Журнал Исторический вестник 1880 год

Журнал «Исторический вестник». 1820 год.
---------------------------------------------------------
Статья Дубасова И.И. о нравах тамбовских…
«Не весёлую картину изображает собой тамбовское дворянство второй половины 18 века.
Люди большей частью крайне неразвитые и совершенно праздные. Многие тамбовские дворяне прошлого столетия всю свою энергию тратили единственно на подвиги самого необузданного самодурства. Неразвитость тамбовского дворянства весьма нередко выражалась в совершенейшей неграмотности.
(Дубасов в пример называет Мамоткины, Булышевы, Енгалычевы, Бигловы, Кашаевы, Мамонтовы и другие).
По словам Г.Р.Державина, хорошо знавшего Тамбовское общество всех сословий и состояний, тамбовское дворянство в 80-е годы прошлого столетия, было грубо и необходительно, что ни одеться, ни войти, ни обращаться как должно благородному человеку не умели, кроме некоторых, которые жили в столицах…
Были, разумеется, в указанное нами время образованные и гуманные тамбовские дворяне, но таких было совсем немного.
С удовольствием здесь отмечаем почтённое имя козловского помещика И.Г.Рахманинова, известного основателя типографии в селе Казинка, замечательного переводчика сочинений Вольтера, не можем не вспомнить также и Е.К.Ниловой, усерднейшей сотрудницы Державина в его тамбовских литературных  предприятиях.
Но в особенности внимание наше останавливается на высоко гуманной личности елатомского помещика Андрея Алексеевича Ушакова.
В 1798 году в Истлеево приехали два его сына. Отец их так любил, что позволил им совершенно самостоятельно распоряжаться в имениях. И начали они распоряжаться: стон по шёл во всей деревни от их управления….
Андрей Алексеевич не сёк своих крепостных, а его дети то и дело препровождали на конюшню и старых и малых…
Молодые Ушаковы сразу проявили самые злокачественные помещичьи инстинкты.
Не перенёс этого добрый старик – отпустил всех своих крепостных на волю.
« Почему писал он в своём письме – учинил крепостных моих  свободными, утверждаю все мои земли с угодьями в вечное их владение».
Было освобождено 600 душ.
А сыновьям своим дал по несколько тысяч и определил их на службу.
«Пусть, говорил он, узнают он, что такое нужда, что такое долг, тогда ко всем людям лучше относиться будут…».
Иван Иванович Дубасов пишет, что были, вероятно, и хорошие граждане между тамбовских помещиков второй половины прошлого столетия, но в документах их благородные поступки неизвестны.
Но встречается масса фактов, изображающих отжившее тамбовское дворянство в непривлекательном виде.
Из массы фактов, один из них: в 1775 году в Борисоглебском уезде проживал помещик Шпикулов, которому чем-то не угодили однодворцы села Грибановки. Не долго думая, Шпикулов собрал свою деревню, вооружил её чем попало и с этой толпой напал на Грибановку, у жителей которой угнал скот, свёз хлеб и сломал избы.
И что всего удивительно, результатом этого наезда было только то, что побитые и ограбленные стали перед Шпикуловым тише воды, ниже травы.
Расвирепший помещик запахал даже часть грибановской земли, стал распоряжаться грибановцами, как своими крепостными.
В 1776 году он приказал им поставить себе сперва 30 подвод, а потом 80, да ещё и недоволен.
Впоследствии, учреждением Тамбовского наместничества были обнаружены его проделки, но отделался он лёгким успугом.
И такие примеры печальные многочисленны в статье краеведа, историка Ивана Ивановича Дубасова.
О времена! О нравы!
Не лучше были и дворянские депутаты.
«Если же наконец кое-как составлялись тамбовские дворянские собрания, то при этом начинались, вместо дела, взаимные ссоры и пререкания. Выступали на сцену личные антипатия и шла по тому поводу более или менее  крупная перебранка.
От тамбвских дворянских междоусобий трудно было уклониться и таким людям, как Г.Р.Державин. Ленивая и сварливая часть тамбовского дворянства прошлого столетия, разумеется, не могла заботиться о благе своего края…
Так, например, в описываемое наше  время в Кирсановском и Борисоглебском уездах простонародье, особенности крепостные крестьяне, ело лебеду и мякину, а мер по прекращению бедствия со стороны дворян никакого не было.
Кирсановские и Борисоглебские дворяне не известили даже губернское начальство о постигшей их уезды беде –голоде.
Тамбовский губернатор Палицын и губернский предводитель тамбовского дворянства Мартынов уже случайно узнали о крестьянском голоде»
Печальную картину документальную передаёт через века  краевед, писатель, учёный Иван Иванович Дубасов.
Надеюсь, найдётся не равнодушный читатель, интересующийся историей родного края и в задумчивости прочитает, перекинув мысленно мосток из давних веков в наше время, так часто похожее на  жизнь- страдания наших предков.
Не могу не заметить – молвивший правду или ставший на пути казнокрадов непременно становится изгоем общества. Потому и губернатор Державин, и краевед-правдолюбец  Дубасов вынуждены были покинуть Тамбовщину.
Октябрь 2020 года.


Рецензии