О святых Косме и Дамиане Аравийских - Киликийских

Фото: реликварий с мощами святых Космы и Дамиана в церкви Св. Михаила в Мюнхене    



                Больных исцеляйте, прокаженных очищайте,
                мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте –
                даром получили, даром давайте.
                Мф. 10:8


         Святые Косма и Дамиан известны в истории Церкви как «врачи безмездные» или иначе – «бессребреники» (греч. «анаргири»), т.е. победившие страсть сребролюбия и корыстолюбия, отказавшиеся от владения имуществом. Церковь особо призывает этих святых целителей в тех таинствах и священнодействиях, которые направлены к исцелению души и тела. Церковные историки разделились во мнении относительно существования самого числа двоиц мучеников Космы и Дамиана: одни признают, что было три пары целителей с таким именем, другие – две, а некоторые – всего одну двоицу. В месяцеслове Русской Православной Церкви помещены три двоицы святых мучеников Космы и Дамиана:

1. Римские, безмездные врачи (родились, жили и пострадали в 284 году в Риме, где были побиты камнями при императоре Карине, память 1/14 июля);
2. Асийские, бессребреники и чудотворцы (родились в III веке в Малой Азии от благочестивой христианки Феодотии, мирно скончались и были похоронены в Феремане; память 1/14 ноября );
3. Аравийские (по месту происхождения) или Kиликийские (по месту страдания вместе с мчч. Леонтием, Анфимом и Евтропием – 287 или 303 г., память – 17/30 октября).

В Мюнхене  и Риме немногие из католических  священнослужителей слышали, что помимо святых Космы и Дамиана Аравийских (Киликийских) существуют еще и другие соименные им святые. По мнению некоторых итальянских экспертов, с кем пришлось  автору этих строк консультироваться в декабре 2016 – январе 2017 года, "Римские" и "Асийские" врачи-мученики – это те же "Аравийские (Киликийские)". Служителям римской базилики свв.  Космы и Дамиана (Basilica dei Santi Cosma e Damiano; Via del Fori Imperial, 1), где издавна хранятся святые мощи Космы и Дамиана Аравийских, также неизвестно о существовании  других соименных двоицах бессребреников. Путаницу в жития всех существующих двоицах Космы и Дамиана могли внести   греческие агиографы.

Каких-либо исторических документов, достоверно повествующих о жизни и кончине врачей-мучеников, не сохранилось, поэтому  все сведения о них основаны лишь на житиях этих святых, то есть "Аравийских (Киликийских)". До наших дней рассказы о них дошли в составе предания Церкви и отражают то почитание и восхищение, которые вызвал подвиг бессребреников  в сознании верующих.

Сохранившиеся агиографические произведения не дают возможности четко разграничить сведения, касающиеся всех трех двоиц Космы и Дамиана, живших, по преданию, примерно в одно и то же время – во 2-й половине III – начале IV вв. В связи с этим возникают трудности  с идентификацией их мощей, иконописных изображений и посвященных им храмов.

Агиографические сведения, касающиеся святых Космы и Дамиана Аравийских, весьма скудны. По месту их страданий (Киликия) святых мучеников Косму и Дамиана Аравийских называют еще и Киликийскими. Напомним, что Киликия – древняя юго-восточная область Малой Азии, простиравшаяся от Памфилийского залива к востоку до Амманских гор. В мюнхенской церкви считают, что свою практику врачевания они осуществляли и в порту Эгея (современный турецкий город Аяс (Ayas) в заливе Искендерун.

Учитывая ограниченность агиографических сведений о  святых бессребрениках Космы и Дамиана Аравийских (Киликийских),  со временем произошло смешение житийных сюжетов различных пар святых. Широко известное на Западе жизнеописание святых Космы и Дамиана, датируемое XIII веком, скорее всего, вобрало в себя элементы житий всех пар одноименных святых, добавив к ним и народные предания. Так сложилось цельное произведение, посвященное, между тем, исключительно Аравийским бессребреникам Косме и Дамиану. Хотя не исключено и другое: составители поздних житий могли разделить памятник XIII века, приписав одни его элементы Асийским святым, а другие – Аравийским. В частности, два эпизода (история с подарком больной женщины по имени Палладия и сцена с появлением верблюда во время погребения святых Космы и Дамиана) из известного повествования монаха Иакова Ворагинского фигурируют не только в житии Асийских, но и Аравийских бессребреников.

