Быть или не быть? Тайна фотографии. Глава 25

       Надежда вернулась в Италию на десятый день. Сеньор Лучано ее ождал. Эта женщина ему нравилась. Почему? Он и сам не мог понять... Она для него была загадкой, которую ему очень хотелось разгадать. Надежда вернулась другой. Красивой, хотя и печальной. - Что-то в ней изменилось... Прическа, что ли, - думал сеньор Лучано, присматриваясь к Надежде. - Ах, да! Она сделала красивую стрижку и сразу помолодела на несколько лет... А сколько же ей лет, интересно, - терялся в догадках сеньор Лучано.

       - Как там на Украине, - спросил Лучано на плохом украинском языке.
Надежда вздрогнула от неожиданности.
       - Вы знаете украинский язык, - удивилась Надежда.
       - Да, - ответил сеньор Лучано, - моя мама была украинкой... И в детстве со мной разговаривала только на украинском языке. Отец сердился, ругал ее, но она его не слушала. - Мой сын должен знать язык своей второй родины, - отвечала она отцу.
       - Ваша мама молодец! Всем бы так. Но у нас на Украине сейчас совсем по другому. У меня папа был украинец, а мама была русской. Я говорю и на том и на другом языке. Для меня родной язык, как украинский так и русский... Но в Украине сейчас запрещают говорить на русском языке...
       - Почему, - удивился сеньор Лучано. - Сколько языков знает человек, настолько он и богат.
       - Что-то я богатой не стала, хотя знаю еще и польский язык... А сейчас пытаюсь полностью познать италянский... Так в чем мое богатство, - -спросила она сеньора.
       - В душе, - грустно ответил Лучано и поехал в свой кабинет.

       Каждый день, после завтрака и утренней прогулки, которую он совершал в своей инвалидской коляске, в окрестностях своего дома, сеньор Лучано возвращался домой и закрывался в своем кабинете. На обед, по его звонку, Надежда приносила ему в кабинет чашку крепкого кофе и фрукты. Он сидел за большим письменным столом перед ноутбуком, в окружении книг и что-то все время писал. Не отрываясь от написанного, он молча кивал головой в знак согласия. Значит Надежле надо было уходить из кабинета. - Интересно что он все время там пишет, - думала Надежда возвращаясь на кухню. Обедала она одна. Ей было скучно. Ей очень хотелось, чтобы сеньор Лучано сидел с ней за столом и что-то рассказявал ей на своем полохм украинском.

       Надежде нравилась работа у сеньора Лучано. Он не кричал на нее, не повышал голос, только иногда молча смотрел на нее пристальным взглядом, чем очень смущал Надежду. Работалось ей у него легко. После завтрака поход в супермаркет за продуктами. Сеньор заранее составлял список продуктов, которые надо было закупить на целую неделю. Надежда возвращалась груженная большими пакетами на такси. В конце недели сеньор Лучано проверял все чеки и другие расходы. Надежда была четкой. Ни капейки лишней не тратила. Как-то спросила сеньора нет ли у него велосипеда...
       - Зачем, - удивился он.
       - Я бы ездила в магазин за продуктами на велосипеде, чем тратиться на такси, - обьяснила она. - Раз у Вас машины нет, то меня устроит и велосипед.
       - Почему, у меня есть и машина и велосипед... - смешавшись, ответил сеньор Лучано. - А у Вас что, есть права на вождение автомобиля.
       - Нет, но на велосипеде я ездить умею. А на автомобиле... Могла бы легко научиться... А может быть мы вместе ездили б... - вырвалось у Надежды. - Для Вас прогулка по городу, для меня работа. - Надежда уже злилась сама на себя за свой язык. И дернуло же ее сказать такое! Хотя, какое? Самое обыкновенное предложение. А то сидит целыми днями у ноутбука и что-то пишет и пишет. Надо, как-то спросить его , над чем он там работает?
Надежде очень хотелось с ним поговорить... Но боялась надоедать ему... Он - хозяин, а только нанятая работница.

