Промысел божьего дара

                В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова объяснение слова «Промысел»    сводится к одному понятию – добывание.
             Всё, что происходит в нашей жизни, по догмам  христианской веры и Библейской истины, от Бога. И служение Богу верой и правдой есть убеждённость в его промыслах о наших душах. Значит  то, что отдаём  ему с благодарением,  как частицу себя:  молитвы, любовь, творчество, – не что иное, как Божий промысел.  А принимая от Бога небесные дары – таланты   и  воплотив их в  своём искусстве,  делимся с людьми  дарованным Богом  богатством. Отдавая, мы готовимся к вечности.
              Я из поколения, которое считаю для « веры» потерянным. Большинство из моих ровесников вышло из семей, где прививались принципы коммунизма и отвергались заповеди  христианства. Не приученные  к  церковным  и молитвенным правилам, не знавшие и не почитавшие православных Святых и праздников, прославляющих жизнь и подвиги церковных подвижников и Господа нашего Иисуса Христа, точно также не прививали своим детям духа православия .
             В  результате, когда в настоящее время, опять же, благодаря Божьему промыслу, наступило время возрождения Православия в нашей стране, пошли в церковь и стали работать во Славу Божью только те бабушки и дедушки, у которых в семьях благоговейно относились к своей христианской вере и берегли её наследие. Многие наши граждане и мои ровесники, взращённые  по принципам атеизма – исключения из   присутствия  в нашей жизни Высших небесных сил  или  продолжают  отвергать  христианство, или очень  осторожно, пока ещё с некоторой иронией, поворачиваются в сторону тех, кто принял и пошёл по пути заповедей, предрешённых для жизни каждого принципами православной веры.
            Воспитание и взросление человека начинается в семье. Снижение культурного уровня народа во вторую половину двадцатого столетия объясняется, прежде всего, отсутствием духовного воспитания, примера   праведного ( или правильного) отношения не только к самой жизни, своей судьбе, но и к ближним. Поэтому, наблюдая  увеличивающийся приток молодых людей на церковных службах, желающих услышать и понять суть Божьего Слова, и, тем более, детей возникает радость и уверенность  как  в росте духовного и культурного уровня  общества, так  и, вместе с тем, возрастания  патриотизма, любви к своей земле и своему народу.
  Вспоминаются  евангельские слова:  «И последний будет больше, чем первый»…
           Я росла в семье  двух коммунистов  во времена гонения православия, прошедшей школу комсомола и КПСС, и надо было много испытать, прежде чем  понять, что жить следует по другим принципам.
            Сложно было принять решение  о выходе  из рядов КПСС по собственному выбору, чтобы найти, пусть позже, принцип жизненного пути  по заповедям, дарованным человечеству  две тысячи лет тому назад, пришедшим в мир Спасителем  в облике человека – Иисусом Христом.
