. Андрей всегда  говорил и писал о том, как ему не хватало отца. Но отношения их были сложные.

   В 1957 году, в год, когда Андрей женился на своей сокурснице по ВГИКу Ирме Рауш (в дальнейшем сыгравшей роль дурочки в «Андрее Рублёве»), между ним и отцом произошел разлад, о котором горько сожалел будущий режиссер. Арсений Александрович был настроен против Ирмы и отговаривал  сына жениться, произошло недоразумение из-за материальных вопросов. Это подвигло Андрея написать очень искреннее и личное письмо отцу.

  Вот фразы из этого письма :

  «…Я всю жизнь любил тебя издалека и относился к тебе как к человеку, рядом с которым я чувствовал себя полноценным.

 …Нет и не было, верно, сына, который бы любил тебя, то есть отца, больше, чем я.

  …Но вот в чем я тебя упрекну — не сердись за слово «упрекну», — ты всю жизнь считал меня ребенком, мальчишкой, а я втайне видел тебя другом. То, что я… обращался к тебе, только когда мне было нужно, — это печальное недоразумение. Если бы можно было, я бы не отходил от тебя ни на шаг. Тогда ты не заметил бы, что я у тебя просил что-то и искал выгоды".
   Эти фразы лично мне напоминают отношения Аркадия с  его отцом Версиловым в романе Достоевского "Подросток".
     Марина Тарковская свидетельствует:
«Мама часто отмечала сходство их характеров и судеб. Только творчество спасало и уводило от жизненных сложностей, которые они порой сами же и создавали»...
   Вероятно, без влияния личности отца, его поэзии, Андрей Тарковский не стал бы выдающимся кинорежиссером мирового уровня. В своих лентах он сумел найти "киношный" эквивалент духовной поэзии отца, сделать ее тончайшую вязь и глубины зримыми и осязаемыми. Когда он умер от рака легких  в 1986 г. - это был страшный удар для  Арсения Александровича, второй после его невозвращения на Родину. Вспоминает Лариса Миллер:
   "Я была в Переделкине в тот день, когда туда приехала дочь поэта Марина, только что вернувшаяся из Парижа с похорон Андрея. Арсений спал одетый на диване. Марина, несмотря на усталость и подавленность, хотела дождаться его пробуждения. Когда он открыл глаза и увидел склонившуюся над ним дочь, он коротко спросил: "Что? Похоронили? " Похоронили, - ответила Марина. Больше он ничего не сказал".

Владимир Спиртус
    Тарковские.

Отец и сын творили заодно
Напевные стихи и Божие кино.
Дыханьем красоты и мудростью строк
Завьюженной стране преподнося урок.

Они ушли, осталась сирою страна,
Хоть куполами и оделась она.
Чего-то главного, увы, не достает,
Быть может Сталкера, что в зону поведет
И выведет...

