Наследница старца Зосимы. Глава 12

Глава 12: ПОЕЗДКА НА ЗАЛИВ

С той ночи Зося не видела Виктора и не знала теперь, как с ним дальше общаться. Делать вид, что ничего не случилось? Пытаться отговорить его от участия в сходках с его товарищами и «подготовке революции»? Но это невозможно: ведь он так искренне верит в праведность и справедливость всего, ими задуманного! А ведь своё понимание в чужую голову не вложить!

Экзамены всеми друзьями были сданы и весьма успешно. Денис пригласил поехать отметить сие событие на берегу Финского залива. Его брат Сергей, как и обещал, готов был выйти с ними под парусом. Все согласились и наметили дату.

* * *

Погода выдалась солнечная и тёплая, ветер был попутным и не сильным. Сергей сидел на руле и с одобрением наблюдал, как Денис управляется с парусом.

Когда вышли в залив, ветер стал немного сильнее. Лодка легко и уверенно скользила по небольшим волнам.

… Это было раннее утро. Было ощущение свободы от расстилавшегося перед их взорами морского простора! Словно крылья расправлялись и можно было парить душой, подобно белокрылым чайкам, сопровождавшим лодку.

Миновали застроенные деревянными дачами береговые поселения.

Ольга попросила Сергея:

— Расскажите нам о себе! Денис почти ничего не рассказывал о Вас. А мы тут друг про друга уже всё почти знаем.

— Да что обо мне говорить? Море, служба — вот и вся моя жизнь. О море я с детства мечтал, грезил парусами, хотел, как великие наши мореплаватели в кругосветку на паруснике пойти, увидеть весь мир…

Но кругосветное плавание для меня так пока и не состоялось.

Правда, на практике мы ходили три месяца под парусами по Балтийскому морю — здорово было!… А теперь — вот уже третий год броненосцем командую.

Служба, учения… Моя «железная посудина», как это ни странно, «приросла к сердцу». Мой корабль, моя команда — всех как семью ощущаю!… Вот так и живу… А про вас всех мне Денис много рассказывал. Так что мне кажется, что я каждого из вас уже хорошо знаю!

… Причалили в устье небольшой речушки, впадающей в залив.

Песчаный пляж рядом с ними был небольшим, дальше в обе стороны берег был каменистый. Ходить по камням было весьма неудобно, но зато огромные гранитные глыбы, возвышающиеся над водой, и сосны на берегу — так красиво гармонировали!

Сосны были высокие и сильные, эти деревья выдержали на своём веку многие суровые шторма с моря.

Путешественники обустроили стоянку: положили плоские камни и на них — выброшенные когда-то на берег волнами широкие доски. Получились удобные скамейки.

Ветер почти совсем стих, словно домчал их и потом, исполнив должное, лишь чуть-чуть шелестел листвой небольших осинок и покачивал ветви могучих сосен.

Ольга с Сергеем пошли вдоль берега, чтобы собрать сухих дров для костра. Они ушли весьма далеко, беседуя меж собой.

Когда они возвратились, Ольга сияла от счастья! Она подбежала к одной из высоких отдельно стоящих на берегу сосен, обхватила её руками.

— Посмотрите: какая красавица! Она уже здесь росла, когда никого из нас на свете не было! И, быть может, когда нас здесь не будет, она всё ещё будет тут стоять и любоваться морем!

… Ольга обнимала ствол и прижималась к нему нежно щекой. Потом она замерла надолго, ощущая, как высоко в ветвях чуть заметный ласковый ветерок гладит хвою и шишки.

Зося подошла, встала рядом и погладила ладонями золотистый ствол сосны.

Они долго стояли так втроём, обнявшись, — две девушки и сосна…

Ольга задумчиво произнесла:

— Вот где — про твою исихию нужно объяснять! Деревья — они знают внутреннюю глубинную тишину! Они её хранят, и они могут научить людей многому!…

… Денис немного переживал, наблюдая, как Ольга почти не сводит глаз с Сергея. Он старался делать вид, что ему всё это не важно. Но у него не получалось.