             Нелегко начать   творить   в духовном ключе, если вся жизнь прошла в советском обществе  и на основе советской культуры.
           Но была и остаётся генетическая память, благодаря которой без благословения родителей, девочкой, бегая  босиком по летним деревенским  просторам, однажды  услышала призыв и пошла к священнику с просьбой «окрестить». Именно этот момент лёг в основу сюжета стихотворения «Крещение». Бабушка достала мне из старой железной коробочки не менее старый медный крестик, который  я  храню все годы с верой в его оберег.
 Я взрослела  на мелодиях и песнях коммунистического времени,  не посещая церкви, не слушая духовного песнопения, и мне  трудно было найти в душе мелодию молитвенного воздыхания. Но огромная любовь к своей земле и своему народу, желание принести радость через знакомые мелодии  и  с текстами, содержащими слова памяти к  истории, обращения к лучшим душевным чувствам человека, помогли  мне написать те песни, которые   по своей сути являются   христоматийными  в воспитании добра. Это:   «Родники »,   «Завет»,  «С добрым утром, страна…» – песни, в словах   которых   добрые человеческие  отношения  основополагающие. Не этому ли нас учит одна из главных заповедей Господних : «Возлюби Ближнего своего».
            Именно с написания песен начался мой путь в творчество. На первом  творческом вечере  я знакомила своих слушателей с песнями, рождёнными больше сердцем, чем умением. И ко мне пришли радость  делиться даром, которым наделил меня  Господь, и понимание, что талант  мне выдан, а  за многие годы не приумножен.
      Жизнь моя к тому времени уже перевалила далеко за половину. Всё пережитое: боль и беды, радости и падения, победы и потери – всё в один миг подверглось анализу и пересмотру.
  Меня  потянуло в церковь. Я была уверена, что там найду для себя ответ, как исключить из своей жизни  всё наносное,  греховное и найти защиту от зла не только для себя, но и для самых дорогих и любимых моих близких.
        Сегодня  с большой благодарностью и теплом я вспоминаю незабвенного батюшку, протоиерея  Евгения Кононова из Собора  Первоверховных  апостолов Петра и Павла  в Гомеле.
     Он привёл меня к первому причастию, научил молитвенным правилам и благословил творить на радость людям, сказав:  « Бог тебе дал и ты, получая, отдавай!» А на вопрос, насколько правильно перед Господом писать  только светские стихи и песни,  грех ли петь их в дни поста, если проводятся  массовые мероприятия   и меня просят прийти и выступить, он ответил: « Ты не призываешь к злу, не несёшь своими песнями раздора… а если просят, надо отдать…»
        Так я стала выступать со своими песнями  перед  слушателями  на всех массовых мероприятиях, где просили меня петь, читать свои стихи. И я отдаю людям ту радость, что смогла  воплотить в слова и мелодии:
                Всю я радость отдала, чтобы пелось людям.
                С ними сердце и моё радоваться будет!
               