      У меня в Киеве есть старший друг: поэт Лариса Михайловна Пастух. Тонкий лирик, пишущий стихи проникнутые музыкой. Ее светлый взгляд на мир и людей полон духовности:
       «Мелодия любви звучит во всем, повсюду, всегда, – говорит Лариса Пастух. – То явственно, а то чуть слышится, заглушаема иными звуками жизни, иными чувствами. Но она никогда не исчезает из жизни. Она жива. То прозвучит удивлением ребенка, его восторгом и распахнутостью сердечка, то заботой и лаской материнских рук. Иль нежным прикосновением первой весенней листвы, взглядом цветка из глубокой зелени трав, песней ручья…».
     Среди знакомых Ларисы Михайловны много известных литераторов, музыкантов и художников. С некоторыми из них ее связывают сорок лет или полвека дружбы. Особо удивил меня и порадовал неожиданностью рассказ Пастух о неделе постоянного общения с Арсением Тарковским. Оказалось, что она по линии общества "Книголюб" где-то в 80-х годах пригласила его с женой в Киев. Лариса Пастух устроила поэта с Татьяной Озерской (третьей женой Арсения) в гостиницу, кормила их обедами, а, главное, собирала на творческие встречи с ним огромные переполненные залы. Арсений Тарковский признавался, что таких аудиторий у него никогда не было в Москве.
    Лариса Михайловна не знала, что у Тарковского протез вместо одной ноги, пока один эпизод не выдал ей это обстоятельство. Однажды она повела Арсения Александровича в магазин на Красноармейской улице, где продавались марки. В районе площади Льва Толстого он сделал неловкое движение и его искусственая нога "взбрыкнула". Тогда она все поняла.
    Много живых подробностей и интересных деталей о Арсении Тарковском (и не только о нем)   довелось мне услышать недавно от Станислава Айдиняна  - литературоведа, писателя, поэта, с 1984 по 1993 гг. бывшего секретарем А.И. Цветаевой.
     "Первая моя встреча с Тарковским произошла у Анастасии Ивановны Цветаевой в старом корпусе в Переделкино, он там отдыхал. Арсений Александрович  был также красив, как на старых фотографиях. Это была особая красота благородства. Когда он вошел вместе со своей женой, то  протянул мне руку и сказал только одно слово: "Тарковский". Потом я увидел, что он всегда так делает, это была его манера. Так вот - утвержденно в себе, волевым образом. Разговор с Анастасией Ивановной пошел об общих знакомых. Поэт потом пожаловался на нагноение на протезе. И Анастасия Ивановна вызвалась помочь, дать телефоны врачей-гомеопатов… С ним была жена, в светском таком тюрбане, такая весьма "торжественная дама". Она спрашивает Анастасию Ивановну, которой было хорошо за 90 лет: "А где у Вас лежит блокнот? Я выпишу телефоны!"  А. И. посмотрела на нее по-дворянски сдержанно и сказала: "Дорогая, у меня все телефоны записаны вот здесь!" - и очень гулко постучала себя по голове".
   Станислав Айдинян рассказывает: " Я много раз видел Арсения Александровича в коридоре Дома творчества в Переделкино, окруженного молодежью. Он читал им свои стихи, они читали ему. Я очень хорошо помню его лицо, выбеленное от страданий. Протез ему натирал, у него очень болела нога. Но эти страдания делали его как будто еще более благородным и внешне красивым, создавали особую утонченность образа".  Когда Арсений Тарковский умер, Айдинян был в Доме творчества в Переделкино и, проходя к Анастасии Ивановне, заметил у входа на черной доске мелом было объявление о смерти поэта и времени похорон на переделкинском кладбище. Анастасия Ивановна Цветаева попросила его, можно сказать, даже настойчиво поручила ему быть на похоронах. "Отпевали поэта в маленькой церкви" -  рассказывал Станислав. "В гробу поэт был похож на поверженного орла - такое было благородство черт лица. А когда несли его на кладбище, стоял шелест стихов - его стихи шепотом читала вся толпа, идущая за гробом. Впечатление было будто шумела большая лиственная роща...".
    За Домом творчества, построенном в стиле 50-х годов есть большая трансформаторная будка. На нее Станиславу указал после похорон Семен Липкин, замечательный крупный переводчик - и сказал: "Вот здесь, на этом месте, молился Арсений Александрович. Уходил сюда от писательской братии, чтобы никто ему не мешал…". "Когда я бываю в Переделкино, всегда вспоминаю об этом" - рассказал Станислав Айдинян, по словам которого поэт перед смертью пережил тяжелые испытания.


Арсений Тарковский
             Сколько листвы намело

Сколько листвы намело. Это легкие наших деревьев,
Опустошенные, сплющенные пузыри кислорода,
Кровли птичьих гнездовий, опора летнего неба,

Крылья замученных бабочек, охра и пурпур надежды
На драгоценную жизнь, на раздоры и примиренья.
Падайте наискось наземь, горите в кострах, дотлевайте,
Лодочки глупых сильфид, у нас под ногами.

А дети северных птиц улетают на юг, ни с кем не прощаясь.
Листья, братья мои, дайте знак, что через полгода
Ваша зеленая смена оденет нагие деревья.

Листья, братья мои, внушите мне полную веру
В силы и зренье благое мое и мое осязанье,
Листья, братья мои, укрепите меня в этой жизни,
Листья, братья мои, на ветвях удержитесь до снега.

Владимир Спиртус
              Земля поэта
                А.Т.

Упорно вслушиваясь в ритмы звезд и трав,
Полет стрекоз и шелесты дубрав,
Средь судеб искореженных и бед
Искал какой-то он единственный ответ.

Таланта отстоявшегося мед
В имении стихов его живет,
И сладостью дышит, и тоской,
И дивной отрешенной красотой.

В твоих видениях и сновидениях
Земля, открывшаяся после сотворения,
Где в мире хрупком и непоправимом
По лужам шлепаешь ты мальчиком счастливым.


Рецензии
А вот это моё самое-самое любимое у Тарковского:

Никого со мною нет.
На стене висит портрет.
По слепым глазам старухи
Ходят мухи, мухи, мухи.
Хорошо ли, — говорю, —
Под стеклом твоем в раю?
По щеке сползает муха,
Отвечает мне старуха:
— А тебе в твоем дому
Хорошо ли одному?

Светлой памяти великого поэта. Спасибо! Ваша работа - великолепна!

Камышовка   05.05.2021 06:33     Заявить о нарушении
Благодарю,Елена, за теплые слова. Включил Вас в список избранных. В птичках слабо разбираюсь, но камышовку уже запомню теперь...

Владимир Спиртус   05.05.2021 13:28   Заявить о нарушении
СПАСИБО!

Камышовка   05.05.2021 21:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.