… Сделали небольшой костёр и в котелке заварили чай. Перекусили привезёнными с собой припасами.

Решили, что проведут ночь у костра и вернутся в город только на следующий день.

Виктор был молчалив, смотрел на Зосю словно украдкой, пытался понять, как им теперь дальше быть вместе. Думал о том, что ему обязательно нужно поговорить с ней…

Предложил сам:

— Зося, пойдём и мы с тобой прогуляемся, а заодно и за дровами: костёр нам нужен будет на всю ночь.

— Пойдём…

… Некоторое время они шли молча.

Потом Виктор произнёс:

— Отец уже давно хочет, чтобы мы с тобой поженились, он мечтает об этом.

Ты ведь знаешь, что я тебя люблю… До сих пор я молчал об этом только из-за перспективы всех тех сложностей, которым может подвергнуться жена революционера. Если меня арестуют, то тебе и врачом могут не позволить стать.

Я очень хочу, чтобы ты была счастлива, я не должен ничем тебе повредить… Но так выходит, что рядом со мной и находиться-то становится опасным… И всё же, я очень хотел бы, чтобы мы были вместе!

Но, так же, как ты никогда не откажешься от своего Бога, я не могу отказаться от моих идей, моих мечтаний о благе для всех людей. Это — как часть меня самого!

Ты согласишься любить меня такого, как есть, быть со мной? Ты хочешь быть моей женой?

— Витя, ты всё правильно говоришь… Всё — сложно! Я люблю тебя… Но мы — слишком разные. И жизни наши словно текут сейчас в разных направлениях. Дело не в опасности — я не боюсь… Но я не могу стать твоей женой! Во всяком случае сейчас — это невозможно!… Да, вот ещё: помнишь, я приглашала всех на лето к себе в родительский дом? Ты уже решил? Поедешь?

— Да, решил. Я не смогу поехать.

… Виктор помрачнел. Все точки в их отношениях были расставлены.

Они вернулись к костру с охапками сухих сучьев.

… Закат над морским простором был удивительно красив!

Все долго любовались игрой красок на вечернем небе.

Приготовили в лодке удобное место, чтобы, если кто-то устанет и захочет подремать, — то можно было бы лечь. К костру принесли пледы, чтобы было теплее.

… С заходом солнца стало прохладно.

А у костра было уютно, спокойно.

Ночь словно растворяла все дневные сложности жизни. Был только костёр в прозрачных сумерках северной летней ночи. Искры взмывали и затем гасли в выси.

Ольга задумчиво произнесла:

— Вот так и мы, как эти искорки, вспыхнули на секундочку в прозрачном покое вечности вселенной — и угаснем… А что будет после смерти тел? Рай? Никто ведь толком не знает правды! Вот — мы любили, горели идеями, к чему-то стремились, что-то пытались совершить в этих жизнях. Что со всем этим будет после нас?

И как там — «за перевалом» — на самом деле?

… Виктор сказал серьёзно:

— Об этом лучше всего у Зоси спросить, она туда пробовала заглядывать.

Она даже со своим старцем Зосимой иногда разговаривать и сейчас может.

… Сергей удивился:

— Это что — как спиритические сеансы? Сейчас модным такое стало. Собираются за столом и вызывают духов.

… Зося ответила:

— Нет. О спиритических сеансах я мало слышала. Мне не хотелось бы в таких действах участвовать. Духи ведь — они разные бывают. Бывают и нечистые…

А если, например, Иисус с человеком говорить станет, то никто это «спиритическим сеансом» не назовёт.

… Сергей удивился:

— И что, Вы полагаете, Зося, что человек может с Самим Иисусом беседу иметь?

— Да, думаю, что может, если всей душой этого хочет! Старец Зосима с Иисусом часто говорил. И о. Александр, его ученик, тоже Иисуса и видел, и слышал…

— А Вы?

