Былинные земли. Чаша Грааля в долине Vla A. Ч. 52

(Продолжение)

                "Кто от родной земли отказался, тот и от Бога своего отказался"
                (Федор Достоевский)


ОГРАБЛЕНИЕ

В 1546 году на голову преемника Александра – одряхлевшего польского короля и великого князя литовского Жигимонта (он же Сигизмунд I, или Сигизмунд Старый, супруг миланской герцогини Боны Сфорцы, которая фактически правила государством), свалилось пренеприятнейшее известие – витебскую плебанию ограбили!
 
В 1546 году витебскую плебанию ограбили, причем в таком масштабе, что случайностью не назовешь.

Суть происшедшего изложил новый хозяин церковного надела, обратившись за содействием к Жигимонту – просил короля защитить. Получив благословение, плебан удалился, имея на руках требовательное письмо к полоцкому воеводе Довойне: прекратить безобразие.

Документ нигде не публиковался ранее, я открыл его при изучении былинного прошлого своего края благодаря посредничеству вильнюсских историков. Документ хранится в библиотечных фондах Академии наук Литвы.

Подписан он, повторюсь, в 1546-м году в Кракове, где пребывал в то время король, и куда был доставлен проект. Оформлен документ красивым каллиграфическим почерком на старобелорусском языке, но латиницей.

Поначалу я засомневался в подлинности источника, однако подозрения отпали по мере изучения: на скане «прочитывалась» кустодия с печатью. Кустодия – это полоска белой бумаги, которой прикрывали сургучную печать от повреждений.

Белорусский ученый, кандидат исторических наук Вячеслав Носевич, ознакомившись, подтвердил, что это - оригинал письма, выданного по указанию Жигимонта на руки витебскому плебану. Он же пояснил, кто такой Валериан, чье имя стоит на документе. Валериан визировал письмо, находясь в должности великокняжеского писаря. С 1545 по 1549 год эту должность, по духовным делам, занимал Валериан Протасевич, впоследствии - виленский епископ, религиозный деятель Речи Посполитой.

(Продолжение следует).

На снимке: Краковский королевский замок (фото из интернета).


21.10/20


Рецензии