Три ложки сахара

   Не помню, чтобы была в раннем детстве сладкоежкой.  Помню, что чай пили с кусковым сахаром.
   Дедушка вечерами откалывал  красивыми щипчиками  от большого твердого неправильной формы куска сахара с синевой  маленькие. И не спеша рассказывал нам что-нибудь о прежней жизни.   
  Я выбирала самые крошечные и с удовольствием сосала их. Они слаще. Это называется вприкуску, говорил дедушка.
  Взрослые вприкуску не любили.  В чашке кусочки растворялись медленно. Их еще долго надо было мешать ложечкой.               
  А еще по рассказам дедушки чай раньше пили вприглядку. В голодные годы.  Это когда кусок сахара подвешивали к под лампой над столом и все пили кипяток с заваркой, поглядывая время от времени на него, мысленно представляя, как он тает во рту.
  И я стала часто представлять и лампу наверху, (обязательно керосиновую), и большую семью за самоваром. И детей, глядящих на сахар и отчаянно хотевших наяву откусить кусочек.
 
   Перебои с продуктами были, хорошо помню. Времена были послевоенные. Выстаивали с бабушкой длинные очереди за маслом, тем же сахаром, мылом.  Иногда сердитые тетеньки  кричали, что на ребенка до 5 лет не положено, иногда везло, покупали больше и бабушка шла домой радостная.   

   Три ложки сахара - норма, не больше! Как ты можешь! - много позже пеняли мне родители.  И я, как могла, следовала ей. В чашечку любого размера. Даже самую маленькую. 

   Подросла, услышала от отца, что он пять ложечек кладет!  В стакан.  Иначе ему не сладко. (Подстаканник отца  хранится у меня и по сей день).               
   Говорил, иначе несладко. Попробовала - пять много, ниже  ни-ни - две мало. Три маловато, но норма. Выбрала золотую середину.

   Сахар уже был. И песок, и рафинад. А та далекая пора чаепитий отодвинулась далеко в невозвратное прошлое. С чаепитиями из самовара в бабушкином саду. С ее вареньями из причудливых вазочек. С бирюзовыми блюдечками  с высокими бортами с позолотой, из которых пилось намного вкуснее, чем из чашек.
   Но пришла пора и оказалось, что дети постарше мной посмеиваются, как над самой маленькой - пьет из блюдца! И началась борьба за право пить из чашки. Но еще долго помнилось, как  это удовольствие долго дуть в блюдечко и еще дольше потом тянуть из него чаек.
               
   Но в 40 лет, почти всегда ищущая и экспериментирующая со своим организмом (методом тыка), прониклась, наконец, всем призывам отказаться от сладкого и стала пить чай без сахара.               
   В  кофе клала. Варенья, мед, тортики, пирожные оставила.  И припеваючи так долго живу. Нынче отказалась от жирных масляных   пирожных и т.п. Нарушаю порой.               
   Неудобно в гостях отказаться, когда хозяйка сама пекла.
   - Я пару ложечек - попробую, уговариваю себя. Неудобно и просто познавательно попробовать, а какие заварнушки нынче у дочки получились?   
   - Маскарпоне? - тут я просто бессильна, Ни разу еще не отказалась.               
   -  Только ложечку! Вторую, третью  - Не поняла! А какие здесь орешки?  Ой, вот второй кусочек самый маленький, пожалуйста!..               
   - А киевский тортик!  Свеженький, с таким знакомым запахом...   А вот вкус совсем подзабылся. Так захотелось вспомнить:               
   - Мне ложечку! Ну, ладно, полкусочка!   
               
   В итоге еще и домой с собой пару кусков завернут. 


Рецензии