— Пока такого не было: ну — чтобы я наверняка в этом была уверена, что вижу и слышу именно Иисуса. Но я твёрдо знаю, что это возможно! Я ощущаю Его Присутствие, когда к Нему обращаюсь о важном. Ответов, как голосом произносимых и слышимых, я пока от Иисуса не получала. Но сразу после вопроса или спустя некоторое время приходит понимание: ответ как бы сам собой рождается внутри — именно про то, про что вопрос был…

И я твёрдо знаю, что там, по ту сторону смерти тел, есть жизнь! Она — там — продолжается! Души — они живые и без тел! С ними можно говорить, видеть их.

Я про это мало знаю пока. Только старец Зосима мне несколько раз в последнее время советы и напутствия очень важные давал.

Я облик Зосимы тогда видела — из Света сложившийся. Он мне про целительство немного объяснял. И ещё про другое — тоже отвечал.

… Сергей слушал Зосю внимательно и серьёзно, без скептицизма.

Виктор высказал своё мнение:

— Зося — она не выдумывает. Я, например, сам видел, как она девочку умирающую вылечила, сама даже сознание потеряла, а ребёнок чудесным образом исцелён был! Это про ту девочку говорю, мать которой мы в твой, Оля, детский приют работать устраивали. Конечно, Зося сейчас скажет, что это Бог исцелил… Но вот я в Небесные Силы и всякую церковную ерунду про «доброго боженьку» — не верю! Зато могу утверждать то, что Зося с мирами нематериальными, невидимыми — может взаимодействовать. Видел — не раз! Это — реальность!

А спиритические сеансы — это мошеннические спектакли для публики!

… Ольга продолжила тему разговора:

— Может быть, и не всегда — спектакли… Меня однажды приятели заманили на такое действо. Свечи, музыка особая, стол дрожит. Женщина-медиум впала в транс и стала совсем как сумасшедшая. Она вещала от духа какого-то. Всем присутствующим судьбы предсказывала. Ещё — в скором будущем войну на Дальнем Востоке. Осталось от всего этого ощущение неприятное, но реально что-то происходило. Мне бы не хотелось туда ещё раз пойти.

… Сергей немного печально произнёс:

— Для того, чтобы предсказать войну не надо быть вещателем от потустороннего мира. И так понятно, что к этому всё идёт… Печально!… Глупо!…

… Виктор вдохновился:

— Да, это очень плохо, что из-за решений отдельных правителей целые страны, многие народы начинают кровопролитные войны. Множество людей идут убивать и умирать — ради возможности их правителей влиять на жизнь других стран и их народов!

А простым людям совсем не нужны все эти войны! Они хотят работать на заводах или пахать землю, жить со своими семьями. А их — посылают на убийства и смерть!

И всё это безумие называют «патриотизмом»! А дальше — «Да здравствует Россия!», «За царя и за Отечество!»…

Так — не должно быть! Это нужно менять в управлении всеми государствами!

Нужны всемирная революция, народовластие и разумное правление!

… Денис произнёс:

— Сергей, я же тебе говорил, что Виктор у нас — страстный поклонник революционных идей…

— Но ведь бывают и справедливые войны? И что: армия, флот в вашем новом государстве не нужны будут? — спросил Сергей.

— Справедливость — весьма относительное понятие… А армия и флот, конечно, на первое время нужны будут, пока во всех странах народовластие не установится. А потом и не будет уже в них необходимости!

… Ещё долго разговоры переходили с темы на тему. Сергей рассказывал истории из своей морской жизни.

Иногда все надолго замолкали и любовались костром.

Сергей был очарован и восхищён влюбившейся в него Ольгой, но старался не давать волю своим эмоциям и не показывать всё это хотя бы внешне, видя переживания младшего брата.

… Небо стало всё ярче розоветь на востоке.

В кустах или на вершинах деревьев всё громче и задорнее раздавались песни дроздов, зарянок, соловьёв… В многоголосый птичий хор включались всё новые птахи.

Медленно восходило солнце. Наступал новый день.

* * *

Ольга пошла к воде умыться и поскользнулась на мокром камне. Она упала, сильно подвернув ногу, вскрикнула от боли.