Приведем сначала известный рассказ о святых Косме и Дамиане Асийских (Асией в древние времена называлась часть Малой Азии). Считается, что они жили в IV веке. Язычник-отец этих целителей умер, когда они были еще совсем малыми детьми. Воспитанием братьев в христианском благочестии занималась их мать, Феодотия. Позже дети были отданы на обучение врачебной науке. Господь даровал им искусство исцеления, что привлекало к ним множество больных. Святых однажды позвали к тяжело больной женщине, лечить которую отказались все врачи из-за её безнадежного состояния. Палладия (так звали больную) в силу своей веры и по молитве братьев исцелилась. Исполненная благодарности к целителям и желая, чтобы они приняли от нее хоть какой-нибудь дар, Палладия пришла к Дамиану. Она принесла ему три яйца и сказала: «Прими этот малый дар во Имя Святой Живоначальной Троицы – Отца, Сына и Святого Духа». Услышав имя Троицы, бессребреник не посмел отказаться. Косма, узнав о случившемся, огорчился. Он подумал, что брат нарушил их строгий обет. Когда Косме пришло время умирать, он завещал, чтобы брата не хоронили рядом с ним. Через некоторое время умер и Дамиан. В народе не могли прийти к единому решению, где должна быть могила Дамиана. Но тут свершилось чудо: к людям пришел верблюд, которого когда-то святые вылечили от бешенства, и проговорил человеческим голосом, чтобы, не сомневаясь, положили Дамиана рядом с Космой, потому что «не ради мзды принял Дамиан дар женщины, а ради Господа». По преданию, мощи этих святых братьев были положены вместе в Феремане (Месопотамия).

Обратимся теперь к жизнеописанию святых Космы и Дамиана Аравийских (Киликийских). Будучи еще до своего обращения к Богу врачами, Косма и Дамиан, уверовав во Христа, продолжали оказывать помощь больным, но лечили уже они не только и не столько своим врачебным искусством, сколько призыванием имени Божия, молитвой, помазанием освященным елеем и окроплением святой водой. По преданию, они были не просто родными братьями, но и близнецами.  Они начинали свой путь  врачами  госпиталя   в  местечке "Pheremma" – ныне руины близ небольшого города  Аазаз (также Азаз), расположенного на севере Сирии, в 10 км от турецко-сирийской границы.

Косма и Дамиан, а также их младшие братья Леонтий, Анфим и Евтропий – все они занимались безвозмездным лечением болезней. Однако только Косма и Дамиан имели благодать чудотворений и врачевали людские недуги призыванием имени Иисуса Христа. Косма и Дамиан действовали как двоица, и этот символический образ сближает их с апостолами, которых Христос, как известно, посылал проповедовать «по два».

В Германии широко распространено предание об одном из самых известных деяний Космы и Дамиана Аравийских – операции по замене ампутированной язвенной ноги одного из пациентов ногой недавно умершего мавра (по другим источникам – эфиопа). Этот сюжет нашел свое отражение во многих произведениях средневекового искусства. Об операции рассказывается и в тексте инкунабулы о жизни святых, изданной в 1489 году в Аугсбурге: «Один человек страдал заболеванием ноги. Лекарства не помогали. Однажды во сне ему явились оба святых. С собой у них были хирургические инструменты и мазь. Один спросил другого: «Где нам взять ногу, чтобы заменить эту?» Тот отвечал: «Сегодня будут хоронить чёрного мавра со здоровой ногой». Первый сказал: «Принеси её». Он отрезал ногу мавра, приставил её к ноге больного и обильно наложил мазь. А больную ногу положили мавру в гроб. Когда пациент проснулся, боли как не бывало. Он встал и приказал слугам принести свечи. Он повсюду рассказывал, что с ним произошло. Люди сбежались к гробу мавра и увидели отрезанную ногу. Они радовались свершившемуся чуду и с жаром благодарили Бога и святых Косму и Дамиана».

