Шемаха Кавказской Албании и Ширвана

Города призраки Руси, России, СССР.
===================================
     Также Кемахея и Мамахея у Птолемея.
     Летописный город Шамаха идентифицируют с городищем вблизи современного города Шемахи. Это был крупный город, который занимал площадь в 50 гектар.
     Первые же поселения на месте нынешней Шемахи в Азербайджане появляются в 5-м веке до Рождества Христова, но это были стояночные пункты, люди не строили здесь в то время стационарных сооружений.
     Во 2-м веке до Новой Эры в Восточном Закавказье появляется государство Кавказская Албания, в создании которого принимала участие и Персия. К этому времени относится возникновение на городище постоянных построек. По всей видимости, тут некоторое время находился шах Албании.
     Во 2-ом столетии по Рождеству Христову Птолемей называет это поселение городом и называет его как Кемахея и Мамахея.
     В 4-м веке сюда прибывают гунны. С этого момента поселение начинает активно отстраиваться, превратившись к 7-му веку в город.
     Считается, что этот город у Каспийского моря получил своё название от албанских племён в начале 6-го века. Город возник прямо на перепутьях древних караванов, ходивших между Европой и Ираном. Это место было постоялым двором для многочисленных всенародных переселений. Ходили тут и скифы, и туранцы, и гунны, и хазары, и славяне, и Русь.
     В 6-м веке Шах персидский Хосров строит стену Дербентскую для защиты Малой Азии от переселенцев с Севера. Персов особо беспокоила древняя торговая дорога через страну Ширван, центром которой в то время был город Шемаха. Контроль над этой дорогой приносил немалые средства в казну. Чтобы поднять престиж наместников города, персы с середины 7-го века дали главе этого города, местному царьку, титул Ширваншаха.
     С начала 8-го века город Шемаха и страна Ширван оказываются под давлением Халифата, вместе с которым сюда начинает проникать ислам, носителями которого были исламизированные персы. Основная часть албан переходит на персидский язык, а вместе с ними и на персидскую культуру.
     В середине 9-го года город разбогател настолько, что его отцы задумались о создании своего собственного государства. Для начала они обособились от ослабевшего Халифата, объявив себя государством. Так происходило во многих пределах Халифата, где его бывшие наместники почувствовали себя поместными царьками. Во второй половине 9-го века мечта городской знати осуществилась, они вернули себе звание ширваншахов.
     В начале 10-го века знать города окончательно провозглашает государство Ширван, сделав его столицею город Шемаху. Однако город и государство во многом зависело от Халифата и Персии, хотя и не считалось их вассалом. В персидских хрониках того времени Ширван назывался не государством, а страной.
     К этому времени земли государства Ширван простирались от Дербента до Сальяна, по берегу Каспия, а в глубину, на запад его граница доходила на 200 километров, где немного в стороне от Каспийского прохода стоял тогда город Шемаха.
     В городе к тому времени стояла крепость, строенная ещё арабами, и называлась она Язидия у арабов. В этой крепости Шемаханской тогда ещё сидели правители от родов арабских, а торговала тут русская полноценная община, которая на Каспии имела свой флот, который курсировал между двумя морями: Азовским и Каспийским.
     К середине 12-го века ни Тмуторокани, ни Белой Вежи, как русских форпостов, уже не существовало, но русская вольница продолжала проникала в Каспийское море и беспокоить местные прибрежные Княжества и Царства. В конце 12-го века Русь прошла по Дону и через переволоку на Итиль, вышла на Каспий и приходит в Шемаху, подчинив на несколько месяцев себе и государство Ширван. После чего Русь отбыла восвояси, не пожелав управлять этой страной более, захватив с собой Шемаханскую Царицу.
     12-й век приносит Шемахе расцвет. Здесь правят шахи, породнённые с грузинскими князьями, одним из которых был Давид Строитель. В это время Шамаху начинают сотрясать землетрясения. Правитель города начинает отстраивать себе новый город на месте Баку.
     В конце 12-го века шахиншахи навсегда покинули Шемаху и перебрались в Баку.
     В 1222-м году город осадила монгольская Орда. Исчерпав ресурсы для обороны, город сдался. Все его жители разбежались по округе. Воспользовавшись отсутствием власти, местные жители растащили все укрепления по своим подворьям. Восстанавливать город местные князья больше не стали.
     В течение четырёх следующих веков на развалинах города существовало небольшое поселение, которое к началу 17-го века состояло в основном из тюрок и армян, занимавшихся торговлей. Посещавшие это место путешественники не слышали от селятинов о том, что тут был когда-то город.
++++++++++++++++++++++++++


Рецензии