Все бросились к ней.

— Очень больно? Где? Голеностоп? — встревожено спрашивал Денис.

Ольга молча кивнула.

Зося, несколько раз проведя ладонями над Ольгиной ногой, уверенно произнесла:

— Перелома нет, только связки надорвались немного. Ничего страшного!

… Она расшнуровала и аккуратно сняла изящный ботинок, стараясь не причинить боль. Попросила Виктора:

— Принеси, пожалуйста, мой саквояж из лодки!

… Денис в волнении переспросил:

— Откуда ты знаешь, Зося, что нет перелома? Ты ведь можешь ошибиться… Нужно бы лёд, чтобы не так сильно отекла нога. Повязку нужно наложить!

… Виктор тем временем уже принёс Зосин саквояж и открыл:

— Твоя очередь, Зося, быть главным лекарем в полевых условиях!

… Зося уверенно наложила тугую повязку.

Сказала:

— Оленька, потерпи ещё немножко! Сейчас я попробую боль уменьшить.

… Все с удивлением наблюдали за Зосей, которая замерла, а ладони расположила над больной ногой Ольги.

Через некоторое время Ольга с удивлением произнесла:

— А я тебе не верила, что так в реальности можно сделать!… Боль совсем прошла!

… Сергей, в глубокой признательности, поцеловал Зосины руки, умеющие таким удивительным образом снимать боль.

Ольга стала извиняться:

— Простите меня! Наделала вам переполоху!

Совсем уже не болит! Я, наверное, даже сама ходить смогу.

… Зося не согласилась:

— Нет, Оленька, пока не надо даже пытаться вставать на эту ногу! Нужен покой. Вот у нас сколько сильных мужчин! Донесут!

… Сергей поднял Ольгу на руки и понёс к лодке. Она нежно обхватила его руками за шею.

Денис — в волнении — шёл рядом, неся в руках Ольгин ботинок.

Зося и Виктор быстро собрали всё их хозяйство, разложенное у костра, и погрузили в лодку.

Обратно возвращались против течения. Шли на вёслах, гребли, сменяя друг друга.

Пристали у причала на Фонтанке, недалеко от Ольгиного дома.

Виктор остался с лодкой.

Сергей нёс Ольгу. Денис и Зося обсуждали, стоит ли поехать в больницу прямо теперь? Решили, что лучше позвонить отцу Виктора и отвезти Ольгу в клинику академии немного позже, чтобы не устраивать сейчас суету, но, всё же, быть уверенными, что перелома нет. В медицинской академии был даже экспериментальный рентгеновский аппарат, позволявший сделать снимок.

… Сергей бережно положил Ольгу на кровать.

Зося помогла устроить удобно больную ногу.

Денис сказал, что обо всём договорится с отцом Виктора и скоро заедет за Ольгой, наняв извозчика:

— Я скоро вернусь!

… Ольга посмотрела на его бледное от волнения лицо.

— Денис, не нужно никаких клиник, всё уже почти прошло!

… Потом перевела взгляд на Сергея:

— Серёжа, останьтесь со мной, пожалуйста! Если хотите, конечно…

… Эти слова прозвучали как объяснение в любви. Прямо, открыто! Так — чтобы сразу для старшего и младшего братьев было всё понятно.

Сергей встретился взглядом с братом. Это был безмолвный диалог, в котором было всё: просьба простить, готовность поступиться своими чувствами ради другого и ради той, которую так сильно уже успели полюбить они оба.

Сергей остался.

Зося спросила:

— Нужно чем-то ещё помочь?

… Ольга покачала головой:

— Спасибо, нет.

… Побледневший Денис сказал:

— Оля, в клинику всё-таки надо поехать. Сергей тебя отвезёт. Я вам позвоню по телефону, когда договорюсь.

(Записано Анной Зубковой. Под редакцией Владимира Антонова)

Полностью книгу можно прочитать здесь: https://swami-center.org/ru/text/naslednitsa_zosya/


Рецензии