Прикосновение... поэзия Лидии Мнацакановой

1. Несколько лет назад я пришла в Храм на богослужение на Яблочный Спас. Совпало всё – и неожиданный мой выходной, и дата, но главное, службу вёл Архиерей Русской православной церкви, митрополит Саратовский и Вольский, Владыка  Лонгин.* 

Владыка Лонгин всегда был очень известной личностью в нашей губернии, и побывать на его службе было сродни божьей благодати. Позже, рассказывая самым близким о службе, я говорила - «Владыка ступал по ковру. Его облачали в нарядные одежды. Он взошёл к Алтарю.» 

Других глаголов мне как-то не приходило на ум, настолько всё  было величаво, глубоко торжественно и красиво. Живым коридором мы провожали Владыку, он нас благословлял. На долю секунды я поймала его взгляд. Умные внимательные  глаза с бесконечной добротой смотрели из-под очков в золотой оправе. И мне запомнилось навсегда – ум, любовь, доброта. Но что-то было ещё, мои особенные личные ощущения, когда его рука легла на мою склонённую голову, благословляя. Я словно прикоснулась к возвышенному и великому. Я увидела Тайну и Пути разгадки необъяснимого. 

Прикосновение...

И совсем недавно повторились подобные ощущения. Тайна и пути. Ум и доброта. И любовь. Я открыла для себя современного автора, писателя и поэта Лидию Мнацаканову. 

«Есть знаки верные любви:
отдать последнюю рубаху,
сказать себе: «Терпи, терпи…»
и – «Бог простит…»
ступить на плаху.»

«Москва не верила слезам,
а я в слезах тебя ласкала.
Москва не верила словам,
а я по-бабьи причитала.
Москва не верила любви,
а я любила. Я – любила!
И за неверие твое 
я всех богов благодарила!»

«Не дай уйти мне 
от тебя в себя.
Уйду – не дай мне жить,
не дай смеяться!
Не дай мне, как дитя,
любовь убить.
Не дай нам Бог
с тобой расстаться…»

С удивлением всматриваясь в строки, погружаясь всё глубже в совершенный мир несовершенства, я открывала для себя неизведанное. Тропинки, которыми я никогда не ходила ранее. 

«Любовь без добрых дел мертва,
и ты делами красен.
Иначе всё слова, слова...
Путь в никуда опасен.»

Женщина и мужчина. Лидия говорит об этом так просто, так естественно, что я диву даюсь, а как же сама этого не знала? Не догадалась? 

Урок от Лидии:
 
«Любимый мой,
не причини мне боль,
ты – мой защитник, 
повелитель.
Что женщина без мужа?
Ноль.
А рядом с мужем – 
мощный усилитель
всего того, что он 
готов ей дать.
Ведь женщина – она и мать,
и жизни вечная река.
И кто не понял это – 
спит пока.»

Место женщины рядом со своим мужчиной. Её предназначение, жить для него. А что он? Он – поддержка. Её крыло, возможность взлететь высоко...

«Проникли в душу глубоко
твои слова, слова-поступки.
Поэтому мне так легко
Идти на женские уступки.»

И это вновь о любви. Он и она. Единое целое. И неважно, кто протянул  руку после недоразумения и даже ссоры. Кто первый взглянул ласково, улыбнулся. Но это присуще именно женщине, убеждена Лидия. Она познала и приняла этот путь, единственно правильный. И говорит об этом нам.

«Я ступаю в твои следы.
Снег глубокий, 
мы – первопроходцы.
Смысл простой –
чтоб набрать воды
не из-под крана, 
а из колодца.»

Единое целое никогда не разорвать, не повредить. Когда оно настоящее.

«В любви ты – хлеб.
А я – вода.
Так было. Есть. 
И будет так всегда.
И разорвать единство это
подобно смерти,
и не только у поэта.
Любовь терять –
что песню хоронить.
Как без тебя мне день,
как ночь прожить?!»

Поражает глубина чувств и то, как об этом сказано. Поэзия Лидии образная,  в ней бесконечная новизна и ощущения, которые простираются далеко, куда-то выше самих звёзд. Можно ли разглядеть, что там? 

«Любить.
Любить себя
и ближнего любить.
Не презирать
и не корить,
а просто бережно любить.»

«На острове безлюдном 
нет толку от гроша.
Богатство наше – щедрая душа
и радость, что живет в лучинках глаз.
Жить надо так, 
чтобы светильник не погас.

Что заменяет в мире злато, серебро? 
 Любовь, надежда, вера и добро.»

