Чернь

НАТ. БЕЗЛЮДНАЯ УЛИЦА В ЦЕНТРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА - НОЧЬ

С крыши одного из старых домов видно, как внизу, на узкой, тускло освещённой жёлтыми фонарями улице, ветер поднимает осеннюю листву.

По улице пошатываясь идёт ВАСИЛИЙ - лысеющий плотный мужчина за сорок. Его длинное пальто распахнуто и развевается порывами ветра. Стук его туфель по влажной мостовой раздаётся эхом в тёмных арках парадных.

Мимо проезжает пустой трамвай, в контакте провисших меж домов кабелей с треском выбивается искра.

Василий заходит в одну из арок.


НАТ. КОЛОДЕЦ

Темно. Василий шатаясь подходит к двери единственной парадной. Роется в кармане пальто, достаёт в связке длинный ключ. Вставляет в старую замочную скважину. Дёргает дверь. Снова пытается прокрутить ключ. Не подходит.

Он отходит от двери, пытается в темноте разглядеть табличку адреса. Роняет ключ.

ВАСИЛИЙ
Тьфу!

Нагибается за ключом.

 МУЖЧИНА
Заблудился, мужик?

ВАСИЛИЙ
Ага. Терпеть не могу этот город!

МУЖЧИНА
Питер? Очень нравится. Цивилизация.

ВАСИЛИЙ
Не надо мне тут поясничать. Я тебя нормально спрашиваю: где я?

МУЖЧИНА
В Центре.

ВАСИЛИЙ
Да, друг. Жаль мы с тобой раньше-то не повстречались. До пятого стакана. Вот тогда бы я тебе такой Центр молокососу показал.

МУЖЧИНА
Не завидую я тебе, добрый человек. Видимо, не нравится жизнь твоя, выглядишь как свинья потная. Одинокий ты человек.

Пауза. Василий выпучил глаза, сглотнул.

ВАСИЛИЙ
Ладно, всё. Давай.

Разворачивается к выходу из арки.

МУЖЧИНА
Дак тебе может помочь чем-то?

ВАСИЛИЙ
Нет,нет, я уж как нибудь сам. Спасибо, добрый человек!

МУЖЧИНА
Э, да ты погоди...
(Хватает за пальто, притягивает к себе мягко)
Я тебе серьезно говорю.

ВАСИЛИЙ
(шепотом)
Чего ты?! Деньги тебе нужны?

МУЖЧИНА
Да знаю я про твою жену. Ну умерла.

ВАСИЛИЙ
Чего?!

МУЖЧИНА
Да и не жила она с тобой.
(на ухо)
Тут вообще мало кто живёт, согласен? Кто грузчиком за копейки по десять часов, кто - официантом по четырнадцать. А ради чего? Обслуживать тех, у кого в жизни всё хорошо, которые не знают что она сейчас освободится и на другую работу поедет. Улыбаться. А внутри удавиться хочет...

Василий пытается вырваться, мужчина крепче его обнимает.

МУЖЧИНА
Знаешь, может она и к лучшему это.

ВАСИЛИЙ
Чего? Отпусти меня, урод!

МУЖЧИНА
Правильно сделала.

Мужчина отпускает Василия. Тот смотрит на него бешено. Пытается что-то сказать, но только тяжело дышит. Потом поправляет свое пальто.

ВАСИЛИЙ
Ты... Перепутала она... Таблетки.

МУЖЧИНА
Да, перепутала. Тебе же так легче. Как свою жалкую работу потерял опять пить начал. А она, дура что-ли? Не знает, что дальше будет?

ВАСИЛИЙ
(бьёт себе в грудь)
Я её любил, любил я её!

МУЖЧИНА
Профессию ты не смог освоить, делать тоже ничего не умеешь. Ни руками, ни головой. А кому в большом городе нужен такой человек? Здесь самим-то на хлеб заработать. А она на двух пахала. Уйти от тебя? Да к кому? Сама страшная.  Вот и стала к ней мысль приходить "А что дальше-то будет?"
(цокает с жалостью и плюёт под ноги)
А дальше, дальше только мрак.

ВАСИЛИЙ
(тихо возвращается к мужчине, умоляюще)
Да знал бы я, что там у неё на душе происходит, она же мне ничего не рассказывает, Наденька.
(ладонями прикасается к лицу мужчины)
Надя...

МУЖЧИНА
(берет за плечи, мягко)
Ну что ты теперь? Один. В этом чёрном городе. Старый, жалкий, никому не нужный Вася.

ВАСИЛИЙ
(обнимает мужчину, горько, плачет с соплями)
Кругом одна желтизна эта...

МУЖЧИНА
Знаешь, давай я тебе добро сделаю?

ВАСИЛИЙ
М? Как?

МУЖЧИНА
Давай я сейчас ножечек достану из вот этого кармана?
(достает маленький нож)
И все страдания как рукой снимет?

Василий дергается, но мужчина не выпускает его из объятий.

ВАСИЛИЙ
Ой, ты погоди! Погоди!

МУЖЧИНА
А ты чего испугался-то? За жизнь свою схватился вдруг.

ВАСИЛИЙ
Ты чего творишь?! Да так же нельзя!

Мужчина довольно улыбается, хлопает Василия по щекам.

МУЖЧИНА
О как, и протрезвел сразу. Друг, да я же тебе просто помочь хотел.

ВАСИЛИЙ
Отпусти меня пожалуйся, я тебя умоляю.

МУЖЧИНА
Зачем отпустить?

ВАСИЛИЙ
Да как же это зачем, чтобы... Е..е..е если ты про это, я пить брошу! Брошу всё теперь! Всё наладится.

МУЖЧИНА
Всё это пустые слова, а на деле...

ВАСИЛИЙ
Дай мне шанс. Последний шанс, должен же он быть у человека, хотя бы один. Отпусти.

МУЖЧИНА
Нет, никуда я тебя не отпущу. Со мной пойдёшь, вон туда.
(берет Василия за шкирку, показывает в тёмный угол двора)
И прирежу я тебя там, по тихому, как крысу.

ВАСИЛИЙ
Я кричать буду.
(кричит)
Убивают! Кто-нибудь, помогите! Эй! Меня сейчас убьют!

Оба поднимают головы наверх колодца.

Окна домов продолжают тихо гореть жёлтым светом.

Оба опускают головы вниз, смотрят друг на друга.

Мужчина без противления начинает тащить Василия в черноту переулка.


Рецензии