Во время лечения святые братья обращали в христианскую веру многих своих пациентов-язычников. Благодаря Косме и Дамиану совершенные ими чудесные телесные исцеления больных сопровождались их уверованием во Христа. Поражало людей и то, что за исцеление деньги не взимались, потому и названы были Косма и Дамиан бессребрениками или врачами безмездными. Братья строго соблюдали заповедь Христа: «Даром получили, даром давайте» (Мф. 10, 8). Как истинные христиане они не просто отказывались от платы, но считали для себя милостью Божией и великим благом врачевать безвозмездно – Христа ради, разумея, что в каждом человеке, которому они помогают в болезни, живет Христос. Они врачевали людские недуги не ради славы людской, но ради славы Самого Бога, даровавшего им благодать исцелений. Косма и Дамиан как бессребреники стали сынами Божьими уже во время своей земной жизни, и в этом они видели свою земную награду и блаженство, которое в полной мере раскрылось в жизни небесной, вечной.

Среди ряда церковных историков распространено мнение, что достоверные, хотя и краткие, сведения о житии Аравийских бессребреников содержатся в знаменитой книге «Золотая легенда» («Legenda aurea sive historia Lombardica») итальянского монаха-доминиканца и духовного писателя Иакова Ворагинского (лат. – Jakobus de Voragine, итал. – Jacopo da Varazze; около 1228–1230 – 1298). Книга была написана на латинском языке. Ее фрагменты приводит в своих творениях  cвятитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический. Труд Иакова Ворагинского представляет собой сборник житий различных святых, составленный на основании письменных источников и частично устных народных преданий. В средние века труд Иакова был широко распространён и позднее переведён почти на все европейские языки (на немецкий язык книга была переведена в 1921 г.). Книгой Иакова Ворагинского в Западной Европе зачитывались так же, как и Минеями Четьими св. Димитрия Ростовского в России.

Повествование Иакова Ворагинского о святых Косме и Дамиане Аравийских, созданное приблизительно между 1263 и 1273 годами, было очень популярно в народе и положило начало распространению предания о святых бессребрениках в немецком народе. Cначала оно широко распространилось в Эльзасе, откуда перешло и в другие германские земли. Иаков Ворагинский повествует о пяти родных братьях – врачах: Антиусе, Леонтиусе, Евтропиусе и двух близнецах – Косме и Дамиане, родившихся в Эгее и воспитанных благочестивой матерью по имени Феодора. Косма и Дамиан обучались искусству врачевания и имели благодать от Бога исцелять людей от всяких болезней, а также лечить зверей и животных.

В рассказе Иакова Ворагинского об Аравийских целителях имеются несколько эпизодов, присутствующих и в житии святых Космы и Дамиана Асийских. Так, например, Иаков рассказывает, что однажды некая больная женщина по имени Палладия, растратившая почти все состояние на лечение своей болезни у разных врачей, услышала о чудесах и учении Космы и Дамиана. Она обратилась к ним за помощью и в результате лечения получила долгожданное исцеление. В благодарность за это она тайно предложила одному из братьев – Дамиану – вознаграждение, но он сначала отказался его принять. Тогда Палладия умоляла его принять ее дар совсем не из любви к богатству, а как жертву ради Имени Божия. Этот подарок в дальнейшем послужил причиной недолгой ссоры двух братьев. Косма справедливо напомнил брату, что они, приступая к подвигу, обещали друг другу никогда не нарушать обет и не заниматься стяжательством. Опечаленный Косма даже попросил близких не хоронить в будущем его в одной могиле с Дамианом. Однако по прошествии некоторого времени Косма  смилостивился и простил своего брата.
Как рассказывает Иаков Ворагинский, об удивительных врачах безмездных и творимых ими чудесах прослышал игемон Лисий, наместник Киликийской земли при императоре Диоклетиане, приказавший доставить братьев к нему в Киликию. Расспрашивая о происхождении и родстве Космы и Дамиана, их трудах, он удостоверился, что они действительно лечат не за деньги и земные блага, а безвозмездно, однако по вере своей являются христианами. Узнав, что они проповедуют больным учение Иисуса Христа, игемон потребовал от Космы и Дамиана принести жертву идолам в его присутствии, но братья-христиане отказались выполнить его приказ. За непослушание Лисий повелел сначала избить братьев, а потом связать цепями и бросить в морскую пучину. Однако Косма и Дамиан, укрепленные силой Божией и неожиданно явившимся к ним на помощь Ангелом, чудесным образом были спасены от потопления и невредимыми предстали перед своим жестоким судьей.