               
       Все строки, возникшие в мыслях и ..ставшие  стихотворными строфами,   для меня  – Божий   дар, который я принимаю  с большой благодарностью, как промысел, который помогает мне жить. Ибо сказал Господь : «написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом ,  исходящим из уст Божьих» ( Еванг.от Матфея, гл. 4стих 4)
      Навсегда запомнилась проповедь приснопамятного   нашего Святейшего архиепископа Гомельского и Жлобинского  Аристарха, когда, говоря о трисолнечном свете, он высказал мысль, вошедшую  основой  в мой катрен:
                Три света Бог нам посылает:
                Свет солнца каждый день сияет,
                Второй свет – в каждом Божий дух,
                И третий свет – творенье рук.

  Третий свет –  талант… То, что дано Богом для творчества:
               
                Что значит творчество, рождённое из сердца?
                - Зажечь  огонь, чтобы другим согреться,
                И чувства воплотить  в звучанье, форме, цвете,
                И Музы лик увидеть в чистом свете,
                Любить призвание…Творить, лишаясь сна!
                Такая доля Богом нам дана.
    
      Дружба, зародившаяся с протоиереем  Евгением Кононовым, а позже и с его семьёй, дала мне возможность  иметь  близких  людей, всегда готовых подсказать нужный шаг на пути становления  и укрепления  моей веры.
        На всю жизнь запомнились отдельные жизненные ситуации, участницей которых я стала благодаря  духовному отцу  Евгению  и через которые я всё больше познавала чистоту и радость  служения Господу.
         Считаю возможным рассказать здесь о небольшом событии в моей жизни, положившим начало моего прикосновения к истории преподобной нашей Гомельской матушки Манефы.
        Зашла  я  к Кононовым  проведать батюшку. Он тогда уже долго болел, и рад был каждому посещению своих духовных чад.  Лишь недолго длилась в его комнате беседа, как после телефонного звонка вошла матушка Анна Ильинична и сообщила, что звонил отец Иоанн( Ландлис), напомнил о том, что это день памяти монахини Манефушки   ( так они тогда называли её) и предложил съездить на  могилку и отпеть панихиду. 
               Отец Евгений с радостью согласился. А матушка  предложила мне поехать с ними. Тогда я честно созналась, что ничего о Манефе не знаю.
  Анна Ильинична  убедительно ответила, мол,  по дороге всё мне расскажет.
         То, что я узнала, поразило меня. Доброта и мужество, жизненные обстоятельства, которые сопровождали матушку Манефу  в жизни, показали пример истинной веры и служения Господу в послушании и со смиренномудрием.
В миру Мария Владимировна Скопичева с самого детства, видя пример родителей, поняла, что всё в этом мире держится на добре и молитве. От рождения ей предстояло пройти по жизни скорбным путём: родилась с церебральным   параличём. Только выбранная дорога служения Господу от пострига в монахини, через печали, страдания и, в то же время, большой любви к людям, до схимницы, вела её к душевному совершенству.
           Вместе с Кононовыми и отцом  Иоанном я  поклонилась могилке и обещала молиться о душе её…
          В солнечный тёплый августовский день  2007 года в соборе Петра и Павла народа было так много, что основная масса присутствующих  расположилась возле храма. Каждый старался быть поближе к  распахнутым вратам, чтобы лучше услышать службу. Вёл её в этот день Патриарший экзарх всея Белоруссии Светлейший митрополит Минский и Слуцкий Филарет.
    Я стояла в группе людей с левой стороны собора так, что мною просматривалась вся площадка перед собором: и ворота во храмовый двор, и киоск со свечной лавкой. В момент, когда  владыка Филарет объявил о канонизации – причислении матушки Манефы к лику святых преподобных Божьих служителей, я увидела, как с правой стороны небесного свода по совершенно чистому голубому пространству неба  поплыло облако, напоминающее  улыбающееся лицо. Пели  величание, и  облако именно в этот момент проплыло над верхушками деревьев  возле ограды и растворилось по окончании  песнопения.
     Я не могла удержаться, чтоб  не обратить внимания  стоящих рядом со мной людей на это  облако . И они поднимали к небу глаза и улыбались: « Манефушка радуется!» А потому, когда начали читать впервые акафист преподобной  Гомельской матери Манефе, молились с каким-то особым радостным чувством. Тогда и появились у меня первые строки стихотворения, посвящённого Гомельской преподобной матери Манефе, наполненные умилением и любовью:
                Матушка Манефа, душам всем сестричка,
                Улетела в небо сизокрылой птичкой,
                Над землёю нашей поднялась высоко,
                Чтоб за нас молиться пред Владыкой – Богом.

          Стихи, написанные за прошедшее время, вошли в два сборника: « Кусочек солнца» ( 2010г) и « Азбука озарения»( 2014 г.)
         Непрофессиональный автор, но получая благодать слышать мелодию слов, соединяя их в строфы, я отважилась отдать в издание первый сборник лишь потому, что понимала: там души намного больше, чем недоработок. И на самом деле те
отзывы, которые получила от читателей, дарили радость и уверенность в дальнейшей работе. А в 2014г. книга «Кусочек солнца» в рамках международной акции «Солнечный храм», проводимой Берлинским университетом им. Чехова, получила диплом «За солнечность творчества».
         Главным принципом моего творчества стало: писать просто, понятно и нести через слово людям добро.               
                Бог дал слово, и этим добром я делюсь.
                Но однажды в ответ я услышать боюсь,
                Что и зло – тоже слово и сеет печали…
                Дал бы Бог, чтобы этих вы слов не встречали!