       Надежда все звонила и звонила тому итальянцу, что просил привезти ему второй экземпляр фотографии ее родственницы. Телефон молчал. Однажлы сеньор Лучана застал ее за этим.
       - Вы кому-то часто названиваете, а он Вам не отвечает... Это мужчина? Он обидел, бросил Вас?
       - Да нет. Я звоню человеку, который интересовался фотографией моей дальней родственницы... Я привезла это фото, а он где-то пропал...
       - Покажите мне это фото, - взволновано попросил сеньор Лучано. Надежда вытащила из своего кошелька привезенную фотографию.
       - Мама, - тихо прошептал сеньор, глядя на фотографию. - Это моя мама! - Вскрикнул он. - Это я искал украинку похожую на мою маму... А ты пришла ко мне сама!
       - А кто тот сеньор, которому я звонила, - спросила Надежда, - Где он пропал? Кто он для Вас?
       - Он там, откуда уже не возвращаются... Это был мой поверенный, который пытался тебя найти, но ты вдруг исчезла. Кто тебе моя мама, и почему эта фотография у тебя, где ты ее нашла, - вопросы сыпались один за другим.

       Вот так двое совершенно разных людей, живущие в разных странах вдруг находят общие корни. Они родственники, хотя и очень далекие. И полились воспоминания, расказы... Потеплело в душах обоих. Маленькая часть родной крови сблизила их.

       Сеньор Лучано рассказал Надежде что сейчас он пишет книгу воспоминаний о своей матери и ему не хватало материала.  Вот этот материал он и искал в украинских женщинах. Он принимал их к себе на работу. Разговаривал с ними, пытаясь найти, что-то общее со своей матерью... Но не находил. Тогда он решил искать по фотографии.
       - Как звали женщину на твоей фотографии,- спросил Лучано
       - Феодосия, - ответила Надежда.
       - А мою маму Доси..., - растерянно проговорил Лучано.
       - Все правильно. Ее полное имя Феодосия, а в детстве ее звали Дося, сокращенно. Когда она была маленькой, рассказывала моя мама, она могла только выговорить Дося. Так это имя за ней и сохранилось, - обьяснила Надежда.- А как, когда и почему она попала в Италию?
       - Вот об этом я и пишу книгу, - отвечал синьор Лучано. - Ты все узнаешь... Я все тебе расскажу. Я очень любил свою маму... Она умерла пять лет тому назад, прожив долгую жить. Мы не всегда ценим своих матерей, когда они живы. И только лишь спустя годы, мы начинаем понимать их. Прощать им многое, потому что сами становимся мудрее и честнее.

       - А как фамилия твоей Доси, - спросил сеньор Лучано.
       - Лукаш, - растерянно отвечала Надежда.
       - Так вот почему, перед самой смертью, она повторяла слово- "лукаш" , "лукаш" ... Я думал, что она бредит... А она вспомнила свою фамилию. Ей часто приходилось менять свою фамилию. Так складывались жизненные ситуации. Они с отцом пряталисть от немцев. Были в партизанском отряде. Работали в подполье. У них много было легенд, много имен и фамилий. Всех она даже не могла припомнить... Значит она была настоящая Феодосия Лукаш! Какое счастье, что я все это узнал благодаря Вам Нади... Можно я Вас так буду называть. У Вас красивое имя Надежда, но для меня трудно произносимое. Мне больше нравится имя Нади.
       - Да, конечно, - сердце Надежды радостно вздрогнуло. - Я еще кому-то нравлюсь!  Давайте, как-то собиремся за общим столом и поговорим о Доси. Я расскажу все, что о ней узнала. А Вы мне расскажите, как она очутилась в Италии и почему не искала родственников, не приезжала домой.
       - Жизнь моей мамы была трагическая и счастливая. Я родился уже после войны. Дайте мне все это переварить, записать, а потом мы с Вами, Нади, побеседуем еще. Теперь нам с Вами спешить некуда. Я закончу эту книгу и прежде, чем передать издателю, расскажу, стараясь перевести на украинский
язык все подробности этой книги.

              Продолжение следует.
   
               21 октября 2020 г.


Рецензии
Вот уж воистину - пути людские неисповедимы.
Следуем дальше, Лидочка.
Обнимаю!

Роза Госман   24.10.2020 22:39     Заявить о нарушении
Ро9очка! Ты права! Никто не знает, что нас ждет завтра. Мы часто сетуем на жизнь... Разве кто-то мог подумать о том, что на землю придет такая беда, как КОВИД19. Сколько нас останется после это мора?
Спасибо тебе, дорогая, за прочтение моего романа. С теплом))) Лида

Лидия Шевелева   28.10.2020 06:15   Заявить о нарушении