Увидев братьев живыми, удивленный Лисий произнес: «Заклинаю вас, ответьте мне, почему вы остались совершенно здоровыми после этих пыток? Вероятно, вы прибегаете к какому-то волшебству, которым и побеждаете болезни!? Научите и меня этому искусству, чтобы я мог последовать вашему учению и предстать перед моим богом Адрианом…»

Не успел Лисий произнести последние слова, как перед ним неожиданно появились два беса, ставшие беспощадно его избивать по лицу и всему телу. Наместнику ничего не оставалось делать, как с воплем обратиться за помощью к Косме и Дамиану: «О, мои господа, помолитесь за меня Богу!»
Братья выполнили его просьбу, и – бесы тут же исчезли. Едва опомнившись от случившегося, неблагодарный игемон сказал братьям: «Видите?! Мои боги разгневались на меня за то, что я хотел им изменить и оставить их! Я не нуждаюсь более в вашей помощи. И не хочу больше терпеть поношения вами моих любимых богов».
Лисий приказал слугам развести большой костер и ввергнуть Косму и Дамиана в его пламя. К его удивлению, огненные языки потеряли свою естественную силу и совсем не коснулись святых братьев, а опалили и уничтожили многих язычников, стоявших вокруг костра.

Тогда по приказу того же Лисия к Косме и Дамиану стали применять другие пытки с целью добиться их отречения от христианской веры. Их предали жестокому мучению: тела братьев стали растягивать между столбами и при этом сильно избивать. Святые Косма и Дамиан силою Божию претерпели и эти, казалось бы, невыносимые пытки.
Лисий приказал и других трех братьев – Леонтия, Анфима и Евтропия – запереть в темнице. Святых Косму и Дамиана решили распять на кресте и при этом побить их камнями, но последние, не нанося никаких ран святым, отскакивали от их тел и падали в толпу язычников. Тогда разгневанный мучитель Лисий приказал вывести из темницы трех братьев и поставить их около крестов Космы и Дамиана. Воины, вооруженные луками, стали стрелять во всех братьев, но смертельные стрелы отлетали и поражали мучителей и толпу язычников.

После всех этих многочисленных страданий Господь оставил непобежденными святых братьев, и тогда Лисий приказал обезглавить мечом всех пятерых братьев. Когда пришло время хоронить тела обезглавленных братьев-мучеников, кто-то из христиан вспомнил о завещании Космы, желавшего после своей кончины не лежать в одной могиле с Дамианом, принявшим однажды от женщины подарок. В момент обсуждения вопроса о месте захоронения святых мучеников откуда ни возьмись появился старый верблюд. Он подошел к людям и закричал человеческим голосом, что всех братьев надо хоронить только вместе, что впоследствии и было сделано.
Этот эпизод запечатлен на фреске «Погребение святых Космы и Дамиана», являющейся частью большого алтаря церкви Сан-Марко во Флоренции. Итальянский художник-доминиканец Фра Анджелико (1438 – 1440 гг.) изобразил погребение пяти братьев. На фреске виден и верблюд, который приходит на похороны святых Космы и Дамиана.
Согласно одному из преданий, святые Косма и Дамиан Аравийские приняли мученическую смерть и похоронены в городе Киросе (Cyrrhus, в настоящее время – Килис на южной границе Турции и Сирии). По другим данным, могила святых находится в   "Pheremmе" – ныне руины близ  сирийского  города  Аазаз (также Азаз). Меч, которым, по преданию, были усечены главы святых Космы и Дамиана и их братьев, в настоящее время хранится среди церковных сокровищ в немецком Мюнстере, где также имеются и частицы мощей врачей-бессребреников.

Сразу же после смерти мучеников у гробницы святых Космы и Дамиана стали совершаться многочисленные исцеления больных. Уже в IV – V веках их стали почитать как покровителей аптекарей, врачей и особенно хирургов, а их лики стали иногда помещать на медицинских эмблемах. К Косме и Дамиану обращались за помощью во время эпидемий и лечения язвенных заболеваний.
Почитание Космы и Дамиана Аравийских выразилось в посвящении им храмов, которые строятся в Иерусалиме, Месопотамии и Египте. На Синае был известен старинный монастырь святых Космы и Дамиана. Археологические раскопки 1907 года доказали, что в Египте, в Едфу, также был коптский монастырь, основанный в конце IХ века и носивший имя этих же святых.