Утончённая поэзия, дающая ответы на    главные вопросы. Ниточки необыкновенных слов тянутся к душе, и к ним хочется возвращаться вновь и вновь, каждый раз открывая новое. 

Стихи Лидии Мнацакановой...  Я их не читаю, потому что это просто невозможно.  Я к ним прикасаюсь. Осторожно, едва дыша. Нежность и любовь, тепло и доброта, Уроки мудрости и счастья. Откуда это? Нет, это не просто талант. Это дар божий, нести нам строки откровения. 

«Как надо жить, 
чтоб не стареть душой?
С детьми играй, танцуй и песни пой,
заботься о здоровье духа, тела.
Живи без страха, иди по жизни смело.
А зависти и злости «нет» скажи.
Да будет очищение души.»

Несовершенный мир может быть лучше. И мы можем этому содействовать, помогать. Но как? И на это готов ответ Лидии:

«Как мир нам сохранить
и  без войны прожить?
Любить, дружить.
И быть в ладу с собой.
Есть между миром и войной
сей жизни тоненькая нить.
Господь нам завещал хранить
пусть даже мир худой.»

Всё, что нас тревожит, бередит наши души, откликается эхом в поэзии Лидии. Словно таинственный шёпот с небес, даётся  подсказка в её стихах. 

2. Какие ещё произведения представлены на странице Лидии Мнацакановой? Человек в жизни очень скромный, она о себе говорит немного. За неё это делают стихи и проза. И в каждой работе есть духовное зерно.

Личное знакомство Лидии с поэтессой Риммой Казаковой дало возможность создать цикл очерков о встречах и сотрудничестве в Союзе писателей. Такой вы не знали Римму Казакову, пишет Лидия. И мне очень интересно, а как это? И вторая часть – воспоминания о Римме Казаковой. Многие ли из нас были знакомы с великими писателями и поэтами? А здесь, как говорится, из первых уст… Необычная встреча Лидии с Николаем Гнатюком, и становится ясно - ничего случайного не бывает. 

«Замок доктора Липпа» - об известном человеке, изобретателе, учёном. Остаётся  боль и послевкусие горечи. Но такова жизнь, и пишет Лидия эту историю со светлой грустью. 

«Духовности горчичное зерно» - особенное произведение поэтессы. Рассказ о прекрасной Болгарии и встречах там с интересными людьми, поэтами и писателями в рамках творческого сотрудничества. И опять история – из первых уст. 

Лидия Мнацаканова – Член Московской писательской организации Союза писателей России. 
Имеет Правительственные и литературные награды. 

 «Я не стремлюсь к популярности, просто живу и хочу делиться тем, что наработано жизнью, что несёшь в душе, и никуда оно от тебя не уходит. Значит, это и есть то главное, чем могу поделиться», - говорит Лидия. 

«– Любимая, что пожелаешь на прощанье?
– Не доведи любовь до обнищанья.
Храни её природное начало.
– И это всё, любимая, так мало?
И почему ты взглядом смотришь строгим?
– Любимый мой, под силу это лишь немногим.»

Я частый гость на странице Лидии.

http://proza.ru/avtor/lidamnat2019

Она сама много читает, пишет рецензии, и всегда наготове её стихи. Несколько строк, те самые особенные ниточки. В такой поэзии обязательно есть тайна. Хочется понять, как удаётся писать так?

«Беги от тех, кто меры в похвале не знает,
но и от тех беги, кто завистью страдает,
и белое в его устах чернее тёмной ночи.
От тех, кто радость в сердце не пускает,
беги скорее, что есть мочи.
А встретишь доброго – прими всё от души,
и для него, поэт, лишь для него пиши...»

Быть может, эти слова из резюме автора и дают подсказку? 


И проходит совсем немного времени, как хочется вновь вернуться к творчеству нашей современницы, прекрасному автору, поэтессе и писателю. 

 Чтобы прикоснуться…

       2020 год 

*
25 августа 2020 года решением Священного Синода Русской православной церкви Владыка Лонгин назначен митрополитом Симбирским и Новоспасским, главой Симбирской митрополии. (примечание автора).


Рецензии
Присоединяюсь к Вашей оценке творчества Лидии Мнацакановой. Она и поэтесса прекрасная, и человек замечательный!
Спасибо Вам за внимание к авторам на этом сайте.
С уважением,

Виктор Кутковой   07.03.2024 01:28     Заявить о нарушении
Спасибо большое Вам, Виктор. Не так много одарённых поэтическим словом, творческим словом людей, а Лидия одна из них.
С уважением

Мирослава Завьялова   07.03.2024 07:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 93 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.