         Творческое стихотворное вдохновение не присутствует  в душе постоянно. Оно возникает, как правило, из сильных эмоциональных моментов, из чувственных настроений.
          Чтобы заполнить  нишу во время отсутствия поэтического настроения, я решила писать  прозу. Надо рассказывать людям о тех жизненных ситуациях, которые могут чему-то научить, поделиться через слово своим жизненным опытом  и поведать о том времени, в котором мы живём. И вот уже потекли строки повествования…
       Представленные читателю рассказы «Ночь», «Помочь надо…», « Лёлька» объединены в триптих – « Нить судьбы», где  судьба каждого  героя неразрывно связана с теми, кто рядом.
       В рассказе «Ночь» пожилая женщина, прошедшая большой жизненный путь, оказывается в ситуациях, когда  вера в Бога помогает  ей справляться с жизненными неурядицами. Ей бы сейчас жить в благополучии и спокойствии, но повязанная чувством ответственности перед землёй,  привыкшая  к труду  и познавшая трудное и необеспеченное детство,  она покоряется той участи, которую ей предоставила судьба. Через память  героиня рассказа восстанавливает  отдельные эпизоды  всего пережитого и со смирением в душе, без осуждения обращается к Господу с просьбой о милости и прощении.  Окончилась  тяжёлая ночь в беспокойстве, и женщина с благодарением  Богу встречает новый день и идёт трудиться, чтоб ещё, с Божьей помощью, завершить  работы к зиме.
      Не прообраз ли зимы наш  уход из жизни?  Земля засыпает, а мы всё трудимся, стараясь как можно больше сделать до своего успения. И только понимание прожитого и принятие всех и всего  со смирением даёт нам силы и спокойствие ещё на какой-то отрезок времени продолжить дела земные.
      « Помочь надо» – рассказ о милосердии, о понимании сострадания и участия в судьбе оступившегося человека.  Как и в рассказе «Ночь», героиня повествования  Геля, пожилая женщина  с добрым и открытым сердцем. Она с большой верой и благодарением Богу приходит в церковь, чтоб помолиться за родных, просить Господа о помощи  и милости.
       Случайно встретив человека, вышедшего на свободу после долгого заключения, и в данный момент  нуждающегося в помощи, она не отвернулась от него и, по возможности, постаралась  оказать эту помощь.
      Когда она увидела его  глаза, полные благодарности, говорит: « Не меня благодари, а Господа нашего. Это его милость к тебе» .
         Совсем  другой  поворот  в судьбе героини третьего рассказа  «Лёлька».
         Молодая женщина Ольга из неблагополучной семьи  не могла устроить свою личную жизнь из-за  наличия брата – преступника, ведущего асоциальный образ жизни. Она, как сестра, не бросает его в сложных жизненных ситуациях и  помогает, как может. Пока Ольга со смирением справляется с  трудностями, помощь извне приходит к ней:  через сильные душевные страдания  приходит и радость – у  неё рождается ребёнок. После  потери  работы к ней приходит помощь в лице семьи подруги, которая оказывается рядом в самых сложных ситуациях.
                И  вот Ольга  переступает  черту закона, становится преступницей. Она теряет  работу,  квартиру,  право быть матерью. Ольга осуждена и попадает в колонию.
        Находясь в заключении,  она слышит  от православного батюшки  подсказку о получении помощи: « Иди в церковь!»
        И попав после освобождения в безвыходное положение, Ольга приходит за помощью в церковь. Однако  эта помощь не вошла глубоко в сердце женщины так, чтобы она воспользовалась приглашением приходить в церковь не только «трудницей» и выполнять работы по уборке двора, но, прежде всего, к Богу. Она выбирает другой путь – попрошайки. Ольга соединяет свою судьбу с таким же бродяжкой, какой стала сама.   Одна только  мысль – найти сына  сохраняет в ней  добрые чувства. Уже постаревшей  алкоголичкой  Ольга видит его в день Светлой Пасхи и понимает, что её Толик  благополучен. Чётко осознавая своё сегодняшнее положение, она не признается ему, что она –  его мать. Вместо того, чтобы  этот день стал для женщины днём воскресенья из бездны  погибели, он стал  началом её  конца, как духовного, так и физического.
 Житейские истории повествуют о тех небольших событиях, встреченных или пережитых мной, и с каждой такой ситуацией вера моя только укреплялась.Выход в свет книг поэзии"Созвучие"(2017г) и прозы" Ничто не случайно"(2019г)стало продолжением моего обращения к читателям о необходимости участия в судьбах людей,нуждающихся в помощи, и продолжением глубокого признания любви к родной земле и её людям.
          Со временем целью творчества для меня  стало  показать  в  песенных, стихотворных и прозаических формах истории, не только несущие  слова  веры и любви, искренней доброты, но рассказывающие о подвижнических примерах истинного служения Богу, прославляющие подвиги служения Святой Троице святых, просиявших в царствии небесном.
           Можно ли  окончательным словом передать  все возможные эмоции и темы, связанные с любовью к Богу, чтобы больше не о чем было  говорить, и было бы услышано: «Всё сказано!»
         Нет такого слова! А поэтому новой строкой и новой мелодией, новой историей верующий творческий человек вновь будет  писать о том,что  получая  промысел  Божьего дара,обращаясь с молитвою к Богу, с благодарностью будет петь «Аллилуия!»
 
      
               
               


Рецензии