Уже в IV веке имена святых Космы и Дамиана Аравийских появляются в римских литургических текстах. В VI веке святые Косма и Дамиан упоминаются в книге мучеников Григория Турского (540 – 594). В Риме Папа Феликс IV переосвятил Библиотеку Мира (иначе – храм Ромула) на Форуме в базилику в честь святых Космы и Дамиана. В этой церкви, которая хорошо сохранилась до наших дней, имеются мозаики VI века, иллюстрирующие жизнь святых. В честь святых Космы и Дамиана в Константинополе было построено 4 церкви. Причем, при них были специальные помещения для больных, ожидающих исцеления. Из всех константинопольских церквей наиболее известна «Паулина», построенная во время правления императора Феодосия II (401 – 450). Здесь, по преданию, получил чудесное исцеление св. император Юстиниан I (527 – 565). Он восстановил разрушенный город Кирос и посвятил это деяние святым Косме и Дамитану. Юстиниан же перенёс их мощи в Константинополь и построил в столице Империи Ромеев еще одну церковь в честь святых, которая стала известным местом паломничества.

Слава о чудесных исцелениях по молитвам мучеников-врачей Космы и Дамиана дошла постепенно и до германских земель. Каким образом мощи святых мучеников из Кироса через Апамею (сегодня – Квалаат-аль-Мудиг), попали сначала в Константинополь, а затем в Рим, в церковь святых Космы и Дамиана, доподлинно неизвестно. Однако именно из Рима почитание святых бессребреников распространилось через Альпы далеко на север. Немецкие историки теряются в догадках, какими путями-дорогами были доставлены многочисленные частицы мощей Космы и Дамиана Аравийских из Рима в немецкие монастыри и храмы, а также в Бремен.

Реликвии были очень  популярны, их нередко подделывали, выдавая человеческие останки за святые. Не исключено, что мощи Космы и Дамиана попали в Германию не вполне праведным путем: мощами (как подлинными, так иногда и поддельными) в те далекие времена спекулировали некоторые бессовестные торговцы.

В настоящее время не только в Мюнхене, но и во многих  немецких храмах и монастырях имеются частицы мощей Космы и Дамиана Аравийских. В  Эссене (федеральная земля Северный Рейн-Вестфалия), в  католическом кафедральном соборе, освященном в честь Девы Марии и святых Космы и Дамиана, тоже  хранится ценный реликварий с мощами Космы и Дамиана Аравийских. Мощи  были перенесены из Рима в Эссен около 850 года епископом города Хильдесхайм Альтфридом († 874).

День памяти этих  врачей-мучеников (26 сентября) праздновался в нескольких немецких землях как один из великих церковных праздников, а 12 августа вспоминалось перенесение в 965 году архиепископом Адальдагом  Гамбургским и Бременским мощей Космы и Дамиана из Рима  в Бремен.

В церкви Св. Михаила  в Мюнхене по традиции один раз в месяц (третья среда) проводится богослужение  для больных, врачей, аптекарей и всех тех, кто ухаживает за больными. В этот день в "Часовне Апостолов"  открывается реликварий и к святым мощам Космы и Дамиана подходят на поклонение  участвующие в богослужении.
 
 
 
Литература.

1. Житие святых Космы и Дамиана бессребреников и чудотворцев. – М.: «Русский хронограф», 1994.

2. W. – R. Dietrich. Arzt und Apotheker im Spiegel ihrer alten Patrone Kosmas und Damian.– Warthausen, 2005.

3. Die Legenda aurea des Jacobus de Voragine. Aus dem Lateinischen Uebersetzt von Richard Benz. – Heidelberg, 1966.

4. Православная энциклопедия, т.V. – М., 2002.

5. Минея. Ноябрь., Часть 1. – М.: Изд-во Московской Патриархии, 1980.

6. P. Karl Kern SJ, P. Bernhard Paal SJ.  Jesuitenkirche St. Michael. –  Muenchen – Regensburg: Schnell und Steiner, 2016.

7. P. Angelo Labriola T.O.R. I Santi Cosma e Damiano. Medici e Martiri. Biografia-Culto-Miracoli-Arte – Roma: Basilica Ss. Cosma e Damiano, Editrice Analecta, 2005.

8. Холодюк А. Мюнхен: от святыни к святыне: путеводитель паломника. – Киев – Мюнхен : АДЕФ-Украина, 2014.

9. Холодюк А. Бавария. География христианских святынь и реликвий.– Киев : АДЕФ-Украина, 2015.


        Cмотри также: "Реликвии в Санкт-Михаэльскирхе.Мюнхен".
http://proza.ru/2020/10/11/1382   

               


Рецензии